Что-то про Иисуса 3

Начало http://www.proza.ru/2018/12/30/1140

Начнем, пожалуй, с исторической справки  о религиозных течениях в Иудее (но никак не Палестине) первого века современного летоисчисления.

Так уж случилось, что к первому веку в Иудее, находящейся под властью Рима, сложились несколько религиозно-политических течений или партий, претендующих на власть в стране и влиянии на умы в израильском народе.   

Я не буду подробно рассказывать историю их возникновения, чтобы не уклоняться от темы. Просто назову основные и кратко охарактеризую их.

Итак, одна партия – цдуким, саддукеи евангелий.   Исторически так сложилась, что взгляды цдуким разделяли еврейская  аристократия, многие богатые семейства и большинство священства, часто во главе с самим первосвященником. Политически члены партии цдуким были коллаборационистами. Их вполне устраивало существующее положение вещей, т.е. римская оккупация страны. Скорее всего, они бы не возражали против независимости страны, но были против любых активных освободительных движений.

Другая самая многочисленная и самая влиятельная партия, по крайней мере, на умы, называлась прушим, фарисеи евангелий. Название партии можно понимать как «отделившиеся». А от чего они отделились? От темных и нелицеприятных сторон мирской жизни. Прушим были ревностными поборниками соблюдения ритуальной чистоты. Основу прушим заложили так называемые хахамим и софрим. Хахамим – мудрецы, толковавшие Тору, опираясь на Устный Закон, который, в принципе, отвергали цдуким. Основным занятием Софрим – известным по евангелиям, как книжники, было написание свитков Торы. В среде прушим к первому веку существовали две школы: Бейт-Шаммай и Бейт-Гиллель. Они различались не только  разными подходами  в толковании Закона, но и отношением к оккупационной власти. Школа Гиллеля была, выражаясь современным языком, за эволюционный характер развития событий. Тогда как представители школы Шаммая были сторонниками радикальных политических взглядов и нетерпимого отношения к Риму.

Т.о. в среде прушим выделялись два крыла: умеренное и радикальное, революционное, получившее название канаим –«ревнители», в евангелиях, зелоты (или зилоты).

Была еще одна более менее многочисленная религиозная группа, получившая имя ессеи, берущая начало, возможно, от хасидим – благочестивые – эпохи Антиоха Эпифана,  царя династии Селевкидов.

То ли из состава зелотов, то ли из состава ессеев выделилась  группа экстремистки настроенных индивидов, которые полагали, что с оккупационной властью необходимо бороться актами устрашения и возмездия. Их называли сикариями – «кинжальщиками», потому что они носили под одеждой особые кинжалы и при любом удобном случае пускали их в действие.

Вот, собственно, и все. Какое место занимали в этом ряду первые последователи Иисуса из иудеев? Скорее всего, они не сильно отличались от умеренных прушим.

Играли ли они какую-либо заметную роль в движении зелотов или сикариев? Вряд ли. Существует мнение, что последователи Иисуса покинули Иерусалим и не приняли участие в Иудейской войне,  за что были много порицаемы в дальнейшем.

Теперь вернемся к историческому труду журналистки. Итак, как видим, по-настоящему влиятельных партий в Иудее первого века  можно считать было действительно две: цдуким и прушим. Вот только первых иудео-христиан никак нельзя  внести в этот список. Но может быть последующие павловы христиане из язычников стали играть такую роль? А какое им было собственно дело до борьбы евреев за свою свободу? Им она (и борьба, и свобода) на что была нужна?

Однако читаем дальше.

Меня весьма позабавила увлекательная авторская фантазия на тему некоего Утешителя – Менахема.

Иудейское восстание, по мнению новоиспеченного историка, возглавил некий Менахем, что абсолютно противоречит фактам истории иудейской войны. Но Менахем же был?

Признаю, был. Восстание началось, как следствие разнузданного поведения и местной политики  прокуратора Гессия Флора, а не потому что убили некоего Якова, брата Иисуса, как уверена Лия. Началось в Иерусалиме летом 66 года. Вождем восставших был Элиазар сын священника Анании. Вот тут и объявился этот Менахем сын (а по другим данным внук) Иуды Галилеянина, считающегося основателем движения канаим-зелотов.

Но проявил себя Менахем, как бесстрашный глава сикариев, напав и перебив римский гарнизон крепости Масада. В Иерусалиме он вступил в борьбу с Элиазаром, не желая оставаться на вторых ролях, объявив себя  царем.  По приказу Элиазара  был казнен, скорее всего, в том же  66 году. Вот и вся история. А главная борьба и основные события были еще впереди.

И вот наш уважаемый автор читает предсказание Иисуса, озвученное в Евангелии от Иоанна (в синоптических ничего подобного нет).

«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 15:16).

Чуть далее:

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 15:26).

И еще:

«Утешитель …. пошлю Его к вам,  и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде…» (Ин.16:7-8).

Тут нашего автора осеняет, что утешитель – это Менахем (1). А никакого более Менахема нигде не наблюдалось. И автор делает сенсационный вывод, что вот этот Менахем, предводитель сикариев, и был тем самым, обещанным Иисусом Утешителем. Мало того, этот Менахем есть новое воплощение Иисуса.

Давайте размышлять. Если этот Менахем был сыном Иуды Галилейского, убитого во времена консула Квириния, т.е. не позднее 12 года н.э., то он никак не мог быть новым  воплощением Иисуса, будучи примерно одного с ним возраста.

С другой стороны. Евангелие Иоанна написано было не ранее 95года, а по некоторым оценкам в 120 году. Зачем автору вспоминать слова Иисуса о  каком-то Утешителе, да еще и в будущем времени, если этот Утешитель уже явился и обрел бесславный конец? Очень странно. 

А мог ли говорить Иисус о некоем Утешителе? Очень возможно. А кого он имел в виду под этим именем? Машиаха, т.е. Мессию?

В трактате Талмуда Сангедрин, в главе 11, лист 98б есть такой пассаж:

«Каково же имя Мессии? Некоторые говорят: Его имя – Менахем, сын Хезекии, ибо написано: Потому что далеко от меня Менахем (утешитель), который мог бы успокоить душу мою (Плач Иеремии 1:16) (2)

Но если Иисус говорит о пришествии Мессии, то тогда, кто он сам?

В оригинале Евангелия Иоанна на греческом языке написано слово «парАклитос», переведенное на русский язык как утешитель, но дословно означающее «призванный быть рядом».

Комментарий А.П. Лопухина:

Утешитель – по греч. Параклитос. Первоначально это слово обозначало человека, призванного на помощь, защитника (но не в смысле обыкновенного адвоката, а в смысле друга, который идет упрашивать судью за своего друга, обвиненного в каком-либо преступлении). Но затем, особенно у евреев, к которым это слово перешло из греческого языка в форме Пераклет, оно стало обозначать утешителя, советника, указывающего человеку, находящемуся в затруднительном положении, как ему лучше выйти из этого положения. Отцы и учители восточной Церкви такое именно значение "утешителя" и придают этому термину.
Доселе таким советником и другом учеников был Сам Христос, хотя Он в Евангелии и не называется "Утешителем". Но теперь на место удаляющегося от апостолов Христа к ним придет другой "Утешитель", или советник, друг. Из сопоставления здесь Христа и другого Утешителя как древние, так большинство новейших толкователей (Кестлин, Гофман, Вейс и др.) делают заключение, что здесь содержится учение о Духе Святом, как о самостоятельной личности. Других толкователей (де-Веттэ, Шенкель) смущает, однако, то обстоятельство, что в 15 и 16 главах возвращение Христа изображается совпадающим с пришествием Духа-Утешителя. Но смущение это неосновательно, потому что подобное же отношение существует между Отцом и Логосом: Отец в Сыне пребывает и Сын открывает волю Отца, что не препятствует всем толкователям признавать Сына отдельною личностью. Так и Христос будет действовать через Духа-Утешителя, придет в Нем к апостолам…

Думаю, читатель мой  сам теперь может решить, насколько правомочно и обосновано открытие Л.А.



(1) Менахем от корня нун-хет-мем со значениями: «успокаиваться, утишаться», «раскаиваться, жалеть». Иврит, не арамейский, как у Л.А.
 
(2) Плач 1: 16: Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог.


Рецензии
Просто вопрос - А зачем вы читали исторический труд этой горе- журналистки?
После первой, максимум второй страницы можно было прекратить эту радость чтения.
Очень советую задать в поисковике Ариадна Скрябин цитаты. Их всего две. Я их не напечатала даже в статье о ней - "Зарисовка - Сарра Кнут". Просто мне бы забанили всю статью о Сарре. Эти две цитаты вам ответят на все вопросы о труде и открытиях Л.А.

Виктория Блиндер   17.11.2019 19:41     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Виктория.
Читать эту хрень мука адская. Но продолжаю. Так как я устроен так, что мне неудобно перед читателем своим. Обещал еще написать про сей высокоумный труд.
Я, можно сказать, в сети был первым с отзывом. Все имена были настоящими. Висело у Якова Задонского (другая моя страница). Читателей набежало прилично. А через сутки админ снес без объяснения причин. Думаю, барышня Ю.Л. случайно наткнулась.
Но теперь в сети то там то тут отзывы появились. Ни одного положительного.
Не помню автора из Израиля, он написал, что Ю.Л. полагает, что первосвященник входил в Святая Святых Храма на праздник Песах. Туши свет. Барышня Тору ни разу не прочла. А чё там читать? Скукотища какая-то. А барышня привыкла детективчики крапать с мечущимися стрелками осциллографа и стремительно падающими домкратами (это, по-моему, у Ильфа).
По ссылке схожу, если найду. Спасибо за отзыв. Кот.

Кот Базилио 2   18.11.2019 16:35   Заявить о нарушении
О прочтении Торы - как-то одна молодая леди, застав меня за чтением недельной главы спросила: "Вы же уже это читали. Зачем вы перечитываете?" Я даже не стала объяснять, почему я перечитываю.
Я вам очень советую почитать о Скрябиной. Я не говорю о том, что она ассимилированного бессарабского еврея заставляла выполнять все еврейские законы, т.к. была фанатично верующей. Поскольку она была сторонницей Зеева Жаботинского, у неё было своё чёткое видение решения арабо-еврейского конфликта в Палестине.
Кстати, её дочь Бети Кнут воевала вместе с ней во французском Сопротивлении, а потом была членом подпольной организации Лехи.

Виктория Блиндер   18.11.2019 17:11   Заявить о нарушении
Зайдите ко мне прочитайте Зарисовка -Сарра Кнут
остальные скидки я сейчас вам пришлю

Виктория Блиндер   18.11.2019 17:16   Заявить о нарушении
Виктория, давай так.
Даешь ссылку.
После https: сделай пробел или лучше два, и все опубликуется.

Кот Базилио 2   18.11.2019 17:34   Заявить о нарушении
это цитаты

Виктория Блиндер   18.11.2019 17:37   Заявить о нарушении
Гой верит — еврей знает.
Антисемитизм извечен, как ненависть лакея к своему господину. Эта ненависть обращена на всякого, кто имеет какие-нибудь преимущества перед другими. А цивилизованный мир живет духовными богатствами иудаизма. Поэтому, само собой, он может только ненавидеть евреев


Виктория Блиндер   18.11.2019 17:39   Заявить о нарушении
Переход Ариадны в иудаизм вызвал большой резонанс среди русских эмигрантов, некоторые восприняли отказ от христианской веры как предательство и личную потерю.
Гуляли поздно, встретили Кнута с его противной женой (б<ывшей> Скрябиной). Эта жена его уже десятая[комм. 17]. Перешла в жидовство, потому что Кнут стал не столько поэтом, сколько воинствующим израильтянином. «Кровь Его на нас и детях наших».

— Зинаида Гиппиус, 16 февраля 1939

Виктория Блиндер   18.11.2019 17:47   Заявить о нарушении
книга Л.А. по сути полна антисемитизма.
Определение антисемитизма Скрябиной абсолютно точное

Виктория Блиндер   18.11.2019 17:53   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Виктория, эти цитаты я нашел через Яндекс.
Не очень мог связать с ЮЛ. Она не антисептика, она просто делает себе имя и бабло, которое, говорят, не пахнет. Ей плевать на иудаизм, как и на христианство. О Магомед побоится написать. Её просто шлепнут.

Кот Базилио 2   18.11.2019 18:33   Заявить о нарушении
Антисемитка.... Пишу с телефона.

Кот Базилио 2   18.11.2019 18:34   Заявить о нарушении
Да. Не забанят. Я, бывает, и хлеще пишу.
Особенно при общении в реках.

Кот Базилио 2   18.11.2019 18:37   Заявить о нарушении
Не знаю. Есть в таких моментах какой-то подкожный антисемитизм. Сидит внутри и ничего с эти не поделаешь.
Мой респект что вы дочитали этот труд. Я обычно бросаю на второй странице.

Виктория Блиндер   18.11.2019 18:41   Заявить о нарушении
Вы не просто прочитали - вы сделали анализ.

Виктория Блиндер   18.11.2019 18:45   Заявить о нарушении
В смысле ЮЛ? Далеко не дочитал. Застрял на уровне Великого Восстания.
Вот после этой моей третьей части вторую рецку оставила И.Алешина.
Она часто интересуется тем или этим. А я так устроен, стараюсь отвечать всем искренне интересующимся. Обрати внимание (прочти, если не трудно), что я ей ответил.
Яков.

Яков Задонский   18.11.2019 18:49   Заявить о нарушении
Эссеисты, у вас есть пара мыслей

Зус Вайман   18.11.2019 21:35   Заявить о нарушении
Это вопрос, Зус, или опять дополнение?

Яков Задонский   19.11.2019 09:40   Заявить о нарушении
Я пишу с телефона. Простите за опечатки.
Зус это отдельная история. Он постоянно обвиняет меня в плагиате. Якобы мой роман "Париж существовал? Забудьте..." списан с романа "Мечеть Парижской Богоматери".
Насколько я понимаю мой роман, в основу которого легли теологические работы Блеза Паскаля, он вообще не читал.
Роман был написан гораздо раньше. У меня есть доказательства.
2 романа абсолютно разные . У меня действие происходит в Израиле,Латинской Америке и совсем чуть чуть в Европе
Я, по этическим соображениям, не приняла помощь ультраправых Европы.
Роман переведен на французский...
Я прочла комментарии Зуса другим авторам. Там кроме яда ничего нет.
Он у меня просто заблокирован

Виктория Блиндер   19.11.2019 10:00   Заявить о нарушении
И кстати вопрос про Иисуса - вы когда нибудь задумывались, что ел Иисус со своими учениками на тайной вечери?
"Исследователи утверждают, что на столах были бобовое рагу, баранина, маслины, горькие травы, рыбный соус, пресный хлеб, ореховая паста, финики и ароматизированные вина"
Стол накрыт был для встречи Пейсаха - и маца, и харосет, и вино и....
Не похоже что он вообще дистанцировался от иудаизма.
А может всё было как у Булгакова, когда Иешуа сказал Понтию Пилату, что за ним ходит сборщик податей (Матфей), и всё неправильно записывает?

Виктория Блиндер   19.11.2019 10:47   Заявить о нарушении
- Какой, какой матери?
- Парижской... Бого... матери.

Привет Виктория!
Рад видеть.
С этим Зюсей

Яков Задонский   19.11.2019 17:48   Заявить о нарушении
С этим Зюсей что-то не так. Он периодически появляется у меня со странными визитами. Вот для примера последний (сообщение): "современником царя Невухаднецара II,
???
современником царя Невухаднецара II (Навуходоносора II)"

Что не так? - спрашиваю.

Ответ: Все так. Просто дополнил

Конец переписки.

Что дополнил? О чем? Загадка.
Но, как я понял, тебя он основательно доканывает.
Яков.

Яков Задонский   19.11.2019 17:53   Заявить о нарушении
Теперь Иисус.
У меня (у Кота) есть, на мой взгляд, любопытная и оригинальная работа "А был ли мальчик?". Об Иуде Искариоте. Кое-что там есть и об Иисусе.
Сейчас работаю над Шаулем - апостолом Павлом.

С этой "тайной вечерей" все не так просто. Это не мог быть вечер Песаха по определению. Потому как на утро Иисус был казнен. И речь шла о том, что его нужно быстрее снять с креста и поместить в место захоронения, так как приближается вечер Песаха.
Если ты внимательно прочтешь Евангелия, то тебе будет ясно, что Иисус был иудей, пришел к иудеям, иноплеменников на дух не переносил. Мало того, практически нет ни одного его утверждения или поучения, которое выходит за рамки иудаизма. Иисус, скорее всего, по воззрениям был из прушим, т.е. фарисеев.
Вкратце так.
Яков

Яков Задонский   19.11.2019 18:03   Заявить о нарушении
Ничего я не доканываю. Живите и пишите.
А то, что вы не понимаете моих замечаний, не берите в ваши головы.

Зус Вайман   19.11.2019 18:16   Заявить о нарушении
Я понял, Зус. Ты не владеешь русским языком. Это не твой родной язык.

Ничего я не доканываю.

Доканывать, Зус, можно "кого" (одушевленное), а "чего" (неодушевленное) доканывать нельзя. Ты не можешь доконать раздолбанную дорогу, а вот она тебя запросто.

Яков Задонский   19.11.2019 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.