Блок. Днем вершу я дела суеты... Прочтение

 32. «Днем вершу я дела суеты…»






                Днем вершу я дела суеты,
                Зажигаю огни ввечеру.
                Безысходно туманная — ты
                Предо мной затеваешь игру.

                Я люблю эту ложь, этот блеск,
                Твой манящий девичий наряд.
                Вечный гомон и уличный треск,
                Фонарей убегающий ряд.

                Я люблю, и любуюсь, и жду
                Переливчатых красок и слов.
                Подойду и опять отойду
                В глубины протекающих снов.

                Как ты лжива и как ты бела!
                Мне же по сердцу белая ложь…
                Завершая дневные дела,
                Знаю — вечером снова придешь.
                5 апреля 1902







     Разумеется… Как только (как в предыдущем стихотворении) он прорывается к  «терновому кусту», как только к нему прорывается «Белая Ты», так сразу же, тут как тут:
 
                Безысходно туманная — ты
                Предо мной затеваешь игру…

     «Все в облике одном»… «Как ты бела!»… Как она рядится в чужие одежды!  «Лживая», «манящая», «безысходно туманная». Гадалка.


*
*


вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1. Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
                Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.


    Сцена 9.  Ответ из лиловых миров.

              32. «Днем вершу я дела суеты…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/903 )
              Опять «Безысходно туманная — ты» - гадалка.
33. «Люблю высокие соборы…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/911 )
Появление Двуликого.
34. «Я знаю день моих проклятий…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/917 )   
Появление Двойника.


Рецензии