Нахой. Начало трудного пути

                "Ступая на дорогу, отдаешь ей частицу себя"
                Ван Ли-чжун, китайский картограф.

                ***

 Чуть вернусь к предыдущей теме. Набор иностранных колонистов по манифесту Екатерины II наглядно показывает эффективность работы нашего чиновничьего аппарата.

 Возможно, что по этой причине граф Орлов, через Мусина-Пушкина, "мутит" более прибыльный проект, с вызывателями. Как показали последующие события сеи частные конторы оказались более разворотливыми. Но и расходов, возможно, плавно перетекающих в карман Орлова, было на порядок больше.

 Хоть и прошло с тех славных времен более двух с половиной веков, схема взаимодействия государства и предпринимателя в России, как мне видится, живет и процветает. Не такая четкая отчетность, да и в случае "шухера" есть на кого "перевести стрелки". Тем более, что занимались набором переселенцев иностранные граждане.

 Как они при этом маркитанили по-полной. И это касается не только кабальных для колонистов и весьма прибыльных для вызывателей условий заключения индивидуальных и общинных договоров, но и беспошлинный провоз в России "дефицита". По сути граф Орлов разработал очередную схему обогащения. А вот бедным колонистам пришлось вкушать лиха по полной программе. Речь идет не о послевоенном сброде и мошенниках. Если бы основу колонистов составили "ватники" и "титушки", то через десять лет после манифеста, все это предприятие накрылось "медным тазом". А министры, разводя руками, со слезой в голосе говорили бы о невыполнении "майских указов" Её Сиятельства.

 Основу переселенцев составили простые, обнищавшие от войны работяги. Именно таких людей и обдирает в первую очередь любая Система взаимодействия чиновника и человека. И это касается не только досоциалистических формаций. Как показал опыт СССР и как показывает жизнь в нынешних архипелагах социализма, формация-лишь прикрытие для манипуляции сознанием.

 К счастью или несчастью для любых переселенцев, они мало разбираются в выстраиваемых "князями Орловыми" и "графьями Мусиными-Пушкиными" финансовых схемах личного обогащения.

 Их мотивация проста и естественна. Есть земля, на которой я могу работать. Пусть и трудно, с кровавыми мозолями и недоеданием, но получая нечто большее, чем "империалы". Скажете, идеализм. Но на таком идеализме простого труженика и держится, препятствующая ему же государственная машина.

 Конечно, колонистов поманили и предоставленные им (больше на бумаге) преференции. Но впереди был трудный путь в неведомое.

 Три крупных портовых города аккумулировали людские потоки перед отправкой колонистов в Россию: Гамбург, Гданьск (Данциг) и Любек.

 Примечательно, что в большинстве документов на эту тему польский город называется Данцигом. Думаю, это связано с совпадением по времени очередного переименования и жизни "колониальных"летописцев. Но в момент переселения это был Гданьск.

 Но главным портом колонистов стал Любек. Как я понимаю, это связано не только с тем, что этот порт являлся одним из главных транзитных путей водного общения Европы и России. Об этом значении свидетельствует знаменитый диалог Пушкина и Тургенева. Один, ярый государственник критикует "заграницу", второй же лениво бросает: "Да съезди, чувак, хоть в Любек".

 Думаю, если один из спорщиков побывал бы после этого в упомянутом городе, то он мог застать там ещё живых очевидцев переселения европейских народов в заволжские степи.

 Но об этом чуть позже.

 


Рецензии
Очень интересно. Ничего раньше обстоятельного не читал о поволжских немцах.

Владимир Врубель   05.01.2019 20:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.
Субъективное осмысление общеизвестных фактов. Сегодня нашел в нете список первых колонистов Поволжья.
Но мне интереснее исторические параллели.

Евгений Садков   05.01.2019 21:16   Заявить о нарушении
Колупни посильнее русского - и увидишь татарина...

Роман Огнев   05.01.2019 23:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.