Не у каждого свой выбор

«Невежество — первая предпосылка веры,
и поэтому Церковь так высоко его ценит»,
- французский философ, просветитель Поль Анри Гольбах.


Утром на лестничной клетке возле лифта меня остановила соседка Валентина, уже не молодая, но очень подвижная женщина.
- Любаша, ты пойдёшь сегодня в церковь за святой водой? – поинтересовалась она.
- Я не посещаю такие заведения, - категорично заявила я, направившись к мусоропроводу.
- Вот и зря. Нельзя забывать традиции наших предков.
- А почему ты решила, что христианство – религия русских людей? - остановилась я в недоумении.
- Мне сейчас некогда объяснять, я спешу в церковь, а вечерком к тебе заскочу, и мы потолкуем, - крикнула на ходу Валентина и зашла в лифт.

Соседка исполнила своё обещание, и вечером появилась на пороге моей квартиры. Мне не хотелось вести разговоры о религии, и, чтобы отвлечься от щекотливой темы, предложила почаёвничать.
- Как поживают твои внучки? – поинтересовалась я и поставила чайник на плиту.
- Девчонки растут, - радостно сообщила Валентина. - Четырёхлетняя Маша уже читает вслух молитву «Отче наш». Старшая Леночка по воскресениям со мной в церковь ходит.
- Ну, зачем так рано приобщать маленьких детей к религии? Вырастут – разберутся сами, что к чему.
- Старшей внучке Леночке уже десятый год пошёл, - пояснила соседка. – Но если детей не водить в церковь с малолетства, они не будут знать Бога, - уверенно добавила  Валентина.
- Лично я начала интересоваться христианством, когда стала взрослой, но чем больше узнавала об этой религии, тем меньше у меня оставалось веры в Христа, а потом она и вовсе исчезла,  - заметила я, снимая чайник с газовой конфорки.
 
- Какая ты наивная, Люба! Вера не должна иметь доказательств. Если бы тебя Бог коснулся, ты бы в него уверовала. Вот я тебе завтра принесу библию, ты её прочитай и начинай молиться. Может быть, Бог тебе и откроется.
- А тебе уже открылся? – полюбопытствовала я.
- Конечно. Это произошло сразу после того, как я покаялась, причастилась и приложилась к кресту, - с воодушевлением рассказала гостья. 

Я наполнила чашки крепким ароматным чаем.
- Угощайся, Валюша, печеньем, конфетами, - предложила я, выставив на стол сладости.
- Не откажусь, хоть я пришла к тебе с другой целью.
- Валя, я понимаю твои добрые намерения, но переубедить меня тебе будет сложно. Я всё это проходила: и молитвы, и покаяния и причащения.
- Это видно, - вздохнула соседка, разворачивая очередную шоколадную конфету.

- Я не могу категорично отрицать бога, - продолжила я свои рассуждения. -  Возможно, что-то есть необъяснимое, например, высший разум. Но зачем молиться чему-то сверхъестественному и просить что-то, когда можно просто разумно жить? Бог нам не слуга, чтобы исполнять все наши желания и прихоти. Если человек живёт по совести, никого не обманывает, не обижает, за что ему тогда гореть в гиене огненной, как нас стращают церковники? Кстати, у меня есть библия и евангелие, и я изучила эти книги.

- Любочка, при всём моём уважении к тебе, я не могу с тобой согласиться. Даже многие вчерашние атеисты пошли в церковь. Да и я, честно говоря, в молодости ни во что не верила, и только, благодаря своей подруге, уверовала во Христа, и теперь каждый день захожу в храм помолиться. Хорошо, что власть о нас, верующих, позаботилась - в каждом районе появились церкви.
- Да, христианских храмов понастроили множество, но жизнь в стране от этого лучше не стала. Преступность зашкаливает. До сих пор люди ютятся в коммуналках. Лучше бы жилые дома для народа построили.
- Невозможно всё сразу построить, а духовное, между прочим, важнее материального, - возразила соседка.
- Эх, Валя! Посмотреть бы на тебя, как бы ты жила и радовалась в коммуналке, - улыбнулась я. –  Давно известно, что власть и церковь всегда были заодно. Кто ещё внушит гражданам, что власть от бога? Конечно, церковь. Ведь рабами божьими управлять легче.
- Люба, не забывай, что православие - это религия наших предков.
- Почему ты в этом так уверена?
- Да ведь наши деды и прадеды ходили в православную церковь и молились.
- Ты хоть знаешь, что слово «православный» - это древнеславянское слово и означает славить правду?
- Вот поэтому наша христианская церковь так и называется, - заключила Валентина.
- Христианское духовенство использовало это слово, чтобы исказить русскую историю и притереть чужую иудейскую религию к нашей древней религии. Церковь стала называться православной лишь в 16 веке, - пояснила я.
- Какая разница в названии? Главное, что мы молимся Богу нашему Иисусу Христу.

- Откуда ты, Валя, знаешь, что Иисус Христос является нашим Богом? Кстати, сам Христос говорил, что пришёл к иудеям, а людей других национальностей сравнивал с псами. Как же ты не заметила этой важной детали в евангелии? – удивилась я.
- Священное писание не всегда надо понимать буквально. До язычников учение Христа донёс апостол Павел, - важно дополнила соседка.
- И очень успешно, - согласилась я. - С его лёгкой руки, христианство докатилось до Римской Империи, где было оформлено Императором Константином в государственную религию. 
- Что значит «оформлено»? Христос – основатель нашей религии,  -  возмутилась Валентина.

- Русским людям эту религию навязали силой и хитростью больше тысячи лет назад. Сколько людей полегло при внедрении христианства на Руси, никто не скажет. Истинную историю всегда искажали или уничтожали. Наверняка народ сопротивлялся. И это сопротивление было бы более мощным, если бы люди узнали, что написано в Библии. В те далёкие времена народ был неграмотным, да и библий простолюдинам не выдавали. Это сейчас продают священные писания на каждом углу.

- Лично я ничего страшного в них не обнаружила, - перебила меня соседка.
- Вот это и странно. Сегодня люди грамотные, но поверили в Христа, не вникая и даже не читая библию. Разве тебя, Валя, не смутили рассказы о том, что Каин убил брата Авеля. Родоначальник еврейского народа Авраам занимался сутенерством, и отдал свою жену Сару на временное пользование фараону. Кстати, Сара приходилась Аврааму родной сестрой по отцу. Другой брат Иаков, будущий Израиль, купил за чечевичную похлёбку первородство у своего брата, заодно со своей мамашей обманул слепого отца. Дочери споили вином отца Лота и забеременели от него. Священные правители занимались развратом, убивали друзей, чтобы отнять их жён. Войны, распри якобы во имя или даже с благословления бога – всё это в священной книге представлено в изобилии.

- Каждый человек ответит за свой грех, - произнесла Валентина.
- Но этих греховодников объявили святыми и пророками, - продолжила я. - Возьмем, к примеру, царя Соломона. Сначала он жил в своё удовольствие, имея тысячу жён и наложниц. При этом, постоянно воевал, грабил другие страны, брал чужеземцев в рабство, а когда состарился и притомился, стал святым и начал всех учить уму разуму, - напомнила я.

- Это всё в старом завете, а Христос пришёл к нам с новым.
- А ты хоть знаешь, кто назначил Христа богом? – полюбопытствовала я.
- Люба, о чём ты говоришь? Как такое возможно?
- Об этом историческом факте я узнала, прочитав «Историю религии» протоиерея Александра Меня. Ты слышала о таком священнике?
- Припоминаю. Его вроде как топором зарубили?
- Да, было такое дело. Кстати, Александра Меня до сих пор духовенство недолюбливает. Возможно из-за его книг.  Между прочим, по распоряжению епископа Екатеринбургского Никона книги протоиерея Меня были прокляты и сожжены, как еретические. Хотя сам владыка Никон обвинялся в мужеложстве. Вот такой парадокс.
- И что такое написал Александр Мень?
- Он рассказал, как христианство стало государственной религией в Риме. В его книге примерно написано следующее. Чтобы сплотить Рим, Император Константин пришёл к решению выбрать христианство в качестве государственной религии. Я думаю, что выбор был сделан не случайно, учение Христа, призывающее к смирению, выгодно отличалось от других религиозных направлений. Это событие произошло в 318 году. Чтобы примирить язычников с христианством, Император перенёс в новую религию много языческих элементов. Это нимб католических священников, олицетворяющий в прошлом поклонение солнцу, календарь, а также замена праздничного дня с иудейской субботы на языческое воскресение.

- Ну, и правильно он сделал, - заметила Валентина.
- Ты послушай, что было дальше. Вместе с духовенством Император Константин организовал в 325 году Первый Вселенский Собор, на котором Иисус Христос был объявлен Богом. А сам Император Константин провозгласил себя наместником бога на Земле. Позже роль наместников взяло на себя духовенство.
- У меня голова идёт кругом от твоих рассказов, Любаша, - сказала соседка и поднялась со стула.  – Пора идти домой ужин готовить, а то муж скоро вернётся с работы, - пояснила она.
- Как твой муж относится к христианству? - поинтересовалась я, провожая соседку.
- Да никак. Но я за него и за всех близких молюсь. Могу и за тебя помолиться.
- Вот этого не надо. И давай договоримся на будущее, не поднимать вопросы на религиозную тему.
- Спасибо, Любаша, за угощение, - поблагодарила соседка и с задумчивым видом вышла из квартиры.

Примерно через месяц я встретила Валентину в ближайшем магазине, домой возвращались мы вместе.
- Сегодня вечером ко мне придёт батюшка освятить мою квартиру, - сообщила соседка.
- И сколько стоит такая услуга? – спросила я.
- Это пожертвование, - с укором пояснила соседка. - Немного помолчав, она добавила. -  С меня взяли всего три тысячи. Мы с Татьяной с пятого этажа скооперировались, - заметила Валентина. - Если бы я пригласила священника только в свою квартиру, то пришлось бы пожертвовать пять тысяч.
- А если бы не вызвала батюшку, ещё больше бы сэкономила, – пошутила я.
- На этом не экономят, - ответила Валентина и, уверенная в правоте, направилась в свою квартиру.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО О ХРИСТИАНСТВЕ Я НАПИСАЛА В СВОЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ:
http://proza.ru/2015/02/10/577


Рецензии
Любочка, спасиБо!
Обязательно прочту "Историю религии" Александра Меня.

Любовь Весёлая   31.01.2022 18:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Люба, за визит и отклик.
С уважением и добрыми пожеланиями.

Любовь Шифнер1   31.01.2022 18:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.