Если в феврале расцветает верба

…Если   в феврале расцветает верба.
… После вчерашней метели деревня лежала  укутанная в белое одеяло, пуховое, толстое, ровным слоем прикрывшее и улицу, и окрестные холмы. Было ещё темно. По ярким звёздам, визгливому хрусту снега под ногами, облачкам пара от дыхания было понятно, что метель сменилась морозом не меньше 25 градусов.  Я, уткнув нос в  пушистый шарф, почти бежала к своей маленькой школе. 
  Вот уже   полгода я работаю учителем (и директором!) малокомплектной школы в деревне  Хлебодаровка. Сказать, что у меня маленькая школа – ничего не сказать. Моя школа – это старый деревенский домик в две комнаты, и всего … два ученика. После окончания педучилища я,  полная творческих планов, приехала работать сюда по распределению. Меня не смутило ни то, что всего двое учеников (хорошо, что оба во 2 классе!), ни то, что школа не совсем похожа на школу, ни то, что жить придётся на квартире у бабушки. Ведь нас готовили к работе в сельской школе! И я старалась работать в соответствии с требованиями программы:  играла на баяне на уроках музыки, учила с детьми ноты, рисовали и красками, и гуашью (благо своих запасов на двоих хватало!), проводила классные часы. Пыталась проводить мероприятия - Новый год, праздник мам.  И родители приходили! А на Новогодний утренник собралась чуть ли не вся деревня.  Но всё равно порой нападала страшная тоска: что я здесь делаю? Кому нужны мои старания?  В голове почти всё время крутилось: «А годы проходят...  всё лучшие годы…»   Мои подруги  с  восторгом писали о своей работе в нормальной, обычной школе, о коллегах. Мне казалось, что они живут полной, насыщенной жизнью. А я? Сейчас приду в школу, в которой, вероятно, ещё топится печь. Мне надо вовремя закрыть вьюшку, чтобы не угореть, но и не замёрзнуть. Печь в 4-5 часов утра топит моя техничка тётя Катя.
  …Ну, вот  и первый урок.  Мои  ученики - Валера и Таня – читают, отвечают, решают…
 Между тем на улице рассвело.  День сегодня  морозный, но солнечный. К четвёртому уроку небо сияло настоящей февральской лазурью, нетронутый снег сверкал и переливался под лучами солнца, искрились  морозные узоры на стекле. Кстати, по плану  у нас зимняя экскурсия  по природоведению.
- Ну что, ребятки, пойдём на экскурсию или мороза испугаемся?
Моё предложение встречено с восторгом:
 -Ура!! На экскурсию пойдём!
 Таня с Валерой быстро влезли в свои пальтишки, а валенки они и не снимали.
 На улице был настоящий праздник зимы! Сияющее солнце, ослепительно голубое небо, искрящийся снег до самого горизонта…  Воздух свежий, морозный…
-Ух ты, красота какая!- не выдержала я.
-Великолепными коврами снег лежит, - поддержал меня Валера.
Не зря мы вчера разбирали «Зимнее  утро»  Пушкина!
- Ну, где пойдём: в обход по дороге или напрямую по насту?
-Напрямую!

Наст   хотя и  был присыпан снегом,  но держал хорошо. Мои ребятки легко скользили в своих валенках, оставляя неглубокие бороздки следов. Я же шла с осторожностью – местами наст не выдерживал, и я проваливалась в снег.
 -Помните, мы читали, что волки не проваливаются в снегу, а лоси вязнут?- снова проявил свою осведомлённость Валера.- Вот и мы- как волки, а Светлана Санна- как лось!
Спасибо, конечно, за такое сравнение! Я сделала вид, что не совсем расслышала Валеркино заявление.

…  Вот мы и на берегу Белой. Летом здесь крутой обрыв - «крутояр», как здесь говорят.  Зима же превратила берег в настоящую горку.  Ветры отполировали наст  до ледяной гладкости, и сейчас он заманчиво поблёскивал на солнце.
- Будем погоду смотреть?- осведомился серьёзный и ответственный Валера.
-Будем!
   Мы подробно «рассмотрели погоду»:  обратили внимание на ярко-голубое небо,  морозный иней,  «великолепные снежные ковры»…   Валере очень понравилось это определение, и у него всё было «великолепным»: снег, небо, погода, солнце, вид на деревню..
-А там внизу что?- показала рукой Танюшка на что-то темное под обрывом на берегу реки.
-Сейчас выясним!
Валерка плюхнулся на снег, оттолкнулся руками  и вмиг скатился вниз, подняв мелкую снежную пыль, искрящуюся на солнце.
-Ух ты! Так здорово! Танюшк,  давай, съезжай! Не бойся!
 Татьяна так же плюхнулась, оттолкнулась и, завизжав то ли от страха, то ли от восторга, то ли просто так, через мгновение оказалась внизу, рядом с Валерой.
-Ух ты! Здорово как! – не нашла других слов Татьяна, чтобы выразить свои эмоции.  Она вообще почти всегда повторяла всё за Валерой.
 - Мы сейчас разведку проведём! Выясним, что там! - это, конечно, Валера. Татьяна таких слов-то, наверное, не знала.
- Осторожнее, ребята! Не провалитесь! - запоздало предупредила я своих учеников.
 -Ничего, Светлана Санна! - успокаивающе отозвался Валерка. Выговорить моё отчество полностью - «Александровна»- не хватало терпения даже у Валеры. Да и почти все в деревне меня звали либо Светлана Санна, либо просто  Санна.
-Светлана! Санна! - раздались полные восторга и удивления голоса Валеры и Тани. Захлёбываясь, перебивая друг друга, глотая слова, они пытались объяснить мне что-то совершенно невразумительное.
- Тут! … Чу-удо-о! Настояще-е-е!  Сказочное! Великолепное! Давайте сюда, Светлана Алесанна!

 Мне и самой было интересно и немного тревожно, что же такое «чудесное и великолепное» обнаружили мои «фенологи».  Эх, была-не была! В конце концов,  мне ещё всего-то девятнадцать лет! Да и как учитель я должна быть рядом со своими ученикам! И, подобно ученикам подвернув под себя полы шубы, плюхнулась на снег, оттолкнулась ногами и руками и, жмурясь от летевшей в лицо острой снежной пыли и стараясь не закричать от восторга, как Танька, скатилась вниз. Было действительно здорово!  А мои «исследователи» уже тащили меня к какому-то кусту, росшему под крутым берегом.
-Смотрите! Чудо!
Это, и правда, было похоже на чудо! Среди сугробов,  в морозный  февральский  день перед нами сияли серебристые пуховки. Верба! В феврале! В двадцатипятиградусный  мороз! Действительно, чудо!
- Это весна пролетала, задела кустик своим теплом, вот он и расцвёл!- нашёл объяснение поэтически настроенный Валера.
-Нет, тут, наверное, затишек, ветер не попадает, солнышко набирается, вот он и зацвёл!- это прозаичная Татьяна выдвинула свою версию.
 -А вы как думаете?
 Я и не знала, как объяснить, почему одна веточка на кустике вербы распустилась не в своё время. 
-А знаете, ребята, как сегодняшний день называется? Сретенье, то есть весна встречается с зимой. Вот, наверное, оставила весна знак, что она здесь была.
-Вот, я же говорил! - удовлетворённо отозвался Валера.
- Ну, я же говорю, что здесь затишек, вот весна и заглянула сюда!- гнула своё Татьяна.

 …Назад мы шли  по  санной дороге, которую уже успели наездить с утра. Ребятки мои хотя и устали немного, и слегка замёрзли, всё же были довольны. Веточку вербы мы аккуратно отломили, решили поставить её в классе и наблюдать, что будет с ней дальше. А весной, когда она пустит корни, высадить её  на школьном дворе.
 Валера шёл впереди, гоняя какую-то ледышку, что-то  насвистывая.  Татьяна же шла рядом со мной. По тому, как она сопела, время от времени вскидывая на меня глаза, по её оттопыренной нижней губе, было понятно, что она о чём-то хочет, но не решается спросить. Наконец она нерешительно сунула свою ручонку в мою руку.
- Таня! Да у тебя варежка совсем мокрая! Подожди-ка.
Я остановилась, поправила пуховый платок на голове девочки, затянула его потуже, заправила под пальтишко, прикрывая шею; достала свой носовой платок, вытерла ей нос. Таня терпеливо стояла.
-На мои варежки, а то твои совсем вымокли!
- Не-е! А Вы как? Не замёрзните? –  застеснялась девочка.
Я надела Татьяне свою пуховую тёплую варежку на одну руку, а другую- мокрую ,холодную -взяв в свою руку, сунула себе в карман. Довольная Татьяна засеменила рядом.
-Мы с Вами как связанные, быстро идти не сможем!
-Ничего, зато руки у тебя согреются.
-Ага! – согласилась Танюшка.
 Помолчав некоторое время, она вдруг нерешительно спросила:
-Светлана Санна, а это счастье было?
 Я даже остановилась от неожиданности:
 - Где, Таня? Что? Когда?
- Ну…  там…  верба, -  и, видя моё удивление и непонимание, торопливо попыталась объяснить:
-Ну…  вот... верба - это ведь чудо?
- Ну… чудо, -  не понимая, куда клонит Татьяна, неуверенно согласилась я.
-Ну… вот..., - уже увереннее продолжала Таня, -   верба - это чудо, а чудо же для счастья бывает? - с надеждой в голосе наконец пояснила она свою мысль.
  -Конечно, Таня, чудо для счастья бывает! – и, помолчав немного,  спросила у неё:
-Таня, а ты счастливая?
-Ну да, конечно! - как само собой разумеющееся заверила меня Татьяна и тут же пояснила:
- Конечно, счастливая! Смотрите: у меня есть мама, папа,  две бабушки,  дед, старший брат, старшая сестра, ещё маленькая сестрёнка Верочка, а ещё…- со счастливым придыханием,  даже остановившись, добавила:
- А ещё вчера папа принёс щенка! Знаете, какой хороший! – голос её зазвенел от счастья. - Маленький,  лохматенький, беленький! Мы его Снежком назвали! – в голосе Татьяны звучало неподдельное счастье и восторг.
 Немного помолчав, посопев ещё, Татьяна неуверенно, с робостью спросила: –А Вы? Светлана Алексанна, Вы счастливая?- в её голосе чувствовалась и надежда, и  одновременно какой-то страх.
 Я остановилась, огляделась. Конечно же, счастлива, моя девочка! У меня тоже есть мама и папа, бабушка, сестрёнка, брат.  Есть этот сверкающий снег,  эта чудо-верба, есть моя работа, есть, в конце концов, вы, мои ученики!
- Да, Таня, я тоже счастливая.
Татьяна, успокоенная, выдернула свою руку и побежала догонять одноклассника.
- Валер, а ты не потерял веточку вербы? Мы её посадим, и у нас на следующий год снова будет чудо и много-много счастья!

 


Рецензии
Хороший рассказ: интересный, жизненный, искренний! Умело и талантливо дано описание зимнего, солнечного и морозного денька! Экскурсия со всеми подробностями и волшебным чудом - распустившаяся веточка вербы среди зимы. Такое счастье!
Своим повествованием Вы вернули меня в молодые годы начала трудовой деятельности в сельской школе. Только школа была восьмилетняя, располагалась в четырёх зданиях, а учащихся было много, почти пятьсот! Зимы в то время были снежные, метельные, суровые...
Спасибо, Антонина! Понравилось.
С наступившим Новым годом! Желаю Вам здоровья, творческих успехов, счастья и настоящей русской зимы!
С уважением,

Валентина Самаричева   02.01.2024 18:31     Заявить о нарушении
Спасибо большое! И Вас с наступившим Новым годом и с близким уже праздником Рождества! Всего Вам самого светлого и доброго!

Антонина Григорова   03.01.2024 21:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.