У психолога на приёме

- Я давно и безуспешно пыталась понять, что делает человека счастливым. Меня очень интересует вот что. Это понимание является очень сложным лично для меня или оно вообще очень трудно для априорного изучения и прогнозирования? Рыбак поймёт, что именно он поймал не тогда, когда он забросил крючок с наживкой, не тогда, когда запрыгает поплавок, не тогда, когда он увидит, кто клюнул на его крючок, а когда он вытащит добычу из воды. Я отличаюсь от того рыбака тем, что не забрасываю крючок с наживкой, поскольку не понимаю, на какую наживку нужно ловить то, что я никак не могу себе представить...
- Вы могли бы сформулировать Ваш вопрос ко мне?
- Всё это очень трудно точно выразить. В двух словах: может ли человек априори сформулировать то, что составит его индивидуальное счастье, может ли человек вытащить себя за волосы из болота каждодневной зачуханности и малорациональной суетливости и с достаточной основательностью сообщить самому себе какие-то мысли, идеи о своём особом, индивидуальном предназначении. Что такое счастье, как его добиться, в чем заключается индивидуальный путь к счастью. Этого я, можно сказать, не понимаю. Можно ли считать, что понимания заслуживают исключительно единицы - глубоко осознающие и целеустремленные личности, те, кто понимает, в чем оно заключается это самое эзотерическое знание, и движутся к цели одержимо, несмотря, вопреки, не взирая. Видимо, я настолько глуха к самой себе, что не слышу голоса своей души. Либо не заслужила его - это глубоко осознанное Счастье, то есть саму себя.
- В Ваших рассуждениях, если с их помощью Вы пытались сформулировать вопрос о том, можно ли вообще и как можно найти своё единственное место в мире...
- Да, Вы именно так сформулировали, как я хотела сказать...
- Прежде всего я хотел бы обратить Ваше внимание на то, что подобные вопросы задают себе единицы. Практически все остальные люди решают это вопрос с помощью таксиса.
- А что такое "с помощью таксиса"?
- У бактерий существует дюжина способов таксиса - движения в направлении факторов привлечения. Для одних это - глюкоза и иные вещества, для других магнитные поля, свет и т.д. У таких бактерий существуют специфические биологические детекторы, которые определяют куда в данный момент двигаться по градиенту или против градиента. Те факторы, которые привлекают бактерии, называются аттрактантами, а таксис - положительным, те, которые бактерии отпугивают, называются репеллентами, а таксис - отрицательным. Таксис может зависеть от интенсивности раздражителя. Например, фототаксис при слабой интенсивности света может быть положительным, при значительной — отрицательным, а при средней - и вовсе не проявляться. На примере бактерий понятно, что люди, порой хаотично, движутся туда, где им лучше, теплее, где они чувствуют себя надёжнее устроенными: материально-финансовый таксис, сексуальный таксис, успокоительный таксис, выпендрёжный таксис, таксис профессионального интереса... На самом же деле эти биологические детекторы, без которых таксис невозможен, не позволяют думать. И это главное! Они только лишь позволяют реагировать. Именно по этой причине таксис в статистическом плане приводит к равенству плюсов и минусов. Очень высока вероятность того, что сегодня весьма многообещающий человек завтра покажется полным ничтожеством. В этом смысле люди, которые ставят перед собой трудно разрешимые вопросы на самом деле имеют огромные преимущества в поисках своего "единственного предназначения" в сравнении с теми, кто пользуется исключительно таксисом. Таких людей не очень много...
- Вы уже вселяете в меня какую-то надежду!
- В Ваших рассуждениях заложена задача, которая решается весьма и весьма непросто. Ну, во-первых, речь идёт об умении и способности оценить свой психический статус. Это очень важно для того, чтобы понимать, что то, что хочет человек, он действительно хочет, а не водит сам себя за нос. Объективно оценить свой психологический статус - это почти что невозможная, нечеловеческая задача.
- Можете как-то понятнее?
- Представьте себе, что Вы что-то забыли. Забыли какое-то событие из Вашей жизни и впоследствии вспомнили или же кто-то напомнил Вам. Представьте, что перед Вами стоит вопрос: Вы забыли нечаянно или намеренно?
- А что, можно забывать намеренно?!
- Феномен намеренного забывания открыл и сформулировал Зигмунд Фрейд. Этот феномен вытеснения в подкорку в подсознание проявляется практически у всех людей. Он позволяет осуществлять "обратный таксис"...
- Как это?
- Защищаться от стресса. Вы можете взять в регистратуре краткое изложение этого феномена, детально сформулированного в моей теории психоиммунитета.
- Спасибо!
- Но лишь единицы - и это сверхлюди - способны ответить на заданный выше вопрос: нечаянно или намеренно? Представьте, что Вы по гроб обязаны какому-то человеку, но у Вас к нему недобрые чувства по каким-то из многочисленных причин. Вы непременно будете намеренно забывать множество связанных с ним событий. Люди врут себе ежедневно, ежечасно. Это - пример того, как трудно пользоваться приёмами интроспекции - изучения самого себя без использования вспомогательных средств, а лишь с использованием личного интеллектуального потенциала. Человек, у которого по каким-либо причинам судьба сложилась не так, как он хотел бы, может врать себе, придумав недостижимую цель, которая позволит ему надеяться получить то, чего он был лишен. То есть та задача, к обсуждению которой Вы хотели бы привлечь мои профессиональные способности и возможности исключительно сложна. Я мог бы в течение нескольких часов высказываться на интересующую Вас тему. Но это нереально. Меня ждут и другие пациенты.
- Так значит Вы мне ничего толком не расскажите?
- Расскажу. В своём изложении цели своего прихода ко мне Вы все перевернули с ног на голову. Вы как раз и не раз знали и ощущали своё предназначение, знали настолько сильно, насколько сильно можно знать. Но жизнь каждый раз Вас обманывала.
- Откуда Вы знаете?
- По глазам вижу!
- Так что же Вы мне посоветуете?
- В жизни нет ничего положительнее отрицательного опыта. По теории профессора Царапкина (http://www.proza.ru/2015/04/15/358) вовсе нет необходимости торопиться в поисках Счастья. Бегать за Счастьем весьма непродуктивно. Надёжнее превратить жизнь в постоянную тренировку с целью отработки способов хватания пролетающего Счастья, повышения качества хватательного инстинкта и увеличения скорости хватательной реакции.
- Да, я читала об истории профессора Царапкина. Но ведь он как раз говорил о том, что мне недоступно, с чего я начала разговор с Вами. Если мне не изменяет память, он говорил о том, что "необходимо раскрытие способности однозначно представлять себе, какое Счастье является твоим Персональным Счастьем, представлять это, как в глобально-тотальном аспекте, так и в многочисленных частностях, из которых складывается реальная жизнь."
- Так вот. Главное, что я могу Вам ответить на Ваши вопросы, это то, что для поиска Вашего Персонального Счастья Вы обладается наилучшими возможностями. Во-первых, Вы ставите перед собой вопрос о том, что такое Персональное Счастье, что делают очень немногие. Во-вторых, как Вы согласились, у Вас большой психологический опыт, заключавшийся в перепадах мечтаний и реальности. Эти два фактора будут способствовать Вашему успеху в жизни. Эти два фактора будут способствовать повышению Вашего хватательного рефлекса, когда Счастье будет пролетать мимо Вас. Ведь главной чертой Вашего Персонального Счастья будет то, что Вы ему будете нужны никак не меньше, чем оно Вам...
- Вы меня немного успокоили...


Рецензии