АБС 3. Бен Сира в Синагоге

Она отвела его к учителю, у которого было семь дочерей. Бен Сира сел рядом с ним и сказал: «Рави, учи меня!».

Сказал учитель: Я не могу тебя учить, ибо ты еще молод. Наши мудрецы благословенной памяти сказали: “В возрасте пяти лет ребенок начинает изучать Учение” (1).

Сказал ему Бен Сира: Разве ты не учил, что день краток и труд велик? (2)  А ты говоришь мне сидеть и не учиться, потому что я еще молод! На кладбище лежат младенцы, которые умерли, будучи еще младше, чем я. Кто знает, суждена ли мне жизнь или смерть?

Сказал ему учитель: Как ты смеешь поучать меня! Наши мудрецы благословенной памяти говорили: Кто поучает закону в присутствии своего учителя, достоин смерти!

Бен Сира ответил: Ты еще не мой учитель, потому что пока я ничему у тебя не научился.

1. Сказал учитель Бен Сире: «Скажи Алеф» (3)

Ответил ему и сказал: «Не допускай тревогу в сердце свое, так как многих убила тревога».

Учитель сразу обеспокоился и сказал: «Нет у меня тревоги в мире, кроме той, что жена моя уродлива».

2. Сказал ему [учитель]: «Скажи Бет».

Ответил ему:  «На вид красивая женщина часто развращена, и не счесть убитых ею».

Сказал ему [учитель]: «Ты говоришь мне так из-за того, что открыл я тебе свою тайну и сказал, что жена моя уродлива. Ты считаешь неправильным, что я рассказал тебе мой секрет?».

3. Сказал ему: «Скажи Гимель»

Ответил ему: «Открой тайну свою одному из тысячи, даже если друзей твоих много».

И снова учитель сказал Бен Сире: «Тебе одному, никому другому, я раскрыл свой секрет. Посоветуй мне, что я тебе скажу. Я хочу развестись со своей женой, потому что живет в моем дворе самая красивая женщина».

4. Сказал ему: «Скажи Далет».

Ответил ему: «Тает плоть твоя от красоты женской как горящий уголь в пламени».

Сказал ему: «А что мне делать, если всякий раз, когда я вхожу в дом, она падает ниц предо мной, а я гляжу на ту, что мне приглянулась».

5. Сказал ему: «Скажи Ге»

Ответил ему: «Скрой глаза свои от очаровательной женщины, чтобы не оказаться в ловушке у нее».

Сказал ему учитель:

«Сын мой, в какую ловушку я попаду? Если это какое-то колдовство, которое она могла бы практиковать на мне, я знаю, что она никогда не будет использовать такое мастерство против меня. У ее первого мужа была жидкая борода, а у меня густая ". (4)

6. Сказал ему: «Скажи Вав»

Ответил ему:

«Неприятности падут на человека, который следует желанию его глаз; пусть он знает, что они дети блудницы, и что от них ничего хорошего не выйдет ».

7. Сказал ему: «Скажи Заин».

Ответил ему:

«С жидкой бородой или густой бородой – не будь смешным,  потому что ты не знаешь, какова твоя судьба».

Учитель сказал: «Я не хочу следовать твоему совету, потому что я думаю жениться на ней.  У меня семь дочерей и у нее есть одна.  Они будут в доме моем и будут уважать меня  с честью достойно поддерживать меня».

8. Сказал ему: «Скажи Хет».

Ответил ему:

«Любим каждому мужчине ребенок мужского пола, но горе отцу дитя  женского пола».

Сказал ему:

«Но у меня семь дочерей, И они крутятся и делают всю работу по дому для меня. Они как пышное оливковое дерево в моем доме, как красивый сад. Как ты можешь говорить мне: Горе отцу женщины?! Если бы не было самок, откуда бы взялись самцы?».

Ответил ему Бен Сира:

«Бедняга! Ты напрасно утешаешь себя. Ибо говорили наши мудрецы благословенной памяти: «Счастлив тот, чьи дети – мужчины, и горе отцу женщины!» (Песахим 65а), Поэтому я так говорил с тобой. Кроме того, в час, когда дочь выходит из чрева матери в этот мир, небеса и земля,  звезды и созвездия – всё творение мира, - оплакивают это событие. Но когда сын появляется на свет, вся вселенная радуется. Отец дочери, когда спрашивают его, кого родила его жена, отвечает слабым голосом, поникшей головой и опущенными глазами: «Девочка». Но если это мальчик, он бодро говорит: «Она родила сына», – говорит твердо, ясно произносит слова, высоко подняв голову и глядя прямо в глаза. (5)

9. Сказал ему: «Скажи Тет».

Ответил ему:

«Сокрытая тщета дочь для своего отца,  из-за страха за нее он не спит ночами».

10. Сказал ему: «Скажи Йуд»

«Совсем  не будет спать сторож ее: пока она маленькая, боясь, чтобы  ее не соблазнили или не изнасиловали, а когда повзрослеет, чтобы она не стала распутной».

«Все, что ты сказал, правда», - сказал учитель. – «Ни один человек не сожалеет о дочери, пока она остается дома».

11. Сказал ему: «Скажи Каф».

Ответил ему:

«Вступая с ней в брак, ты больше всего переживаешь, что у нее не будет сыновей. А когда она состарится, ты боишься, что она будет заниматься колдовством» (6).

12. Сказал ему: «Скажи Ламед».

Ответил ему:

«Пусть твоя юность не пройдет как сон, и в старости не женись на старухе. Ведь старуха истощает твои силы, даже если ты молодой человек, в то время как молодая девственница увеличивает твою силу и могущество».

13. Сказал ему: «Скажи Мем».

Ответил:

«Соки девственницы сладки и добавляют силы, а воды старухи горьки как полынь. Они истощат твою силу, как колодец, воды которого были вытянуты ветром».

14. Сказал ему: «Скажи Нун».

Ответил:

«Не привязывай себя к злой женщине, чей язык дразнит тебя. Злая женщина похожа на бешеную собаку; даже когда она заперта за дверью, она лает на всех».

15. Сказал ему: «Скажи Самех».

Ответил ему:

«Книжник и учитель должны вступать в брак с девственницами, а не с женщинами, у которых были половые контакты. Ведь соки девственницы будут тебе одному для наслаждения. Соки недевственницы уже осушены незнакомцем, а не тобой».

16.  Сказал ему: «Скажи Айин».

Ответил:

«Глаза твои не обращай на вдову и не желай ее в своем сердце, потому что ее сыновья являются сыновьями шлюх».

17. Сказал ему: «Скажи Пэ».

Ответил:

«Отворачивай лицо свое от злых друзей. Не ходи по пути их, ибо ты можешь оказаться в ловушке у них».

18. Сказал ему: «Скажи Цади».

Ответил:

«Откладывай деньги всю жизнь, сын мой, и  прячь их хорошо. Не передавай их своим наследникам до дня смерти своей».

19.  Сказал ему: «Скажи Куф».

Ответил:

«Имей деньги и хорошую женщину, которая боится Бога, и будет у тебя много сыновей, даже сотня».

20. Сказал ему: «Скажи Реш».

Сказал ему:

«Убегай от злых соседей и не попадай в их компанию. Потому что их ноги бегут ко злу, и они спешат пролить кровь. Точно так же имей сострадание к своим соседям, даже если они злые. Поделись с ними своей едой, потому что, когда ты предстанешь перед судом, они дадут показания на тебя».

21. Сказал ему: «Скажи Шин».

Ответил:

«Послушай, господин мой. Услышь мои слова, прислушайся к моей речи. Не ссорься  с соседями, господин мой. Даже если ты видишь что-то плохое в твоих соседях, не злословь их своим языком».

22. Сказал ему: «Скажи Тав».

Сказал ему:

«Приобретай золото и собирай деньги и не говори жене своей, где твое богатство, даже если она хорошая женщина».

Учитель сказал Бен Сире:

– Законы природы должны быть изменены для тебя».

– Нет ничего нового под солнцем, – ответил Бен Сира. – Ирмия также учил Баруха бен Нерия (7) и законы природы не изменились.

Сказал Ирмия  Баруху: «Скажи Алеф».

«Увы!» – ответил Барух, – «Как одиноко сидит столица» (Плач 1: 1).

Ирмия сказал: «Скажи Бет».

«Плачет, плачет она по ночам, и слезы ее на щеках у нее» (Плач 1: 2), – ответил Барух.

«И так они продолжили весь алфавит Мегилот Эйха». (8)

О Бен Сире сказано, что он освоил Книгу Левит за один день.

Учитель сказал ему: «Законы природы должны быть изменены для тебя».

Бен Сира ответил: «Нет ничего нового под солнцем», потому что Ирмия сделал то же самое.

Более того, написано: «И Бенайау бен Йеойады, сын мужа живого» (2 Царств 23:20). Написано «живого», но читаем «храброго». Все были мертвы, и только он жив? Но «живой» должно означать, что он был жив в изучении Торы, потому что он освоил Книгу Левит (Торат Коганим) за один день». (9)

Говорят также о Бен Сире, что в том же году он освоил весь Хумаш (Пятикнижие). В следующем году он освоил все Писание, Мишну, Талмуд, Галахот и Аггадот. В течение третьего года он изучил все тонкости в интерпретации библейских законов и в раввинских постановлениях; в четвертый год легкие и тяжелые времена (текуфот) и гематрии, на пятый год  различные языки, на которых говорят пальмы, служащие ангелы и демоны, а также хитрости лис.

В течение шестого года он освоил Сифру, Сифрей (10) и Танна де-Бей Элиягу (11). К седьмому году не было ни одного основного или второстепенного предмета, которые бы он не изучил.



(1) Мишна Авот 5:21: Он же (Йеуда, сын Теймы) говорил: в пять лет – за Писание, в десять лет – за Мишну, в тринадцать – за исполнение заповедей, в пятнадцать – за талмуд, в восемнадцать - под хупу, в двадцать – в поиски, в тридцать – полное развитие сил, в сорок – полное развитие ума, в пятьдесят – на совет, в шестьдесят –   к старости, в семьдесят – седины, в восемьдесят – к глубокой старости, в девяносто – к смерти, в сто – как будто умер: прошел и исчез из мира.ЯЗ.

(2) Мишна Авот 2:15: Р. Тарфон говорит: день короток, работа велика, работники ленивы, плата высока, и Хозяин торопит. ЯЗ.

(3) На иврите эта пословица начинается с буквы алеф. Каждая из следующих пословиц начинается с последующей буквы еврейского алфавита.

(4) Очевидно, колдовство, которое мог бы практиковать его воображаемый любовник против него с целью удержать его в своих сексуальных муках (см. примечание 6 ниже). Что не совсем ясно, так это причина, по которой учитель убежден, что этого не произойдет. Похоже, подразумевается, что колдовство неэффективно против густобородого человека или что такой человек наделен переизбытком сексуальной энергии – поэтому его жене не нужно использовать колдовство, чтобы обеспечить полное удовлетворение ее сексуальных потребностей.

(5) Согласно Ясифу, последнее женоненавистническое выступление Бена Сиры является более поздним дополнением к тексту и отсутствует во всех рукописях.

(6)  Тесная связь женщин с колдовством уже упоминается в Пятикнижии. В то время как библейский правовой кодекс обычно сформулирован в мужском роде, закон о колдовстве заложен в женском роде: «Ворожеи не оставь в живых» (Исход 22:17). Но раввины объяснили, что закон в равной степени относится и к колдунам, а то, что в  Торе сказано о колдунье, то это потому, что женщины чаще, чем мужчины, занимались колдовством (Санхедрин, 67а).

Как ни странно, стих о ворожее появляется в Пятикнижии сразу после законов, регулирующих соблазнение, и сразу же следует закон, касающийся половой связи с животным. Это побудило средневековых экзегетов (например, Хизкуни к Исходу 22:17) сделать вывод, что колдовство является частью этого комплекса, потому что оно использовалось в качестве инструмента для побуждения к блуду.

Эта интерпретация находит подтверждение в сопоставлении распутства и колдовства в других местах Библии (2 Царств 9:22; Наум 3:4). Знаменитый средневековый экзегет Дэвид Кимхи, комментируя Наум 3:4, утверждает, что эти двое идут вместе, потому что блудница обычно использует колдовство в дополнение к косметике, чтобы соблазнить любителей. Это также подразумевается в наблюдении Мишны «Чем больше жен, тем больше колдовства» (Мишна Авот 2:7), как правильно объяснил рабби Иона Геронди в своем комментарии к нему, что каждая женщина, особенно нелюбимая, прибегнет к колдовство, чтобы получить и сохранить любовь своего мужа.

Колдовство использовалось не только как инструмент для получения сексуальных услуг, но и для обратного эффекта. Часто брошенная любовница или разочарованный жених используют колдовство, чтобы предотвратить завершение брака своего любимого с другим человеком. Согласно Таргуму Ионафану во Второзаконии 24:6, верхние и нижние жернова представляют соответственно жениха и невесту, а стих Второзакония запрещает использование колдовства для удержания жениха и невесты от заключения брака. Чтобы избежать такого риска, Талмуд (Ketubbot 1:1) разрешает изменить день свадьбы девственницы, который в талмудические времена обычно был в среду, чтобы смешать любой акт колдовства, направленный на то, чтобы помешать заключению брака.

В свете вышеизложенного, страх отца, как сказано в «Алфавите», что его замужняя дочь будет заниматься колдовством в старости, является реальным. По мере того как замужняя дочь стареет и теряет свою женскую прелесть, у нее может возникнуть соблазн прибегнуть к колдовству либо для того, чтобы заручиться любовью своего мужа, либо, если это не удастся, по крайней мере, для предотвращения его соблазнения другими женщинами.

(7) Барух бен Нерия  – мудрец и пророк. Происходил из рода коэнов. В 3320 году /440 г. до н. э./ Барух записал под диктовку своего наставника Ирмии все его пророчества о предстоящем разрушении Иерусалима и Храма.ЯЗ.


(8) Эйха – Книга Плач Иеремии Библии. Напомню, в первой главе 22 стиха. Каждый начинается со слова, первая буква которого идет в алфавитном порядке. Т.е. первый стих начинается с алеф, второй – с бет, третий – с гимель и т.д. ЯЗ.

(9) Левит считается самой трудной книгой в Пятикнижии, потому что он содержит большинство библейских законов.

(10) Сифра – галахический мидраш на книгу Левит. Сифрей –  галахический мидраш на книги Числа и Второзаконие. ЯЗ.

(11) Танна Девей Элиягу  – это название мидраша, состоящего из двух частей, окончательная редакция которых произошла в конце 10-го века. Первая часть называется «Седер Элиягу Рабба» (31 глава); второй – « Седер Элиягу Зуца » (15 глав). ЯЗ.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/20/602


Рецензии
Благодарю. Прикоснулся.

Последнюю часть придется перечитать медленно .

Михаил Гольдентул   14.01.2019 22:11     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!
Твой отзыв первый.
Самое интересное - впереди. Перевод с английского текста у меня готов. Но мы ж не можем без трудностей. Я обнаружил, что в некоторых местах авторы перевода на английский как бы приспособили текст к современному англоязычному читателю (мне так кажется). И потому сижу сверяю с иврит-оригиналом. Времени из-за работы крайне мало. К тому же есть такие места в оригинальном тексте, что дословный перевод (значение каждого слова) никак не укладывается в связный текст в тему.
Ну, и мои знания иврита оставляют желать лучшего. Одно дело Писание с готовым параллельным переводом. Я легко могу оценить точность, или почему переведено так, а не иначе.
Яков.

Яков Задонский   15.01.2019 16:45   Заявить о нарушении
Саша Парицкий эксперт, может по любому вопросу помочь.

Михаил Гольдентул   15.01.2019 19:48   Заявить о нарушении
Я знаком с его работами. Некоторые сохранены у меня на компе (по Торе и истории).
Считаю их очень достойными и интересными. Так как это и моя тема (у Кота).
Как-то черканул ему пару строк (о чем, сейчас не помню), но ответа не получил.
Спасибо, Михаил.

Яков Задонский   15.01.2019 20:39   Заявить о нарушении