Духовный сюрреализм

Задача истинно духовного искусства – волновать, пробуждать и вдохновлять сердца, исцелять/просвещать сознание, душу очищать и являть Бога; “чтобы Слово стало плотию”, чтобы сам Бог явился. Наивысшее искусство и творчество – достучаться до ума и сердца, "с тем чтобы мы погружались в себя... воскрешали в себе прошлое... чтобы затем вознеслись, воспарили над собой и над миром и нашли красоту и смысл собственного предназначени” (Чингиз Айтматов, "Плаха"). К сожалению, тенденции развития современного искусства – опасно тревожны.
Еще в начале XX века, даисты (фр.jailaisme,“бессвязный детский лепет”) сформулировали "Манифест дада" и провозгласили лозунг: "Логика всегда не права". Они считали, что "очищение лич¬ности может состояться лишь в состоянии безумия, притом безу¬мия агрессивного и полного"; для дадаистов "разумное, доброе, вечное" - обанкротилось, мир оказался для них безумным и эфе¬мерным; хаотизм, антипластичность и антихудожественность их намерений получила радикальное воплощение в абсурдизированных зрелищах, бессмысленной словесности и странных образах.

Естественным следствием дадаизма стало зарождение сюрреализма (“сверхреализма”). Сюррелизм объявил своей главной задачей в искусстве бесконтрольное, автоматическое вос¬произведение подсознания, что породило при-чудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереаль¬ных предметов. "Произведения сюрреалистов не могут быть поняты с помощью одного специального эстетического анализа. Любой ком¬ментарий к ним, — писал ученый, Патрик Вальдберг, — требует рассмотрения духовных источников, этических и поэтических уст¬ремлений" (Рославец Е. Н., “Разрушение образа.В некотором смысле, сюрреализм — это логика бессмыслицы. Идеологи этого странного вида искусства исповедывали, что только бес¬сознательное и неразумное начало олицетворяет собой ту “высшую истину”, которая и  должна быть ут¬верждена на земле. Возможно именно поэтому, свои собрания они именовали вызывающим терми¬ном - "sommeils", что означало "сны наяву". Творческие упражнения и эксперименты сюрреалистов преследовали определенную цель - "чтобы логические связи и уровни сознания отключались... а глубинные, подсознатель¬ные, хаотические силы вызывались из бездны".

Сюрреалисты начали использовать в искусстве приемы чисто механического характера; применять “спе¬цифические процедуры, позволяющие обходиться без контроля со стороны разума, морали или эстетических соображений". Напри¬мер, фроттаж или "дриппинг" (произвольное набрызгивание крас¬ки на холст). Эта техника соответствуют фрейдовской методике "свободных ас¬социаций". Бессвязные и  зашифрованные детали в живописи сюрреалистов вызывают у нормаль¬ного человека ощущение чего-то загадочного, не поддающегося пе¬реводу на обычный язык разума. И даже привычные предметы в произведениях сюрреалистов приобретают пугающий облик... реальный мир начинает казаться бессмысленным и злым. “Привычное восприятие окружающего мира подменяется болез¬ненной, принижающей человеческое достоинство и ра¬зум фантастикой. Видимый мир заменяется мистическим, бредо¬вым миром подсознания. Как считают сюрреалисты, сновидения, галлюцинации и сумасшествие — единственные источ-ники творческого вдохновения. А если это так, то излишними становятся и рассудок и память. В обузу превращаются любые моральные и этические нормы” (Рославец Е. Н., “Разрушение образа).

Сюрреализм — это средство освобождения от ума и все¬го того, что его напоминает. В своем манифесте сюрреалисты утверждали: "Сюрреализм... чистый психический автоматизм... Диктовка мысли при от¬сутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности". Современные сюрреалисты стремятся "все больше уменьшить свое соб¬ственное активное участие в возникновении их произведения, чтобы дать больше простора активному участию галлюцинаторных спо¬собностей духа" (Рославец Е. Н., “Разрушение образа”). Фактически, сюрреалисты изгнали интеллект из искусства, разрушили естественные связи и явления и заменили их аб¬сурдными бредовыми образами, которые как будто диктуются глубокими подсознательными импульсами.
Сальвадор Дали, черпавший энергию для своего творчества в фрейдизме, в работе "Завоевание иррационального" (1935 г.) писал: "Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализо¬вать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности". В свою очередь, Зигмунд Фрейд утверждал: "Один из наиболее надежных способов вызвать ощущение тревожащей странности — это создать неуверенность насчет того, является ли предстающий нашим гла¬зам персонаж живым существом или же автоматом". Именно Фрейд "разрабатывал практические клинические методы воз-действия на психику... исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека, считая их поздними, вторичными и даже обременительными образованиями цивилизации" (Рославец Е. Н., “Разрушение образа”).

Новая психология (психоанализ Фрейда) вслед за безбожным имморалистом Фридрихом Ницше доказывала, что бессознатель¬ная жизнь людей развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с вечными ценностями. "Семья, религия, государство, конституция, заповеди, обычаи, правила этики, логические понятия, эстетические нормы и кри¬терии следовало понимать с позиций фрейдизма, как нечто ус¬ловное" (Рославец Е. Н., “Разрушение образа). И сюрреалисты, безоговорочно приняв идеологию Фрейда, увидели назначение своего искусства в том, чтобы воспроизводить бессвязные образы, возникающие в сновидениях, в бреду или галлюцинациях. Так, в работах Дали постоянно прослеживается "именно сму¬щающая, опасная неопределенность. Кто там — люди, механизмы, куклы, призраки?

Духовно трезвые искусствоведы предупреждают, что сюрреализм нравственно опасен и неэкологичен для нормального человеческого сознания. Ведь искусство сюрреализма полностью искажает ху¬дожественный образ; оно закрывает человеку дорогу к реальной жизни и к Богу, оно уводит человека от действительнос¬ти в темные лабиринты подсознания и оккультизма. В абсурдном и хаотичес¬ком творчестве сюрреалистов мир предстает лишенным логики и смысла, а человек оказывается игрушкой неуправляемых патоло¬гических инстинктов. Для образов и эмоционального строя сюрреализма характерны разрушительные мистические тенденции, изломы и деформации, болезненное воображение, утрированный показ уродства мира и человеческой нату¬ры. Композиции производят на нормального человека жуткое впе¬чатление, вызывая растерянность и опустошенность в душе. Таковы реалии искусства дадаизма/сюррелизма. Как результат, хаотизм, безумие, патологии и греховность, которыми пропитано это действительно странное искусство, неви¬димыми информационными нитями проникает в культуру, в эк-ранные продукты, а посредством них — в человека, изменяя и заражая его дух до неузнаваемости.

К сожалению, дух и концепции дадаизма/сюрреализма проникают и в церковь. Духовный дадаизм/сюрреализм – это неосознанный бунт против законов духовного реализма. Это освобождение/отречение от здравомыслия, размышления и рассуждения; церковные психотехники и внушения, призванные отключать "рацио" и черпать слова и образы из сферы спонтанного подсоз¬нания – не имеют ничего общего с водительством Святого Духа. Духовный дадаизм/сюрреализм в церкви – обольщает и искажает реалии духовного мира, искажает образ Божий; он закрывает человеку глаза и уши на реалии истинной жизни, он уводит и ум и сердце от светлой действительнос¬ти в темные лабиринты подсознания и оккультизма. Для образов и эмоционального строя церковного сюррелизма характерны разрушительные мистические тенденции, изломы и деформации, болезненное воображение в учении и на практике. В абсурдном и хаотичес¬ком служении духовных сюрреалистов - мир предстает лишенным логики и смысла, а человек оказывается обьектом неуправляемых психофизиологических инстинктов, эмоциональных волн, сомнительных ветроучений и пророчеств.
Духовный дадаизм/сюрреализм – смертельное обольщение для церкви. Анархический бунт против всякой системы, традиций, законов  и правил. Духовный дадизм/сюрреализм практикует духовный абсурд и хаос. Классические, проверенные жизнью и временем, духовные практики и учения – предаются почти анафеме; они высмеиваются, как предания старцев и “мехи ветхие”. Возвышенное смирение, священное благоговение, разумное служение/поклонение/прославление  – заменяют безжизненными суррогатами. Никакой системы и никаких условностей/границ в богослужении, поклонении, прославлении, искусстве, творчестве. В сущности, духовный дадаизм/сюрреализм отвергает классическую духовную эстетику и предлагает "антиэстетику".

Задача истинно духовного искусства и церковного служения – волновать, пробуждать и вдохновлять сердца, исцелять/просвещать сознание, душу очищать и являть Бога; “чтобы Слово стало плотию”, чтобы сам Бог явился. Наивысшее искусство/творчество/служение – достучаться до ума и сердца, "с тем чтобы мы погружались в себя... воскрешали в себе прошлое... чтобы затем вознеслись, воспарили над собой и над миром и нашли красоту и смысл собственного предназначени” (Чингиз Айтматов, "Плаха"). К сожалению, тенденции развития современного искусства и служения – опасно тревожны.

- Выдержки из книги “Экология духа” (Иван Лещук)


Рецензии