2. Детский лепет...

       
        (из серии "Коротко - для взрослых!")
   ***
Кто когда-нибудь учился на литфаке, помнит, наверно, фразу-модель для изучения состава предложения, членов его и части речи, которыми были эти члены выражены:
"Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка"...
  Четырнадцатилетняя Алла сидела на диване за рукодельем с клубком и спицами - вязала кофточку полуторагодовалой сестрёнке Иришке. Малышка стояла рядом, расстелив носовой платочек на диване и разглядывая рисунок на нём... Она старательно разглаживала платочек своими маленькими ладошками и повторяла всё веселее и громче одну и ту же фразу:"Яя яит еем титити! Яя яит еем титити!.. Яя яит еем титити!!!"
Аллочка не обращала внимания на детский лепет сестрёнки: сосредоточенно считала петли, боясь сбиться. Малышка не унималась и пыталась привлечь внимание сестры, усиливая голос. Алла взглянула на ручки малышки, на рисунок, изображённый на платочке; прислушалась к произнесённой в очередной раз фразе и радостно заулыбалась.
  -Мама, мама! Ты знаешь, что Ирочка говорит сейчас? Она говорит:"Зайка поливает леечкой цветочки!"
  -И правда,- обрадовалась вошедшая в комнату мама, рассматривая рисунок на носовом платочке своей крохи и прислушиваясь к её речи.
Мама работала школьным учителем русского языка и литературы и понимала, что малышка произнесла не просто какую-то ничего не значащую фразу, а волне законченную мысль - предложение: полное, простое, повествовательное, распространённое, с одной грамматической основой- "Яя яит" {Яя(зайка) - подлежащее, выраженное существительным; яит(поливает) - простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении 3 лица, единственного числа, настоящего времени}; "титити"(цветочки) -второстепенный член предложения - дополнение, выраженное существительным;"еем"(леечкой)- дополнение, выраженное существительным.
  Ну вот вам, уважаемые студенты и педагоги - будущие и настоящие словесники, ещё одна фраза-модель, которая вполне могла бы послужить в процессе познания речевых средств и их особенностей. И придумал её на этот раз не известный учёный-лингвист   Лев Владимирович Щерба, академик АН СССР и АПН РСФСР, а маленькая и неустанная  "лепетушечка", день ото дня  постигая мастерство устной речи, - Иришка!
***
См. ссылки по теме: http://proza.ru/2019/02/15/1193


Рецензии
Да, интересно подмечено. Порою дети делают открытия, которые взрослым в голову не приходят. Спасибо, за добрые наблюдения и рассказ.

Тамара Селеменева   06.08.2021 13:08     Заявить о нарушении
Благодарю, Тамара!

Любовь Силантьева   06.08.2021 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.