Появление славян венеты, анты, склавины

   Первые упоминания близкого по звучанию к современным «славянам» название «склавины» до нас донесли письменные свидетельства VI века. Впервые термин был засвидетельствован у Прокопия Кесарийского в трактате «Войны», затем в произведении Иордана «О происхождении и деяних гетов».
   Византийский автор, описывая события тех лет, отмечает:
«…большие полчища склавинов, перейдя реку Истр, стали грабить тамошние места… язык у них один и тот же язык, достаточно варварский… И имя встарь у славян и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, потому что они населяли страну, разбросанно расположив свои жилища... Именно поэтому-то они занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра…»
   Подробнее рассказывает готский историк:
«В этой Скифии первым с запада живет племя гепидов, который окружён великими и славнейшими реками; по северу и по его области протекает Тизия, с юга же (его) отсекает сам великий Данувий, с востока — Флутавзий, стремительный и полный водоворотов катится в воды Истра. Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпами. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на огромных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их названия теперь меняются соответственно различным родам и местностям, преимущественно они всё же называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, которое называется Мурсианским, до Данастра, и на севере - до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшие из обоих - распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину…»
Свидетельства Иордана позволяют локализовать упомянутые племена. Земля гепидов располагалась в междуречье Тизия – Данувий – Флутавзий. Тизия – современная Тиса, Данувий – Дунай, Истр – низовье Дуная, Флутавзий – Прут, поскольку предполагаемый некоторыми исследователями Олт встречается у Иордана [Get. 75], т. е. это название было известно историку.
   Анты жили между реками Днестр и Днепр. Склавины размещались от города Новиетун (Novietunense) и озера Мурсианского (Mursiano) – на западе до Днестра – на востоке, на севере – до Викслы. Озеро Мурсианское можно локализовать в исторической области Карпат - Мараму;реш (Maramure;). Этимология названия, по мнению О. Н. Трубачева, восходит к праславянскому *mor'e mьrъ;e - «умершее море». Исследователи отмечают существование в Потисье значительного района затопления вплоть до недавнего времени, что и могло быть транслировано Иорданом то, как болото, то, как озеро.
   Еще одним ориентиром выступает город Новиетун. Его локализацию можно определить, понимая ряд факторов. Прежде всего, это неславянский топоним, поскольку у славян не было городов, у них были «болота и леса». Данный город, наверняка, является примерно западной точкой для расселения славян (Иордан описывает ориентиры с запада на восток). Кроме того, город является достаточно важным узлом или пунктом, поскольку может служить ориентиром для широкого круга читателей произведения. В какой-то мере расположение Новиетуна должно быть связано и с Мурсианским озером, считает Е. Ч. Скржинская.
Теперь, возвращаясь к названию, можно попытаться понять этимологию топонима. Если мы допускаем, что гепидов можно отнести к прогерманским племенам, то резонно в этой языковой среде и искать истоки. Тогда корню *tuna- соответствует значение «огражденное, защищенное место на определенной территории». Здесь также обратим внимание, что по отношению к греческим городам Иордан применяет термин oppidis [Get. 32], но Новиетунум определяется как civitatas. Аналогичный принцип применения топонимов мы встречаем в тексте «Баварского географа», где описываются местности севернее Дуная. На старинных картах мы встречаем топоним Novay (например, в Атласе А. Ортелия, на карте Г. Меркатора и других), расположенный на берегу реки между современными городами Мишкольц и Кошице (примерно в районе современного поселения Новайидрань). Словообразовательная модель соответствует топониму Токай (Tokay) – корень ток- (tok-) и венгерский суффикс -ай (-ay).
   Итак, мы увидели два ориентира, описанных Иорданом: западный – район современного города Энча (Новиетун), южный – историческая область Марамуреш (Мурсианское озеро). Указанные географические объекты находятся в современной Венгрии на пограничье со Словакией, Румынией и Украиной.
Становится понятным расположение склавинов к северу-северо-востоку от гепидов – «к левому краю» до Вислы, включая ее правый приток Вислока (Viscla).

   Выяснив расположение рассматриваемых племен, попытаемся узнать значение этнонимов, названных древними авторами.
   Этимология антов разделилась на три основные мнения:
- иранская версия связана с созвучным древнеиранским словом antas («конец, край»), antyas («что находится на краю») и осетинским attiiya («задний, сзади»); хотя, как племя называло бы себя «крайним», «задним» (по отношению к кому?), исследователи не объясняют;
- славянская версия предполагает в основе понятие венеты от индоевропейского *ven- мокрый, влажный; однако авторы не объясняют, почему в древних источниках в одном ряду стоят одновременно два равнозначных этнонима анты и венеты, определяя разные этнические группы;
- тюркская версия возводит к слову ant – клятва или anda – побратим; в данном случае присутствуют и исторические, и логические непреодолимые противоречия.
   Между тем, первые упоминания, как в начале нашего исследования было отмечено, термина «анты» встречаются в греческой, затем в латинской литературе. Вообще, главным принципом для варварских, в глазах Империи, племен есть указание на их географическое положение и некие особенности, а вовсе не выяснение древними авторами самоназвания дикарей, если иного не оговаривается дополнительно (например, как у Геродота про сколотов). Поэтому приоритетной должна была бы выглядеть греческая версия. В основе этнонима лежит "анта" с дальнейшим "антейс" (здесь же и великан греческой мифологии Антей), значения которых в совокупности определяют «напротив, на внешней стороне круга, враждебный» и т. п.      
   Как видим, это полностью совпадает с географической характеристикой Иордана: «…где Понтийское море образует излучину…», т. е. анты – народ, живущий (в кибитках, на колесах) на излучине Черного моря, как раз напротив Византии.
   Родственную антам этногруппу именуют склавенами. Предлагаемые этимологии (славные, говорящие «по-нашему»), скорее, вторичны к первоисточнику – "Склавины" (Sclaveni) и похожи на гадание по созвучным корням. Наиболее продуктивным следует признать утверждение Ф. Курта, что «имя «Склавины» было чисто византийским конструктом». В таком случае, словообразовательная модель могла выглядеть, как (с)кла+вин (-вен/-бен). Первый (главный) элемент может происходить из синтеза ейс-/ес и клао, приобретая вид склао. При этом, сам глагол и его деривативы указывают на делить, колоть, дробить, нагромождение камней, часть, доля и т. д.. Здесь же отметим еще один встречающийся оборот: ес армати – двигающиеся в телеге, колеснице, кибитке, т. е. узнаем этноним сарматы – кочевники, этимология которого оказывается близка к выше рассмотренному понятию «анты».
   Происхождение второго (вспомогательного) компонента можно связать с греческим вентос - глубина; дебри, чаща. Признавая первоисточником ватос и деривативы данной группы, можно определить интересующее нас значение, как далекие, темные, обильные (данную характеристику отмечает и Иордан: «Филимер, восхитившись великим обилием тех краев…»), грубые, на краю <земли>, заросшие непроходимыми лесами. Сейчас мы выяснили этимологию известного этнонима венды, или венеты/венеды (Venedi, Venethae, Venethi) – в совокупности приведенных значений – варвары из далеких земель, заросших дебрями. Тогда второй элемент скла-винов/скла-венов есть указание на тех, от кого они произошли (многочисленное племя венетов… теперь называются склавенами и антами) или на место их обитания (чащи, леса). Таким образом, склавины – проживающие по склонам (среди каменьев, в дебрях), отколовшаяся часть венетов.
   В то же время другие авторы могли ориентироваться на второй элемент от вен, ван в значении «находиться, пребывать», т. е. мы имеем «раздробленно, обособленно находящихся, живущих». Такое понимание указывает на семантическое родство, в данном случае, с первоначальным названием склавинов и антов - спорами, которые также имеют греческую этимологию. Как отмечал Прокопий Кесарийский, из-за того, что они жили, разбросанно расположив свои жилища: спорас – рассеянные, разбросанные, разрозненные. В этом же контексте мог употребляться и сокращенный термин «склавы» - раздельно живущие.
   Еще одним родственным термином является этноним ставаны, о котором упоминает Клавдий Птолемей в его «Руководстве по географии». В данном случае второй компонент представлен выше рассмотренным элементом вен, ван. Первый же - сокращенная форма древнегреческого оборота ес+та = ста. Тогда ставаны есть обозначение двигающих, ходящих, т. е. кочующих, кочевников.
   Мы же возвращаемся к склавинам, которых можно определить, как отдельно живущих (по склонам) будь то друг от друга или от основной массы этноса, напоминая о родстве с «предками» - венетами и спорами.
    И если, как правильно высказался Ф. Курт, «славяне стали славянами не потому, что говорили по славянски, а потому что их называли славянами другие», то свой этноним славяне получили, модифицировав созвучное «склавины» под свое понимание – славяне/славные, словене/говорящие «по-нашему».
   Местом обитания рассмотренных племен является территория Скифии, которая «погранична с землей Германии вплоть до того места, где рождается река Истр и простирается Мурсианское озеро». Этимология термина скифы имеет, безусловно, греческие корни в силу того, что самоназвание скифов, приводимое древнегреческими авторами, - «сколоты». Тогда происхождение этнонима может быть связано со скифос. Значение «кубок, чаша, деревянная посуда для молока», вероятно, отражает пристрастие скифов к питию, в том числе, и кобыльего молока. Еще одним предполагаемым значением называется «череп», который, с одной стороны, отмечает отношение скифов к культу черепов врага, с другой, подчеркивает их остриженную, выбритую голову («Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них всё эллинство… скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными»; «Приск, римский посол при дворе вождя гуннов Аттилы, упоминает, что у некоего знатного человека из скифов или сарматов, которого он там видел, голова была обрита…»). В контексте последнего замечания интересным выглядит и греческая огласовка скифского самоназвания – сколоты, которое перекликается со сколлуос (с корнем *скол-) – чуб, выбритая голова с волосами на макушке (опушка волос), хохолок, пучок волос.
   Остановимся еще на одной местности, связанной со Скифией. Иордан рассказывает, что готы под предводительством короля Филимера «в поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] пришли в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум» [Get. 27]. Чтобы локализовать интересующее нас место, попытаемся проследить маршрут готов. Первым пунктом прибытия древних мигрантов стала земля, которая «до сего дня называется Готискандза» [Get. 26], надо полагать - историческая область южной Швеции - Гетоланд.
«Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов (Vlmerugorum), которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись [с ульмеругами], вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам» [Get. 26]. Здесь важной характеристикой для ориентации служит указание на побережье океана. Таким образом, место обитания ульмеругов и вандалов могло находиться на территории между устьями Эльбы и Вислы. При этом, этноним ульмеруги представляет конструкт, в котором первый компонент  определен латинским ulmus – дерево вяз, второй – rugi, т.е. мы видим, возможно, лесных (по месту обитания) и светло-бурых/рыжих (по особенности внешнего вида) ругиев.
    Следующей остановкой ищущих счастья земного стала область Скифии, именуемой по-готски Oium. В данном случаем мы имеем суффикс -um и корневую основу oi- от aiwa, aiwjan- со значением «бесконечная, бескрайняя, обильная, питательная» («Филимер, восхитившись великим обилием тех краев…»).
Для локализации тех краев воспользуемся «подсказками» Иордана: первая попытка переправы в землях Скифии не увенчалась успехом – мост через реку рухнул, и полвойска остались в неведомых болотах с неизвестной судьбой; вторая переправа оказалась успешной, но произошла встреча с аборигенами, которых называли спалами (Spalorum). В таком случае можно предположить, что готы в походе достигли Буга примерно в районе современного Бреста, часть переправилась через реку и попала в область Пинских (Припятских, Полесских) болот; оставшиеся организовали переправу чуть выше по течению и, преодолев водную преграду, вышли между Волынским полесьем и Волынской возвышенностью. Этноним спалы имеет в основе греческое палос  (латинское palus) – болото, заливные луга, грязь (чернозем?) с выше упомянутой частицей ес, т. е. люди, живущие среди болот, лугов («…вместо городов у них болота и леса»).
   После этого готы направляются вдоль Южного Буга в Причерноморье и Крым: «отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем» [Get. 28] «Отступали» же готы, теснимые кочевниками, уже к Рейну, о том периоде их жизни и повествуют древнескандинавские саги.
Возвращаясь к основной теме нашего исследования, можно сделать вывод, склавины появились в VI веке как обозначение одной из групп, областей венетов, споров.    Как и остальные рассмотренные этнонимы имеет греческое происхождение, подчеркивающее географические и культурные особенности племен. Территорией расселения склавинов, согласно древним источникам, можно считать северную, северо-восточную часть Карпат (области современных Польши, Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Словакии). К середине VI века славяне перешли горные массивы и получили возможность для продвижения к Данубию (район среднего Дуная). Появление у границ Империи столь грозного славянского фронта и соприкосновение его с германским миром способствовало широкому употреблению и распространению понятия «славяне» в исторической и географической перспективе.
   Концептуально, склавины явились продуктом этногенеза скифских элементов с автохтонами балтского происхождения (потомков племен шнуровой керамики или боевых топоров). К VI веку достигнув демографической точки кипения, массы молодого этноса устремились на сопредельные территории (конечно, не без помощи новых кочевников с востока): на западе – (западные славяне) теснили германцев за Эльбу; на юге – (южные славяне) проникали в задунайские провинции Империи; на северо-востоке – (восточные славяне) осваивали малозаселенные земли, «поглощая» тамошние балтские племена. Именно балтский субстрат обеспечил языковую преемственность нового этнообразования, что и прослеживается, например, в гидронимии славянского ареала расселения.


Рецензии
Интересная познавательная статья.

Но у меня возник вопрос.

Геродот упоминает в череде скифских народностей "невров", которых некоторые авторы считают праславянами. Этот народ жил в бассейне рек Припять и Рось еще в 3-ем веке до нашей эры.

Сергей Столбун   13.05.2019 12:40     Заявить о нарушении
Но другие, такие как Гимбутас, доказывают, что невры - балтоязычный народ. Это как раз и есть тот субстрат, на котором и выросло славянство в дальнейшем.

Олег Мглин   13.05.2019 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.