Матвеево, Матвеевка, Матвей, Матфей - этимология

Святы четыре евангелиста: Лука, Марк, Матфей
и Иоанн Богослов, сойдите с небеси, снимите
замок со всех четырех сторон, от востоку до западу
Заговор от пищалей и стрел (1688-1689), НКРЯ



1) Современная топонимика (более 130 производных топонимов)

а) Матвеево – 22 населенных пунктов в центральных областях России

* Матвеево — деревня в Дмитровском районе Московской области, перв. упом. 1766 г., показана на Карте Шуберта 1832 г.
* Матвеево — деревня в Ярославском районе Ярославской области, показана на Карте Менде Ярославской губернии 1857 г.
* Матвеево — деревня в Вятскополянском районе Кировской области, показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
* Матвеево — село, Парфеньевский р-он Костромской обл., показано на Карте Шуберта 1832 г.
* Матвеево — деревня в Кинешемском районе Ивановской области, показана на Специальной Карте Европейской России Стрельбицкого 1871 г.; и т.д.

б) Матвеевка – 34 населенных пункта в центральных областях России и в Сибири, 12 сел на Украине (осн. в 1695-1900 гг.).

* Матвеевка — деревня, Добринского муниципального района Липецкой обл., осн. в 1780 г.
* Матвеевка — село, Матвеевский район  Оренбургской области, осн. в 1775 г.
* Матвеевка – деревня, Веневский район Тульской обл., показана на Карте Шуберта 1832 г. 
* Матвеевка – деревня, Луховицкий р-он Московская обл., на Карте Шуберта 1832 г. под именем Матвеевское.
* Матвеевка – деревня, Угличский район Ярославская область, показана на  Карта Менде Ярославской губернии 1857 г.; и т.д.

2) Топонимика XIX века по Спискам населенных пунктов Российской империи (данные не полные)
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=&full=1

* Матфеевка – Епифанский уезд Тульской губернии по сведениям 1857 года.
* Матвеевка – более 20 населенных пунктов в центральных губерниях России, списки 1859-1864 гг.
* Матвеево – более 10 населенных пунктов в центральных губерниях России, списки 1859-1868 гг.
* Матвеевская/ое – более 20 населенных пунктов в центральных губерниях России, 1859-1865 гг.
* Матвеева, Матвеевище, Матвеевщина, Матвеенки, Матвеиха, Матвеищево  –  Смоленская, Владимировская, Ярославская губернии.

3) Применение имени, фамилии и топонимов в старорусских актах. Национальный корпус русского языка

а) Матфей – распространенное имя в XV-XVII вв. (в НКРЯ – 120 документов), его носили представители всех сословий.
 
* Алексей Бабош. Данная Алексея [Бобоши] Иванова с. Воронина Троицкому м-рю на с. Шатровское, в Кинел. стану Переясл. у (1427): «А у грамоты седел Семен поп, отец его духовной, да Афонасей келарь, Матфей, Севастьян».
* Житие Кирилла Белозерского (1450-1455): «И прихождаху к нему два христианина, въ окрестъных местех святаго живуще: Авъксентие именемъ, прозванием же Вранъ нарицаем, другый же Матфей, Кукосъ нарицаем, иже последи бысть пономарь тоя обители».

б) Матвей – распространенное имя XV-XVII вв. (в НКРЯ - 211 документов), его носили представители всех сословий.
 
* Матвей Петрович. Купчая Матвея Петровича на купленную у отца дер. Оксиньинскую, в Повельск. стану Дмитров. у. (с отводом) (1450-1480): «Се яз, Матвей, купил есми у своего отца у Петра землю Оксиньинскую деревню, со всем, что к ней потягло, куды ходил батков плуг, топор, коса».

* Разрядная книга 1598–1602 годов (1598-1602): «А у стола бояре были князь Федор Иванович Мстисловской да князь Микита Романович Трубецкой, да князь Василей Карданукович Черкаской, а околничие Матвей Михайлович Годунов».

в)  Матфеев, Матвеев – распространенные фамилии в XV-XVII вв.

* Василий Матвеев Иватин. Духовная Вас. Матвеева [Иватина] (1455): «Се яз, раб божий Василей Матфеев, пишу грамоту духовную своим целым умом и в своем разуме».
* Книга раздачи жалованья служилым людям государева полка (отрывок) (1556-1557): «л. 7} Мансур Матвеев сын Товарыщев. Съехал с Череповеси на Середокрестье 61, держал 2 году».

г) Матвеево – топоним, гидроним

* Межевая грамота нижегородского воеводы Т. А. Хлопова и дьяка Д. Алябьева архимандриту нижегородского Благовещенского монастыря на бортный Гнилицкий ухожай с вотчиной нагулинских бортников (1589.11.09): «А выше речки Гнилицы в лугех в монастырьских возле Оки реки Благовещенского ж монастыря воды: заводь Поминаньева, да озеро Матвеево и истоком впало в речку в Гнилицу, да озерко Зимняк истоком пало в Матвеево озеро,…».

* Жалованная подтвердительная грамота ц. Дмитрия Ивановича арх. Рожд. монастыря Исайе на монастырские вотчины во Владимирском, Московском, Суздальском и Стародубском уу (1606.01.03): «А князь Михайло дал отца своего вотчину пустошь Матвеево с пустошми да половину лугов в Татаровском лугу со всеми угодьи, с пашнею и с луги, и с лесом, и со всем с тем, что к тем пустошам изстари потягло, впрок без выкупа».

* Жалованная грамота ц. Ивана Васильевича ростовскому архиепископу Никандру на земли (1555.01.05): «село Матвеевское».

4) Этимология

а)  Википедия. Матвей (от ивр. matityahu, matityah, греч. Matthaios — дар Яхве (Бога); Божий человек, дарованный Богом) — мужское имя древнееврейского происхождения. Старые формы имени: Матфей, Матфий. …

б) Викисловарь. Этимология. Происходит от др.-греч. Matthios «дар Яхве (Бога); Божий человек, дарованный Богом», от ивр. М.Т.Т.И.Х.У., сокращенного от М.Т.Н.Х.  «дар, подарок» + Й.Х.В. «Яхве».

в) Этимологический словарь Макса Фасмера: «Матвей. др.-русск., ст.-слав. Маттеи (Супр.), Маттеи. Из греч. Matthaios» (Фасмер всё же посмотрел в словарь библейского иврита, МАТТЕИ - переводит правильно, но почему тогда греческий?).

5) Объекты Церкви «Во имя святого апостола и евангелиста Матфея» и иконография

а) В России есть 16 церквей (из них 10 приделов) Апостола Левия Матфея.
 
б) Иконография

* Страшный суд (фрагмент). Прп. Андрей Рублев. Фреска Успенского собора. Владимир. 1408 г.
* Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
* Икона "Св. апостол Матфей" (кон. XIX века). Икона представляет собой одну из копий с монументального образ св. Матфея из Храма Христа Спасителя. Частное собрание.
* Икона "Евангелист Матфей". Дерево, масло. Россия, конец XIX в.
* Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века.
* Евангелист Матфей. Невьянская икона. Мастерская Богатыревых. Между 1814 и 1822г.
* Евангелист Матфей. Невьянская икона. Круг Чернобровиных. Первая половина XIX века; ряд икон не датированы.

6) Терминология иврита и библейский образ (дара Бога)

а) Терминология

Имя Матфей и Матфей, фамилия Матфеев и Матвеев, топонимы Матвеево, Матфеево и другие производные зафиксированы в старорусских актах начиная с XV века. В России боле 130 топонимов содержащих в своих названиях имя Матвей.

Исследователи полагают, что в русский язык имя апостола Матфея попало из греческого перевода Библии – Matthaios (Маттаос). В иврите Ветхого Завета есть подобное мужское имя МАТИТИА дар.

Источник

См. стронг иврита 4993, МАТИТИА, http://bibleapps.com/hebrew/4993.htm
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 290;
б) Библейский образ

Екклесиаст 5:18: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар (МАТАТ) Божий».

Таким образом, мы обнаружили в системе русской топонимики два имени апостола Матфея Левия (см. работу Левино, Леви, Левий – этимология).

Сознание и мышление средневековых людей было религиозным, маловероятно, что большое количество  населенных пунктов получили свои имена от владельцев земли или основателей поселений; от современника,  человека. Грех, нарушение второй Заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода,…».

По письменным  источникам, в губерниях и уездах России  фиксируется стандартный набор сакральных терминов и имен употребляемых для обозначения  населенных пунктов: Пророки, Святые, Апостолы, Праотцы и другие деятели Ветхого и Нового Завета, а также термины, указывающие на проявление Божества. Многократное повторение в ходе хозяйственной деятельности: имени, фамилии и топонимов способствовали закреплению библейских образов и терминов в долговременной памяти отдельного человека и в целом, в обществе. Формировались  стандартные нормы поведения в обществе на колоссальной территории, единое мировоззрение  на базе библейских образов и терминов; то, что сегодня мы называем «национальной культурой».

Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести к культурно-религиозной деятельности русской Православной Церкви. Других организаций способных передать имя и термин в пространстве и времени (имеющих для этого средства и специально обученные кадры) в нашей общей истории найти нельзя.
 
17.1.2019 г.
 


Рецензии