Так ли должны работать отечественные СМИ?

Продолжение. Начало: О власти в России. Введение и главы 1-8.

О роли средств массовой информации.

На снимке эпизод сдачи автором экзамена по гироскопическим приборам в МАИ в 1955 году.

    Средства массовой информации, как-то: телевидение, периодическая печать, а теперь и интернет недаром называют четвёртой властью в государстве. А какие же первые три? Вопрос риторический, ответ на который известен всем: это законодательная, исполнительная и судебная власти государства. Все они по определению являются независимыми или таковыми должны быть. Это обеспечит соблюдение всеми ветвями, структурами власти, должностными лицами и гражданами Конституции, законов, прав, свобод, независимости, справедливости, безопасности, интересов граждан и государства. Однако, нередко при принятии важных решений, не будем уточнять каких, главная роль принадлежит одной ветви, а другие выполняют её предначертания. Тогда соблюдение перечисленных и не вошедших в перечень других важных пунктов является зачастую необязательным, или выполняется не всеми или в отношении не всех, что приводит к разного рода перекосам в деятельности властей и проблемам в жизни граждан. Да и государству в целом начинает как-то не здоровиться. Оно начинает отставать в развитии, ссориться с соседями, партнёрами, а то и с друзьями, отчего и граждане начинают чувствовать себя неуютно, появляется боязнь неизвестно чего.

Странно, куда это меня занесло?  Ведь я хотел писать совсем о другом!  Видимо, внутри у меня, в подсознании,  существует какой-то очаг беспокойства, который так и стремится  вырваться наружу.

Все семестры во время учёбы в МАИ в пятидесятых годах я заканчивал с отличными оценками почти по всем предметам, но однажды у меня чуть было не случился прокол: на трудном экзамене по гироскопическим приборам в билете мне попались очень сложные вопросы. Как раз в этот момент в аудиторию, где шёл экзамен, пришёл корреспондент институтской газеты «Пропеллер». Он сказал, что ему поручили  сделать снимок отличника, и ему указали на меня, хотя я ещё не закончил сдачу экзамена. После съёмки я продолжил отвечать на вопросы, причём довольно неудачно, по одному из вопросов, как говорится «поплыл». Преподаватель Данилин стал рассуждать вслух:

 - На пятёрку Вы определённо не ответили, но газета-то выйдет с текстом, что сдали на пятёрку. Что же делать?
 
Он на некоторое время погрузился в раздумья, медленно полистал зачётную книжку с моими отличными оценками по другим предметам, затем произнёс:
 
 -  Считайте, что Вам повезло, я вынужден поставить оценку 5. Вы не возражаете? Я был в стопоре и скромно промолчал.

. На этот раз мне явно сопутствовала редкая удача. Номер газеты с моей фотографией на экзамене я сохранил до сих пор.

 С этого времени я предметно осознал степень могущества СМИ. И действительно, пресса, телевидение и другие СМИ играют огромную роль в обществе, государстве, в мире, влияя на формирование общественного мнения, политику властей, отношения между государствами. Несомненно, независимые СМИ необходимы для оперативного объективного информирования населения, различных организаций, органов власти о важных и обычных  событиях. Однако в большинстве случаев и во всём мире средствам массовой информации не удаётся сохранить независимость по разного рода  причинам.

  Для обеспечения независимости СМИ необходимо существование демократической системы правления в стране, сильного гражданского общества, наличие условий финансовой самостоятельности любого вида СМИ, действенной системы их самоконтроля, оптимального законодательства, регулирующего взаимоотношения и улаживающего конфликты  СМИ с властью, представителями общества и между собой.
Большую роль играет также уровень грамотности и культуры населения.
 
  И получается, что из огромного числа СМИ на несколько порядков меньше действительно независимых их представителей.  Кроме того, существуют и зависимые СМИ, старающиеся как-то сохранить элементы объективности и честного отображения событий.  Другие в погоне за жареными фактами и тиражом в угоду своим малокультурным читателям  не гнушаются публиковать информацию низкого пошиба, а то и развращающую граждан, особенно молодых.  Но присутствуют в немалом числе и СМИ, которые в явном или завуалированном виде выплёскивают на читателя или слушателя откровенную ложь, оправдывающие любые ошибки и преступления власть имущих и определённых групп, или пытающиеся вдолбить в умы граждан  агрессивность, враждебное отношение к определённым слоям населения, нациям и государствам. Можно представить, какой вред они наносят  как в части  развития и спокойствия в стране, так и обострения отношений на межгосударственном уровне.
 
Подобные СМИ существуют во многих государствах, будь то авторитарных или  причисляющих себя к демократическим. В странах с авторитарной системой правления независимые средства информации запрещаются или подвергаются административному давлению, судебному надзору. В других государствах самые популярные СМИ, как правило, принадлежат финансовым воротилам и медиамагнатам и, естественно, их независимость находится в рамках, определяемых их хозяевами. Как говорится, кто заказывает музыку, тот и танцует. Кроме того, они вынуждены по кардинальным позициям, затрагивающим интересы государства, придерживаться официальной позиции, иначе со стороны власти они будут подвергаться разного рода притеснениям. Поэтому не удивительно, как согласованно большинство СМИ западных стран выступает против России и других стран по вопросам, не устраивающим их власти.

  В России  независимых СМИ совсем мало. Большинство их оказываются под крылом не только государственных структур, отечественных политических или экономических групп. Некоторые из них подвержены влиянию совсем не дружественных стране зарубежных организаций.  Во многих случаях СМИ  доносят до граждан искажённую, недостоверную, а то и провокационную информацию, в которой трудно добраться до истины. Слишком много внимания уделяется смакованию жестоких расправ, агрессивного поведения людей, ненормального поведения психически неустойчивых личностей. В советское время существовали ограничения на информацию, вызывавшую напряжение и чрезмерную нервозность в обществе. В  США и в настоящее время действует в популярных СМИ запрет показа и описаний жестоких  сцен расправ и издевательств.

 Информация по культурной тематике у нас зачастую не только не способствует повышению культурного уровня граждан, а наоборот, опошляет, оглупляет, развращает её потребителей, снижает психическое здоровье нации. В результате общество деградирует, уровень культуры и грамотности снижается. В СМИ проповедуется культ потребления, наживы, и совсем мало уделяется внимания трудовому воспитанию молодого поколения, поэтому не случайно в стране ощущается дефицит трудовых ресурсов в производственной сфере и избыток специалистов в так называемых менеджерских, а также юридических, бухгалтерских профессиях. Возникает значительный уровень безработицы среди лиц с высшим образованием. Вместе с  нередким пренебрежением к исполнению законов и норм поведения гражданами, в первую очередь руководителями разных уровней, и вопиющим социальным и имущественным неравенством в обществе это чревато образованием в стране  атмосферы нестабильности.
 
Таким образом, средства массовой информации в стране  в настоящее время зачастую не  выполняют ту роль в обществе, которую они могли бы и должны играть в деле сплочения общества, повышения его культурного уровня, гражданской ответственности, а нередко действуют в противоположном направлении.
 
Что же делать? Настало время что-то предпринять в области законодательства для исключения негативной составляющей деятельности СМИ, возможно разработать  Кодекс порядочности поведения СМИ, наподобие клятвы Гиппократа для врачей, и им самим  отслеживать его выполнение, создать возможность воздействия на СМИ со стороны структур гражданского общества. В стране наверняка найдётся немало заинтересованных структур и лиц, готовых сформулировать другие предложения.


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.