Изнанка Неба

Отец наш раньше не сильно отличался от других деревенских мужиков - был он грубоват, простоват и недалёк умом. Ну, может, выпивал чуть меньше других и ни с кем особо дружбы не водил, что называется, сам себе на уме. Всё изменилось в один субботний день. После бани отец вошёл в дом, сел за стол, и сказал будничным голосом, что он ослеп. Мы - дети за столом - выжидательно смотрели на отца, надеясь, что он сейчас сам рассмеётся своей шутке и выражению наших испуганных лиц. Но его невидящий взор продолжал быть обращённым в сторону открытого окна. Мать прекратила стряпать у печки и подошла к столу. "Тебе надо съездить в город к доктору", - сказала она отцу. "Я уже был у доктора. Он сказал, что я скоро ослепну. И вот я ослеп", - ответил отец. Мать молча перекрестилась на икону в углу, потом пошла к печке, откуда вернулась с тарелкой еды. Поставила тарелку перед отцом, сказав, что кушать он может и с закрытыми глазами, и затем продолжила заниматься хозяйством.

Нашу маму выдали за отца, когда ей было всего тринадцать лет. Будучи совсем ребёнком, она потеряла свою мать, отец женился на другой. Мачехе хотелось поскорее избавиться от нелюбимой падчерицы, и она лично сыскала той жениха, едва девочке исполнилось достаточно лет, чтобы поп окрестил союз. Отец любил издеваться над мамой словесно и через побои. Самым больным было, когда он материл её при детях. Мама всё терпела, много ходила в церковь и молилась. Слепоту отца она приняла стоически, как очередное его издевательство.

Произошедшее с отцом дало повод множеству пересудов среди деревенских. Кто-то жалел отца, кто-то уличал его симулянтстве. Люди спорили про отца везде: и на завалинке, луцкая семечки, и в поле, отдыхая от работы, и на семейных торжествах между тостами. Больше всех суетился председатель колхоза, чувствуя со стороны нашего отца подвох. Председатель даже сумел отвезти отца в город в сопровождении милиционера для медицинского обследования. Процессию вначале провожали, а потом встречали всей деревней - так всем не терпелось узнать правду про отца. То ли отец действительно ослеп, то ли умел хорошо притворяться, да только доктора признали его слепым. Председатель вернулся в деревню злым. Можно представить, что отец над ним всю дорогу обидно подшучивал.

К своим детям отец относился снисходительно, как другие относятся к малым щенкам. Мог иногда шутку нам сказать или по голове погладить, но жизнью нашей он не интересовался и с проблемами не помогал. Мы всё равно любили нашего отца - ведь он был наш отец. Мы ненавидели нашего отца за то, что он издевался над нашей мамой. Его внезапная слепота создала для нас неприятности. Первое время другие дети просто допытывались у нас, если отец дома перестаёт притворяться. Потом нас стали дразнить из-за отца, говорили, что наш отец сам запутался, почему он ослеп. Виной тому было то, что отец в разговорах действительно стал приводить разные версии своего ослепления. В одной ему в бане ошпарили глаза, во второй на тракторе солярка в глаза брызнула, в третьей ему ядовитых грибов в еду подмешали. Зачем он выдумывал эти небылицы, совершенно не понятно. Нам было стыдно за нашего отца. Тень от странного поведения отца легла на нас. Когда другие дети хвастались про своих отцов, мы молча опускали глаза в землю.

Ослепнув, отец совсем перестал помогать с хозяйством. Всё легло на мамины плечи. Мы пытались помогать ей, как могли. И ещё кому-то надо было ухаживать за слепым отцом. Из всех детей только я один это делал - остальные не хотели. Когда от обидных слов отца мать со слезами уходила из дому, мне приходилось его мыть, переодевать ему бельё и стричь ногти. Меня отец словесно не обижал, когда я им занимался, даже казалось, что ему нравится моё общество. Я оказался единственным человеком, с которым он по-человечески разговаривал. Один раз я его спросил, как это жить и ничего не видеть. Он удивил меня своим ответом, сказав, что на самом деле он видит. Только видит он не то, что видят нормальными глазами, а то, что с другой стороны, с изнанки. Я спросил его, как это видеть "с изнанки". Он ответил: "Когда люди ходят по земле, они видят над головой Небо. Когда человеческая душа возносится, она видит Небо с оборотной стороны, с изнанки". Слова отца озадачили меня - в них была загадка. Что отец пытался мне сказать? Помню, в ту ночь мне было особенно грустно и тревожно. Мне так хотелось, чтобы отец опять обрёл зрение, и всё у нас в доме вернулось на прежний лад, как в других семьях. Чтобы отец увидел своих детей. Засыпая, я молился: "Отец наш, обрати взор свой на детей своих".

Мы выросли. Мои братья и сестра уехали жить в город. Я единственный, кто из детей остался в деревне. Надо же было кому-то присматривать за отцом и матерью. Мне нравиться жить в нашей деревне и работать в поле - простая, честная жизнь. У меня был свой дом, своя семья, дети. Мама в какой-то момент не выдержала и ушла от отца жить в соседнюю деревню. Ей тогда уже было за семьдесят, кто бы мог подумать, что она способна на такой поступок. Отец остался один в нашем старом доме. Я и другие соседи заносили ему еду. Надо было бы взять его жить в свой дом, но мне не хотелось портить наш семейный уют этим сумасшедшим стариком. Теперь большую часть дня он пересчитывал деньги из своего сундука, всё время недосчитывался и ругался, что у него их украли. В качестве обвиняемых в воровстве обычно выступали соседские мальчишки, которые давно выросли и уехали из деревни. Он кричал на выдуманных воров и грозно тряс своей клюкой. И всё же старика было жалко. Я чувствовал себя виноватым перед ним, что не беру его к себе.

В один день он пропал. Соседи видели его идущим по дороге в сторону леса. Видно, старик совсем спятил и пошёл в лес. Я подумал, что в лесу он тут же потеряется, оттуда ему не выйти. Я набил рюкзак едой на несколько дней и побежал в лес на поиски отца. Тщетно я бродил по лесу и выкрикивал имя отца. Вначале кончились продукты, потом я потерял голос. Я потерял счёт дням. Надо было заканчивать поиски - я уже сам еле держался на ногах. Но чувство вины не давало мне уйти из леса, вины за то, что не поселил отца у себя дома, под присмотром. Как я скажу своим детям, что не смог найти их деда? Я сходил с ума от отчаяния и измождённости тела. В мой последний день поисков я заснул под большой сосной. Меня разбудили ударом палки по ноге. Я открыл глаза и увидел отца. "Ты знаешь", - спросил он глядя мне прямо в глаза, - "как выглядит Небо с изнанки?". "Снизу мы видим Небо, а с Неба мы видим землю внизу. Изнанка Неба - это наш мир", - ответил я отцу. "Иди домой, там тебя ждут твои дети", - сказал мне отец, и исчез, как исчезают сны при пробуждении. После этой встречи с видением отца, я пошёл домой, к своим детям. Мне ещё не пришло время умирать в лесу.


Рецензии
Слепота духовная страшнее физического аналога. Всю жизнь можно прожить таким вот слепцом: не видеть, что у тебя есть семья – жена и дети – и чувствовать ответственность и долг перед ней; не видеть рядом живущих людей, с которыми надо налаживать нормальные человеческие отношения; не видеть дальше своего кругозора, дальше своего мирка, и думать, что весь мир вертится вокруг тебя.

С уважением
Владимир

Владимир Швец 3   11.02.2020 07:23     Заявить о нарушении