Татьяна Герасименко в моей жизни

Борис Родоман

ТАТЬЯНА ГЕРАСИМЕНКО
В МОЕЙ ЖИЗНИ

        Это рассказ о женщине, которая сделала меня счастливым.  Что такое счастье? Одно из многих определений, подходящее в данном случае: «Счастье – это когда тебя понимают» (из советского кинофильма «Доживём до понедельника»).   Счастливые годы дарованы мне в самом конце жизни (с 2012 по ныне текущий 2019 г.), когда я впервые (наконец-то!) избавился от МЕНТАЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА. 
        Всю жизнь меня терзали окружающие люди, старались переделать. «Ты живёшь не так, делаешь не то». Мать называла меня «убоищем» (существом, на которое можно воздействовать только побоями), человеком «не от мира сего». Отец называл «бытовым невеждой». Видел бы он сейчас, как я по много месяцев живу в квартире один, без всяких помощников управляюсь со всем домашним хозяйством, от приготовления пищи (которую с удовольствием едят и гости) до стирки постельного белья вручную. А половина мебели в моей комнате сделана или переделана мною собственноручно.
        В детстве я не играл с ребятами во дворах, был вне коллектива за пределами школы. Я всегда оказывался  последним и крайним – и в школьном классе, и в пионерском отряде в лагере. Я был из тех, с кем «не пойдёшь в разведку». Я не умел драться и на удары не давал сдачи. Наверно, поэтому меня ребята и не били.  «Юродивый Боря – ну, что с него возьмёшь».
        Но вот пришло отрочество, юность, пора любви – романтической, с «преклонением перед объектом». Влюблённость хлещет через край, я хочу любить всех людей, но фактически могу любить только девушек. Я надеюсь на понимание и, вопреки обычаям патриархально-маскулинного общества, ищу в возлюбленной равную себе личность и универсального друга. Эту свою позицию я объясняю словами. Я пишу письма на бумаге, в огромном количестве – до 150 писем одной девушке, по много страниц в каждом. Это б;льшая, подводная часть моего литературного айсберга. Многие идеи, в том числе и вошедшие в научные труды, а также яркие фразы для последующей публицистики, были впервые высказаны в письмах.
        Бумажно-эпистолярная эпоха у меня  делится на две части – до и после осени 1956 г., когда я на гонорар, полученный за первую в жизни публикацию – научную статью в «Вопросах географии» – купил портативную пишущую машинку. С тех пор я оставлял себе копии, но только для писем, отправленных из Москвы. Замечательные вести из путешествий, написанные авторучкой, обходились, за редкими исключениями, без копий. Девушки мои письма впоследствии уничтожали, чтобы не компрометировать себя перед женихами. Некоторые, впрочем, мне их вернули, аккуратно сложенные и перевязанные ленточками.
        Я привык к одиночеству и непониманию не только в «личной жизни», но и в профессиональной деятельности. Более того: в науке, если ты настоящий новатор, то будешь понят далеко не сразу, так что и огорчаться не стоит. Я остановился на формулировке, что в первые 15 лет моей научной деятельности моих уже опубликованных научных работ не понимал никто. В дальнейшем выдвинулся один «ученик», а точнее, последователь, Владимир Каганский. Моё одиночество перешло на него, поскольку у него даже единственного ученика нет. Зато нас обоих хорошо, лучше нас самих, понимает универсальный учёный из Петербурга С.В. Чебанов. Он видит наши работы в широком общенаучном контексте. 
        Володя Каганский – не только мой главный и, в сущности, единственный ученик и последователь в науке, но и превосходный спутник на прогулках, в путешествиях, походах, в том числе исследовательских. Эта его роль постоянно подчёркивается в моих мемуарах, она зафиксирована и в Википедии. Мы много общались в самой разной обстановке и, конечно же, рассказывали друг другу кое-что и о своей «личной жизни», были свидетелями соответствующих событий.  Но попытка сделать Володю более всесторонним другом у меня провалилась. «Что ты всё о своих б***ях рассказываешь?» Так он мне «заткнул рот грязным носком». Чьё б мычало, а его б молчало!
        Удачно женившись после бурной холостой жизни, Володя Каганский обрёл настоящую, самоотверженную «подругу гения», о которой может мечтать любая творческая личность, стал образцовым, верным мужем, а от меня морально отмежевался. К тому же, он религиозен (правда, без признаков какой-либо конфессии) и твердит, что все настоящие учёные верили в бога. Он отрицательно относится к эсперанто, а Российское гуманистическое общество, в котором я нашёл друга в лице его президента Валерия Александровича Кувакина и замечательные возможности для публикации моих сочинений, считает сектой жалких, выживших из ума пенсионеров.
        Общественное мнение (в тех узких кругах, где я «широко известен») навязало мне какую-то пропасть между интеллектуальными достижениями и личной жизнью. Немного лет назад среди моих коллег состоялся разговор, что существуют «два Родомана»: один – замечательный учёный, а другой – постоянно говорит о сексе, пишет какую-то порнуху. («Этот разговор состоялся между мной и Д.Н. Замятиным». – Т.Г.).  И даже несколько девушек (одна из которых – ныне известный экономикогеограф) вылетели из моей туристской компании, шокированные темой моих разговоров.
        Не встретил я сколько-нибудь заметного понимания и уважения к себе и на любовном фронте. Две жены, пять больших неразделённых любвей, десятки любовниц и около сотни одноразовых и кратковременных связей не принесли счастья. Мои жёны были из того же социального и образовательного слоя, что и я; первая стала кандидатом географических наук, а вторая – доктором философских. Но и они относились к моим занятиям и образу жизни негативно, а мои успехи вызывали у них раздражение. Правда, второй жене удалось меня выдрессировать на кухне до такой степени, что мы достигли идеального порядка в расположении вилок-ложек и тряпок, высокой предсказуемости всех возможных реакций. Взаимопонимание в быту установилось. Но в душу друг к другу нет никакого допуска. И никакого прогресса за 30 лет совместной жизни не отмечено. Любой затянувшийся разговор, на любую тему, от быта и сплетен до политики, заканчивается перебранкой. Поступки и высказывания «супруги» почти ежедневно травмируют меня грубостью, нелепостью, несправедливостью.       
        В конце концов я привык к своему одиночеству до такой степени, что фактически перестал нуждаться в каком-то понимании. Я зачерствил себя и в области «чувств». Я решил, что семейная жизнь мне вообще не нужна, не нужно мне и никакое потомство. Моими идейными наследниками могут стать какие-то люди, прочитавшие мои сочинения, но искать таковых среди ныне окружающих не обязательно.
        Но… О, чудо!  Особа, которая меня поняла и оценила, нашлась! И я её узнал и понял так же хорошо. У нас установилось полное взаимопонимание и согласие.
        Это Татьяна Ильинична Герасименко, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой географии и регионоведения, и, одно время, декан географического факультета Оренбургского университета. Я познакомился с ней 6 мая 2010 г. в Ростове-на-Дону на конференции «Теория социально-экономической географии: современное состояние и перспективы развития». Мы пересекались на аналогичных мероприятиях и раньше, но я не обращал на эту женщину никакого внимания.
        То была единственная в моей жизни выездная, не московская научная конференция, в которой я участвовал, но не выступал. Ехать на неё мне не хотелось. Я был недавно (по моим масштабам времени) в том же Ростове-на-Дону в 2004 г. В  тот раз у нас были прекрасные экскурсии в Старо- и Новочеркасск, в Таганрог. Я был как бы обижен на ростовчан за то, что они уничтожают трамвай, заглушают своё нахичеванское прошлое, спесиво возомнили себя столицей «Юга России». В туристском отношении я не предвкушал ничего нового, и тема конференции меня не занимала, поэтому ехать не хотелось, но меня уговорили; оплатили самолёт, гостиницу, даже еда в виде обильных перекусов в офисе университета была бесплатной. Меня усадили в президиум, сделали куратором одной из секций, вынудили даже произнести какую-то краткую речь, которая докладом не считается. Я был там отчасти для мебели, как старейший экономикогеограф (79 лет), хотя Георгий Михайлович Лаппо гораздо старше (87 лет) и почтеннее,  но его я среди участников этой конференции не помню.
        На данной  конференции была основана Ассоциация российских географов-обществоведов (АРГО), очевидно, в противовес  Русскому географическому обществу (РГО), где экономическая география располагалась на окраине. В подразделении Российской академии наук (РАН) география числится в ряду естественных наук о Земле. И нынешний директор Института географии РАН (гляциолог), и декан Географического факультета МГУ (океанолог, сменивший на этом посту геохимика) с удовольствием и облегчением избавились бы от «неестественных» отделов и кафедр, если бы им это позволили.
          Я всегда был сторонником единой географии, ощущал себя «географом без прилагательного». Образование АРГО показалось мне ещё одним шагом на необратимом пути раскола географии. Учёные, назвавшиеся «географами-обществоведами», тем самым поставили себя на периферию более понятной и престижной социологии, которая судит о людях (глупых и запуганных) по их словам, тогда как мы (я и В.Л. Каганский) «читаем общество по ландшафту» (видим дома, автомобили, дороги, мусор) и остаёмся «последними могиканами» единой географии, цепляясь за неё при помощи «теоретической географии» и понятия «культурный ландшафт». Но, вместе с тем, мне предстояло  привыкнуть к новой ассоциации. В АРГО меня любят и уважают, тогда как в РГО я – никто, меня там не знают, я с этой организацией давно уже никак не связан.
        В 2004 г. в Ростове-на-Дону меня для экскурсии пристегнули к конференции Международной академии туризма, на роскошном двухпалубном круизном теплоходе, дали в сопровождающие хорошенькую девушку аспирантского возраста (но уже ставшую кандидатом наук и благополучно устроившуюся на службу в офисе). После фуршета в салоне нам предложили взять ключ от каюты с двумя спальными койками… Мы были в подпитии, разговаривали на ужасные темы, но… как всегда, это не кончилось для меня ничем, кроме тёплого расставания у входа в общежитие, а мне через несколько часов надо было садиться в поезд…
        Теперь, в 2010 г., всё было дешевле и скромнее. Те же казачьи пляски, но обед на открытой с боков палубе небольшого теплохода (ветер уносил салфетки), лица вокруг отчасти знакомы, степень опьянения у меня намного меньше, молодых девушек поблизости не помню.
        На пристани в Ростове некая Н.А. Щитова из Ставропольского университета (доктор, профессор, декан) захотела со мной сфотографироваться, но постеснялась одна и привлекла Таню Герасименко, а та поначалу упёрлась – тоже, вроде бы, постеснялась. Т.Г.: «Точно не из-за стеснения, этого не было. Не стеснялась я, а не хотела и не любила фотографироваться со знаменитостями, которые даже и не вспомнят обо мне потом, считала (и считаю) это слишком примитивным».
        Мы трое выстроились на ступеньке. Я обнял Таню машинально, но это ещё не было знакомством. Я не знал, кто она и как её зовут, а если это было сказано, то я не расслышал или не запомнил. Мы познакомились позже, через полчаса.       
        Я познакомился с Татьяной Герасименко благодаря моей отпугивающей внешности. Как, почему?! Не догадаетесь, это сложная история, нужны подробные объяснения.
        На незнакомых людей я произвожу отталкивающее впечатление, поэтому в общественном транспорте со мной рядом садятся в последнюю очередь, когда больше нигде нет свободных мест. И садятся при этом преимущественно старики. Человек молодой или среднего возраста, тем более девушка, будет стоять рядом со свободным сиденьем  около меня, пока не освободится место где-то подальше.
        Эта ситуация возникает не только в городском и пригородном общественном транспорте, но и в дальних экскурсиях, даже многодневных и зарубежных, и даже в самолётах! Так было в 2002 г., когда мы, клиенты турфирмы, на автобусе из Бреста пересекли Польшу, Германию, Австрию, Лихтенштейн и Швейцарию. Так было на нескольких экскурсиях Общества по изучению русской усадьбы по Европейской России и Украине.
        Т.Г.: «Ты не производишь отталкивающего впечатления. Просто выглядишь необщительным, неулыбчивым, погружённым в себя, и нет уверенности, что тебе понравится какое-либо соседство». Ну, и хорошо, мне это удобно. На незанятое место я кладу свой рюкзак и всю дорогу в нём копаюсь.      
        Вот началась наша автобусная экскурсия по Ростову. Я сел у окна. Все уселись, но ещё кого-то ждут. И тут вбежала, впорхнула, запыхавшись, знойная дамочка, брюнетка, весёлая, смешливая. Все её знают, все приветствуют. Да это же та самая, с которой меня только что сфотографировали!  А свободное место осталось только одно – возле меня.
        – Ах! Я буду сидеть рядом с великим Родоманом!
        Я оказался неожиданно болтливым и отвлёк Таню от экскурсии. Т.Г.: «Да уж, экскурсию послушать мне не удалось, проговорила с тобой.  А потом, когда мы вышли из автобуса, ты продолжал со мной разговаривать, но я была в компании А.И. Чистобаева (некоторые коллеги решили тогда, что у меня с ним больше, чем дружба: мы везде появлялись вместе). Кстати, он тогда сказал, увидев, что ты проявил ко мне интерес: «Пообщайтесь, пообщайтесь с ним. Это ведь так интересно!» Вот так мы познакомились, обменялись электронными адресами, стали переписываться. Я искал в Тане ещё одну благодарную читательницу моих сочинений и стал её ими заваливать. Но каждого, кто соглашается получать мои сочинения, я предупреждаю:
        – Вы можете попасть в положение ветеринара, который сделал клизму слону, но не успел отскочить в сторону.
        Я лишь недавно, 27 января того же 2010 г., подключился к Интернету, он перевернул мою жизнь, я стал от него зависимым, но иначе быть не могло. Новых сочинений и мыслей стало меньше, но больше возможностей для доработки и распространения прежних, а это в конце жизни – самое главное.
        И что же выяснилось? Таня Герасименко – одна из тех, кто слушал мои лекции по науковедению в октябре-ноябре 1982 г. Она была аспиранткой не нашего (МГУ), а педагогического вуза (МГПИ им. В.И. Ленина, теперь МПГУ), и  пришла сама, никто не принуждал и не рекомендовал. В те годы аспирантура ещё была творческим отпуском для написания научной работы, а не ступенью примитивного школьного обучения, как в наши дни. Я произвёл на Таню  неизгладимое впечатление. Т.Г.: «Я была шокирована нестандартным мышлением, неоспоримой логикой, необычными идеями, смелыми выводами». И так стала горячо неравнодушной заочной поклонницей Родомана на все следующие тридцать лет! О, как жаль, что мы не познакомились тогда!
        – Что же ты ко мне не подошла?
        – Стеснялась. Ты казался мне человеком не моего круга, из другого мира, совсем мне не знакомого.
        Теперь мы пришли к выводу, что причиной стеснения были два Таниных комплекса: 1) боязнь показаться дурой; 2) провинциальная ущемлённость. Первое понятно, а второе заслуживает подробного рассмотрения.
        Москвичи, по словам Тани,  – снобы, она не раз страдала от их высокомерия. Руководитель аспирантского семинара в МПГУ Сергей Николаевич Раковский как-то брякнул:
         – Что это вы все сюда едете?
        Т.Г.: «Он в тот раз сначала очень сочувственно поговорил со мной, спросил, как мне нравится Москва. Я, почувствовав расположение, расслабилась и разоткровенничалась: мол, акклиматизация проходит тяжело: постоянно горло болит. На что и получила его отповедь».
        С.Н. Раковский, между прочим, сам – из «понаехавших». Он родился в Смоленске в 1923 г., а умер в Москве в 2016 г. (93 года прожил.  Географическое сообщество богато долгожителями).
        Татьяна Герасименко появилась на свет  в настоящей сибирской деревне в семье сельских учителей. Т.Г.: «Отец был директором школы, сам же её и строил, позже его перевели на партийную работу. Мы несколько раз переезжали: был установлен порядок, по которому партийные работники не могли засиживаться на одном месте, чтобы не обрастать коррупционными связями». Потом её отца перевели на службу в Красноярск, где Таня провела отрочество и юность, закончила пединститут. Родного Таниного села давно уже нет, даже следы в ландшафте найти трудно. Таня осталась в душе сибирячкой, она любит Красноярск, а к Оренбургу так и не привыкла; от оренбургского климата она страдает. Т.Г.: «Страдаю только от летнего зноя, а осень и зиму люблю».
        Обидевшись на Москву и москвичей, Таня сделала своим кумиром Ленинград (Петербург), сочла его лидером антимосковской провинциальной оппозиции. Т.Г.: «Не совсем так. Ленинград  и ленинградцев я полюбила раньше, в студенческие годы, с тех пор,  как подружилась с некоторыми из них, работая инструктором по туризму». В Петербурге Таня  прошла через докторантуру, там у неё остались самые любимые коллеги и руководители.
        Я тоже люблю Петербург, но некоторые питерцы этому не верят. Меня после одной публикации даже обвинили в ненависти к Петербургу. Но я его скорее жалел, так как полагал, что город построен немного не на том месте и обречён на гибель от планетарных стихийных бедствий. Строить надо было не в дельте, а у её приверха, где стоял Ниеншанц, но Петру Первому  хотелось, чтобы было похоже на любимую Голландию.
        Почти все географы, жёстко критиковавшие меня в советское время (за отход от марксизьма-ленинизьма, приверженность буржуазной науке, литьё воды на мельницу фашизма и т.д.) были ленинградцами: президент Географического общества С.В. Калесник, глава  питерской физической географии А.Г. Исаченко, предводитель  экономгеографов Б.Н. Семевский и его подручный М.И. Альбрут. Я рассматриваю эту псевдоидеологическую борьбу как проявление соперничества между победившей Москвой и побеждённым Петроградом – в результате переноса столицы, точнее, бегства «советского» правительства в Москву в 1918 г.
        Под влиянием Таниной биографии я сочинил свою концепцию о «территориальных сословиях». Я выделяю в России три территориальных сословия, не зависящих прямо от социального и имущественного положения, но у многих с ним связанных: 1) москвичи, 2) жители Московской области и города С.-Петербурга,  3) все остальные. При этом  все провинциальные губернаторы, высшая номенклатура и миллиардеры, а также члены их семей принадлежат к первому сословию, поскольку имеют в Москве свои резиденции. Однако для низших и даже средних слоёв российского населения их провинциальность, невозможность обосноваться  и быть достойно принятыми в столице является унижением и непреодолимым проклятием. В советское время эта проблема была острой даже для Подмосковья. В одном и том же московском учреждении сотрудники делились на москвичей и подмосковных. И если девушка из Московской области выходила замуж за москвича, то всегда кто-нибудь говорил, что она идёт не по любви, а ради  московской прописки. Это о девушке из Мытищ или Балашихи! А что уж сказать о несчастной сибирячке! Таня Герасименко сама была в молодости близка к этой ситуации. И сколько человеческих судеб в сфере семьи и брака не состоялось или было разрушено!
        Наверно, нигде в мире нет такой роковой пропасти между столицей и остальной территорией. Говорят, что Россия не была колониальной державой, между прочим, потому, что окраинные владения не отделены океаном, а провести на суше границу между метрополией и колониями невозможно. Но проблема упрощается и отпадает, если считать метрополией Москву, а колониями – всю остальную территорию России. И это уже не столько историческая, сколько остро современная ситуация.
        Вышеупомянутые «географические комплексы» у Тани Герасименко изживались медленно, я сам их застал не до конца изжитыми.
        Таня была потрясена известием, что меня выгнали из МГУ (в 1984 г.)
        – Как, такого умного?
        А тот же  С.Н. Раковский сказал:
        – А  вы его когда-нибудь  видели?!
        Другие коллеги посоветовали ей «не лезть в это дело».
        За что не любил меня С.Н. Раковский? Наверно, за то, что я его не замечал. Более того, я о его существовании узнал только недавно, в ноябре 2015 г., когда начал писать это сочинение. Многие люди не любят нас не за поступки, а только за то, что мы их не замечаем. Да, водится за мной такой «недостаток». У нас в России, чтобы быть на плаву, надо поддерживать вынужденные деловые отношения с множеством людей, запоминать их, своевременно здороваться. Мучительная обязанность, но мне отчасти повезло, я до конца не утонул, потому что у меня были хорошие покровители – Н.Н. Баранский, Ю.Г. Саушкин, Д.Л. Арманд, Ю.А. Веденин, Д.Н. Замятин. Получив по морде в МГУ и тихо отсидевшись на ведомственной обочине (ИГП, ВНИЛТЭ, МИРОС), я, по мере вымирания моих «оппонентов», из наглого молодого выскочки незаметно  превратился в патриарха отечественной науки, «географа-легенду» и классика отечественной географии…
        В моей переписке с Татьяной Герасименко в 2010 – 2012 гг. было два кризиса: 1) качественный – от содержания писем; 2) количественный – от их изобилия. Первый кризис случился от того, что на Таню обрушилась лавина моих неожиданно откровенных сочинений эротического характера, которые её первоначально шокировали, на их переваривание понадобилось время. Т.Г.: «Эта ситуация усугублялась тем, что в то время у меня с мужем был один электронный адрес на двоих». Второй кризис обозначился, когда писем стало так много и объём их так возрос, что я перестал заниматься чем-либо, кроме этой переписки. Она стала для меня своего рода наркотиком, и я эту переписку решил прервать, а Таня была от этого в шоке, но я вскоре понял, что уже не могу жить без её писем.
        Наши электронные письма я, за редкими исключениями, не сохранял, переложив это бремя на Татьяну. По её словам,  интенсивная переписка у нас возобновилась в начале 2012 г. в связи с предстоящей защитой Володей Каганским диссертации – не докторской, а всего лишь кандидатской, в 58 лет от роду! (Его многочисленным читателям и слушателям и в голову не приходило, что он не доктор).
        На февраль  2012 г. я собрался с прежней подругой ехать в Гоа. Для всех зарубежных поездок, кроме летних, я не брал отпусков, ни с кем не согласовывал, а тут, как назло, подвернулась эта долгожданная защита. Я числился у Володи научным руководителем. Защиту неожиданно отсрочили  на  1 марта. Володя буквально умолял меня, чтобы я не уезжал, очень надеялся на моё яркое выступление. Пришлось мне перенести свою поездку на март, когда благоприятный сезон уже заканчивается.
        Я тщательно подготовил свою речь, в которой надо было не оценивать работу, а говорить о диссертанте. Но этот текст совершенно не понадобился. Чуть ли не за два дня до защиты выяснилось, что я не имею права быть руководителем, потому что Институт Наследия, в котором я служил ведущим научным сотрудником, оказался  головной организацией. Меня заменили не знаю на кого и посоветовали  вообще не выступать.
        Это была, конечно же, далеко не обычная кандидатская защита. Главный противник диссертанта,  Вячеслав Александрович Шупер, бился в истерике, обвиняя Каганского в похищении теоретической географии. Казалось, что этого темпераментного оратора вот-вот хватит инсульт. Но публика спокойно усмехалась, потому что позиция В.А. Шупера давно известна и опубликована. При голосовании диссертанту кинули пару «чёрных шаров» (14 за, 2 против). Да, это не аспирантка защищалась...
        Я на этом заседании не только не выступал, но вообще ни с кем не разговаривал, ни в рядах, ни в кулуарах. И сам Каганский ко мне даже не подошёл, ему было не до меня. По окончании спектакля я зашёл в маленькую комнату, где за столом собрались десятка полтора человек, выпил бокал вина, возможно, что-то сказал, и не в лучшем расположении духа поспешил домой.
        А в далёком Оренбурге некая дама переживала всю эту ситуацию сильнее меня. Т.Г.: «У тебя была депрессия, ты про это писал мне. Сейчас пересмотрела письма, это так. Мы с Надей придумали тебя отвлекать». Так вот почему Надя Замятина так трогательно выгуливала меня 4 марта в своём Тропарёвском парке.
        Таня Герасименко настроена к Каганскому твёрже, чем я. Она знакома с моими ранними публикациями и готова стоять на страже моей чести и приоритета.
        Я вылетел в Индию 6 марта, а вернулся 24 марта последним  чартерным  рейсом,  когда погода уже портилась, над океаном собирались тучи, а туземцы начали вовсю жечь мусор, накопившийся в туристском сезоне. Моё пребывание в Гоа было крайне необычным, скорее даже дурацким. Путешествием его никак не назовёшь. Но нет худа без добра. За отсутствием  интересных занятий я вёл такой подробный дневник, что из него получилась эротическая повесть «Агонда, или Омут страстей». Я посылал эту повесть четырём избранным читательницам. Повесть им понравилась. Одна из читательниц сказала, что это занимательное чтиво для поездки в метро, а другая, Таня Герасименко, нашла во мне сходство с её любимым писателем, Г. Гарсиа Маркесом, По-видимому, «Агондой» я, как литератор, сломал и добил Таню окончательно – в лучших смыслах этих глаголов.
        Наверно, после «Агонды» у Тани выработался ответ на пресловутую концепцию о «двух Родоманах». Т.Г.: «Я в итоге пришла к выводу, что один без другого существовать не может, что секс в твоей жизни – каким-то образом двигатель твоих идей, что если бы не было твоих «несчастных любвей», не было бы и многих сочинений, что ты их придумывал, культивировал, лелеял, ибо они способствовали сублимации твоей энергии в другое русло».
        Напоминаю, что такие, уже прочные, с высоким уровнем понимания, но ещё заочные отношения установились у меня с женщиной, которую я видел всего несколько часов, внешности её толком не помнил, её семейным положением не интересовался, не знал даже, замужем ли она. Этот инкубационный период продолжался у нас 25 (двадцать пять) месяцев!
       Впервые  после мая 2010 г. я и Татьяна Герасименко  встретились в Пензе на конференции  «Российская глубинка – модели и методы изучения», продолжавшейся с 1 по 5 июня 2012 г. Таня прилетела с опозданием, я увидел её только на экскурсии в Тарханах 2 июня и не сразу узнал.
        Т.Г. «Он предложил мне перейти на «ты», сказал: «Мы это заслужили»».  Обычно я новой знакомой сам начинаю тыкать, не спросив её согласия, а она продолжает называть меня на «вы», иногда несколько месяцев или лет. В данном случае это продолжалось ещё только три недели, до 23 июня. Т.Г.: («Пустое «вы» сердечным «ты» / Она, обмолвясь, заменила».)
        3 июня после экскурсии по Пензе  мы сидели неподалёку в ресторане «Золотая Балка», типа «Поплавок», качавшемся от проходящих лодок.  Мой друг Саша Левинтов спросил у дам;
        – Что вы собираетесь делать сегодня вечером?
        –  Ничего.
        – Давайте бездельничать вместе.
        Солнечным вечером собрались в светлой комнате, где Таня Герасименко разместилась с Сашей Соколовой из Петербурга. Левинтов всех смешил, пили хорошее вино, но я почти ничего не ел за отсутствием аппетита.
        По инициативе Тани меня ещё прошедшей зимой пригласили в Оренбург на VI Международный симпозиум «Степи Северной Евразии», 18 – 23 июня 2012 г. Какое отношение я имею к степям? Я же не геоботаник. Но я придумал прекрасную культурологическую тему «Проблемы физической и ментальной реабилитации степей ввиду перекоса русской культуры в сторону лесистого Севера». Речь шла о том, что образ коренной, настоящей Руси формировался для массовой культуры под влиянием  лесной зоны, простиравшейся севернее Москвы. В этом направлении особенно постарались художники В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, И.Я. Билибин. С их подачи в наши дни даже в Сочи и Ялте на детских площадках стояли бревенчатые избушки на курьих ножках.
        В своих соображениях на эту тему я опирался и на В.Л. Каганского, исследовавшего образ России на бумажных денежных знаках. На них наша страна выглядит лесистой, северной, военно-морской державой и, конечно же, очень  православной.
        Ментальное игнорирование лесостепи и степей, а также всего Юга России, некстати напоминающего об Украине, Кавказе, тюркских народах, сказалось и на охране природы. Российская власть привыкла, что заповедник и национальный парк – это всегда лес (привлекательный для охоты и отдыха начальства), но не представляет себе степного заповедника. Говорят, что в Оренбургской области несколько гектаров настоящей целинной степи сохранилось только на военном полигоне, но нас туда не пустили. Показали только подобные степям залежные земли, на радость иностранным участникам симпозиума – из Монголии, Казахстана, Венгрии, Нидерландов. Угощали в поле вкуснейшей кониной. Посетили мы и заброшенное мусульманское кладбище, уральские предгорья, место съёмки фильма о Пугачеве и один город, где администрация и народ встречали нас хлебом-солью.
        К началу симпозиума все наши доклады были опубликованы в сборнике чудовищного размера: формат 21 х 29 см, толщина книги  6 см, 109 (сто девять!!!) печ. л., тираж 300 экз. Кроме того, издали хрестоматию «Степные шедевры» того же формата, толщиной 3 см, 40 печ. л., тираж 1000 экз. В ней помещены отрывки из произведений 82 писателей и поэтов, и среди них самое любимое и самое слёзное для меня стихотворение А.Н. Майкова «Емшан». Устроителем симпозиума, составителем и редактором всех сборников и программ, организатором и хозяином всех мероприятий и  первым докладчиком был Александр Александрович Чибилёв – физико-географ, член-корреспондент РАН, директор Института  степи Уральского отделения РАН.  Мой доклад был третьим на первом пленарном заседании.  Если учесть тематику симпозиума и огромное количество участников и авторов (около 500)  и принять во внимание, что это далеко не моя «тусовка»  (не АРГО, не МАРС, т.е. не междусобойчик всё тех же экономикогеографов), то моё место в зале заседаний оказалось беспрецедентно высоким, но я этого не оценил, не почувствовал, оставался застенчивым и общался только с Таней.
        Сначала я был в распоряжении Института степи, а потом перешёл в Оренбургский университет. Я выступал несколько раз, в том числе перед студентами и молодыми учёными. И везде Таня находилась при мне. Она буквально водила меня за ручку, возила по городу, кормила в ресторанах и даже приносила мне в гостиничный номер клубнику, которую я пожирал с молоком. Она отдельно свозила меня в Соль-Илецк, где народ купался в соляных озёрах и обмазывался грязью в омерзительном индустриальном ландшафте. Т.Г.: «А Покровку с подземным храмом не помнишь? Тебе поп и предприниматель, родственник Е.А. Семёнова, регулярно передают приветы». Я побывал у Тани дома и познакомился с её чудесным, заботливым мужем Серёжей; он математик, тоже декан своего факультета.
        Таня Герасименко – мощный транслятор и популяризатор моих идей и сочинений в Оренбургской области. В других провинциальных регионах России такого моего представителя  нет. Меня в Интернете считают географом из Смоленска, потому что там изданы почти все мои книги, Не будет удивительно, если после Таниных стараний меня сочтут и оренбургским профессором. Т.Г.: «Не думаю, что это так. Те, кто тебя знает, прекрасно осведомлены, откуда ты».         
         Оренбург стал переломным в наших отношениях, которые с тех пор стали более активными и тесными. Таня часто бывала в Москве и по делам, и проездом, использовала для встреч со мной разные конференции, целые отпуска и их куски. Она этногеограф, занималась  трансграничным Оренбургско-Казахстанским регионом, а также немцами-меннонитами, в связи с которыми ездила и в Германию; член этнографической комиссии РГО. По её статусу (набору должностей) она востребована на множестве мероприятий. В одном только   2013 г. она  летала  на самолётах 47 раз,  и всё через Москву.  А в Москве – я! И дочь её с мужем здесь жили, недалеко от меня, около моей станции метро «Войковская». С её семьёй у меня прекрасные  отношения.
        Я показал Тане мои  самые любимые, самые красивые  туристские маршруты по Подмосковью – четыре  ярких, незабываемых похода длиной  14 – 17 км. Плюс поездки в некоторые подмосковные города.
        Две мои тяжёлые болезни сплотили нас ещё больше. Я выжил благодаря помощи друзей, а Таня была в их переднем ряду. Можно сказать, что, по крайней мере один раз, она точно спасла мне жизнь.
        После вышеупомянутых конференций в Ростове-на-Дону, Пензе и Оренбурге я побывал с Таней на аналогичных мероприятиях в Петербурге и Симферополе, а без Тани в Пермском крае и во Пскове, куда её тоже приглашали, но не удалось вырваться. Мы вдвоём также побывали в Башкортостане, в верховьях реки Белой (Агидели). 
        Мы в 2013 – 2017 гг. посетили вместе 15 зарубежных стран, том числе Исландию и Гренландию.  И без меня у Тани  в эти годы  были яркие путешествия и отдых с её родными и близкими в средиземноморских странах. В 2016 г. я и Таня в большом коллективе географов  сплавлялись на катамаранах по уральским рекам и побывали даже в Чечне.
        С моей подачи, отчасти  по моей программе и по моим следам Таня весной 2013 г. совершила одна ярчайшее путешествие  вдоль Гималаев,  31 день! Т.Г.: «У меня была депрессия, а ты помог мне сформировать маршрут. Я бы так надолго не решилась отправиться, но ты развеял мои сомнения и убедил в том, что нет смысла ехать только на две недели».
        Я был в Непале в 2008 г., а теперь переживал Танино  путешествие как своё собственное. Она посетила Бутан, потом Непал, там она прошла пешком и в Верхний  Мустанг, тогда как я был только в Нижнем. Таня  видела мои любимые  горы – Нилгири и не покорённую людьми Мачхапучхре (Аннапурну и Дхаулагири я сам видел мало). Я там чуть не умер от горной  болезни, тащился пешком из Кагбени (2850 м)  в Муктинатх (~3800 м) и пришёл на стоянку  автомобилей. Московская турфирма продала мне трекинг по дороге, уже освоенной автотранспортом. Достаточно было поднять палец, и меня за несколько рупий отвезли бы куда угодно, даже в Индию. Таня же, на высоте до 4010 м,  пересекала  пешком  места, где никакой транспорт пока не ходит. Но так будет не вечно. Вот-вот китайцы, прорвавшись в Непал, проведут автостраду  и железную дорогу по глубочайшей в мире долине реки Кали-Гандаки, и под колёсами и рельсами разной техники  окончательно исчезнет таинственное «запретное» королевство Ло – одно из самых первобытных мест в Евразии.   
        Я подарил Тане  свой  большой синий рюкзак и синий спальный мешок, когда-то подаренные мне к моему 70-летию, а теперь смотрел на фото, как эти вещи путешествуют с ней в том же ландшафте, среди тех же камней, на фоне тех же домов. Но эти изделия мне больше никогда не понадобятся, увы!
        Таня посетила родину Будды Лумбини, летала на самолёте к Эвересту. Она писала мне подробные письма-дневники, я их редактировал,  и к моменту её возвращения  в Москву, точно день в день, у меня была готова как бы книга  про её путешествие.
        Кульминацией  всех моих путешествий за всю жизнь я считаю плавание в лодке с Таней Герасименко в фьорде Илулиссат в Гренландии 7 августа 2013 г. Раньше кульминацией был вулкан Санто-Томас на острове Исабела (Галапагос) в 2011 г., но в Гренландии ощущение  счастья оказалось  выше. Ведь теперь я был не одинок, рядом со мной находилась  настоящая Спутница Жизни. Фотография с лодки среди айсбергов ныне красуется на рабочем столе моего ноутбука.
        Благодаря Тане у меня улучшились отношения с петербургскими географами Ю.Н. Гладким и А.И. Чистобаевым;  я, кажется, научился их различать (не путать), хотя  иногда в этом вопросе обращаюсь к Тане за помощью. Но главное – она познакомила меня с моим ровесником  Э.Л. Файбусовичем, который, оказывается, был моим заочным поклонником и даже написал обо мне статью, опубликованную в сборнике к моему 80-летию. Таня питает к «Файбусику» особенно нежные чувства. И, наконец, при участии Тани, поклонницей меня как учёного остаётся  А.А. Соколова.
        Таня Герасименко помогает мне переносить депрессии, утешает и обнадёживает, как и полагается близкому другу. Смешно сказать, но и я ободряю и утешаю её точно так же. Благодаря Тане мне удалось повысить свою самооценку и прийти к выводу, что жизнь моя прошла не так уж плохо.
        Когда я находился на службе в МГУ, то надеялся, что никогда не почувствую себя стариком, потому что постоянно окружён молодёжью, а девушки косяками ходят по коридорам, не говоря уже об аудитории, где они иногда вынуждены меня слушать. Но меня из университета выгнали, от молодежи и от научного сообщества оторвали. Я хорошо пересекаюсь с прочими географами  четыре-пять  раз в год на конференциях, там я испытываю душевный подъём, но его хватает не надолго. Нужна регулярная подпитка, чтобы переносить повседневное убожество и хамство.
        Я погружаюсь в свои сочинения, восхищаюсь идеями, которые приходили мне в голову в молодости, нахожу отклики на свои творения в Интернете, но этого недостаточно.  Мне нужно конкретное близкое существо, которое бы меня каждый день хвалило и одобряло. И Таня стала для меня таким существом. Она заряжает меня, как мобильный телефон, ежедневно, неустанно. Но и я так же хвалю, одобряю, заряжаю Таню.
        Меня в ней радует всё, я горжусь её успехами, восхищаюсь и хвастаюсь её манерами и привычками. Мне нравится, что она была альпинисткой, каталась на горных лыжах и ежедневно, если позволяют обстоятельства, делает зарядку продолжительностью в полтора часа. При этом немыслимо  изгибается, сохраняя и демонстрируя свою прекрасную фигуру. Она моржует: зимой погружается в прорубь и плавает среди льдов. И после этого, как ни в чём не бывало, может продолжить бег на лыжах. Я горжусь даже тем, что на треке в Верхнем Мустанге она ухитрялась почти каждый день принимать душ.
        Мы пользуемся  всеми возможностями  для встреч,  но,  к сожалению,  б;льшую  часть времени  живём врозь – в разных городах, разделённых более чем тысячей  километров, и с разницей в два часовых пояса. Когда я утром вылезаю из постели и спешу сообщить ей как самую важную новость, что я ещё жив, она уже собирается обедать. Мы обмениваемся письмами и телефонными звонками ежедневно. С мая 2010 г.  до сего дня я послал Тане около семи тысяч писем, из них около четырёхсот с моими готовыми литературными произведениями – статьями, заметками, стихотворениями. Я передал ей много ксерокопий моих сочинений. Она устраивала мне их сканирование. Благодаря Тане я на должной высоте поддерживаю полную библиографию моих сочинений и статью обо мне в Википедии. Я часто  посылаю ей и свои незаконченные работы, опасаясь, что из-за скоропостижной смерти пропадёт то, что уже вполне готово.
        Мы адресовали  друг другу около трёхсот строк   стихотворений, но у Тани стихов больше, чем у меня, и они ярче, поэтичнее, лиричнее. Есть у неё и стихи, связанные с недавними путешествиями.  Мы вместе сочинили одну шутливую поэму (513 строк) – пародию на книгу одного нашего уважаемого и любимого коллеги (Таня  написала 13% строк). Мы мечтали и о настоящем,  серьёзном научном соавторстве, но время для этого, боюсь, уже упущено, а фиктивного соавторства нам не нужно. Правда, мы стали соавторами нескольких докладов и тезисов, но для того, чтобы вместе ездить на конференции. Таня не была моей аспиранткой, я не был её руководителем, об этом можно пожалеть, но прожитых лет не вернёшь. Таня заинтересована в сохранении всего моего архива, из которого она постарается  спасти и забрать себе «ненаучные» сочинения, письма, стихи и т.п. – то, что моим учёным коллегам неинтересно и чуждо.         
        Таня Герасименко – единственный человек, для которого моя смерть будет настоящим горем, настоящей потерей, обвалом огромного куска её собственной жизни. Другого такого близкого человека при мне никогда не было и не будет. Да, мы страдаем от постоянной разлуки, но в этом несчастье есть и маленький плюс. Те очень не многие дни и часы, которые нам, возможно, ещё удастся провести вместе, будут для нас самыми драгоценными и счастливыми.

Подготовлено для «Проза.ру» 16 апреля 2017 г. Исправлено 12 июня 2017 г. Подтверждено при просмотре 28 октября 2017 г. Дополнено 5 и 10 января 2018 г.

Приложение I

ПОЕЗДКИ, ПОХОДЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ
Бориса Родомана с Татьяной Герасименко
(2012 – 2022)

Подробный перечень

В перечне мест приблизительно отражены маршруты вне Московской обл. В квадратных скобках перечислены для уточнения маршрута пункты, которые проезжали без остановки или без выхода из транспортного средства. Курсивом выделены места ночлега, Москва (в том числе какой-либо её аэропорт) в качестве начального и конечного пункта поездок подразумевается, но не упоминается. Способы передвижения (в круглых скобках): а – автобус или автомобиль, жд – железная дорога, л – лодка без мотора, лм – лодка моторная, м – мотоцикл, п – пешком, с – самолёт, тх – теплоход. Точка после несокращённого слова – возвращение в Москву, запятая – перемещение между двумя названными пунктами, точка с зап. – возвращение из радиального маршрута в один из предыдущих пунктов – способом, указанным в предыдущих скобках; одна косая дробная черта / – нахождение названного пункта на территории, обозначенной следующим после черты топонимом. Как правило, обратная часть тупиковых поездок, если она совпадает с маршрутом «туда», не описывается, а названия стран и регионов не приводятся, но нередки исключения.

2 0 1 2
Июнь. Пенза (а) Лермонтово (Тарханы), Кувака. ;  Оренбург* (а) [Буранчи,] Буртинский; [Чёрный Отрог,] оз. и г. Каменная, г. Самбула, р. Бол. Ик, урочище Бишкаин, Саракташ*, Кр. Гора; Соль-Илецк*; Покровка*. Авг. (а) Переславль-Зал., Синий Камень; Талицы (п) Купанское, Вёкса (а). 

2 0 1 3
Июнь. Саранск (а) Ст. Теризморга; Темников, Санаксарский м-рь.  Июль (с) Вена, Кеблавик (а) Рейкьявик (а, п) Трихнюкайигюр; (а) Гекла, Ландманналёйгар; Тингведлир, Гюдльфосс, Гейсир, Факси, Скаулхольт, Сельяландсфосс, Скоугафосс, Дирхоулаэй, Вик, Ватнайёкюдль, Киркьюбайярклёйстюр, Свартифосс, Йёкюльсаурлоун, Хорнафирди, Стокснес, Брейддальсвик, авг. Стёдварфьордюр, Эйильсстадир, Мёдрюдалюр, Деттифосс, Миватн, Наумаскард, Годафосс,  Свальбард, Акюрейри, Дальвик (тх) Эйяфьорд;  (а) Хов, Блёндюоус, <…> Рейкьявик (с) Илулиссат / Гренл., Рейкьявик (с) о. Хеймаэй / Вестманнаэйяр (с) Рейкьявик  (а) <…> Кеблавик (с) аэрп. Берлин-Тегель (с).

2 0 1 4
Июнь. СПб (а) Пушкин (Ц. Село), Гатчина, Рождествено; Извара, Копорье, Гостилицы, Ропша. Июль (с) Таллин (тх) Хельсинки (тх, а) Тарту (а) Калласте; Таэваскода, Отепяэ, Пюхаярв, Валга (п) Валка (п, а); Пярну, Таллин (тх) Стокгольм; (а) Курессааре, Насва, Ийде (п) Сяэре (п, а) Ямая; Каали, Англа, Лейси; Яарве (п) Мандьяла; (а) клиф Панга (п) Панга (а) Каруярв, Харилайд; Курессааре (с) Таллин. Авг.  СПб. Окт.  Оренбург (а) Кумертау, Мелеуз, Нугуш (лм) Нугушское вдхр; (а) Юмагузинское вдхр. (а). Нояб. (с) Пафос (а) Коралловая бухта; Лимассол (Лемесос), м-рь Айя-Текла, м-рь Махерас, Вавациния, Лефкара, Скарину; м-рь Киккос, Продромос, Омодос, Петра-ту-Ромиу; ущ. Авакас (Авгас), Лара, Латси, купальня Афродиты, Сули, Катикас, Кили-Пафос, купальня и водопады Адониса, долина Мавроколимбо; м-рь Беллапаис, Гирне (Кирения), Никосия (Лефкосия); Хирокития, м-рь св. Варнавы, Саламин (руины), Газимагуса (Магуса, Фамагуста, Аммохостос); Никосия (Лефкосия) (п) Лефкоша (п, а); аэрп. Ларнака (с).

2 0 1 5
Янв. (с) аэрп. Шарджа, аэрп. Бандаранаике (а) Негомбо, Коломбо; (лм) по каналу и реке; (а) [Путталам,] Анурадхапура, Михинтале, Полоннарува, Сигирия, Дамбулла, Матале, Канди,[Гампола,] вдп. Рамбода, Гленнлох, Нану-Оя (жд) Байдулла, Элла, (а) Тиссамахарама,  н.п. Рухану (Зап. Яла); фев. Катарагама; [Хамбантота, Матара,] Мирисса, Унаватуна, Галле; лес Коттава (п, а); аэрп. Бандаранаике (с) аэрп. Шарджа (с). Апр. Оренбург (а) Уральск (жд). Июль (жд) СПб. (а) Пушкин, Петергоф (а, жд).  ;   (а) Коломна, Субботово (а, жд) Рязань (а) Спас-Клепики (а) Полушкино (п, а, лм)  Спас-Клепиковские оз. (а). Сент. Симферополь (а) Гаспра, Ливадия, Ялта; Инкерман, Херсонес, Балаклава, Севастополь.

2 0 1 6
Март – апр. (с) Гонконг (Коулун, о-ва Гонконг, Лантау, Ламма, < …>;  а, тх, метро, трамвай, light rail, фуникулёр, кан. дор., эскалаторы, травалаторы) (тх) Макао (в т.ч. Тайпа и Колоан) (тх, с). Июнь (с) Иркутск (а) Ангарск, Шелехов; (жд) [Слюдянка,] (Кругобайкальская жд) Порт Байкал (тх) Листвянка (п, а, кан. дор.) Камень Черского (а) Бол. Тальцы, Иркутск (с). Июль (с) Пермь (а) Кусье-Александровский (катамаран по р. Койва и Чусовая) Чусовой (а) Пермь (с). Сент. (с) аэрп. Магас (а) Грозный, Аргунское ущелье, Итум-Кале; Магас, аэрп. Магас (с). 

2 0 1 7
Март (с) Анапа (а) Кабардинка; апр. Абрау-Дюрсо; Геленджик. Май (с)   аэрп. Никола Тесла (Белград) (а) [Биелина,] этнодеревня Станишич, [Брчко,] Баня-Лука;  июнь (а) [Лакташи, Градиште], мемориал «Ясеновац», [Доня Градина,] агрокомплекс Дони Агичи,  <…> м-рь, [Нови Град, Приедор]; аэрп. Н.Т.(с). ;  (жд) СПб; июль (а) Кронштадт; Зеленогорск (Терийоки); ;  Варшава, Познань, Рогалин,  <…> шахта, Вроцлав, Легница, Еленя Гура, Карпач (кан. дор., п) г. Снежка (приют «Дом Шлёнски», 1400 м); (а) Либерец, [эл. ст.], <…> шахта (музей), Згожелец (п) Гёрлиц (а) Валбжих (Вальдберг), скальный город Андршпах, Душники-Здруй. Сент. (с) Пермь (а) Березники, Усолье, Соликамск, Боровск, Пермь; окт. (с).  Нояб.  СПб.

2 0 1 8
Янв. Аэрп. Тиват (а) Цетине, г. Ловчен, Котор; [Подгорица,] м-рь Остров, [Никшич, Жебляк,] Тарский мост, каньон р. Тары (ок. 500 км на такси за один день – 7 час.); Будва, Улцинь, Старая олива; Подгорица (жд) Вирпазар (а) рест. «Езеро» (п, жд) Подгорица (а) Цетине. Апр. (с) Краснодар (а) Небуг, дол. р. Аше, Краснодар, какая-то ферма в предгорьях; (с). Май (с) Баку (а) Шемаха; (с) Нахичевань (а) и  окр. Сент. (с) Барнаул (а) Бийск, Белокуриха (кан. дор.) г. Церковка; (а) «Подворье», Белокуриха-2 и 3; Бирюзовая Катунь, Горно-Алтайск, Артыбаш (тх «Пионер Алтая») вдп. Корбу (тх, а) Барнаул (с). Окт. (с) Ставрополь (а) Домбай, подножие г. Домбай-Ульген ок. Чучхурских вдп. (а) аэрп. Минводы (с).

2 0 1 9
Июль (с) Краснодар (а) Пихтовый Бор, КПП Кавк. зап-ка, Лагонаки; Каменномостская (Хаджох), Хамышки (л, рафтинг по р. Белой, а) Майкоп; Партизанская Поляна, Гузерипль; Армавир (жд) Владикавказ (а) Кармадон, Даргавс, Фиагдон; Цей, Цхинвал, Тбет, Дорога Жизни, оз. Эрцо, Владикавказ (с). Авг. (жд) Волгоград (Сарепта) (а) т.б. «Ковчег» (лм) Лотосовые поля; (а) Астрахань, Волгоград (Сарепта) (жд). Сент. (с) Казань (а) Болгар; (с). Нояб. – дек. (с) Оренбург (а) [Тюльган,]  Ташла; (с).

2 0 2 0  --  2 0 2 2
2020 сент. (а) Нечаевские Выселки, Melnitsa Space, Пущино-на-Оке. 2021 июнь (а) Ярославль, Богослов-на-Ишне, Борисоглебский, Вощажниково, Ростов. 2022 апр. (с) Сочи (а) Сухум, Очамчыра, Ткуарчал; Н. Афон; (с).


Совместное посещение стран

Абхазия 2022; Австрия 2013; Азербайджан 2018; Босния и Герцеговина 2017; Германия 2017; Гонконг 2016; Гренландия 2013; Исландия 2013; Казахстан 2015; Кипр 2014; Латвия 2014; Макао 2016; Польша 2017; Россия 2012 -- 2022; Сев. Кипр 2014; Сербия 2017; Финляндия  2014; Черногория 2018; Чехия 2017; Швеция 2014; Шри-Ланка 2015;  Эстония 2014; Ю. Осетия 2019.  Учтены 23 страны.

Подготовлено для «Проза.ру» 5 декабря 2018 г.

Перечень путешествий дополнен 23 ноября 2022 г.

Приложение II

Т.И. Герасименко, Б.Б. Родоман

СОВМЕСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

2016
        Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Загородные природные парки и туристские походы на урбанизированных территориях // Туризм в глубине России: сб. тр. IV Всерос. науч. семинара (24 – 28 июля 2016 г.) / Перм. гос. нац. иссл. ун-т.  – Пермь, 2016, с. 20 – 25; 0,5 л., 250 экз.

2017
        Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Международный туризм в геополитически проблемных регионах // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Мат-лы V Междунар. научно-практич. конф., пос. Кабардинка, 30 марта – 2 апреля 2017 г. Краснодар, 2017, с. 4 – 7; 0,2 л., 100 экз.
        Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Территориальная идентичность как фактор и результат геополитических предпочтений России // Сборник работ. Международная научная конференция «Геополитические процессы в современном евразийском пространстве». – Баня-Лука [Республика Сербская, БиГ], 31.05 – 04.06.2017, с. 127 – 140; 1 л., 150 экз.
        Родоман Б.Б., Герасименко Т.И. Туризм как средство укрепления целостности  России //  Россия и её регионы в полимасштабных интеграционно-дезинтеграционных процессах. – Мат-лы междунар. науч. конф. в рамках VIII Ежегодной науч. ассамблеи Ассоциации российских географов-обществоведов (АРГО) (26 сентября – 1 октября 2017 г.).  – Пермь: Изд. центр Пермского гос. нац. иссл. ун-та, 2017, с. 55 – 59; 0,3 л.
        Родоман Б.Б., Герасименко Т.И. Экофильная поляризация культуры в экстремальных природных условиях // Развитие регионов в XXI веке: Мат-лы II Междунар. науч.-практич. конф., Владикавказ, 6 – 7 окт. 2017. – Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ: ИПЦ СОГУ, 2017, с. 411 – 414;  0,3 л., 100 экз.
        Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Глобализация и традиции: грани взаимодействия (на примере Непала и Бутана) // Российские гималайские исследования: вчера, сегодня, завтра. Сб-к науч. статей.  – СПб.: Изд-во «Европейский Дом», 2017, с. 129 – 132; 0,2 л., 300 экз.

2018
        Родоман Б.Б., Герасименко Т.И. Географическая специфика и экзотика как ресурсы познавательного туризма // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития: Мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018, с. 211 – 214; 0,2 л., 120 экз.
        Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Этноконтактные зоны как вид этнокультурных регионов // Социально-экономическая география. Вестник Ассоциации российских географов-обществоведов [АРГО], 2018, № 7, с. 55 – 67; 1,2 л., 100 экз.
        Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Миграции и этническое разделение труда // Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: сб-к мат-лов IV Междунар. науч.-практич. конф. – Ставрополь: Изд-во Сев.-Кавк. фед. ун-та, 2018, с. 11 – 24; 0,7 л.
        Итого учтено 9 публикаций, 4,6 л.
        л. – 1 авторский лист = 40 тыс. зн. с пробелами (не путать с печ. л.).

        Составил Б.Б. Родоман 6 декабря 2017 г. и 7 декабря 2018 г.
       
        Подготовлено для "Проза.ру" 7 декабря 2018 г.

Приложение III

Количество дней,
проведённых вместе

2012 -- 44
2013 -- 75
2014 -- 78
2015 -- 78
2016 -- 63
2017 -- 64
2018 -- 58
- - - - -
Всего  460

Для "Проза.ру"
9.12.2018   

За 2012 -- 2018 гг.
сколько дней и где

В Москве и Подмосковье 190 = 41,4%
В Оренбурге и около     37 =  7,8%
В прочих местах России 103 = 22,4%
В зарубежных странах   130 = 28,4%
- - - - - - - - - - - - - - - - -
Всего                460 =100,0%

Для "Проза.ру"
17.12.2018

Последнее исправление 23.01.2019

Приложение IV

Самый любимый и преданный доктор
Самых любимых наук!
Снова включён персональный хронограф,
Определён новый круг.
Будто комета, как вспышка сверхновой,
Выстроил жизненный путь.
Я в восхищении снова и снова.
Будь! Я прошу тебя: будь!

На "88" http://www.stihi.ru/2019/05/29/48
       
 
         

       
       
         


 
 



       


Рецензии
Боги дают и подарки...

Зус Вайман   24.01.2024 20:18     Заявить о нарушении
Лумбини. Родина Будды

Зус Вайман   24.01.2024 20:21   Заявить о нарушении