Решение проблемы Парменида в теории определенности
Проблема Парменида в том, что отказав кажущемуся в существовании, он не смог запретить о нем мыслить. Однако, по его же утверждению любая мысль равносильна существованию, ибо нельзя мыслить о том, что не существует.
Всеобъемлющая, все вмещающая в себя Пустота не может иметь границ, пределов. Даже если рассматривать не физическое пространство, а пространство идей. Но за самой последней идеей где-то там непременно ожидается непроявленная Пустота. Появись там нечто, как Пустота немедленно увеличит своем объем и, тем не менее, останется все той же самой Пустотой.
И все-таки граница есть, если решать эту проблему, основываясь на теории определенности. Любой определенности в обязательном порядке присуще бытие Парменида. Определенность и есть бытие, истина. Однако ничто не запрещает нам выйти за границу истинного бытия (как это сделал и сам Парменид). Именно таким, вполне законным образом можно мысленно выйти за пределы всеобъемлющей Пустоты и обнаружить "невозможное", "нереальное", "несуществующее", "небытийное", иными словами - ложь. Ведь нельзя же в действительности оказаться "сбоку" от Всего, даже в пространстве истинных идей. Однако мы "смогли" это сделать и сразу возникает смутное ощущение: если есть идея "ложного", то оно каким-то образом должно существовать и поэтому быть включенным во Все.
Парменид решил этот вопрос просто - силовым методом. Он объявил все отсутствующее вымыслом, кажущимся, не объявив о том, как это кажущееся возможно. Его просто нет. Его - нет, а идея есть. А ведь он сам заявил, что любая мысль - "есть". Поэтому возвращаемся к тому, что если есть дым, должен быть огонь. Частично это справедливо.
Справедливо в той части, что "несуществующее, ложное" действительно существует и это не является противоречием или парадоксом. Существует как часть определенности реальное/нереальное, ложное/истинное. Я напомню, что именно определенность обладает бытием и значит существует в том смысле, что ее можно "пощупать", потому что она есть. Таким образом мы имеем сущность или, другими словами, определенность, одна часть которой в каком-то смысле существует, а вторая нет. Но так как эта вторая часть абсолютно неотделима от своей первой части по определению, то именно поэтому существует то, что вроде бы не должно существовать - "ложь".
С такой точки зрения "утопия" обладает бытием, и непротиворечиво входит в уточненный нами "мир" Парменида, но при этом "утопия" не существует. В этом смысле несуществование не противостоит бытию Парменида. Парменид ввел Бытие, и рассмотрел как существование (истину), так и несуществование (ложь). Но он не говорил о том, что противостоит бытию. Потому, что бытию нечего противопоставить - это он утверждал более-менее ясно. Небытие возникло потом, когда вопреки Пармениду стали обсуждать укон для бытия. То есть как бы обобщили не только существующее, но и несуществующее. Но несуществующее Парменид уже обобщил - это кажущееся, ложное, несуществующее. Он только не заметил, что оно тесно связано с его Бытием!
И только сейчас становится понятно, что зыбкая, колеблющаяся грань Пустоты и есть та грань, та определенность, которая жестко отделяет ложь от истины. Пустота становится совершенным Абсолютом. Любое нечто оказывается по одну из сторон "баррикады". Все ложное против всего истинного. Внутри себя Пустота содержит Истину (Действительность), снаружи - Ложь (Вымысел). Именно поэтому Парменид, описав свой казалось бы абсолютный, одинокий монолит "бытия", не смог избавиться от множества переменчивых "мнений". Миром правит двоичность определенности, которая объединяя разделяет, а разделяя - объединяет.
Свидетельство о публикации №219012600428
Позвольте мне привести собственную интерпретацию "определенности".
Ваша цитата:
"определенность обладает бытием и значит существует в том смысле, что ее можно "пощупать", потому что она есть".
Определенность - это главный отличительный признак существования как такового. Существовать может лишь то, что определенно, конкретно, а значит и предельно. Существования неопределенностей, таких как "вечность", "бесконечность", "не-существование"(Ничто) - не возможно. Математическая аналогия неопределенностей - нуль и бесконечность.Суть "неопределенностей" - это предел определенностей, т.е. пределом существования является не-существование, т.е., не-существование - это отрицание возможности возникновения Сущего из Ниоткуда и его исчезновения в Никуда. (нуль и бесконечность).
Петр Пономаренко 23.05.2024 14:33 Заявить о нарушении
Если принимать ваше понятие определенности: определенность (обусловленность, конкретность, однозначность), то все эти слова вполне могут быть отнесены к вечности и бесконечности, поэтому с такой точки зрения вечность нельзя назвать неопределенностью. Вечность и бесконечность - очень конкретны, это то, что не имеет начала и конца. Просто, ясно, понятно и вполне определенно. Чтобы понять существуют ли они, мы должны сказать "что значит существовать"? Предположим, что вы говорите, что это значит - быть "конечным", иметь предел. В принципе мне такая идея нравится. Что конечно, то есть. Кстати понятие бесконечности, которое я привел выше строится на отрицании конечности, нет начала и нет конца. Собственного (положительного) смысла бесконечность не имеет. Нам легче сказать, что бесконечность не похожа на нас, а мы конечны. Но есть нюансы, на мой взгляд...
Фактически вы сказали, что есть система из одного (конечного, бытия, существования) и другого (бесконечного, небытия, несуществования), где другое есть предел первого. Но возникает вопрос о "способе особого существования в кавычках" уже такой системы в целом? Как его-то назвать? Что оно такое? И т.д.
В моем варианте такая система - есть абсолютное целое (целое, которое не может быть частью). И в идеальном, и в материальном вариантах оно одно и тоже - наполненная пустота. Именно это целое я и называю (строго говоря) Определенность. А для однозначности и конкретности больше подходит другое слово - сущность.
Так вот именно система обладает "подлинным бытием" и чтобы не путать такое "подлинное бытие" с бытием сущностей, можно называть его сверхбытием. За историю философии говорят есть три таких сверхбытия: Единое у Платона, Бог и нирвана на Востоке. Мне больше нравится Определенность, как более конкретное понятие имеющее свойства, например она задает шаблон "целое", она субстанция, то есть существует сама по себе и она первооснова - чтобы вы не взяли, все можно назвать либо целым, либо частью целого. Вне целого ничто не существует...
Шестьдесят Седьмой 23.05.2024 16:13 Заявить о нарушении
ПП - Это не мои понятия. Смысл "определенности", подобный моему трактованию, заложен еще Платоном и Аристотелем, что можно видеть в многочисленных источниках. А "вечность" и "бесконечность" - это уже "вульгаризированные" термины таких атрибутов физической реальности, как время и пространство. Как вы понимаете в абстрактном Бытии подобной атрибутики, время и пространство - быть не возможно.
Петр Пономаренко 23.05.2024 19:23 Заявить о нарушении
Шестьдесят Седьмой 24.05.2024 07:17 Заявить о нарушении
Петр Пономаренко 24.05.2024 13:27 Заявить о нарушении
Шестьдесят Седьмой 24.05.2024 14:00 Заявить о нарушении
Вот это свое интуитивное прозрение, что "существующее единое" не есть Единое само по себе" и выражал как Платон, так и Парменид и Аристотель, а это и называется дихотомией. Так проблема дихотомии как раз и разрешается с осмыслением сути "определенности", как признака существования. Определенность означает предельность существования, т.е. существование двух противоположных пределов.
А вот в нашем реальном, физическом (чувственном) Бытии абсолютно все имеет свое начало и конец как во времени, так и в пространстве и поэтому никаких Ничто (неопределенностей) и в нашем реальном мире быть не может. Впрочем, определенность, как признак существования, универсален и соответствует и абстрактному существованию и реальному.
Петр Пономаренко 24.05.2024 16:31 Заявить о нарушении
Ответ: никак! дихотомия не появляется из ниоткуда. Она уже есть в реальности, так же как и одно. А в абстракции дихотомию вы можете получить только усилием воли. Так делали Парменид, Платон, Гегель. Никак! Поэтому, они и не могли, поэтому они и не решили. Просто выдали желаемое за действительное.
>>Определенность означает предельность существования, т.е. существование двух противоположных пределов.
Включая эти самые пределы! Причем понимаемые как одно. Собственно они и есть одно. Пустота является и нулем, и бесконечностью. Но вот многое она никак не родит. Но вот конкретное содержание существует само по себе, но опять же лишь как часть единого целого. Определенность не есть признак существования. Оно и есть существование. И так как оно имеет как вы говорите пределы в виде нуля и бесконечности, иными словами пустоты, то эти пределы также существуют. То есть и нуль и бесконечность существуют. Если бы они не существовали, то не было бы и ограниченного сущего, которое и есть признак реального идеально-материального мира. Абстракции здесь неуместны.
Шестьдесят Седьмой 24.05.2024 18:43 Заявить о нарушении