Решение проблемы Парменида в теории определенности

PS вперед: это устаревший текст, содержащий переосмысленные позднее идеи, с чем можно ознакомиться в монографии "Ничто как Определенность" или почитать другие тексты на странице автора...

   Проблема Парменида в том, что отказав кажущемуся в существовании, он не смог запретить о нем мыслить. Однако, по его же утверждению любая мысль равносильна существованию, ибо нельзя мыслить о том, что не существует.

   Всеобъемлющая, все вмещающая в себя Пустота не может иметь границ, пределов. Даже если рассматривать не физическое пространство, а пространство идей. Но за самой последней идеей где-то там непременно ожидается непроявленная Пустота. Появись там нечто, как Пустота немедленно увеличит своем объем и, тем не менее, останется все той же самой Пустотой.

   И все-таки граница есть, если решать эту проблему, основываясь на теории определенности. Любой определенности в обязательном порядке присуще бытие Парменида. Определенность и есть бытие, истина. Однако ничто не запрещает нам выйти за границу истинного бытия (как это сделал и сам Парменид). Именно таким, вполне законным образом можно мысленно выйти за пределы всеобъемлющей Пустоты и обнаружить "невозможное", "нереальное", "несуществующее", "небытийное", иными словами - ложь. Ведь нельзя же в действительности оказаться "сбоку" от Всего, даже в пространстве истинных идей. Однако мы "смогли" это сделать и сразу возникает смутное ощущение: если есть идея "ложного", то оно каким-то образом должно существовать и поэтому быть включенным во Все.

   Парменид решил этот вопрос просто - силовым методом. Он объявил все отсутствующее вымыслом, кажущимся, не объявив о том, как это кажущееся возможно. Его просто нет. Его - нет, а идея есть. А ведь он сам заявил, что любая мысль - "есть". Поэтому возвращаемся к тому, что если есть дым, должен быть огонь. Частично это справедливо.

   Справедливо в той части, что "несуществующее, ложное" действительно существует и это не является противоречием или парадоксом. Существует как часть определенности реальное/нереальное, ложное/истинное. Я напомню, что именно определенность обладает бытием и значит существует в том смысле, что ее можно "пощупать", потому что она есть. Таким образом мы имеем сущность или, другими словами, определенность, одна часть которой в каком-то смысле существует, а вторая нет. Но так как эта вторая часть абсолютно неотделима от своей первой части по определению, то именно поэтому существует то, что вроде бы не должно существовать - "ложь".

   С такой точки зрения "утопия" обладает бытием, и непротиворечиво входит в уточненный нами "мир" Парменида, но при этом "утопия" не существует. В этом смысле несуществование не противостоит бытию Парменида. Парменид ввел Бытие, и рассмотрел как существование (истину), так и несуществование (ложь). Но он не говорил о том, что противостоит бытию. Потому, что бытию нечего противопоставить - это он утверждал более-менее ясно. Небытие возникло потом, когда вопреки Пармениду стали обсуждать укон для бытия. То есть как бы обобщили не только существующее, но и несуществующее. Но несуществующее Парменид уже обобщил - это кажущееся, ложное, несуществующее. Он только не заметил, что оно тесно связано с его Бытием! 

   И только сейчас становится понятно, что зыбкая, колеблющаяся грань Пустоты и есть та грань, та определенность, которая жестко отделяет ложь от истины. Пустота становится совершенным Абсолютом. Любое нечто оказывается по одну из сторон "баррикады". Все ложное против всего истинного. Внутри себя Пустота содержит Истину (Действительность), снаружи - Ложь (Вымысел). Именно поэтому Парменид, описав свой казалось бы абсолютный, одинокий монолит "бытия", не смог избавиться от множества переменчивых "мнений". Миром правит двоичность определенности, которая объединяя разделяет, а разделяя - объединяет.    


Рецензии
Добрый день.
Позвольте мне привести собственную интерпретацию "определенности".

Ваша цитата:
"определенность обладает бытием и значит существует в том смысле, что ее можно "пощупать", потому что она есть".

Определенность - это главный отличительный признак существования как такового. Существовать может лишь то, что определенно, конкретно, а значит и предельно. Существования неопределенностей, таких как "вечность", "бесконечность", "не-существование"(Ничто) - не возможно. Математическая аналогия неопределенностей - нуль и бесконечность.Суть "неопределенностей" - это предел определенностей, т.е. пределом существования является не-существование, т.е., не-существование - это отрицание возможности возникновения Сущего из Ниоткуда и его исчезновения в Никуда. (нуль и бесконечность).

Петр Пономаренко   23.05.2024 14:33     Заявить о нарушении
Добрый день,
Если принимать ваше понятие определенности: определенность (обусловленность, конкретность, однозначность), то все эти слова вполне могут быть отнесены к вечности и бесконечности, поэтому с такой точки зрения вечность нельзя назвать неопределенностью. Вечность и бесконечность - очень конкретны, это то, что не имеет начала и конца. Просто, ясно, понятно и вполне определенно. Чтобы понять существуют ли они, мы должны сказать "что значит существовать"? Предположим, что вы говорите, что это значит - быть "конечным", иметь предел. В принципе мне такая идея нравится. Что конечно, то есть. Кстати понятие бесконечности, которое я привел выше строится на отрицании конечности, нет начала и нет конца. Собственного (положительного) смысла бесконечность не имеет. Нам легче сказать, что бесконечность не похожа на нас, а мы конечны. Но есть нюансы, на мой взгляд...

Фактически вы сказали, что есть система из одного (конечного, бытия, существования) и другого (бесконечного, небытия, несуществования), где другое есть предел первого. Но возникает вопрос о "способе особого существования в кавычках" уже такой системы в целом? Как его-то назвать? Что оно такое? И т.д.

В моем варианте такая система - есть абсолютное целое (целое, которое не может быть частью). И в идеальном, и в материальном вариантах оно одно и тоже - наполненная пустота. Именно это целое я и называю (строго говоря) Определенность. А для однозначности и конкретности больше подходит другое слово - сущность.
Так вот именно система обладает "подлинным бытием" и чтобы не путать такое "подлинное бытие" с бытием сущностей, можно называть его сверхбытием. За историю философии говорят есть три таких сверхбытия: Единое у Платона, Бог и нирвана на Востоке. Мне больше нравится Определенность, как более конкретное понятие имеющее свойства, например она задает шаблон "целое", она субстанция, то есть существует сама по себе и она первооснова - чтобы вы не взяли, все можно назвать либо целым, либо частью целого. Вне целого ничто не существует...

Шестьдесят Седьмой   23.05.2024 16:13   Заявить о нарушении
67-й - "Если принимать ваше понятие определенности: определенность (обусловленность, конкретность, однозначность), то все эти слова вполне могут быть отнесены к вечности и бесконечности, поэтому с такой точки зрения вечность нельзя назвать неопределенностью. Вечность и бесконечность - очень конкретны, это то, что не имеет начала и конца. Просто, ясно, понятно и вполне определенно".
ПП - Это не мои понятия. Смысл "определенности", подобный моему трактованию, заложен еще Платоном и Аристотелем, что можно видеть в многочисленных источниках. А "вечность" и "бесконечность" - это уже "вульгаризированные" термины таких атрибутов физической реальности, как время и пространство. Как вы понимаете в абстрактном Бытии подобной атрибутики, время и пространство - быть не возможно.


Петр Пономаренко   23.05.2024 19:23   Заявить о нарушении
Все зависит от того, какая степень абстракции вас устраивает. Скажем Платону и Гегелю понадобился максимум абстракции. Номиналистов это устраивает. Я сторонник объективного идеализма. Меня интересует объективная реальность, а не логические упражнения. И надо сказать, что логические понятия не возникают на пустом месте. Скажем, то же отрицание - это просто аналог физического отсутствия, то есть пустоты. А отсутствие трудно не заметить! У Платона Единое непознаваемо - я с ним не согласен. Точнее согласен, что его абстрактное Единое непознаваемо, но не обязательно доходить до такой степени абстракции - это просто личный выбор Платона. Аристотель не признавал "всего" а только отдельные сущие - я с ним тоже не согласен. "Всё в целом" - это и есть отдельное сущее. Причем он его в результате нашел в виде какого-то "Ума" или другого активного начала или причины, не помню точно. Я занимаю "золотую середину" между Платоном и Аристотелем. Для меня общее (единое целое) существует также реально как и отдельная вещь для Аристотеля. Поэтому для меня время и пространство, так же как их идеальные аналоги - бытие и небытие вполне реальны. Привычка отделять одно от другого (абстракция) без обратного их слияния в одно - это есть лишь свойство разума, но не есть свойство реальности. В этом смысле Аристотель столь же абстрактен, как и Платон. Это просто крайние положения одного маятника. В реальности беспредельное неотъемлемо от предельного, а единичная вещь неотъемлема от всего. (Но это не значит, кстати, что одно переходит в другое, как у Гегеля). Так вот именно такая целостность и есть то главное, на что надо обращать внимание в первую очередь. А насчет названия я могу сказать, что ни один философ (даже Гегель, у которого определенность на каждой странице) пока не дал этому понятию конкретного философского определения - сапожник без сапог. Все используют это слово как самопонятное, саморазумеющееся. Чаще всего его понимают как "однозначность, конкретность" и забывают при этом, что знак есть обратная сторона символа. Когда вы абстрагируетесь - не забудьте потом обобщить. Так вот определенность - это не просто знак - это неразрывная комбинация знаков и символа. И абстрактное (логическое) отрицание как отсутствие - очень реальная вещь, поэтому не-существование, как ни странно "есть". Но не само по себе, а только в паре с существованием и эту парочку разорвать можно только мысленно, но не онтологически.

Шестьдесят Седьмой   24.05.2024 07:17   Заявить о нарушении
Существует же логика существования, еще со времен Парменида, а логики "несуществования" не существует? Эту же логику никто не опроверг, да это и не возможно: Бытие есть и оно не может быть небытием, т.к. сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. Бытие ни кем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из небытия. Бытие едино и не делимо, при допущении множественности бытия придется допустить бытие небытия. Бытие «вечно» и неизменно, ведь сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.

Петр Пономаренко   24.05.2024 13:27   Заявить о нарушении
Все верно, вот только у Парменида описан другой уровень, не тот который возможен для идеально-материального, живого мира, то есть для нашего мира, а тот который описан для нереального мира - сугубо идеального, абстрактного, изолированного от материального, такого, какого мы наблюдать не можем и никогда не сможем. Мы можем его только помыслить - это мир абстрактного, мертвый мир. Но я описываю именно идеально-материальный мир. И в нем "подлинное существование" не равнозначно существованию, который предложил Парменид. Поэтому такое существование меня не устраивает, точнее не устраивает для идеально-материального мироздания. Но надо сказать, что труды Парменида не пропали, так как его вариант "существования" как раз и описывает абсолютное целое, но только с одной точки зрения. С точки зрения целого, которое есть абсолютное Единое, не разделенное частями. Как раз его и описал Платон. Но это неполное описание. Почему у меня и возникают "претензии" к Пармениду, да и к Платону. Но тот же Платон говорил и о бытии. И вот его "бытие" или существование как раз и является частью, которой противоположно не-существование. Для Платона "существующее единое" не есть Единое само по себе. В онтологии определенности все эти нюансы учитываются и явно проговариваются. Это то, что не сделали ни Парменид, ни Платон. Они увидели сверхбытие только с одной стороны - снаружи (хотя это и невозможно сделать непротиворечиво). Я же предлагаю смотреть на подлинное существование с двух сторон - и снаружи и изнутри. Причем в моем варианте это делается непротиворечиво с обеих сторон. Скажем у Парменида сверхбытие (называю правильным именем) - ограниченный шар. Но позвольте, а что же вне шара? И тому подобное... У Платон сверхбытие вообще непостижимо. Как видите это модели, к которым есть вопросы. В онтологии определенности я на эти вопросы ответил (как я надеюсь)...

Шестьдесят Седьмой   24.05.2024 14:00   Заявить о нарушении
Извините, но вы немного не поняли Платона, да и Парменида. И для них и для Аристотеля всегда было признание двух "форм" Бытия: Первое Бытие - это истинное, высшее, совершенное, умопостигаемое бытие, мир мысли, т.е. абстрактное Бытие и Второе Бытие - это второсортное, низшее, чувственно-воспринимаемое бытие, которое отождествляется с привычным нам повседневным миром. Но они не могли решить проблему дихотомии, т.е. не могли понять, как из единого, неделимого, целого абстрактного Бытия появляются противоположности,т.е. Различия.
Вот это свое интуитивное прозрение, что "существующее единое" не есть Единое само по себе" и выражал как Платон, так и Парменид и Аристотель, а это и называется дихотомией. Так проблема дихотомии как раз и разрешается с осмыслением сути "определенности", как признака существования. Определенность означает предельность существования, т.е. существование двух противоположных пределов.

А вот в нашем реальном, физическом (чувственном) Бытии абсолютно все имеет свое начало и конец как во времени, так и в пространстве и поэтому никаких Ничто (неопределенностей) и в нашем реальном мире быть не может. Впрочем, определенность, как признак существования, универсален и соответствует и абстрактному существованию и реальному.

Петр Пономаренко   24.05.2024 16:31   Заявить о нарушении
>>Но они не могли решить проблему дихотомии, т.е. не могли понять, как из единого, неделимого, целого абстрактного Бытия появляются противоположности,т.е. Различия.

Ответ: никак! дихотомия не появляется из ниоткуда. Она уже есть в реальности, так же как и одно. А в абстракции дихотомию вы можете получить только усилием воли. Так делали Парменид, Платон, Гегель. Никак! Поэтому, они и не могли, поэтому они и не решили. Просто выдали желаемое за действительное.

>>Определенность означает предельность существования, т.е. существование двух противоположных пределов.

Включая эти самые пределы! Причем понимаемые как одно. Собственно они и есть одно. Пустота является и нулем, и бесконечностью. Но вот многое она никак не родит. Но вот конкретное содержание существует само по себе, но опять же лишь как часть единого целого. Определенность не есть признак существования. Оно и есть существование. И так как оно имеет как вы говорите пределы в виде нуля и бесконечности, иными словами пустоты, то эти пределы также существуют. То есть и нуль и бесконечность существуют. Если бы они не существовали, то не было бы и ограниченного сущего, которое и есть признак реального идеально-материального мира. Абстракции здесь неуместны.

Шестьдесят Седьмой   24.05.2024 18:43   Заявить о нарушении