Киев. Женское училище Л. Н. Володкевич. Ученицы

       Обучалась в училище- художник, участница Осеннего салона (1927)ЕВГЕНИЯ БОРИСОВНА ГРОНФАЙН( БАБЕЛЬ; 1897 – 1957)
        Первая жена писателя Исаака Эммануиловича Бабеля (1894 - 1940)
Ее отец Борис Гронфайн был богатым человеком в Киеве, имел заводы, производящие сельскохозяйственные машины.
       После окончания училища, Евгения посещала частную художественную школу. Именно в доме её отца Бабель познакомился с рыжеволосой красавицей Женей, ученицей последнего класса училища и вскоре началась их взаимная любовь. Однако Гронфайн - старший счел Бабеля негодным кандидатом в зятья и юным влюбленным оставался только один выход - в августе 1919 года бежать в Одессу, где они в синагоге венчались по всем правилам.
В 1925 году, расставшись с мужем, Евгения уехала во Францию, где в Париже посещала Школу изящных искусств. В 1927–1928 годы Евгения и Исаак, приехавший в командировку в Париж, ненадолго воссоединились. От брака родилась дочь Наталья, в замужестве Натали Браун (1929–2005) – американский литературовед, под чьей редакцией было издано на английском языке полное собрание сочинений И.Э. Бабеля.
  Евгения Борисовна умерла в 1957 году в Париже и никогда никаких текстов или писем Бабеля не публиковала. Кстати, его письма к ней так и остались до сих пор неопубликованными.   

        В 1912 году  окончила с золотой медалью училище- агроном, библиотечный работник АЛЕКСАНДРА ГЕОРГИЕВНА ЕРЕМЕЕВА( рожд. Влайкова; около 1894-1957)
Замужем ( с 1917 г.) за селекционером растений, доктором сельскохозяйственных наук, профессором Иваном Максимовичем Еремеевым (1887-1957)
Отец- Георгий Фёдорович Влайков(1868 -1936)- санитарный врач, автор более 70 научных работ, посвященных медицине и гигиене; мать- Мария Владимировна, рожденная Киранова (1875-?)- педагог.
Осенью 1913 года Александра поступила на архитектурный факультет Женского политехникума в Петербурге, но проучилась только год, после чего перешла на Стёбутовские высшие сельскохозяйственные курсы.
Летом 1916 года, после сельскохозяйственной практики, перебралась в Киев, где продолжила  образование на агрономическом факультете Политехнического института. Летом 1917 года, во время агротехнической практики на Мироновской опытной станции, познакомилась с Иваном Максимовичем Еремеевым, а в ноябре обвенчалась с ним в Софиевском соборе Киева.
В 1918 и 1919 годы- продолжала учебу и  проводила практику в Мироновке.
С 1922 года  живет в Масловке (Мироновского района, ныне Киевской обл.), где И.М.Еремеев - профессор сельскохозяйственного института селекции и семеноводства.
В октябре 1930 года Иван Максимович - арестован в Масловке и отправлен в Киев, где содержался в Лукьяновской тюрьме. Однако, толи ещё времена были не самые жестокие, толи нашлись покровители, но через 9 месяцев Еремеев был не только выпущен из тюрьмы, но в последущем никогда не арестовывался.
После освобождения,в 1931–1933 годы  Еремеевы живут в Киеве, Иван Максимович заведует отделом селекции во ВНИИ сахарной промышленности.
В эти годы Александра работает в Институте Зерна, где «реферировала литературу с немецкого и английского языков по вопросам зернового товароведения», а «проведённая ею работа принята к печати».
В конце 1933 года- И.М.Еремеев получает приглашение на должности заместителя директора по науке и заведующего отделом пшеницы в знаменитом Всесоюзном институте растениеводства (ВИР) под Ленинградом в городе Детское Село (с 1937 года - Пушкин), где размещалась Центральная опытная селекционная станция.
В начале лета 1934 года Александра, уволилась в Киеве из институла и вместе с детьми переезжает к мужу. Работает  заведующей библиотекой Детскосельской части ВИРа, а с 1937 года  – иностранным отделом Научно-исследовательского института молочной промышленности. Составляла ежемесячный информационный реферативный бюллетень по специальной иностранной литературе под редакцией специалистов по отдельным отраслям, вела просмотр иностранной литературы и делала переводы.
В совершенстве владела немецким, французским и английским языками и немного знала испанский.
В конце ноября 1941 года Еремееву, как доктору наук, удается получить разрешение вылететь из блокадного Ленинграда. В 1941–1944  годы–  он заместитель директора по научной. работе, заведующий отделом селекционной станции  в Северодвинске Архангельской области.
В сентябре 1944 года Александра с мужем возвращается в Пушкин,  где Иван Максимович до марта 1945 года работает в прежней должности на Ленинградской опытной станции.
В сентябре 1945 года Еремеевы перебираются в Украину, где в Белой Церкви, где Иван Максимович становится заведующим кафедрой селекции и семеноводства в Сельскохозяйственном институте.
Весной 1951 года  И.М.Еремеев возглавил кафедру растениеводства и селекции Уманского сельскохозяйственного института.
Они ушли из жизни одновременно: 1 февраля 1957 года в 11 часов вечера - Иван Максимович, на другой день - Александра. Хоронили их вместе.

        Обучались в училище дочери купца 2 гильдии Меера-Арона Карачунского и Сары Зеликовны (урожденной Дикар): ЭСФИРЬ,ИДА и ГОЛДА

         В 1903-1908 годы обучалась в училище  ЭСФИРЬ АРОНОВНА КАРАЧУНСКАЯ  (1890-?)
Родилась в Киеве.
 В 1908 году поступила в Киевский коммерческий институт.

        В 1907-1912 годы обучалась в училище  ИДА АРОНОВНА КАРАЧУНСКАЯ  (1894-?)
Родилась в Киеве.
 В 1912 году поступила в Киевский коммерческий институт.

         В 1910-1914 годы обучалась в училище  ГОЛДА АРОНОВНА КАРАЧУНСКАЯ  (1897-?)
Родилась в Киеве.
         С октября 1914 по октябрь 1915 года - сестра милосердия в госпитале  Киевского губернского комитета Всероссийского Земского Союза .
        С  октября 1915 по июнь 1916 года состояла старшей помощницей хозяйки и вела счетоводство и канцелярию на питательном пункте «Помощь детям» на ст.Киев -Товарный, который содержался на средства Киевского отделения  Комитета  Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий.
        С  июня 1916  года — состояла сестрой милосердия перевязочного пункта  при 1-й запасной горной батарее.

       В 1918 году окончила училище- историк, правовед, доктор исторических наук ЕЛЕНА ЭММАНУИЛОВНА ЛИПШИЦ (1901-1990)
        Родилась в Киеве в семье служащего. В 1897-1917 годы её отец служил бухгалтером на Григоровском сахарном заводе в Киеве, а после революции работал в качестве главного бухгалтера Издательства комитета по изобретательству.
       В юности также обучалась игре на фортепиано у пианиста, композитора и музыкального педагога Фе;ликса Миха;йловича Блуменфельда(1863-1931).               
       В 1918 -1920 годы училась на Киевских Высших Женских Курсах.
       В 1919-1920 годы - работала в Киевском Губсобезе и Губисполкоме, в 1920-1922 годы - служила делопроизводителем и секретарем агроотдела Киевсахара.
В 1922-1923 годы училась на искусствоведном отделении  в Киевском археологическом институте.
В 1925–1930 годы- продолжила учебу в Ленинградском государственном институте истории искусств по византийскому циклу по специальности «музеевед», а после его окончания - направлена на работу консультантом в Государственный Эрмитаж в отдел « Византии и эпох переселения народов» .
В декабре 1929 года поступила на работу научно-техническим сотрудником в отделе средневековых культур Европы  в Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК).
Летом 1930 года участвовала в Эски-Керменской археологической экспедиции ГАИМК. В ноябре 1930 года - назначена секретарем и заведующей кабинетом феодального сектора Академии, старшим научным сотрудником Института истории феодального общества ГАИМК.    
       В 1938-1974 годы – старший научный сотрудник, затем научный консультант Ленинградского отделения истории АН СССР.
      С 1939 года - постоянный член Ленинградской межинститутской византийской группы. Одна из основателей журнала «Византийский временник» и постоянный член его редакционной коллегии.
       В переводе Е. Э. Липшиц были изданы «Податный устав» (1951), «Сельскохозяйственная энциклопедия Геопоники» (1960) и «Эклога» (1965).    

          В 1904-1908 годы обучалась в училище -детская писательница, переведчица,  издатель и публицист,  общественная деятельница, член Союза писателей СССР(1982) - ЛЮДВИКА АНТОНОВНА СИВИЦКАЯ-ВОЙЦИК (лит. псевдоним Зоська Верас; 1892-1991)
Именно в 1907 году, в издававшемся в училище журнале «Подснежник» впервые были напечатаны её произведения.
Родилась  в  Хмельницкой области, в семье офицера царской армии Антона Сивицкого и Эмилии Садовской, родом из Беларуси, где ее родители имели небольшое имение. Дома говорили на польском языке, однако с местными жителями разговаривали на украинском или белорусском языках.
Детские годы Людвики прошли в Меджибоже. Большое влияние на формирование ее мировоззрения имел отец. Он часто ходил со своей дочерью на прогулки по Меджибожу, а потом просил девочку описать свои впечатления. В 9-10 лет она уже писала рассказы и стихи. Начальное образование, в том числе музыкальное, получила от родителей.
В 1908 году, после смерти отца, переехала с матерью в Гродно, где поступила в частную женскую гимназию, которую окончила в 1912 году.
         В 1911 году в газете «Наша нива» опубликованы её первые произведения на белорусском языке.
         В 1914 году окончила 6-недельные военно-санитарные курсы.
С 1915 года жила в Минске, работала секретарём в Минском отделе Белорусского общества помощи пострадавшим от войны. Благодаря её усилиям, через несколько месяцев на его балансе находились три столовые, ночлежный дом, приют для детей-сирот, небольшое прядильное производство, ткацкая мастерская а также, единственный в своем роде культурный центр – «Белорусская хатка».
В 1917 году— депутат Великой белорусской рады, участвует в деятельности Первой Всебелорусской рады, которая выступила за создание независимого белорусского государства. Была избрана секретарем, вела протоколы съезда, а после всю жизнь их у себя хранила.
В том же году познакомилась с  белорусским писателем и политическим деятелем, наркомом по национальным делам в первом правительстве Белорусской ССР Фабианом Гиляровичем Шантыром (1887-1920) . В 1919 году у них родился сын Антон, а в 1920 году Шантыр был расстрелян.
В 1923 году  купила участок земли под Вильнюсом, построила небольшую хатку, в которой поселилась с сыном Антоном  В 1926 году  познакомилась и обвенчалась с Антоном Войциком( ?-1948), а через год родила дочь Галину.
В 1924-1929 годы- администратор редакции газет Белорусской крестьянско-рабочей громады, в 1927-1935 годы — редактор детских журналов «Заранка» и «Пралескі», в 1934-1938 гг. - редактор пчеловодческого журнала «Беларуская борть», с 1928 до 1939 года - председатель Белорусского кооперативного товарищества «Пчела».Публикуется в журналах «Шлях моладзі», «Студэнцкая думка».
В 1946 году был арестован и осуждён её сын — Антон Шантыр. Лишь в 1956 году сын неожиданно вернулся домой.
В 1948 году , после смерти мужа, в жизни писательницы, наступили тяжелые времена, о которых она выразилась: «несколько лет духовного летаргического сна». Только в 1961 году её творчество «открыл» белорусский фолклорист, литературовед и литератор, доктор филологических наук Арсений Сергеевич Лис(1934-2018), который собирал в виленских архивах материал для своей диссертации. С этого времени вокруг неё собиралась белорусская интеллигенция Вильни - писатели, учёные, журналисты, студенты.
В 1988 году основала с Левоном Луцкевичем клуб «Сябрына», а в следующем году- Общество белорусской культуры в Литве.
Автор книг стихов и повестей для детей «Каласкі» («Колоски», 1985), Для детского театра перевела с украинского языка пьесу: «Князь Марцыпан» писателя, журналиста, педагога Романа Завадовича (1903-1985), с русского языка «Лесные домишки»(«Лясныя хаткі») автора произведений для детей Виталия Биянки(1894-1959). Оставила воспоминания о белорусском поэте, публицисте, литературоведе и переводчике Максиме Богдановиче «Пять месяцев в Минске» («Пяць месяцаў у Менску»), одном из первых народных артистов Белоруссии Владиславе Голубке(1882-1937), литераторе Антоне Левицком (1968-1922; псевдоним Ядвигин Ш.) и др.
В 1982 году стала членом Союза писателей СССР.
Автор белорусско-польско-русскоко-латинского ботанического словаря(1924)
Кроме того, с юных лет увлекалась садоводством, оставила многочисленные зарисовки различных растений и лекарственных трав, пропагандировала методы народной медицины, собрала также уникальную коллекцию-гербарий. У её  домика в Вильнюсе был разбит ботанический сад с редкими растениями.


        В 1902-1909 годы - была ученицей училища, которое окончила с золотой медалью - живописец,график,книжный иллюстратор - АНТОНИНА ФЁДОРОВНА СОФРОНОВА(1892- 1966)
          Родилась в Орловской губерни, в семье земского врача Фёдора Васильевича Софронова (1859-1936) и Александры Николаевны(урождённая Кулакова; 1862-1919), которые были в родстве с семьей Володкевичей(Людмила Николаевна была её тетей по матери).
          Отец Антонины был страстным любителем театра и сам ставил любительские спектакли с участием четырех своих дочерей. В доме постоянно покупали книги и выписывали много журналов.
          В 1908 году семья переезжает в Орёл, где девочка учится в музыкальной школе.
          В 1910 году едет в Москву поступать в Училище живописи и ваяния. Не пройдя по конкурсу, поступает в частную художественную школу художника и педагога Федора Ивановича Рерберга(1865-1938), а в 1913-1917 годы- учится в Студии живописи и рисования  одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет» , а затем объединения «Мир искусства» - Ильи Ивановича Машкова (1881-1941).
         В Студии И.И.Машкова, в 1913 году Антонина знакомится с молодым художником Генрихом Матвеевичем Блюменфельдом (в крещении Андрей;1893-1920), который так выделялся своей одаренностью, что стал выступать уже в роли не ученика, а наставника. Осенью 1915 года они обвенчались, а затем у них родилась дочь Ирина, ставшая тоже художником и популяризатором творчества Софроновой и художников её круга. В историю искусств она вошла как Ирина Андреевна Евстафьева (1917 – 2001).
         В 1914 году участвовала в выставке группы «Бубновый валет», в 1917 году – в выставке объединения «Мир искусства».
          В том же 1917 году– вступает в профессиональный Союз художников-живописцев в Москве.
          В 1919-1920 годы - преподаёт живопись и рисунок в школах Орла и Орловской губернии, в 1920-1921 годы – в Государственных свободных художественных мастерских в Твери вместе с известным художником, графиком и педагогом Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым (1885—1947), ее творческим единомышленником и другом.
          В 1920–1922 годы создавала конструктивистские беспредметные графические композиции.
           В 1921 году переехала в Москву, работала инструктором по ИЗО в Политуправлении Московского военного округа.
           В 1923–1927 годы сотрудничала издательствами в Москве, создавая иллюстрации и заставки для журналов «Красная Нива», «Огонек», «Клуб» .
          В 1923 году выполнила иллюстрации к сказкам Г.-Х. Андерсена.
          В 1924–1926 годы выполнила серию рисунков «Типы московских улиц».
          В 1925 году участвовала в Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.
          В 1929 году экспонировала  произведения на выставке картин и скульптуры Общества московских художников в павильоне «Шестигранник» на территории Парка культуры и отдыха в Москве.
          В 1931 году участвует в 3-ей выставке группы «Тринадцать» (название по числу участников).
         В 1935-1937 годы работала над живописно-графической серией «Московский зоопарк», по заказу издательства «Academia» делает иллюстрации к «Восстанию ангелов» Анатоля Франса и к поэме М. Ю. Лермонтова «Испанцы», оформляет обложки для произведений Оноре де Бальзака.В 1941 году- иллюстрации к произведениям А. Блока.
         В 1938-1958 годы – работает по договорам ретушёром в издательстве «Медгиз» вплоть до пенсии.
          В 1939–1941 годы выполнила серию портретов «Бывшие актрисы».
         В 1941 году эвакуировалась с семьей дочери в г.Миасс (Челябинская область), а в 1942–1943 годы жила в эвакуации в Башкирии.
         В 1945 году принята в члены МОСХ (Московская организация Союза художников).
         В 1945–1946 годы работала над иллюстрациями к произведениям А. Белого и повести Н. В. Гоголя «Невский проспект».
         В 1950–1952 годы выполнила иллюстрации к «Алым парусам» и «Бегущей по волнам» А. Грина.
        Лишь в апреле 1962 года, при поддержке писателя Владимира Германовича Лидина(1894-1979), 70-летняя художница, впервые удостоилась маленькой персональной выставки в Москве, в Центральном доме литераторов.При этом- без афиши и без каталога. А ведь сделать она успела много: оставила более пятисот живописных, графических полотен и рисунков к литературным произведениям.
По отзывам тех, кто её знал, Антонина Софронова была человеком тихим и, в тоже время, несгибаемым. В двух отношениях ей, несомненно, повезло: она умерла «в своей постели», но, главное - она сумела прожить свою жизнь, - тяжелую, но всё равно свою.
          В настоящее время произведения А. Софроновой находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея изобразительных искусств.
       В 2001 году в серии «Художники русского авангарда» была издана книга «Антонина Софронова. Записки независимой».         

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
 
   1.Головцов А. Л. «Феномен Анциферова» (Александра Георгиевна    2. «Карачунские » http://www.maximovy.ru/main/familii/genealogy_karachunsky/
   3. «Художница Антонина Софронова - уроженка Орловщины»    4.«Елена Эммануиловна Липшиц»  https://www.koob.ru/lipshits_e_e/


Рецензии