Что значит толковать Библию?

Это размышление порождено раздумьями над словами одного моего знакомого атеиста, самоуверенно взявшегося толковать притчу из Евангелия и написавшего по этому поводу полную несуразность - чуждую евангельскому ее смыслу и выложившего свою фантазию на Прозе. ру

Он не одинок, не мало людей очень самонадеянно и "отважно" берутся судить о прочтенном в Библии после отрывочного чтения Её, или, после полного, и, даже неоднократного прочтения, ошибочно считая, раз они умеют  прочесть буквы и слова в обычных книгах и понять их, то,  то же самое,  они способны сделать и прочитав Библию или что то из Нее.

Среди протестантов – это не просто обычное явление, а атрибут их веры, заключающийся в том, что любой человек должен читать и толковать Библию только исходя из своего разумения. Причем, каждый из них считает, что именно его толкование истинно. И ему не нужно для понимания Слова Божьего никаких посредников, будь то даже Святые отцы, коих они за Святых не почитают и Слово их  игнорируют.

Вот и получается, что любой из них, и школьник протестант -  и пожилой человек,  и малообразованный человек – и профессор философии, по их мнению способен проникнуть в самые сокровенные глубины Слова Божьего, истинно Его осознать и действовать сообразно Воле Божией.

Какое опасное и пагубное заблуждение! 

Сам Иисус Христос,  отвечая на вопрос учеников, почему он говорит притчами, то есть скрывает смысл сказанного в аллегориях,  порой совершенно не понятных даже Его избранникам – ученикам, пока Он Сам им не разъяснит - отвечал им на это:

Матфея. Глава 13, ст:
"13.10. И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
13.11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,"

Почему же  не дано?
Иисус Христос объясняет:

"13.13. потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
13.15. ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их."

Божье Слово – Творит. Изначально, постоянно и вечно! Посему, прикоснувшееся к душе жаждущей очищения от греха – оно проясняет ее, побуждая восходить к первозданности – присущей ей от сотворения.

Если же Оно коснется души нашедшей себе уют - угнездившейся  в грязи грехов, оно, не будучи отгорожено от нее иносказанием – попалит ее, подобно лучу лазера: свободно и безвредно проницающего абсолютно чистое стекло и уничтожающее точно   такое же стекло, покрытое грязью.

Если бы вся бездонность Божьего Слова вложенного в Библию была по силам любым душам в любом состоянии и не попаляла те из них, что осквернены грехами нераскаянным, а таковы подавляющее большинство людей -   могущественной животворящей энергией, Бог не стал бы укрывать и пеленать Его  притчами и иносказаниями.

Любя сотворенных Им людей, каждого из нас, Бог огрубевшие сердца   и духовное глаза обезопасил тем, что Слово Свое дал каждому -  таковым, какое он способен воспринять на данном уровне духовного стояния -  не навредив душе свой.

Тем же, кто сознательно, с желанием идти, встал на дорогу к Богу, Он открывает Боговедением – подаваемым Им Своим Святым и Святителем, что бы они доступно и соразмерно духовным устремлениям человека открывали и доносили Слово Божие до их сердец. Подобно тому, как математика в первом классе подается ученикам элементарно, постепенно усложняясь от класса к классу.

Если же то, что изучается в старших классах преподавать  первоклашкам – малыши будут напуганы своей  непонятливостью, неспособностью понимать о чем идет речь  и у них возникнут  сомнения в своих способностях.

Поясню что означает "толковать Библию". Это означает данную Богом  избранным Им Святым и Святителям способность увидеть, прозреть в видимом всем тексте Библии: абсолютно не осознаваемые самостоятельно - подавляющим числом людей - жизненно важные смыслы, становящиеся  доступными остальным людям - только по толковании, то есть разъяснениями Святыми Отцами - и,  только при достижении человеком определенного духовного развития и постижения Бога.

Об этом прямо предупреждает Перво Апостол Петр:
20 зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.
     Второе послание Петра.  Глава 1

Что бы толковать хоть что то из Библии, нужно быть глубоко верующим человеком, горячим и искренним молитвенником и аскетом, всецело посвятившим себя Богу - это решающее условие, только в этом случае Бог открывает человеку духовное прозрение, и, кроме того, как минимум - иметь выдающиеся аналитические способности, исключительную память,  наизусть помнить Библию, и хотя бы главные труды великих богословов, признанных и прославленных Церковью,  дабы чувствовать сопряжение, взаимосвязь и взаимообусловленность одного другим каждого библейского слова, каждого знака препинания. А главное - взаимоувязанность и взаимопрояснение одного библейского стиха многими другими - из всей совокупности Ветхого и Нового Заветов.

Многое в Библии не требует толкований и доступно для буквального понимания каждым человеком, а все, допускающее различное толкование, может быть истолковано только теми, на ком почиет Дух Божий, ибо толковать Слово Божие, может только тот, кому это позволяет и поручает Сам Господь, дабы донесено было людям именно то, что хотел им сказать Бог.

Вот что об этом говорит Святитель Игнатий (Брянчанинов) 
"Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, пророки и апостолы написали его; вдохновенные Богом мужи, Святые Отцы, истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение Святых Отцов.
Многие, все, отвергшие безумно, кичливо Святых Отцов, приступившие непосредственно, со слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, ниспали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных...
Книги Святых Отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотря на них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки."

Для чего же нужно читать Слово Божие - Библию, каждый день, многого в Ней не видя непроясненным духовным оком, не воспринимая и не осознавая, а, значит, как может показаться - и не применяя к своей жизни напрямую, поскольку, прочитанное -  неосознанно?

Внимательное, благоговейное чтение Слова Божьего незримо насыщает нас Божественными Энергиями, благотворно воздействует на формирование нашего жизненного пути и жизненных обстоятельств. Оно целительно влияет и на нас и на наших близких, если мы предваряем и заканчиваем чтение Евангелия соответствующими молитвами, имеющимися в Молитвословах, и, всецело доверяя и доверяясь Слову Божьему, стремимся  следовать Ему  в своей собственной жизни.
---

О благодати систематического чтения Евангелия есть не мало свидетельств. Вот одно из них.
Ольги Подивиловой:
http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?f=10&t=31546
… у моего трехлетнего сына, крещеного и причащающегося каждое воскресенье, года в три начались кошмары, я удивилась. Он начал жаловаться на них каждое утро, я встревожилась и поняла, что надо что-то предпринимать, причем срочно. И тут вспомнила, что чтение Евангелия отгоняет бесов, не выносящих Слова Божия, а кошмары - явно не ангельских рук дело.
Принялась читать ему на ночь по главе. Кошмары стали случаться все реже, и через пару недель мы о них забыли. Прочитав все четыре Евангелия, я окончательно успокоилась и оставила чтение. Неделя прошла благополучно (как бы по инерции), а потом... кошмары вернулись. Пришлось начинать снова. Страшные сны опять постепенно перестали тревожить сына. Потом я по лени своей опять прекратила - и они возвратились. Происходило все это несколько раз.
Когда родился младший сын, история повторилась. Примерно в трехлетнем возрасте его тоже начали мучить кошмарные сновидения (это началось в тот период, когда я перестала читать Евангелие). С тех пор читаем Евангелие регулярно, на кошмары не жалуемся. Ему уже 8, старшему - 12 лет.


Рецензии