Киев. Женское коммерч. училище Л. Н. Володкевич

КИЕВСКОЕ ЖЕНСКОЕ ЧАСТНОЕ КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ ВОЛОДКЕВИЧ

В 1898 году супруги Николай Николаевич и Людмила Николаевна Володкевич основали в Киеве частное женское учебное заведение первого разряда, которое в 1900 году реорганизовали в одно из первых в Российской империи женское коммерческое училище. При этом, официально основательницей учебного заведения числилась Людмила Николаевна, а Николай Николаевич - директором.

          Выдающийся педагог, просветитель, секретарь Киевского общества естествоиспытателей и один из учередителей Киевского научно-философского общества, коллежский советник- НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОЛОДКЕВИЧ (1860–1932)
         Родился в Орле. Получив естественно-историческое образование, становится приват-доцентом физико-математического факультета Киевского университета, где читал лекции по истории химии, теоретической химии и химическому анализу, а также преподавал естественные дисциплины в Фундуклеевской женской гимназии.
         В коммерческом училище  преподавал- географию, физику и химию.
         В 1913 году на Киевской Всероссийской выставке за многолетнюю педагогическую деятельность Н.Н.Володкевич был награжден большой золотой медалью. Одновременно, такой же золотой медалью было награждено и само училище.
          Николай Володкевич автор книг по методике преподавания математики, его работы не утратили научного значения и сегодня.

Что касается ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ ВОЛОДКЕВИЧ(урождённая Кулакова) – то о ней известно только, что в 1898 году она окончила Киевские Высшие Женские Курсы (КВЖК) с дипломом домашней наставницы и преподавала в училище русский язык.

У супругов было двое детей.

         Сын - инженер НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1888 -?)
         Преподавал в училище. В 1910 году вместе с отцом участвовал в подготовке и опубликовании курса практических занятий по физике для средних учебных заведений.
          В 1913-1914 году в Петербурге выступал с докладом на съезде преподавателей физики, химии и космографии.
          Эмигрировал за границу, работал в Германии в Техническом Университете Дармштадта, где в 1932 году стал доктором физики.
         Потом трудился в области технологии пищевых товаров и их контролирования (некоторое время – и в Турции).
         Публиковал работы на немецком языке вплоть до 1959 года.

        Дочка - биолог и поэт- ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА СЛУЦКАЯ(1885-?), возможно, окончила училище своих родителей, а затем преподавала в училище естественные науки.
         В училище она познакомилась, а в 1906 году вышла замуж за преподававшего в училище - математика, статистика и экономиста Евгения Евгеньевича Слуцкого (1880-1948). Это был счастливый союз, выдержавший все испытания.
       В архиве РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства) хранятся неопубликованные «Стихотворения и поэмы»(1912-1961) Ю.Н.Слуцкой и её воспоминания «Детство» и другие(1953 года) Всего 20 рукописей и писем.

Судьба Николая Николаевича и Людмилы Николаевны Володкевич после революции не известна.

 ЗДАНИЕ УЧИЛИЩА

       Первоначально, к началу приема документов (с мая 1900 года), училище находилось на улице Караваевской 13(теперь ул. Льва Толстого). Это четырехэтажное здание сохранилось до нашего времени. Интересно, что в соседним с ним здании (теперь улица Л. Толстого, 11) большая часть квартир сдавалась профессорам и преподавателям Киевского университета, из-за чего дом также называли «профессорским». Возможно, что в этом доме жили и супруги Володкевичи.

        Затем Училище размещалось в северной секции так называемого «доходного дома» по улице Горького, 44(теперь улица В. Антоновича), возведенного в начале ХХ века в стиле модерн по проекту киевского архитектора А.Д.Трахтенберга, а первым его владельцем был богатый киевский купец Хаим Вольфман

          Архитектор АБРАМ ДАВИДОВИЧ ТРАХТЕНБЕРГ (1875 - 1919) родился в Киеве, но инженерное образование получил за границей, где в 1900 году получил свидетельство на право осуществлять строительную деятельность. Его первые значительные работы датированы 1905 годом, а впервые его имя указано в справочнике среди архитекторов Киева в 1906 году.

         Пятиэтажное с подвалом, кирпичное здание с двумя пристройками к тыльному фасаду имело в плане П-образную форму. Основной объем выходил на красную линию застройки улицы.
Особенно интересно выглядело декоративное оформление фасада, выполненное в стиле модерна, которому присущи многочисленные лепные элементы, как в рисунке оконных рам, так и металлических ограждений. Самым же заметным элементом в декоре являлся – жезл бога Меркурия, который является традиционным символом торговли, повторялся между третьим и четвертым этажами пять раз.
Дом был двухсекционный. Южная секция предназначалась для жилья - по две четырехкомнатные квартиры на каждом этаже. На первом этаже дома, который выходил фасадом на улицу, располагались магазины.
         
        Училище размещалось в Северной секции. На каждом этаже было по две классных комнаты, соединенных с рекреационным помещением. На четвертом этаже находился актовый зал.

        После революции 1917 года еще много лет в этих стенах действовала школа. Затем здание занимал НИИ, а после - передали бизнес-фирме.

        С 1990-х годов здание стояло заброшенным и постепенно разрушалась, а в октябре 2012 года - окончательно разрушено под возведение гостиничного комплекса.

ОПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ
         
         Оплата за обучение устанавливалась за год: в подготовительном классе 80 руб., в 1 - 3 классах по 100 руб., во всех остальных класах по 125 руб.
         Однако, на первом же заседании Педагогического Комитета, которое состоялось 20 сентября 1900 года, Людмила Николаевна Володкевич отметила, что она «навсегда отказывается от предпринимательской прибыли из учебного заведения и будет пользоваться, как и все преподаватели, вознаграждением, в соответствии с ее должностью главной надзирательницы и преподавательницы».
         Таким образом,было единогласно решено принимать в училище более 50% учениц с уменьшенной оплатой соответственно: 50, 60, 70 руб. на год. Из-за этого, по сравнению с официальными требованиями штатного расписания, вознаграждение преподавателям тоже было уменьшено .
Так, в 1907-1908 учебном году согласно отчету Хозяйственного Комитета, за первые 7 лет деятельности училища дефицит средств учреждения достиг 24595 крб. 30 коп., что объяснялось, с одной стороны, уже приведенной причиной постоянного уменьшения оплаты за обучение, а с другой стороны — оплатой ряда дополнительных учебных дисциплин.

СОСЛОВНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ

          Согласно Уставу, в училище принимали лиц всех сословий и вероисповеданий.

По сведениям на 1913-1914 учебный год, училище посещали: 102 девочки-дворянки, 146 - из мещан, 60 - из купечества и почетных граждан, 24 девушки - из крестьян, 1 - духовного звания и 31 человек - из других состояний. В заведении училось также 15 иностранок.

        Важным фактором в то время считалось распределение учеников по религиозной принадлежности. Следует учесть, что еще в начале XX века существовало официальное ограничение на предоставление образования еврейским детям.
Показательным в этом отношении было ходатайство Л. М.Володкевич перед Учебным отделом Министерства финансов не ограничивать возможность поступления в училище девушек иудейского вероисповедания 10 % процентами, как требовалось официально.
В архиве хранится полуторагодовая переписка Людмилы Николаевны с ответственными чиновниками по этому поводу, которое завершилось в пользу училища, благодаря чему в числе учениц девушки- еврейки составляли примерно 40%.

Кроме того, oб отношении основателей училища к еврейскому вопросу, свидетельствует и небольшая заметка, которая была опубликована 2 апреля 1908 года в газете «Одесские новости»:
        «Администрация киевского женского коммерческого училища Л. Н. Володкевич задумала предпринять в мае, по окончании выпускных экзаменов, экскурсию учащихся в Крым. Таврический губернатор разрешил экскурсию в пределах Таврической губернии беспрепятственно. Севастопольский же градоначальник обусловил, чтобы из числа экскурсанток были исключены еврейки. Имея в виду, что подобное же воспрещение может последовать и со стороны генерал-губернатора г. Ялты, которую экскурсанты внесли в свой маршрут, администрация училища решила совершенно отказаться от экскурсии в Крым.»

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

        Эффективность обучения в училище обеспечивалась не только высоким уровнем преподавания квалифицированными педагогами, но и достаточной учебно-материальной базой, в которую входили: библиотека, прекрасно оборудованные кабинеты физики и биологии, лаборатория для практических занятий по химии и товароведению, фотографическая лаборатория, а также музей образцов товаров.

БИБЛИОТЕКА

        Библиотека училища состояла из фундаментальной и ученической частей с богатым выбором книг на разных языках и собранием учебных пособий.
        Среди изданий на иностранных языках значительное место в фундаментальной части представляли книги на французском языке – 204, на немецком -81, на английском – 60. Отдельный интерес  представляет наличие сборника произведений Вергилия, изданный в 1870 году в Лейпциге на латыни.
Стоит отметить, что значительну часть литературы на иностранных языках (173 названия) составляла литература, посвященная вопросам педагогики, включая общую педагогику, методику преподавания, воспитания, нормативно-правового регулирования образования за рубежом и особенности организации образования в Западной Европе и США.
Издания на русском языке по психологии (в том числе детской и специальной) – 26, по философии и риторике – 26, учебные пособия, учебники, специализированные издания из разных областей знаний - 52 экземпляра.
        Художественная литература включала 52 названия.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

        Как уже указывалось, к 1900 году, когда супруги Володкевичи на собственные средства открывали училище, они имели определенный педагогический опыт и не рассматривали свою школу, как коммерческий проект с целью получения прибыли, а стремились прежде всего реализовать свои творческие идеи в педагогике, в первую очередь создать школу, основанную на гуманистических и демократических принципах.
О направлении учебно-воспитательного процесса в «Памятной книге» училища они указали: «Необходимо признать за обществом право интересоваться воспитанием своих детей; необходимо признать и за детьми право на внимание к ним со стороны общества, право на получение ими действительно гуманного воспитания, которое должно, прежде всего, иметь в виду интересы человеческой личности»
А Николай Володкевич обращал внимание, что воспитание «должно помогать развитию всех сторон духовного и физической жизни человека, чтобы он сам, живя полной жизнью и способствуя полноте жизни других существ, вносил бы в мир наибольшую сумму счастья, отвечающую его силам».
Поскольку надеяться, что свои идеи педагогических и методических нововведений они смогут реализовать в тогдашнем, весьма консервативном Министерстве народного образования они не могли, их выбор пал на организацию коммерческого училища, которое в то время подчинялось учебному отделу Министерства финансов России (до - 1904 г., а с 1904 г. - учебному отделу Министерства торговли и промышленности), и таким образом было избавлено от многочисленных циркуляров Министерства народного образования, от его надзора и проверок.
          С другой стороны, организация именно женского учебного заведения коммерческого профиля, безусловно, свидетельствует об их заинтересованности расширением границ и возможностей женского образования.
Кроме того, статус частного учреждения также способствовал и возможности привлечения опытных преподавателей, а так же введению в программу тех учебных предметов, которые соответствовали бы педагогическим идеям Володкевичей.

В Уставе училища, утвержденном Министерством финансов 1 сентября 1900 года указывалось, что его деятельность строится соответственно Положению о коммерческих учебных заведениях 1896 года и ставит своей задачей «дать учащимся общее и коммерческое образование».

        Полный образовательный курс в училище составлял 7 лет, соответствовавших семи классам: пять первых лет посвящались общеобразовательной подготовке учениц, а два последние - специальной, в соответствии с профилем коммерческого заведения.

        Уставом училища предусматривалось также существование подготовительного класса, который должен был помочь девочкам усвоить определенные начальные знания, необходимые для успешной сдачи вступительных экзаменов.

         Количество учениц в классе не должно было превышать 40 человек. Если же эта норма превышалась, то «с разрешения учебного отдела необходимо было открывать параллельные отделения».

       В подготовительный класс могли поступать дети в возрасте 8-10 лет, а в первый - с десяти лет. При поступлении следовало выявить определенные начальные знания, объем которых соответствовал знаниям, необходимым для поступления в первый класс женских гимназий ведомства заведений императрицы Марии.

        После окончания курса обучения выдавались аттестаты, а лучшие выпускницы– награждались золотыми, серебряными медалями.

        Позднее, в феврале 1907 года, по предложению преподавателя А.М.Астряба, было направлено ходатайство об открытии в училище 8-го класса с введением в его программу предметов педагогического цикла. При этом подчеркивалось, что «педагогические знания являются необходимыми для девушек как природных учительниц и воспитательниц детей».

       Таким образом, возможности выпускниц расширялись: кроме чисто коммерческого профиля будущей трудовой деятельности они могли, как и те, кто окончил женские гимназии ведомства императрицы Марии, работать и на педагогической ниве-
гувернантками, домашними наставницами, домашними учительницами по тем предметам, по которым в аттестате имели высокие оценки, а так же правом поступления в высшие учебные заведения.

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

         Перечень обязательных учебных предметов в женском училище не отличался от мужских, с той небольшой разницей, что в их число входило обучение некоторым традиционно женским занятиям: домоводству (вместе с преподаванием товароведения), рукоделию, изящным работам, а также гимнастике.
         В списке необязательных, и потому платных, были: английский и польский язык, черчение, стенография, письмо на пишущей машинке, пение, танцы и музыка. Показательно, что среди них был и иудейской религии.

Такие предметы, как Закон божий, русский язык и литература, французский и немецкий языки, история, география, математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и аналитическая геометрия), космография, естествознание, физика, каллиграфия, рисование, лепка, гимнастика, рукоделие занимали около 80% от общего количества уроков в неделю, отводимых на весь курс обучения.

         Что касается Специальных учебных предметов, то хотя для их изучения отводилось по 2 часа в неделю, однако их список был довольно значителен: коммерческая арифметка, бухгалтерия (теоретическая и практическая), коммерческая корреспонденция (на русском и иностранных языках), политическая экономия, правоведение (преимущественно торговое и промышленное), химия и товароведение с технологией (а также практические занятия лаборатории по химии и товароведению), коммерческая география (преимущественно России). Для сравнения, в учебном плане Житомирского 8-классного частного коммерческого училища, среди специальных предметов фигурировала только коммерческая арифметика

Систематический курс физики IV класса училища включал выполнение 12-15 работ, которые, главным образом, заключались в основных измерениях (массы, объема, плотности). При их выполнении использовались знания по наглядной геометрии, алгебре. При этом, в течение года ученицы выполняли около 20 работ, а за весь курс – около 75.
Занятия по физике в 5 и 6 классах охватывали традиционные темы: механику, теплоту, свойства жидкостей и газов, звука и света, электричество и магнетизм.

        В 6 и 7 классе изучался систематический курс химии. В 7 классе добавлялось изучение неорганической химии по периодической системе. Завершался курс изучением органической химии. Параллельно изучался курс химической технологии: сахарное производство, виноделие, пивоварение, мыловарение, изготовление стекла и глиняных изделий.

        Систематический курс естественных наук включал: в 3 классе- ботанику, в 4 и 5 классах- зоологию, а в 6 – физиологию человека и животных. Практические работы по естествознанию включали: наблюдение за растениями и животными, которых приносили в класс или которые здесь жили определенное время (кролик, белка, еж, черепаха, птицы и т. д.).

       Во всех классах большое место занимали практические работы и такие тактильные методы обучения, как лепка из глины и пластилина, изготовление геометрических тел, рельефов местности, контуров континентов и др.
         Все практические работы имели продолжение в кружках,в подготовке рефератов, публикаций в ученических журналах.

При этом, довольно много учебных приборов для лабораторных работ было сконструировано самими Владкевичами.
Чтобы вызвать у учащихся интерес к учебным предметам, в училище широко применять наглядность: иллюстрации, картины, опыты и экскурсии на природу, в музеи, а также на городские фабрики и заводы.
        С другой стороны, с целью оптимизировать и активизировать учебно-воспитательный процесс, в училище организовали киевский городской детский кинематограф, делали первые, самые продуктивные уроки, немного длиннее, а последние – короче, а среди урока проводили физкультминутку и т. д.
«Только исследуя предмет руками,- указывал Николай Володкевич,- можно составить себе о нем верное понятие; и только составив себе запас понятных чувственных образов и приучившись к конкретному мышления, можно перейти к абстрактному мышлению... Отсюда очевидно значение мускульного ощущения для развития ребенка...»

Особое внимание уделялось изучению иностранных языков, которые расценивались, как одно из главных профессиональных умений будущих коммерческих работников. Поэтому в школе обязательно изучали немецкий, французский, русский языки, а факультативно- английский, еврейский и польский языки.

       Домашними заданиями учащиеся не перегружались, таким образом освобождалось время на дополнительное чтение, физические упражнения и прогулки.

        Эстетическое воспитание осуществлялось путем проведения музыкально-литературных вечеров и привлечение к театральному искусству.

СИСТЕМА ОЦЕНОК

         В первую очередь, в задуманной Володкевичами школе, не должно было быть оценок, так как, по их мнению, любая оценка негативно влияет на психику ребенка, а, кроме того, несет ряд негативных воспитательных моментов, которые вовсе не стимулируют обучение, а внешнее влияние воспитателей, как школьных, так и домашних, рано или поздно заканчивается.
          «Дело школы,- писал Н.Н.Володкевич, - не оценивать ученика, а развивать его ум и воспитывать его. Лучше всего оценит сама жизнь». Поэтому в училище исключили любые средства внешнего воздействия, как наказания, так и поощрения и награды. Взамен оценок, Н.Н.Володкевич внедрил особые общие дневники для каждого класса, в которые преподаватели и надзиратели заносили свои характеристики по каждому предмету относительно каждой ученицы.
         
        С другой стороны, требовательность учителей тоже была соответствующей. Так, уже в конце первого (1900-1901) учебного года из 114 учениц - 52 получили работу на лето, потому что их «успехи по некоторым предметам оказались безусловно недостаточными», а 9 - были оставлены на второй год. Впрочем, такие показатели были в пределах тогдашних среднестатистических.
          Зато, в конце 1917-1918 учебного года из 49 выпускниц - 9 получили золотые медали и 2 – серебряные. А это уже было значительно выше среднестатистических показателей!

УЧЕНИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

        С целью пробуждения инициативы учениц и поощрения их к творчеству,
в училище был организован выпуск ученических журналов, или, как их в шутку называли, «журналов для барышень», которые создавались ученицами училища 1-2 раза в год на протяжении всего обучения. При этом все издания были результатом коллективного творчества и становились делом всего училища. Так, на праздновании годовщины журнала «Начало», его создатели сообщили, что в работе над изданием принимают участие 10-15 учениц («кассирша», «распорядительница», авторы текстов и несколько иллюстраторов), а также преподаватели, выступающие инициаторами ученического творчества.
  Всего же в течение 1906-1915 годов на русском и украинском языке издавалось 9 журналов: «Начало» (1906-1911), «Подснежник» (1907-1910, 1912), «Колос» (1908-1910, 1912), «Пчелка» (1909-1915), «Ласточка» (1910-1913), «Зорька» (1910-1913), «Наш друг» (1910-1911), «Крылья» (1911-1914), «Ручеек» (1913– 1914). А всего под руководством педагогов было подготовлено не менее 55 номеров в 9 различных классах, причем в 1909-1913 годах одновременно выходило в свет по 5-7 разных названий ежегодно, а в 1910 году - 11.
Журналы, издавались литографическим способом, и хотя имели совсем небольшой тираж – около 100 экземпляров, тем не менее, нередко выходили за пределы училища.
В этих изданиях, с одной стороны, публиковались стихи и сочинения-размышления, которые давали ученицам возможность выразить через поэтические и прозаические строки свои мысли, чувства, отношение и раскрыть внутренний мир; выдержки из дневников, рефераты, которые читались на заседаниях кружков, сообщения о повседневной жизни женского училища («Наша жизнь до 4-го класса», «Хроника 4-го класса», «Отчет о 3-м собрании литературного кружка»). С другой стороны, журналы знакомили читателей с особенностями обучения и воспитания в училище. В результате, не только родители, но и совсем юные читательницы, выражали желание поступить в училище.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ИДЕИ Н.Н.ВОЛОДКЕВИЧА

         Николай Николаевич Володкевич был педагогом-новатором, автором интересных педагогических трудов, которые не потеряли своей актуальности и в наше время.
На первое место в педагогической деятельности Н.Н.Володкевич ставил пример учителя и выработанную им систему учебно-воспитательного процесс, а. основную цель обучения видел в развитии сил и способностей учащихся и подготовке их к практической деятельности, то есть формировании у них таких навыков и умений, которые были бы полезны в их дальнейшей жизни. Поэтому он указывал, что мало заставить учащихся выучить разные учебники, важно научить их пользоваться приобретенными знаниями.
        «Необходимо научить учащихся не только знать, но и уметь, не только что-то изучить, но и творить, другими словами – воспитывать его самодеятельность.», – писал Н. Володкевич. Таким образом, любое механическое запоминание отходило в его методике на последний план, акценты же делались на развитие памяти, способности рассуждать и представлять, умению проводить наблюдения и анализировать полученные результаты.

       На проходившем во время рождественских каникул 1911-1912 года в Петербурге съезде преподавателей математики Н.Н. Володкевич выступил с докладом о реальном направлении преподавания математики, в котором высказал ряд положений о необходимости связи преподавания математики с жизнью, конкретными его потребностями, внедрение межпредметных связей.

         Н.Володкевичем было много сделано и в методике преподавания физики, главным образом, при разработке и внедрении курса практических занятий по этому предмету.
         В 1913-1914 году на съезде преподавателей физики, химии и космографии, который проходил в Петербурге, Н.Н.Володкевич поднял вопрос о том «в какой мере и при каких условиях практические занятия в средней школе могут принести наибольшую пользу". Сам же Н.Н. Володкевич с сыном Николаем ещё в 1910 году подготовил и опубликовал курс практических занятий по физике для средних учебных заведений. В этом пособии они указывали, что в каждой школе должны быть приборы, по возможности простой и дешевой конструкции и вместе с тем обладать достаточной точностью для решения учебных задач».
В апреле 1916 года , на проходившем в Киеве Педагогическом съезде, Н. Володкевич возглавлял секцию «Семья и школа», и выступил с докладом «Семья и школа», в котором детально проанализировал, почему исторически сложилось отчуждение между семьей и школой. Он указывал, что «без содействия семьи - школа не может успешно вести дело воспитания и поэтому привлечение родителей к педагогической работы для школы ее долгом и необходимостью». Вот почему педагог предлагал при каждой школе обязательно организовывать родительские комитеты. Желательно также, чтобы школа выдавала специальные циркуляры (бюллетени) и школьные отчеты для родителей, а также устраивала «родительские общества, кружки и сборы».

Н.Н. Володкевич был инициатором создания методических объединений преподавателей коммерческих училищ Киева.
Даже этот скромный обзор педагогических взглядов и идей Николая Володкевича показывает, что от, безусловно, был одним из самых ярких педагогов-реформаторов начале ХХ в. Его имя, которое только теперь вощвращается к нам, безусловно займет почетное место в ряду замечательных педагогов.

       
ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
   1.Вікторія Вдовенко, Оксана Гур’янова, Віталій Постолатій «Український педагог І методист Микола Володкевич»
   2.Н. П. Дічек «Професіоналізація шкільної освіти як реакція на суспільно-економічні виклики доби»
   3.О. Е. Мисечко, С. И. Хмеливская «Особенности деятельности коммерческих училищ в киевском учебном округе в конце ХIХ - начале ХХ в.»
   4.Михаил Кальницкий «Прощай, модерн начала века»


Рецензии