Берегите красоту!

“Красота - это обещание счастья”
Стендаль

Глава первая
Жажда красоты
1977 год

Мой любимый предмет из всех, которые я когда-либо изучал - история изобразительного искусства. Он не был предусмотрен школьной программой, и в детстве мне преподавал его мой отец. О дне и времени очередного занятия нас с сестрой заранее никогда не оповещали. Наступал вечер, и наш наставник вынимал из серванта коллекцию репродукций, которую собирал много лет.

Основным источником этого богатства служил журнал “Огонёк”, который регулярно публиковал в цвете работы Тициана, Леонардо да Винчи, Диего де Веласкеса, Рафаэля. Иногда репродукции занимали целиком разворот. В тот вечер отец бережно взял в руки лист глянцевой мелованной бумаги, на которой печатался “Огонёк”, и мы с сестрой, как по команде, уселись на диван рядом с ним.
 
- “Спящая Венера” Джорджоне, - с восторгом произнёс отец, и снова погрузился в изучение мелких деталей картины.

Я увидел, как кожа на руках отца постепенно становится “гусиной”, и с замиранием ждал его рассказа о том, кто такой Джорджоне, и кто такая Венера, и почему художника вдохновил сюжет. Откуда отец почерпнул столь глубокие знания об искусстве Ренессанса - загадка (он пережил оккупацию Харькова, поэтому окончил только среднюю школу, да и то весьма условно). Он, как стендалевский Жюльен Сорель, хранил в памяти уйму информации: факты из биографий великих художников и скульпторов, даты их жизни, названия картин и изваяний.

После таких семейных вечеров, хочешь или не хочешь, становишься другим. Под воздействием достижений творческого гения преображаешься, исподволь, незаметно для себя. И, возвращаясь из школы, заглядываешь в почтовый ящик в ожидании свежего номера “Огонька”, приятно пахнущего типографской краской. Чтобы бежать с ним через три ступеньки и ворваться в квартиру с криком: “Папа, смотри!“. Что означает “становишься другим человеком”? Радиоприёмник, настроившись на волну одной частоты, игнорирует остальные. Так и человек, настроенный на распознавание и восприятие подлинной красоты, игнорирует пошлость, а тем более вульгарность. Это процесс не одномоментный, но он происходит, и если он начался, то уже необратим.

С тех пор, и по сей день, я томим жаждой красоты. Гармония линий, красок, объёмов, игра света и тени приводят меня в восхищение, иногда до слёз. Я чересчур восприимчив? Не знаю. Я лишь констатирую факт: кто хотя бы раз смаковал настоящее вино, без примесей, из небольшого уютного приусадебного погребка, тот уже никогда не прельстится ширпотребом из штучного отдела универмага.

Таков голос красоты, могущественный и завораживающий, как голос птицы-сирены. Ему веками внимают люди разных стран, разных возрастов и профессий, разной степени образованности.


Глава вторая
NN
2015 год

Мне приснился сон. Я видел самого себя, сидящим на песке, на берегу моря. Сумерки. Солнце над самым горизонтом. На море штиль. Мимо меня к воде пробежали девушки, одетые в белые хитоны, с венками из ярких цветов на головах. Войдя в воду, они стали резвиться так, как резвятся дети. Я залюбовался их грацией. Они взялись за руки и запели хором нежную мелодию. Её, вероятно, для них сочинил сам Аполлон, потому что таких волшебных созвучий я раньше никогда не слышал. Девушки сделали несколько кругов в хороводе, остановились и замерли, как будто в ожидании чего-то, что должно случиться вот-вот. Их песня достигла кульминации. Внутри хоровода забурлила вода и появился сверкающий пенный вихрь. Он вознёсся ввысь, тут же распался - и на его месте явилась прекрасная женщина. Она была обнажена. Её формы поразили меня какой-то неземной красотой. Лица её я не мог разглядеть из-за сумерек. Девушки разорвали круг и расступились, открыв для меня родившуюся Венеру. Да, это была она, и мне стала ясна суть происходящего! Богиня почти торжественным жестом приветствовала своих спутниц, нимф, и медленно двинулась ко мне. Она не шла, а шествовала. В ту минуту мне показалось, что весь мир вокруг меня напоён любовью. Венера приблизилась ко мне, и я смог, наконец, разглядеть её лицо. Это было лицо NN. В точности как на той фотографии в стиле ню, для которой она позировала, стоя в воде, в бассейне. NN протянула ко мне руки… И я проснулся.

С NN я познакомился в соцсети, когда в мою ленту каким-то чудом прилетел её пост. С чёрно-белой фотографии на меня смотрела стройная блондинка возраста акмэ. “Florentia. Цветущая”. Она была прикована наручником к стене (место действия - какое-то стильное кафе во Львове), и я подумал: “Как раскована эта прикованная!”. Другими словами, наручник не мешал ей чувствовать себя свободной. Взгляд незнакомки выдавал её ум и уверенность в себе (но не самоуверенность), а внешний вид - успешность. На ней были чёрный гольф и чёрная юбка, пригнанные к изгибам тела с филигранной точностью. Мисс Безупречность. Я поинтересовался её профессией: фэшн-дизайнер (с академическим художественным образованием). Несомненно, она из тех женщин, которые самостоятельны и самодостаточны, а потому счастливы, и готовы поделиться своим счастьем с другими. Передо мной было воплощение моего идеала современной женщины.


Глава третья
Берегите красоту!
20… год

“Берегите красоту!”. Призыв, сформулированный NN в её ленте, в той же соцсети. Зимой 1945 года, недалеко от Дрездена, в заброшенной каменоломне бойцы обнаружили картину Рафаэля “Сикстинская мадонна”. Там же, и в таком же плачевном состоянии, оказались многие другие шедевры Дрезденской галереи. От полного разрушения красочного слоя “Сикстинскую мадонну” спасло чудо, сотворённое реставраторами.

“Берегите красоту!”. Самая узнаваемая картина в мире - “Джоконда” Леонардо да Винчи. Поток туристов в зал Лувра, где экспонируется “Джоконда”, не иссякает и похож на паломничество. Бесценный образец культурного наследия человечества. Тем не менее, “Джоконду” по какой-то непостижимой причине многократно пытались изувечить: заливали краской, кислотой, в неё бросали камни, похищали из музея. Чтобы продолжить выполнение своей миссии, “Джоконда” вынуждена облачиться в стеклянный бронежилет. Не миссия, а почти спецоперация.

“Берегите красоту!”. От рук невполне вменяемых фанатиков пострадала “Даная” Рембрандта и его же “Ночной дозор”. “Венеру с зеркалом” Диего де Веласкеса изрубила топором женщина, впоследствии назвавшая себя суфражисткой. В 1991 году «обезумевший», как гласили полицейские сводки, человек накинулся на «Давида» Микеланджело с молотком, спрятанным у него под пиджаком, и отбил несколько пальцев на левой ноге статуи.

“Берегите красоту!”. Глас вопиющего в пустыне. Со стороны NN это, конечно, типичное донкихотство. Грустно до смешного. Однако, донкихотство, по-моему, единственный способ что-нибудь изменить к лучшему. В любом случае, синдром Стендаля лучше, чем комплекс Герострата.
Не разрушайте красоту!
Не увековечивайте имена вандалов!
(Не кормите троллей!).
И если удастся защитить красоту, то, возможно, сбудется предсказание Ф. М. Достоевского, и она спасёт мир.


Рецензии
Спасибо за тему и то, как Вы рассказали о Красоте!
Повезло герою, что у него был отец, который знал толк в этом.
Да, с детских лет надо прививать понятие красоты - тогда и мир станет лучше.
Согласна, лучше пострадать от синдрома Стендаля...
С теплом, Мила

Мила Суркова   04.02.2019 17:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила! Рад что нашёл в Вас единомышленника.

Олег Стефанов 2   06.02.2019 18:48   Заявить о нарушении