Повесть о жене моряка. Глава 5. Ужин в ресторане

Продолжение. Начало - http://proza.ru/2019/02/01/1776

Общаться с Павлом было интересно, и Элина с удовольствием согласилась поужинать вместе с ним в ресторане "Одесса" на Приморском бульваре, в историческом центре города.

Знаменитый Приморский бульвар на самом деле вовсе и не был приморским, к морю от него было идти и идти, но он был, действительно красив и заслуженно известен далеко за пределами Одессы.

Бульвар состоял всего из двух кварталов, застроен только с одной стороны, но все строения на нём выглядели дворцами.Ровно посередине бульвара на высоком постаменте стояла скульптура градоначальника города и управляющего всего Новороссийского края герцога Ришелье. Лицо его было обращено к морю, а перед ним в сторону моря простиралась Потёмкинская лестница.

Отель "Одесса", в котором находился ресторан, был построен в стиле итальянского ренессанса самим Боффо, знаменитым Франческо Боффо, выстроившим добрую четверть старой Одессы. В ресторане этом Элина ни разу ещё не была, хотя мимо проходила почти каждый день и знала, что все одесситы его до сих пор называют дореволюционным именем "Лондонский".

Ресторан, как и сам отель, был роскошный, немного старомодный и чопорный, но Элине он этим и понравился. Метрдотель, встретивший их на входе,поинтересовался, где они предпочитают сидеть, и проводил молодую пару в небольшой, крытый внутренний дворик. Он был почти полон посетителями, но свободный столик всё же нашёлся и толстое, красиво оформленное, меню в кожаном переплёте официант сразу же принёс и раскрыл перед ней.

- Как наш бухгалтер, Элина, вы, конечно, знаете, что мы сегодня расчёт получили, - сказал ей Павел, - так что не стесняйтесь, заказывайте всё, чего душа желает. А я человек всеядный, и вполне удовлетворюсь тем, что вы выберете.
- А что пить будем? От этого ведь танцевать надо? - спросила Элина.
 
- Вы думаете? А мне кажется, совсем наоборот. - Павел смотрел на неё и улыбался. - Вы выбирайте, что хотите, на ужин, а потом  решим, что к этому больше подойдёт из напитков. Сам-то я обычно беленькую пью, но ради вас могу и изменить своим привычкам.

- Я сегодня тоже против беленькой не возражаю, так как с обеда ничего не ела, а в час дня ограничилась бутербродами с брынзой, - храбро заявила Элина, водку пьющая очень редко. - Я бы взяла рыбное ассорти: сёмгу, печень трески, и икру, раз уж вы сегодня при деньгах. И ещё хочу какой-нибудь зимний салат, с картофелем. С солёной рыбой, по-моему, он будет уместен.

- Одобряю и поддерживаю. Вы имеете в виду салат типа оливье. Кажется, он здесь называется "московский", или "мясной", поищите в меню. А горячее позже закажем, мы же не торопимся, Эля?  Можно мне вас так называть?

- Конечно, это же моё имя. Элина, Эля - зовите, как вам нравится. Только в бухгалтерии желательно называть меня по имени-отчеству. Фамильярность главбух не одобряет. Но он у нас добрый старик, и мне будет очень жаль, когда ему придётся уйти на пенсию. Вы же знаете, пенсионеров на руководящих должностях у нас не держат.

- Знаю, конечно.  - ответил Павел, - у меня у самого год назад рефмашинистом бывший стармех был, представляете? В главной машине шумно, грязно, а у нас и тише, и чище, и интереснее, как мне кажется. Мозгами иногда нужно хорошо пошевелить, холодильная техника весьма специфическая. Мы подружились, и многому друг у друга научились. Он у меня  - теории  и практике обслуживания рефустановок, а я у него - невозмутимости и хладнокровию.

- Ваши закуски, молодые люди! Водочку разлить прикажете?
- Нет-нет, не беспокойтесь! Мы сами справимся. -отказался Павел, и добавил, - вот только  минералки принесите, пожалуйста, мы забыли заказать. Бутылку "Куяльника", если можно.

- Элина, я предлагаю выпить за вас и за ваш профессионализм. Я уважаю профессионалов в любом деле, чем бы они не занимались. Ваше здоровье!

Они выпили и дружно ... замолчали, отдавая должное закускам. Наполнять следующую рюмку Павел не спешил, заметив, очевидно, что Элина выпила едва ли половину.

- Ну что, первый голод утолили? Как вам здесь нравится?- поинтересовался Павел, пополняя рюмку Элины минут через десять.

- Очень приятная атмосфера. Я здесь первый раз, и вообще, в ресторанах редко бываю. Не люблю шумного общества, пьяных компаний, танцев с незнакомцами и сальных комплиментов в конце вечера.

- Мне тоже здесь нравится. Уютно, музыка приятная, негромкая и ненавязчивая. Здесь всё историей Одессы дышит. За этим столиком за полтора века кто только не сидел! И Бунин, и Катаев, и Олеша, наверное. А кто в самом отеле останавливался, в его вестибюле можно прочитать, так как знаменитыми постояльцами здесь гордятся, и имена их хранят в памяти. Чехов, Куприн, Айвазовский, Айседора Дункан, Жорж Сименон, Марчелло Мастроянни, даже Стивенсон!

- А вот интересно, члены императорской фамилии здесь не останавливались?
- Уверен, что нет. Начиная с Александра Первого , в Одессе все цари бывали, и по многу раз. Но приезжали сюда они исключительно с кратковременными визитами, и если и ночевали в городе, то уж, конечно, не в отеле. Мало что ли у нас дворцов?
Да что мы всё о знаменитостях? Мне гораздо интересней о вас поговорить, как вы своё свободное время проводите, например. У вас же его достаточно, если предположить, что вы не замужем, а мне именно так и кажется. - Начинается, подумала Элина. А не рано ли? Откровенничать с этим, пусть и симпатичным, и приятным моряком ей вовсе не хотелось. Но и невежливой быть - тоже.
- Я была замужем. Но не была особенно счастлива в браке. Впрочем, не будем об этом, мы ещё слишком мало знакомы, чтобы такие интимные темы обсуждать. Не обижайтесь. Давайте лучше выпьем и продолжим ужин. А потом расскажете о своих любимых уголках Одессы. Не возражаете?

- Тогда, за знакомство? Официально представлюсь, Павел Павлович Теплов, к вашим услугам. Семейное положение - холост, точнее - разведен. Тридцать четыре года. Бесприютный ветеран "Антарктики", двенадцать лет, как по распределению сюда попал, но квартиры пока не заработал. Лет через пять, наверное, очередь подойдёт.

- А вы что заканчивали? - Элина предпочитала разговор на нейтральные темы.
- Потом расскажу. А сейчас выпьем!

- Так вот насчёт любимых мест. У меня их много. Мне нравится железнодорожный вокзал, например. Пушкинская улица, соединяющая его с центром города. Екатерининская площадь. Пале-рояль. Дворик Дома учёных с летним ресторанчиком внутри. Это бывший особняк графа Толстого. Пролетарский бульвар мне очень нравится.

- А Екатерининская - это площадь Карла Маркса?
- Совершенно верно. Она, кстати, не в честь Екатерины Второй названа, а в честь святой Екатерины. Но памятник на ней раньше именно Екатерине Великой стоял, с её ближайшими сподвижниками, основателями Одессы. Его после революции снесли, сами понимаете, почему. Хотя вот в Ленинграде, подобный ему, сумели сохранить, молодцы.

- Так где же вы всё-таки учились? Это ведь не слишком личный вопрос?
- Нет, конечно. Я заканчивал Одесскую "Рыбку", которая на  Чумке находится, знаете?  Среднее мореходное училище рыбной промышленности. Подумывал одно время в холодильный институт  на заочное поступать, но... передумал. В плане работы институт мне никаких льгот не даст, а просто время на это тратить не захотел. Зато я на филологический недавно поступил, в университет. Но это так  - для души, для расширения кругозора. И чтобы голову занять чем-нибудь полезным.

- Мечтали в детстве учителем быть?
- Библиотекарем мечтал. Но что такое библиотекарь в наше время? Труд его оценивается совершенно неадекватно. Мужчина должен обеспечивать свою семью, согласны?
- Конечно.

- Ну вот. Простой пример приведу из собственной жизни. Я вот, когда с женой разошёлся, остался, фигурально выражаясь, с одним чемоданом в руках, и нисколько не переживал из-за барахла, совместно нажитого. И не потому, что я такой благородный, а потому, что мои заработки мне это позволяли. Я сразу же снова в рейс ушёл, а в море и кормят, и поят, и в робу одевают, и деньги на книжку кладут. А будь я библиотекарем с окладом в сто рублей? Или даже школьным учителем? Не думаю, чтобы они намного больше зарабатывали. И пришлось бы всё же ложки-поварёшки делить.

- И к кому же вы ушли? К любовнице, наверное? - "Ещё один герой-любовник", - подумала она.

Павел засмеялся. - Нет, вы не поняли. Или это я так коряво рассказывал, филолог доморощенный. Я же сказал, что в рейс ушёл, недавно только вернулся. На самом деле, это жена от меня ушла, в прошлом году сюрприз мне сделала, пока я в море был. А я сейчас как раз в нашу бывшую квартиру временно вернулся, тёща попросила покараулить добро. Ну, и сын со мной иногда ночует, пока я в отпуске.

- А жена же куда делась?
- Где-то за Полярным кругом живёт, точно не знаю. Она снова замуж вышла, пока я в море был, и уехала с новым мужем на Север, а сына с родителями оставила. Сложно разобраться, да?

- Да почему, что тут сложного? Переживали?
- А как вы думаете? Я же такого не ожидал. Обидно было, неприятно, и стыдно почему-то - перед знакомыми, перед родителями. Но это должно было произойти, рано или поздно: жили мы плохо, ругались часто. Совершенно разные у нас характеры были. И жена моя бывшая - точно не та женщина, с которой я бы хотел жизнь прожить. Так что всё к лучшему случилось после всего. Ну, а для сына, конечно, травма, только я в этом меньше жены виноват. У моряков у многих так происходит. Не каждая женщина способна стать женой моряка. Давайте ещё по рюмочке, Эля. Третий тост - за тех, кто в море.

- Извините, что на откровенность вызвала. Я вовсе не собиралась, правда. А насчёт университета вы хорошо придумали. Мне даже завидно как-то немножко стало. Я тоже читать люблю, но сама писать не пробовала.

- А в школе у вас как с русским языком было? Пишете грамотно?
- Хамите, парниша! - она вдруг вспомнила свою тёзку, Эллочку-людоедку.

Павел притворно вздохнул, и достойно парировал,
- Да, я не херувим. У меня нет крыльев, но я чту "Устав службы на судах МРП" и особенно "Коллективный договор с администрацией". Это моя слабость.
- Болтун - находка для шпиона!

Павел склонил голову в шутливом поклоне. - Я тоже рад, что мы встретились! Я вам пригожусь... как Сивка-Бурка. Горячее будем заказывать?
- Ой, я уже сыта. Для горячего места не осталось. А жаль, здесь, наверное, вкусно готовят.
 
- Предлагаю заказать маленькие кокотницы грибного жюльена. Его здесь готовят с куриным филе, и подают под фирменным соусом, с тёртым сыром. Ну очень вкусно, и места  в желудке совсем не занимает.
- Мёртвого уговорите! Заказывайте! И пломбир на десерт.

* Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/02/04/806.


Рецензии
Приятная встреча в ресторане, приятные разговоры. А этот Павел, это вы?

Мила Стояновская   02.01.2023 17:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила! Нет, это не я. Про себя я пишу от первого лица, таких рассказов у меня большинство. А Павел -это человек, у которого со мной много общего, не больше.

Михаил Бортников   02.01.2023 19:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.