Лакан против Гераклита. Психоаналитическое

"Гераклит говорит, что всё движется, и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды войти в одну и ту же реку невозможно"
                Платон

"Желание сохраняет и несёт образ прошлого в краткое и ограниченное будущее. Желание неразрушимо, времени не подвластно."
                Жак Лакан

"Из прошлого в настоящее я забрал свою мечту о будущем."
                Сёрен Кьеркегор

Несбывшееся, как опасный яд,
Рассчитанный на долгой-долгий срок,
Меня гнетёт нехватка бытия,
И я стремлюсь вернуть его поток,
Хоть знаю, что в одну и ту же реку
Нам дважды не войти. Лови мгновенье!
Вот истина, открывшаяся грекам -
Безжалостный запрет на повторенье.
Всё изменяется, течёт, бежит.
Непостоянство. Зыбкий мир. Реальность.
В ней повторенье - главный дефицит.
И тосковать по прошлому – банально.
Но прошлое воскреснет всякий раз
Желанием. В нём образ давний спрятан.
И в то, что будет или есть сейчас,
Несбыточность обрушилась расплатой.
Замкнулся круг, вступаю в ту же реку -
Вместилище  моих сокрытых  "Я",
Непознанных, глубинных. До молекул
Всё повторится в жажде бытия.

В упорствованьи тайном, тупиковом,
Несбыточное подменяю словом.
Будь суесловье – символ исполненья!
Попробую-ка написать творенье!
И да простят читатели мои
За имитацию, за эгоизм.



     Песчинка времени

    Рано или поздно этот образ приходит на ум каждому.  Песочные часы - два сосуда, верхний и нижний, соединённые узенькой горловиной. Гениальный символ неумолимого времени. Пока песка много, его истечение незаметно. Юные, мы не считаем ни минут, ни часов, ни дней. Тоненькая струйка течёт и течёт. Что нам до неё! Масса песчаная в верхнем сосуде безмятежна, неподвижна. Всё ещё будет, всё свершится в своё время, уверяет нас она. Ни к чему пересчитывать песчинки. Не спеши.
     Но наступает миг:  надёжная ровность и неподвижность песка распадается. Это распадается время. Песок и время  закручиваются воронкой, увлекая нас в своё движение. Каждая песчинка  на счету теперь, когда песок на исходе. Но  не задержать мгновения, не остановить песок, ни желанием, ни волей, ни воспоминаниями, ни мольбой. Он стремится вниз, и никогда – обратно. Таков закон притяжения небытия.  И вот уже осталась одна единственная песчинка, неудержимо скользит она по узкому горлышку часов и падает…
Пора переворачивать часы.


Рецензии
Марина, Вы обращаетесь к таким фундаментальнейшим проблемищам. Я много чего из Ваших вещей успел прочитать еще некоторое время назад. Приятно, что остались смелые люди, наделенные воображением и аналитическими навыками.
Что касается времени. У меня, например, как и во многих других вопросах , здесь как-то совмещаются противоположные идеи - Гераклит вовсе не противоречит Пармениду или Зенону, буддийская пульсация дхарм никак не задевает вечности неизеняемого Брахмана. Может, это не от большого ума. Но я не люблю однозначности. Марина, рад всегда пообщаться.

Леонтий Варфоломеев   17.02.2020 21:27     Заявить о нарушении
Леонтий, моя смелость в посягательстве на фундаментальные проблемищи может указывать и на самонадеянность дилетанта, пытающегося каким-то образом для себя (не говорю, для мира) подобные проблемы сделать менее мучительными. Но они из разряда вечных, от которых скорее всего мудрый отрешится.
Синтез миропониманий я тоже когда-то пыталась совершать. Но он требует вечности. Оставим ей все неоднозначности. Сейчас время для меня враждебно. Оно неотвратимо сжимается вокруг меня, его давление увеличивает и мою собственную плотность, отнимая способность летать.

Марина Стрельная   18.02.2020 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.