Вот вам классика - на полчасика

На фото: 12 богов - олимпийцев: Гера, Зевс, Аполлон, Афродита, Афина, Гермес, Посейдон, Гефест, Артемида, Деметра, Дионис (Бахус, Вакх), Арес.

Великая русская культура. Она дала основные черты  и определила душевное устройство  жителей немалой части земной суши. Один из её  источников, унесший в Лету извечное наше «всякому своё и немыто бело» – греческая мифология. А нашу мифологию – мудрость Перунова мира и ведизма – вытравили всегда иноэтнические наши верховные жрецы и цари. Так что остаётся только удивляться, на чём стоит наша культура, если в этом основании ничего чисто нашего нет: всё натаскано извне.

Давайте-ка,  вспомним хотя бы элементарное из каждодневного культурного обихода классически образованных наших предков –  по состоянию на период золотого века нашей культуры, и до 1917 года. Когда всех вечных заменили собой известные временные – отечественные рекордсмены гордыни. Тем более своевременно это сейчас, когда страна пытается въехать в старую свою колею.  И никак не может определиться, наевшись западного: «как нам обустроить Россию» по-гречески  или по-римски? Что движет – воля или закон? Что мера – душа или тело?  Вот от каких (левых, правых) частей этих дихотомий мы дальше, туда и ехать надо. Попадём в меру (в свою колею) – ехать будет просто замечательно! А мера всегда где-то посередине. И, пока мы не попадём в свою колею, будем систематически пестовать не своё, а детей кукушек. А попадём – на олимпе дум и чаяний наших снова воссядут наши неотъемлемые. И не воссел бы, вытеснив всё, «хороший парень гамбургер».

Истоки интеллектуальной части культуры нашей – в греко-византийской, что попутно принятому пути православия. А не в римской. И не в откровениях  вождишек наших – недоученных ведущих научных сотрудников, заведших было государство (не страну!) в болото милой им ксенофилии и ксеномании, подальше от архетипа нашего. Это у них: «Потребление юбер аллес», «Богатый – значит хороший», «Чем ты меньше потребляешь, тем меньше имеешь прав». И где адекватный прошлому страны россиянин – подпольщик в ней. Где его отлавливают за отрицание оных понятий и  их онёров – «ксенофобию».

Даже светоч наш, «наше всё» Пушкин с его провосточноантичным менталитетом понятен молодежи меньше, чем какой-нибудь «хип-хоп».  А без Пушкина, с хип-хопом-то вы кто? Ёжики в тумане. Надо  возвращаться! По  моему,  лучше признаться в своей глупости и сдать назад (что, по сути, означает вперёд) чем идти в тумане – к обрыву! Глупо улыбаясь и демонстрируя попутно, всему миру на смех,  интенциональное мышление по обретению якобы «его», мира ценностей. Которые есть еврамериканские, худшие из всех имеющихся.

Главное, всё равно ведь вернёмся; так что всё это – зря. Или почти зря (всё же триста сортов колбасы вместо трёх мы обрели). Но огребли, правда, покруче (потеряв своё лицо и здоровье на этой колбасной ниве). Давайте потихоньку возвращаться. Чтобы потом меньше было жертв, когда кроваво будем исправлять последствия нынешних цивилизационных ошибок. Протянем с этим ещё лет 10 – будет поздно: мещанская канарейка побьёт патриотизм, как в 80 годах она побила коммунизм! А это – новая гражданская война.
                *****

Итак, вспоминаем. Как известно, после уничтожения византийским православием (ошивавшимся около нашей власти) нашего пантеона Перуна и ведизма место их занял византийский пантеон Зевса. Число богов  в нём, по моим подсчётам, равно 100. Кроме них, «на учёте» состояли ещё сотни низших божеств. Такое впечатляющее многообразие смыслов и понятий (связанное с божествами – идеалами и их сопоставлением с реалиями жизни) обеспечили   эллинам статус дарителей исходной матрицы и Евразийской и Европейской культур. Давайте последуем за ними, придерживаясь пушкинской традиции. При этом считаю не лишним напомнить Вам азы греческой космогонии. Забытые россиянами по причине всегдашнего космополитизма элит. Который, к тому же, имеет свойство регулярно шнырять по миру - менять  вектор. Поехали!

Для начала прошу учесть, что «древние греки» сильно помолодели, за последнюю треть века. Как установлено школой Новой хронологии, письменная история человечества трёх последних тысячелетий, на самом деле, короче порядка на 1100 лет. То есть, если в учебниках пишут, что расцвет греческой культуры в Афинах имел место в 5 веке до новой эры, следует понимать, что это было гораздо позже, примерно в 5 веке новой эры. Более точные даты отыскать запредельно трудно, время до 11 века н.э. историки называют временем молчания письменных источников.

Деликатесы греческой (византийской) культуры с удовольствием вкушались когда-то  и, в первую очередь, юными  россиянами через их же – русский язык. Вот, к примеру, впечатляющий типаж – гекатонхейр по кличке Бриарей (Могучий). Прикиньте: пятьдесят человечьих голов, сто рук… Товарищ, вместе с двумя такими же братьями – близнецами, родился от богини земли Геи и бога неба Урана. Несколько неестественным способом – в результате каплепадения на мать крови отца, которого оскопил серпом (по какому месту – знаете) его сын Кронос. Есть мнение, что Могучий послужил прототипом наших Политбюро ЦК: многорукий, и голов много, а думает (ют?), тем не менее, сугубо едино – ужас что такое!
 
Как известно, в пантеоне Зевса на каждый чих имелся свой отраслевой бог. Шутят, что не было разве что бога преждевременной эякуляции. Каждый из богов заведовал какой-то  своей стороной жизни людей, был носителем определенных божественных функций. Например, если кудрявый юный древний грек хотел добиться от соседской дочки взаимности, он должен был поступить по следующей схеме. Надо было принести жертву Афродите в ее храме. Это необходимое, но как у них, так и у нас – недостаточное   условие. Следовало еще правильно сообразить: к кому из свиты подкатиться, кого «подмазать» дополнительно, чтобы не скрипел: Пейто – богиню красноречивых любовных уговоров, Гимера – бога страстного любовного влечения. Или воздать должное брату Эроса Антэроту – мстителю отверженной любви? Если  выбор был правильным, успех не заставлял себя ждать.

Напомню всё ещё дорогому, хотя и сильно подешевевшему за последний век российскому читателю, что греческий мир, до христианства, управлялся с горы Олимп. Там жил царь богов и бог царей и прочих смертных Зевс, в окружении родни. И как стал глава божественного государства представлять народ к «кресточку» ли – за победу над папашей, к «местечку»  – в помощники, так и оказалось, что все представленные суть братья – сёстры – дети  его. - «А мы по другому-то и не представляем. Себе», – сказал бы чукча – эрудит.

Супругой главбога была назначена сестра Гера. Кроме супругов, олимпийцами стали братья Посейдон и Аид, сестры Гестия и Деметра, дети Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Гермес и Гефест. Но примерно 14 веков назад, по Новой хронологии, народ Византии (греки), имевший ещё тогда реальное право голоса (в силу изобретённой им же, народом, демократии) произвел ротацию кадров, осудив кадровый застой в элите как явление. И, в порядке первого предупреждения  Зевсу, мрачноватый Аид и почему – то Гестия уступили место богу – виноделу  Дионису и богине любви и красоты Афродите.

Почему произошло именно такое переустройство жизненных ориентиров, говорят, было сказано в татушках на руках Венеры (Афродиты) Милосской. Но, в силу известной  причины, эта информация утеряна. Можно предположить, однако, следующее. То было время демократии, то есть самого прекрасного и самого ужасного устройства общества. Вера в вечные истины у людей пошатнулась; на смену пришло, как и сейчас, увлечение сиюминутным, бренным, земным, что и олицетворяют собой эти два олимпийца – новобранца. Ну  что там говорить: вино и женщины!

В те времена всеобщей гармонии и порядка Зевсу, в выполнении его гособязанностей, помогала дружина правоохранительниц во главе с Фемидой – богиней законного порядка: справедливости – Дике, справедливого же возмездия – Немезида, неотвратимого возмездия же – Адрастея, репутации – Фема, законности – Эвномия. Хотя и в те времена немалую роль играли богини бесправия Адикия и мести – Эринии, из которых самой яркой была знакомая нам Мегера.

Старший брат Зевса – Посейдон (он же Нептун) – бог морей – имел, как и положено шефу солидного хозяйства, девять замов – богов  (Понт, Океан, Тритон, Эврибия, Кето, Нерей, Тавмант и Форкис) а также 3000 помощниц – океанид – экологинь, заботившихся о вверенных им участках водного хозяйства эллинского мира.

Арес – бог военной бойни, яростной схватки, делил эти заботы со своей  сестрой Афиной.

Афина, богиня победоносной войны и мудрости. Курировала также вопросы бесхозной справедливости в отношениях между людьми. - После того как её предшественница Астрея покинула Гею, разочаровавшись в своих чаяниях добиться от людей справедливости. Кроме того, она присматривала за правом, отчасти искусствами и ремёслами, народными собраниями. Даровала людям благополучие, помогала героям в войнах.

Гефест – бог огня и кузнечного дела, оружейник богов, учил людей ремёслам, насоздавав на поверхности  Земли множество славных о себе памятников. Гламурные олимпийцы, впрочем как и «наши» их аналоги, с пренебрежением относились к этому хромому труженику, его даже пару раз сбрасывали с Олимпа. Ну как у нас – вот их опять сбросили в 1991 году на свалку истории и быта.  Люди два раза в год чествовали Гефеста и этот обычай дожил почти до наших дней (Первомай).

Самым «полиморфным» богом в греческом пантеоне был Гермес которого, позже,  римляне назвали Меркурием. Это был вестник богов, проводник душ умерших на покой к Аиду, бог торговцев, ораторов, изобретателей, паломников, путешественников, атлетов, мошенников и воров.

Аполлон – бог света и солнца, охранитель жизни и порядка, грозный стреловержец и непогрешимый прорицатель, творец гармонии и красоты. Ему (как и прочим богам) в его многообразных делах помогали не только жрецы храмов. Только он завел себе гарем из девяти муз – богинь искусств. Подругами Музовода были: Каллиопа – богиня эпической поэзии, Эвтерпа – лирической, Эрато – любовной, Полигимния – гимнической, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Терпсихора – танца, Урания – астрономии и Клио – истории. Была еще муза попсы – Айода (Песня), но её Мусогет в подруги не позвал. Не позвал он (в связи с их возрастом?) и ещё двух муз: Мелету (Опытность) и Мнеме (Память).  Известно, что людские пристрастия к какому – либо искусству подвержены ветреной моде; вот мода и определялась как раз тем, кому из упомянутых дам отдавал Аполлон предпочтение в каждый данный отрезок времени.
 
Еще один брат Зевса, мрачный и упрямый Аид (Аидоней, Ад, Гад, Гадес, Плутон) делал свой бизнес в третьей стихии – он владел всем, что под поверхностью земли,  куда  не попадает свет. В тихом и величественном его царстве текло пять рек: охлаждающая земные страсти Стикс, река плача Ахеронт, река скорби Кокит, огненная река – преграда  Пирефлегион и тёмная река полного забвения земной жизни Лета. Для праведников там предназначались елисейские (райские) поля, для грешников – пропасть Тартар, а боги отгородились от всего этого зубчатой стеной Эреба. Там и проживал Аид со своей степенной супругой Персефоной. К их услугам были божества: Танатос, уносивший души умерших, Кера – губительница воинов, Эмпуса – убийца путников, Ламия – пожирательница детей, трехголовая и трехтелая Геката, бог одурманивающего сна Гипнос, перед которым не могли устоять ни люди, ни боги, и три его сына: Морфей, Фантаз и Фобетор; и наконец, богини проклятия и мести – Эринии. Бизнес Аида нам хорошо известен…

Самым приятным из всех богов пантеона был Дионис (Вакх, Бахус) – бог специфической и не отличающейся разнообразием, как у прочих богов, империи: вина, виноделия и виноградарства. Бог – освободитель от забот, даритель радостей жизни  (конечно, если золотое правило «ничего сверх меры» соблюдено). Этот бог имел подлинно демократический нрав. Вместо выстраивания своей властной ведомственной вертикали он завел массу «горизонтальных» связей. В результате и обзавёлся небывалым количеством поклонников.
 
Он систематически устраивал шоу с уравниванием, хотя и временным, своих (принявших изрядно) фанатов. И это – единственно возможный вариант  равенства на Земле. Вспомните: олигархический наш строй в девяностых, а также метаморфоза по обретению суверенитетов в Беловежской пуще явились миру как результат магических обрядов «Застолье». В которые действующие лица входили в очень разных весовых категориях, а выходили равными друг другу.
 
Диониса люди славили повсеместно. На «дионисиях» ему пели дифирамбы козлоногие ряженые в козлиных же шкурах. Из чего и родилась «песнь козлов», в переводе – трагедия. Из шуточных песен на «дионисиях» получилась греческая комедия. Особенно необузданным было поклонение женщин – вакханок  (вакханалии), шедшее по известному пути от комедии к трагедии.

Женскую часть обитателей Олимпа возглавила царица (не королева!) богов, жена Зевса Гера. В сонме олимпийцев на её долю выпала роль охранительницы брака, дарительницы потомства, родовспомогательницы; примера супружеской верности для других богинь и земных женщин.  Зевсу она родила Ареса, Гефеста и Гебу. Многочисленное же потомство Зевса от других богинь и смертных женщин она преследовала с изощрённой жестокостью. Зато те из них, которые при этом уцелели, стали главными героями греческой мифологии (Геракл, Персей, Полидевк, Кастор, Елена Прекрасная, Беллерофонт …).

Гестия – богиня домашнего очага и его огня, преследуемых, изгнанников, гостиниц, покровительница общин и государств, вечная девственница. Хоть и не имела своих храмов и жрецов, а только алтари, где ей воздавали должное в любом храме, в любом доме. Жертвоприношением в её честь начинался и заканчивался любой пир, её именем приносились клятвы и присяги. Пример: -  «Я поднимаю бокал за здоровье хозяйки, собравшей нас за этим столом и украсившей его!» А грек бы просто сказал:   «За  Гестию!».

Трудно представить себе Олимп без Афродиты – богини любви и красоты. Хоть обязанности её были не столь разнообразными, зато глубоко касались чуть ли не каждого: и человека, и бога. Помогали ей в делах богини женской прелести и красоты Хариты (Грации): Аглая, Эфросина и Талия. Кроме них, к услугам Афродиты были: богини времен года – Горы и упоминавшиеся выше Пейто, Гимер, Пот, Эрот, Антэрот и другие братья Эрота. Список завершает бог брака Гименей.
 
Богиня плодородия и земледелия Деметра подарила людям новый, по тем временам, образ жизни и соответствующие законы, уведя их от кочевого образа жизни к осёдлому. Была дарительницей тихого, спокойного существования на лоне природы.

Завершает список олимпийцев любимая дочь Зевса Артемида – богиня охоты и зверей, владычица природы и, по совместительству, богиня Луны. Она была  богиней – девственницей,  главным лесничим мира и идеалом женской красоты.

Таково, вкратце, устройство не античного, а именно эллинского мира.  Которое точно знали и завещали нам культурные наши предтечи. Другими словами – это мир наших смыслов. В те времена, когда мы жили осмысленно. Но и сейчас прекрасный этот мир – источник вдохновения человека разумного, гордости его за свой вид земных существ.

Европа, похищенная когда-то Зевсом с Востока,  обустроена им  на любимом острове его детства Крите по приведённому выше канону. Отчего и произошла Восточная Европа – в память об истоке и о любви бога к этой царевне. Западная же Европа и, особенно, страна её отщепенцев  – Штаты – почли  за благо для себя наследовать не Зевсу, а Юпитеру (материализм и его обеспечение – закон, т.е. матрицу римской имперской культуры). Отбросив при этом наследие эллинов (примат воли над законом, и духовного мира человека – над материальным). Это и есть перекрёсток, где некогда окончательно разошлись вроде бы одного корня ветви Зевсова детища. На потеху геополитикам  (теллурократия – талассиократия), политэкономам (создать – отторговать), и клерикалам (разделиться – властвовать). Первоисточник  же распада  более давний – извечная конкуренция обеих этих матриц европейской культуры, основанная на разных архетипах этносов.
                *****
Политеизм греков был и религией и наукой тех времён.  С пришествием Христа в душах европейцев процвели иные идеалы. Которые были приняты государствами как облегчающие управление народами и способствующие их унификации с целями построения более совершенных образований – империй. Однако, две рассмотренные матрицы культуры остались.   В результате мир пошёл де юре путями Христа, а де факто - раздвоенно, размыто, неоднозначно. Мир стал нецелостен, хоть и единобожен. Даже эмоции наши религиозные (при монотеизме-то!) – амбивалентны,  чего быть не может.

Пришли науки в современном их понимании. Однако дать ясную картину мира они могут только по частностям. Тем более что они онтологически разошлись с религиями (как требование повторяемости разошлось с принципом неповторимости). Поэтому в силе и их конкуренты. С одной стороны, это – науки старой закваски: астрология, хиромантия, фэн-шуй. А с другой – молодые: сайентология, дианетика, транссерфинг реальности.

Исконный же наш пантеон Перуна, похоже, отказался от нас. Увидев, что мы им, также как и всей своей историей, не интересуемся. Да и как интересоваться, если ежедневно твердят, что мы – это не мы. Вот  источник нашей разобщённости внутри и легковерия во вне: апперцепция атрофирована, рудиментарна, забыт архетип. Спасибо религиям: это они сохранили хотя бы его, архетипа, ощущение и, хоть в урезанном виде, но – нашу идентичность. Спасибо и предстоятелю  Кириллу, академику православия нашему,  просветительскому служению которого мы  давно уже внимаем с благодарностью. С радостью слушаем мы и, как думается, наследователя его престола, который, похоже, будет реформатором РПЦ. Хотелось бы, чтобы он раскрыл и усилил те элементы жизни церкви, которые вытекают, или которые связаны с нашим язычеством, до крещения Руси, или которые церковь держала под спудом. Для нас это важно, там наш настоящий архетип, который мы должны, просто обязаны носить в душе! Не в пику православию, конечно.

Полагаю, что если бы нами ведал сейчас пантеон Перуна, у нас не было бы ни одной революции, и поэтому было бы нас сейчас как китайцев, а не одно «ау» на квадратную версту.  Поэтому мы ксенофобы в законе: чужое приносит нам только беды. Что понятно: не мы же его выбираем, а от Других честности ждать – нонсенс. Да и выбрать не смогли бы: где отправная «точка» – архетип? Ведь настоящие знания от нас уж сколько времени прячут! Мы и против свободы. Свободы от своего, родного, от чего нас уже освободили и ещё хотят освободить.  От того, чем жил и живёт пока россиянин – от чукче – кавказо – украино – белорусо –татаро – евро – казахо – русского …, не  разрушенного ещё нашего мира.

А пока имеем то, что имеем: религии – как идеал, и научный  политеизм – как ежедневная реальность. Прикинем, намного ли  мы продвинулись в познании мира, по сравнению с «древними» греками? Посмотрим – для  примера – на  себя, в зеркале. Главный у нас сейчас – бог богатства, не так ли? И, значит, эти  кукушки с Запада  успели уже «дать» нам своё. Сидим, высиживаем. Не ужаснёмся ли, высидев?! Уже ужасаемся.
 
У греков первым древним богом богатства был утративший имя шустрый мужичок с курчавой головой. Но он не бегал в валенках по горке ледяной. Он бегал по торговым местам Эллады. Бог этот носил курчавую бородку и чуб. Задняя же часть его головы была гладко выбрита. Имел он обыкновение неожиданно возникать перед человеком, на миг заглядывая ему в глаза. В упор. Если человек был сообразителен и шустр, он узнавал визави и должен был быстренько схватить его (бога) за бороду. Тогда-то  человек и становился богатым. А если он был не шустриком, а мямликом, то упускал момент удачи: бог резко оборачивался к ротозею спиной, и всё, что последний успевал сделать – скользнуть «пятернёй» по его бритому затылку.

Времена шли. И, когда греки почувствовали себя не архаичным уже народом, описанный божок им разонравился. Представьте себя богатым «древним» греком; да хоть бы и не древним, и не греком, но богатым. И вот приходится Вам молиться о сохранении и преумножении своих богатств какому-то хапуговатого вида рыночному шпане с бритым  затылком! Это Вам-то, респектабельному и самодостаточному гражданину?!

И вот на Олимп явилось новое божество – слепой мальчик, безотцовщина, опекаемый богинями счастливого случая Тихэ и мира – Эйреной. Сын Деметры и Иасиона (богов – земледельцев), кстати сказать. Но это – в условиях бесхозного нашего сельского хозяйства – вызывает  только досаду. Посему – забудем об этом.  Мальчик скитался между людьми и когда он чувствовал, что вот у этих людей ему будет хорошо, он у них и оставался. Временно. Обрекая приютивших на богатство. То есть мораль: судьба слепо и незаслуженно раздает богатство людям. Ну что ж, верим. Такое объяснение устраивает почти всех.
 
Правда, новейшая наша история вносит поправку (а старейшая чужая давно об этом твердит). Да, говорит Клио, правильно: надо быть шустриком (иметь хороший хватательный рефлекс), везунчиком (в нужном месте в нужное время), но надо же (в первую очередь, кстати) любить его, Плутоса, всей душой! Да, мальчика звали Плутос. Что в переводе с греческого на наш означает «богатство». А в обратном переводе (и с нашего на наш – тоже) значит: богатство = плутовство, богатый = плут. Любовь к Плутосу имеет конкретные, известные читателю названия: жадность, скаредность, жлобство, например, и т.п. Такая любовь, очевидно, пока не имеет шанса быть идеалом. Но эту титульную еврамериканскую черту интенсивно прививают населению наши олигархи – через их СМИ и рекламу. Опять чужое….   Шанс шансом, а Клио видела ещё и не такие метаморфозы с идеалами!

Так что сказать – меньше или больше, чем «древние», мы понимаем в окружающем мире, пока рановато. Хотя они, эллины, наверняка сказали бы, что они понимают несравненно больше. А что ещё скажешь о нас: чтим чужое больше своего; ведёмся на любые эксперименты ведущих; выдворение за пределы страны считаем за благо; не выиграли для себя лично ни одной войны; не знаем и не говорим главного своего – правды. Зато чужой правдозаменитель готовы водрузить уже на место Главного Идола – дайте только старшему поколению уйти. Прикиньте теперь, какова есть элита такого народа.

Конечно, есть люди, для которых единственная или главная богиня – Афродита; то есть они, как и мы, православные, говорят: «Бог есть любовь». Хоть мы с ними здесь – о   разном. Есть люди, трепетно относящиеся только к Бахусу; есть – к Морфею – сыну Гипноса. Есть – для которых нет ничего прекраснее Деметры, в обществе которой они реализуют (на дачах, например) лучшее, что не успели еще реализовать из запасов души.

А есть ещё люди, которые видеть ничего не хотят, кроме самых древних божеств, дозевсова ещё происхождения: титанов Биа (Сила), Зелос (Честолюбие) и Кратос (Власть). Попробуйте сказать им, что это – не самое высокое в жизни – ведь засмеют!
 
В общем – кто во что горазд. Точно говорю – именно горазд. А все вместе субъекты наших вер и есть пантеон научного политеизма. Шучу, конечно! Но – лишь отчасти: оглянитесь  вокруг, прочитав этот текст!               


Рецензии
Проблемы Европейской цивилизации обусловлены принятием нравственности на основе чужеземной книги Библии.
Философы Стоики призывают людей не верить сказкам о загробной, потусторонней жизни, в которой человека якобы ждут прекращение страдания и приобретение счастья.
Постулаты библии консервируют первобытную жестокость и ограничивают рациональное приспособление к окружающей среде.

Радиомир Уткин   03.04.2021 20:34     Заявить о нарушении
Согласен с тем, что принятие нравственности народами на основе не архетипичных для них источников неизбежно искажает архетип в обликах этих народов, что ведёт к потере их внутреннего единства и дисгармонии. Мы это хорошо видим на примере результатов деятельности прозападных "наших" правителей и элит, начиная с прихода Романовых-Голштинских-Готторптских вместо Рюриковичей.

Леонид Берёзов   22.05.2021 21:13   Заявить о нарушении