Неожиданный поворот

     Мы с Иркой подростки 7-8-ми лет, Ирка старше, послевоенные дети. Она дочь папиного друга детства. Друзья родителей очень часто собирались в замечательные шумные компании. Это были не просто праздники послевоенного времени, это были маленькие театрализованные представления с заранее определенным конферансье. Чаще всего это был мой папа, который обладал незаурядными талантами, писал стихи, пел арии из опер.
     Программа вечера  была в стихах, гости активно участвовали в сценках со смешными переодеваниями. Коронный номер был «Семенэ» с участием папы и его младшей сестры, тети Людмилы:

«Ой, ти, гарний Семене, прийди сядь коло мене.
І корова в мене є. Сватай мене, Семене.
Нащо мені та корова, як сама ти як ворона,
І негарна, й некрасива, ще й Семена полюбила.
Ой, ти, гарний Семене, прийди сядь коло мене.
І ще свині в мене є. Сватай мене, Семене.
Нащо мені тії свині, якщо в тебе губи сині,
І негарна, й некрасива, ще й Семена полюбила.
Ой, ти, гарний Семене, прийди сядь коло мене.
І ще гроші в мене є. Сватай мене, Семене.
Якщо є у тебе гроші, в тебе ж очі хороші,
І ти гарна, і красива, ще й Семена полюбила.»


     Дети тоже участвовали в этих спектаклях, пели песни, рассказывали стихи, танцевали. Когда вечер шел на спад, мы рассказывали друг другу всякие истории.
   - Да ты не понимаешь, что такое грузинская кровь!- пищала Ирка,
   - Это же стройность, красивый рост, несравненная походка, большие глаза,  красивые ресницы и горский темперамент! И вообще, Грузия – это особенное место, там горы, море…
     Я в Грузии не была. И вообще, мы в первом-втором классе школы не знали разницы в национальностях. Все говорили на одном языке, главное было хорошо учиться и не обижать тех, кто слабее тебя. И тут открытие: у Ирки есть родственники в Грузии, и есть двоюродная сестра, высокая чернобровая стройная блондинка с голубыми глазами и длинными ресницами. Мы все замерли, бывает же такая красота!
     С тех пор для меня эталоном красоты была именно такая девушка. Я так и не стала ни высокой, ни блондинкой, а глаза у меня темно-зеленые, как болото, я боялась смотреть людям в глаза, а почему? Потому что у меня есть родная  сестра на десять лет старше меня от другого маминого мужа, который погиб в первые дни войны.
     Лена была похожа на него. Очаровательная высокая девушка Лена с прекрасными серыми глазами – это моя любимая старшая сестра - причина моих неуемных слез. Ей было забавно подтрунивать надо мной, маленьким чересчур послушным ребенком: «Ты посмотри на себя, маленькая, конопатая, курносая, глаза зеленые, фу какая!»
     Я потихоньку плакала и хорошела. Решила для себя, что раз уж я не красавица, надо хорошо учиться и добиться в жизни успеха. Как это сделать, я не знала, но цель была.
     Однажды летом, когда мы с мамой готовили борщ, к нам прибежала знакомая соседская девчонка Ленка со срочной новостью: «Тетя Оля, я подала документы в строительный техникум».
- А кем ты будешь, когда закончишь учебу?
- Сантехником.
- А кто это?
- Не знаю, какой-то санитарный техник, потом расскажут.
     Жили мы в одноэтажной постройке из десяти едва разделенных квартир, был один довольно большой двор, в котором хватало места и заядлым доминошникам, и шахматистам, и нам, детям, играющим в прятки.
     Туалет на два очка, типа сортир, был один на всех, который периодически на машине приезжали чистить люди. В лучшем случае их называли ассенизаторами, но мы применяли слова попроще. О сантехниках мы не знали.
     Моя крёстная мама жила в коммуналке с длинным коридором и одним унитазом, одной ванной, душем. Это был дореволюционный барский дом. Крестная часто брала меня на пару дней к себе, чтоб ее дочке, Галочке, не было скучно. Там было очень интересно! Но моим жутким страхом был поход в туалет. Когда я дергала ручку с металлической цепочкой чугунного смывного бачка унитаза, то убегала по длинному коридору, а этот громкий шум гнался за мной. То есть унитаз для меня с детства был самым страшным врагом!

     Мама подумала и сказала: «Санитарный, это значит в белом халате. Дочь, немедленно забери документы из школы и подай туда, куда Лена подала».
     Документы в школе мне не хотели отдавать, я была хорошей ученицей, но не устояли перед моими слезами и грядущим визитом в школу мамы или папы: «Пусть девочка учится, где хочет».
     Впереди были экзамены. Ленка «провалилась» на первом же, а я стала счастливым будущим сантехником.

     Вступительный урок был для ознакомления с будущей профессией. С горькими слезами я сообщила маме, что сантехника - это унитаз, раковина, водопровод и канализация, а также отопление и вентиляция зданий.
Мама пожала плечами, мол, люди там учатся, и ты учись.
     Ах, как трудно послушным детям!
     Но не все так плохо, я попала в лучшее средне-техническое заведение с глубоким изучением всех предметов. Дисциплина была настолько строгая, что мы уже и не помнили конечную цель нашего обучения.
     Работу гидравлического затвора мне пришлось объяснять у доски. Свои слова помню всю жизнь: «Поток воды из сливного бачка устремляется в канализацию, увлекая за собой образующиеся газы». Хохот не умолкал несколько минут.
     Иришка, другая подружка, на вопрос, чем отличается вентиль от вентилятора, отвечала: «Вентиль крутят рукой, а вентилятор дует сам, когда его включаешь в розетку». Она была вообще уникальная девчонка.
     Когда наш строгий преподаватель по предмету «котлы» спросил ее, как пустить в ход котел, она ответила: «Позвать кочегара, он сам все сделает». Повышали уровень знаний как могли.

     Там выяснилось, что есть городские дети и «общежитские». Все, что было до этого, как-будто стерлось. Учеба, курсовые, экзамены, летние работы в колхозе, замечательная подруга Светка, всё вместе, и все вместе.

     Приятным разнообразием для нас были танцевальные вечера. Там-то я и узнала, что и глаза у меня прекрасного цвета, и веснушки довольно милые, и все мы были чудесные девчонки и мальчишки.

     После защиты дипломов все разъехались по распределению, растерялись. Имея прекрасную базу знаний, многие получили высшее образование и достигли больших успехов в карьере и строительстве городов.

     Мой пятидесятилетний трудовой стаж я закончила главным специалистом проектного института.
     А без сантехники не строят ни одного приличного здания!






Рецензии
Да, как там поэт очень правильно сказал:
Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай на вкус!
Сантехнику разрабатывают весьма умные люди.

Александр Жданов 2   30.05.2022 18:00     Заявить о нарушении
Спасибо за визит, я вам очень рада. Доброго лета вам и нам всем!!!
С уважением. Людмила.

Людмила Петровна Осокина   30.05.2022 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.