Письма Леонардо да Винчи Франциску Первому

Цикл «Письма другу»

Письма Леонардо да Винчи королю Франции Франциску Первому

                Посвящаю другу моему Николя Скинтияну


Сир!
Рад Вашему лестному предложению поработать во Франции. Я отправился к Вам, как только закончил в Бельведере «Иоанна Крестителя». Что же касается Италии, то после смерти Лоренцо Великолепного меня там уже давно ничто не держит. Никто не понимал меня так, как он! Выражаю надежду, что такие отношения у меня сложатся и с Вашим величеством. Повод для надежд дают те небольшие беседы с Вами у папы  Льва X и в Лионе, где Вы изволили принимать сконструированного по Вашему поручению статуи механического льва.
Да Винчи
Рим, Бельведер, 3 марта 1516 года

Сир!
Вот уже год, как я живу по Вашему приглашению в замке Кло-Люсе. Приятно жить в месте, где прошли детские годы жизни Вашего величества. Я  о своих детских годах вспоминать не люблю. Тягостно мне думать о местах, где меня разлучили с матерью, где отец быстро забыл мать и женился трижды, нарожал дюжину детей, а меня хотел меня приобщить к ненавистному делу юриспруденции, которому посвятило свои жизни не одно поколение да Винчи.  Но я уже тогда чувствовал своё иное предназначение – художника. Когда я написал голову Медузы Горгоны – все были в ужасе.
Помните, я имел счастье показать Вам «Портрет госпожи Лизы Джокондо»? Это – самая лучшая работа моей жизни! Я отдал ей столько души!  И рад, что Вы высоко оценили картину. Но она ещё не закончена, как не заканчивается никогда история настоящей любви, а я всем сердцем прикипел к картине. И буду продолжать её здесь. Когда у Вас будет свободное от государственных дел время, наведайте меня. Амбуаз и Кло-Люсе, слава Всевышнему, находятся так близко.
Ваш покорный слуга – Да Винчи
Кло-Люсе, 1 февраля 1517 года

Сир!
Наши встречи не так часты, как мне хотелось того. В Вашем лице я обрёл во Франции не только высокого покровителя, ценителя искусств, но и друга. Звание королевского  художника многому обязывает, но я стал реже работать над картинами. Неметь стала правая рука, да и задания Ваши мало связаны с живописью. Конечно организация придворных празднеств дело важное и ответственное, но хотелось бы, чтоб Вы в полной мере использовали и мои способности инженера и архитектора. Мне доставляет искреннее удовольствие работа над проектом дворца в Роморантане и канала между Луарой и Соной. Думаю, что Вы будете довольны.
Да Винчи.
Кло-Люсе, 3 июля 1517 года

Дорогой друг!
Если бы Вы знали, каково называть Вас этим именем. Вы стали мне настоящим другом! Видимся мы редко, но это никак не влияет на качество наших отношений. Вы дали мне свободу грезить, мыслить и творить! Вы горячо поддерживаете меня. Вы разделяете мои взгляды на жизнь и творчество. А что может быть важнее!
Моя правая рука окончательно онемела, поэтому письма мои будут написаны моим учеником Франческо под диктовку. Почерку у него хороший в отличие от моего.  Тёмный народ называл меня колдуном за мой неразборчивый почерк и опыты с написанием текста в зеркальном отображении.
Силы мои иссякают. Прошу Вас позаботиться о Франческо, которого я горячо люблю. Детей у меня нет и он мне заменил сына. Где-то в Италии остался  первый мой  ученик Салаи, которому я отдал двадцать пять лет своей жизни. Он хороший малый, хотя и строптивый, вспыльчивый, неуёмный. Часто встревает в уличные драки. Боюсь, как бы жизнь его не оборвалась рано в одной из таких драк.
Салаи я многому научил  в искусстве, хотя многие его живописные работы  пришлось изрядно поправлять. Он  послужил моделью, когда я работал над «Иоанном Крестителем». Признаюсь, парень он, далекий от святости. Несколько раз я хватал его за руку за мелкое воровство. Я жалел его и многое прощал, так как он, как и я в детстве, был лишен родительской ласки и детских радостей. Он остался в Риме, чтобы начать самостоятельную жизнь. Рад, что за мной последовал Франческо. Из-за болезни я почти не встаю с постели и он терпеливо ухаживает за стариком. Франческо талантливее Салаи. Его «Коломбина», как и моя «Джоконда», прекрасна!
Если мне случится вскоре покинуть этот мир, моему Франческо завещаю мою библиотеку,  архив и половину виноградника на моей родине, а  Салаи – вторую половину виноградника. До того, как я навсегда закрою глаза, надеюсь увидеть Вас, сир. Мы будем снова говорить о науке, живописи, поэзии. Я прочту Вам мои новые сочинения. Память моя ясна, как у юноши.
Приезжайте скорее.
Ваш Леонардо
Кло-Люсе, 23 апреля 1519 года


Рецензии
Рецензия на «Письма другу»

Юрий, с интересом прочитал произведения из цикла «Письма другу». Читаются легко, живо. Повествование динамичное. Однако только после прочитанного понимаешь, какая огромная и кропотливая работа была проделана, прежде чем мы, например, узнали о сокровенных мыслях и переживаниях Гоголя в переписке с Пушкиным. Чтобы воссоздать такое послание нужно быть хорошо знакомым с биографиями обоих литераторов и прекрасно ориентироваться в их творчестве. Признаюсь, письмо воспринимается очень реалистично и убедительно. Пробегаешь глазами по строчкам и ловишь себя на мысли, что да, скорей всего, так и было: Вечный город, тоска по России, творческие поиски, ценное мнение Александра Сергеича, постоянные сомнения и душевные терзания…

Взволновало меня последнее письмо Фёдора Васильева своему учителю Ивану Крамскому. Умирающий от чахотки двадцатитрёхлетний художник благодарит своего наставника за то, что тот был в его жизни, вспоминает яркие моменты их общения, надеется ещё хотя бы на одну встречу в Ялте… Тяжёлое письмо. В тексте ощущается заниженная оценка своего таланта, безденежье, обречённость… Васильев ушёл из жизни рано, но оставил нам ряд своих замечательных работ, которые сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.

Письмо Максима Богдановича отцу. В отличие от других выдержано в стихотворной форме. Но позитива снова мало. Жалобы на «быстрокрылое» время, неопределённость будущего, желание встретиться и поговорить с Горьким… Богданович предчувствует свой скорый уход «в грядущее». Умер тоже рано, в 25 лет.

Хочу особо выделить серию писем Леонардо да Винчи королю Франции Франциску Первому. Это, по моему мнению, высший пилотаж! Юра, ты дерзнул нырнуть за литературной жемчужиной в глубь веков западно-европейской культуры. Для такого погружения нужна особая подготовка. Считаю, что ты справился с поставленной задачей великолепно. Мне было жалко Леонардо. В тексте он предстаёт дряхлеющим стариком. Ненужный в Италии и вынужденный искать прибежища во Франции. Франциску Первому в данном случае уважение за то, что дал гению своё покровительство и создал условия для работы. Я сопереживал с Леонардо за его наследие и учеников. Будут ли продолжать его дело?

Подводя итог, хочу сказать, что получил удовольствие от чтения писем Великих людей. Идея создать такой цикл – оригинальна. Надеюсь, что ты продолжишь его… Примечательно, что в наше время, ты вспомнил подзабытый эпистолярный жанр и мастерски применил его на практике. Я приятно удивлён. Это под силу немногим литераторам, а только личностям ярко-выраженного художественного склада с глубинным пониманием особенностей эпохи и психологии творцов. Я желаю тебе вдохновения, интересных находок и ещё больше благодарных читателей!

С уважением,
Дмитрий Смирнов

Дмитрий Смирнофф   24.02.2019 17:59     Заявить о нарушении
Дмитрий, огромное спасибо за такой подробный разбор и оценку моих опусов. Секрет кроется в самом обыкновенном чувстве благоговения и любви к описанным персонам. Как понимаешь, я бы и не писал о них, если бы не восхищался ими. Цикл продолжу. В ближайших планах - рассказ о переписке Марлен Дитрих с Эдит Пиаф))))

Саша Снежко   25.02.2019 08:41   Заявить о нарушении