О книге Чудакова Ложится мгла на старые ступени
Читаю Чудакова очень легко, с удовольствием и восхищением памятью и знаниями Автора и легким изложением. Просто житие Робинзона Крузо на острове. Такие ненужные давно забытые детали быта читаются с наслаждением. Живописание особенностей строя не утомляет, как-то без нажима.
28/01
Восхищение уникальной памятью и талантом бытописателя сменилось недоумением: такая длинная, успешная жизнь и ни одного доброго слова о времени, стране, обществе, о победах и достижениях. Жил в другой стране с удивительно похожими на мою деталями, но без главного: целей, смысла, побед. И к концу просто надоело постоянное стенание, не дочитал, надеюсь еще наберусь сил и дочитаю до конца, хотя уже не жду ничего нового.
Память у него фантастическая, литературный талант бесспорный, но человек он дерьмовый. Ни малейшего уважения не вызывает. Мне его жалко даже и как-то брезгливо. Всю жизнь притворялся, угождал, лгал и благополучно всегда избегал каких-либо кар, наказаний, притеснений. Ощущая себя выше всех и презирая остальных, не считал невозможным и лгать, и предавать, и притворяться, и так и всю жизнь благополучно прожил, сделал карьеру и избежал каких-либо притеснений и преследований, убеждения свои скрывал, сверхчеловеком себя ощущая.
«Хватит ли художественной и нервной силы описать любовь мою к старой России и ненависть к тем, кто ее разрушил и топтал столько лет.»
Ладно, монархия — идеал, советская власть — преступна, но ни слова об отношении к новой власти, сменившей советскую, при которой он прожил последние 20 лет и написал свою книгу. Что же, убрали коммуняк и стало лучше? Ни слова.
29.01
Чудаков не дает покоя. Ночью вдруг пришло объяснение: Кто-то из них вспомнил с осуждением слова Мандельштама : «мы живем, под ногами не чуя страны...» Вот в этих словах и есть объяснение. Этот роман — чудесная история замечательной семьи и только. Окружающее, страна, государство, история, если и упоминаются, то минимально, в той мере, насколько касаются семьи. Впечатление, смутившее меня: описание семьи так детально, талантливо, заинтересованно, но будто в вакууме, на пятьсот страниц ни слова о жизни в стране, кроме непосредственно касающегося семьи, ни слова о революции, гражданской войне, индустриализации, победах в мирной жизни, о начале войны, бедах и трудностях страны, победе..., всего чем жила страна и народ ее, семья ни о чем этом не интересовалась, не обсуждала, не чувствовала, не переживала — не знала. Вакуум и в нем Семья. Конечно удивительно.
Когда-то совсем в молодости меня занимали вопросы успеха в жизни, карьере... и я нашел объяснение, почему это не для меня, и придумал, как я мог бы легко достичь успеха при моих способностях. Очень просто это было бы, будь я агентом чужой враждебной страны, освобожденный от моральных рамок, тогда, не оглядываясь на всю жизнь ограничивающие меня «неудобно», можно притворяться, лгать, переступать непреодолимые обычно запреты, в таком положении никаких лишних ограничений нет — только соображения пользы для себя, своего дела, успехов, карьеры, во враждебном окружении. Так и жил автор тогда, да и в сегодняшние времена, судя по прилагаемым к книге выпискам из дневников и писем.
30.01
“Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца...”
Так что мои рассуждения только к первой строчке относятся.
Почитал приложенные записки, заметки, выписки из дневников и пр. и расхотелось писать. Какое-то чувство брезгливости к автору появилось.
1 февраля
Думаю, но как-то не пишется и не додумывается. Было, да упустил. В общем корни всего в том же, в приспособленчестве, в невозможности идейности, принципиальности, честности, способности жить ради чего-то большего, не продавать все ради себя, карьеры, денег... Книга конечно великолепная, мастерская, талантливая, но автор омерзителен, высокомерно всё и всех презирает и побаивается.
А поток восторгов читателей книги просто пугает.
Свидетельство о публикации №219020701546
Абсолютное большинство выбирает кошелек.
Влад Ривлин 09.02.2019 12:21 Заявить о нарушении