Золотая эпоха БДТ. Олег Борисов

            Золотую эпоху БДТ  /1960-1990 г/  невозможно представить без выдающегося актера Олега Ивановича Борисова.
             Он родился в 1929 году в Ивановской области.  Детство и юность пришлись на суровые военные годы.  Был в эвакуации.  С 12 лет выполнял работу наравне с взрослыми.  Учеба в школе давалась ему с трудом, но однажды,  увидев его в школьной самодеятельности, учитель по математике так растрогался, что предложил сжечь учебники. - Сосчитать зарплату сможешь и этого тебе достаточно!  -  заявил он,  предрекая мальчику актерское  будущее. 
             1947-51 были годами учебы в школе-студии МХАТ,  которую Борисов легко окончил.  Первый его театр – Киевский русский театр драмы имени Леси Украинки.  На этой сцене он получил  “путевку в жизнь”,  сыграл первые свои роли.  За 12 лет,  работы в этом театре, он  сформировался как актер,  выработал характер, на который повлияли трудные детство и юность.  Критики как один признавали растущий талант,  темперамент,  чудеса перевоплощения и обаяние молодого артиста.  Киевские зрители с восторгом ходили в театр  “ на Борисова”. 
             Всесоюзная слава пришла к Олегу Ивановичу после блистательно сыгранной им роли в фильме  “ За двумя зайцами”.   Его Голохвастов – лукавый шалопай с озорным взглядом и скрытой печалью философа в глазницах,  вышвырнутый на брусчатку в день женитьбы возле Андреевской церкви,  справедливо считается лицом и душой Киева.  Об этом персонаже напоминает памятник в украинской столице.
            Георгий Александрович Товстоногов,  в 1956 году ставший главным режиссером в БДТ,  любил приезжать в Киев.  Не удивителен тот факт, что он обратил внимание на талантливого артиста.  В Ленинграде уже служили приглашенные им из Киева  Кирилл Лавров,  Луспекаев,  Михаил Волков .   
            Желание Борисова, ставшего к 1963 году заслуженным артистом Украинской ССР уйти из театра, подогревалось интригами и завистью коллег.  Об этом он пишет в своих дневниках,  изданных в  1999 году сыном Юрием.  Это желание бродило давно, но нужен был толчок, и я дождался этого – пишет он. 
           Министерство культуры направило Олега Ивановича в составе делегации в Польшу  / с  “Зайцами”/,  не согласовав это с директором театра.  От театра было направлено гневное письмо в министерство культуры, подписанное некоторыми актерами.  Нелепая ситуация утряслась,  но  Борисов принял это как знак и покинул театр.  Сначала он переехал в Москву, а через несколько месяцев был приглашен Товстоноговым в Ленинград. 
         Переезду предшествовали переговоры,  о которых актер вспоминает  в  дневниках :                Организовал встречу не  Кирилл Лавров, а Павел Луспекаев.  Кирилл, наверняка,  обиделся.   Встреча состоялась на квартире у Табачникова.  Товстоногов обо мне слышал от Луспекаева,  Копеляна,  интересовались мнением моей жены.  Зарплату обещал такую же и без работы не останетесь.  О   ролях я боялся заикнуться.
         Первую роль я получил в спектакле  “Еще раз про любовь”.   Не густо!   Увидев, что я подскис,  Павел начал проводить со мной работу.  Понимаешь,  когда я тебе встречу устраивал, то всего не сказал…  Просто хотел,  чтобы ты здесь работал.  Тут – лестница, на которой у каждого своя ступенька.  Кто-то стоит повыше, кто-то пониже.  Если ты далеко высунешься, то тебе тут же укажут твое место.  Но не грусти!   Я тут и в обиду не дам!  Я успокоился, так как понял, что все начинать надо  сначала”. 
       Первые работы в БДТ особого впечатления не производили.  В спектаклях  Карьера Артура Уи,  Варвары,  Мещане.  В  постановке  Идиот он  сыграл Ганю Иволгина.  Эти работы  Борисова были благосклонно приняты  Георгием Александровичем.  Но настоящим успехом актера стала роль принца Гарри в спектакле Король Генрих 4.  Вот тогда Товстоногов  понял,  какой яркий актер появился в театре.  Но его  поражал нервный, взрывной темперамент Борисова,  который он не знал, как укротить.
        А потом была известная история с Хлестаковым.  Мечта любого артиста сыграть эту роль.   Борисов здесь не был исключением.  Товстоногов рассчитывал дать эту роль Борисову, обнадеживал его,  ведь только ради этой роли Олег Иванович не ушел из БДТ тогда, в 1972  году.  После долгих колебаний Товстоногов  выберет Басилашвили. 
          Вспоминаю,  с каким трудом доставал тогда я билеты на этот спектакль.   Переплатил за нагрузку, но повезло.  Мы с женой сидели в 5 ряду партера, и вся сцена была как на ладони.  Перечень артистов, занятых в постановке,  впечатлял.  Кирилл Лавров и Макарова,  Трофимов и Тенякова,  Вадим Медведев и Всеволод Кузнецов,  Юрский, Штиль и многие,  ставшие потом  известными, актеры.  А  в программке, против  действующего лица по фамилии Хлестаков, были написаны Олег Басилашвили и,  чуть ниже,  Олег Борисов.  Эту программку я храню до сих пор.
          Спектакль Ревизор остался в памяти на всю жизнь, и очень хотелось увидеть постановку, где роль Хлестакова сыграл бы Олег Иванович.   Безуспешно пытался я узнать, когда будет играть Борисов.  И только спустя два десятка лет удалось выяснить истинную причину.  В  Ревизоре  Борисов выйдет на сцену только один раз на генеральной репетиции. 
          Спустя месяц  Товстоногов признает свою ошибку и будет просить Борисова  показать своего Хлестакова в Москве на гастролях.  Но Олег Иванович не простит мастера и не примет извинения. 
          1971-1974 годы  Борисов почти не играет.  Нельзя считать слишком серьезными работы  в спектаклях - Выпьем за Колумба  и  Общественное мнение.  Эти постановки на меня не произвели особого впечатления,  как и Прошлым летом в Чулимске. Особняком стоит в этом ряду спектакль  Три мешка сорной пшеницы,  который увидели зрители в декабре 1974 года. 
           Борисов играл председателя сельсовета Кистерева.  1944 год,  идет война, и власть отнимает последний хлеб, последние три мешка сорной пшеницы.  Кистерев -  инвалид, вернувшийся с войны,  предстает борцом за справедливость, против грабежа деревень,  против беды.  Эта роль требовала ненормального, высшего напряжения сил. В своих дневниках он напишет:  -  После прогона подходит Стржельчик, спрашивает:  “ Ты как,  жив?”        Я смотрю на него и никого перед собой не вижу.
         Недаром, глава Ленинграда  Григорий Романов  пенял Товстоногову:-  Слышал о твоих “мешках”!   Цените,  Георгий Александрович,  что я у Вас до сих пор на “мешках” не был!  Если приду, спектакль придется закрыть!  А Борисова хвалили, хвалили все.  Валерий Лобановский – друг Олега Ивановича, привел в БДТ команду киевского Динамо,  считая, что футболисты должны увидеть этот спектакль, прочувствовать, что пережила страна и никогда об этом не забывать.
        Потом были Протокол одного заседания и Дачники, но  несомненным успехом явилась роль  Григория Мелехова в спектакле Тихий Дон.  Достать билеты  было неразрешимой задачей.  Их спрашивали от Сенной площади.  За эту работу Олег Иванович получил звание  Народного артиста СССР и Государственную премию.  Вспоминает Лариса Малеванная:- Разве можно забыть глаза Олега Борисова в "Тихом Доне", где я играла его нелюбимую жену Наталью? В сюжете романа есть момент, когда не верящий больше ни в белых, ни в красных Григорий Мелехов уходит к бандитам, чтобы спасти свою жизнь от преследования. "Наташка!"- коротко звал он, и я выбегала на деревянный помост. Несколько секунд мы смотрели молча друг другу в лицо, но глаза Олега кричали! Между нами натягивались невидимые провода, по которым я передавала ему свою безутешную любовь, а он кричал о своей вине, своем отчаянии, о предчувствии беды. Потом были слова прощания, но все главное уже было сыграно до этих слов. Олег был закрытым человеком, никогда никого не поучал, на репетициях всегда требовал от себя больше, чем от других. Многому я научилась у Олега Борисова. Мне очень нравился этот загадочный человек и виртуозный мастер своего дела".               
           Затем были Эмигрант из Брисбена -  довольно проходной спектакль,  но интересный тем,  что в самом начале и  его конце на сцене, в роли кучера, появлялся легенда советского театра – народный артист  СССР,  Герой социалистического труда, лауреат всех премий  Юрий Толубеев.   А спектакли  Перечитывая заново,  Протокол одного заседания и Оптимистическая трагедия были, что называется  “датскими”,  то есть приуроченными к праздничным датам.
        В январе 1981 года Лев Додин – ученик Товстоногова, предложил Борисову сыграть в  спектакле  Кроткая  по  Достоевскому.  Репетировали почти четыре месяца.  Предназначенность  Борисова образам Достоевского  сомнений не вызывала.   Для всякого серьезного актера Федор Михайлович – коварный автор.  Изо дня в день Борисов ходил в театр и возвращался домой на Кабинетную улицу дорогой Достоевского.  Петербургские улочки и переулки,  дворы,  музей на Кузнечном,  Владимирский Собор – все это сохранило атмосферу старого Петербурга.  Не всякий актер возьмет такую тему.  Борисов взял ее безошибочно.  И  спектакль стал одним из самых ярких явлений в сценическом освоении образов великого писателя. 
          Актер выплескивал всего себя в этом спектакле . Три часа он говорит длинные монологи.  Его игра гипнотизирует и исполнена трагизмом. Борисов создает на сцене образ и живет им.  Потом этот спектакль перенесут на Большую сцену,  а  затем , уже в Москве, будет третья  версия  Кроткой, где вместо Натальи Акимовой,  его партнершей будет  Шестакова  -  жена Льва Додина. 
         Кроткая,  ставшая вершиной его творчества в БДТ,  была спектаклем – монологом, воспринять который можно было, только  переживая слово Достоевского.
         О  Борисове говорили, что человек он невыносимый, работать с ним невозможно, очень  сложный характер.  Но  режиссеры  отмечали, что это актер, с которым не нужно работать.  Он сам отсекал от себя все случайное и неверное.  В спектаклях он принимал участие не как исполнитель, а как человек, который делает эту роль.  Его  всегда отличало чувство меры – редчайшее качество актера.
         “ Способность удивляться и обостренное чувство правды, аристократизм в профессии и в жизни,  способность сильно отозваться в душе и затратиться до физиологических  первооснов организма – это Олег  Борисов”   /Лев Додин/.
         Он не сыграл  много ролей, о которых мечтал.  В пьесах Островского, Чехова, Шекспира, да и на современных героев не очень везло.  За те девятнадцать лет в БДТ с  1964 по 1983 он реализовал себя процентов на 40.   А сколько было простоев, ожиданий?  Он никогда не ходил и не просил ролей. Такой был характер! 
         Борисов ушел из БДТ.   Если в 1971 году желание уйти было эмоциональным,  то на этот раз оно было  спокойней,  взвешенней.  И  реакция Товстоногова  иной: 
         - Вы потеряете как артист,  Олег!   Посмотрите, Доронина там кончилась…  Да разве только Доронина?  -  И  он вздохнул с облегчением .   На этом они разошлись – как в море корабли.   
             Олег Иванович  Борисов  отправился в Москву, во МХАТ,  к  Олегу Ефремову. 
             Так в 1983 году  закончилась ленинградская история  этого замечательного артиста,  навсегда вписавшего свое имя  в  “золотую”  эпоху БДТ. 
         


Рецензии
Александр Яблонский-театровед, музыкант, руководитель Ленконцерта пишет:- "Бывший в фаворе долгое время Олег Борисов, посмел в присутствии Г.А. Товстоногова встать на сторону приглашенного Льва Додина, ставившего Кроткую. Товстоногову работа над спектаклем решительно не нравилась, ведь ему, режиссеру иного склада не хватало динамики развития сюжета и характеров - трехчасовой спектакль-монолог, видимо был для него не привычен /скучно!/. Олег Борисов, единственный, все остальные сидели ниже травы, тише воды /при Гоге и с Гогой никто не имел права спорить/, так вот Борисов пошел ва-банк - вежливо, но категорично спросил: - Георгий Александрович, давайте конкретно, вы в материале или нет? Что вас не устраивает? В чем вы не согласны с моей работой? Товстоногову по существу сказать было нечего. Cпектакль Кроткая - совершенный - выпустили и он шел с битковым аншлагом сначала на Малой сцене, а затем на Большой. После этого случая Борисов выпал из поля зрения Товстоногова и через полтора года Борисов перешел во МХАТ к Ефремову.

Виктор Кутуркин   13.03.2023 10:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.