О книге - Жизнь - Кита Ричардса - роллинг стоунз

        Когда говоришь о такой матёрой группе как «The Rolling Stones», так и хочется начать со слов «Когда я был маленьким...». А если более серьезно, то сразу вспоминается конец 60-х годов и этот дуализм в сознании многих меломанов - кого считать лучшей группой на мировой рок-сцене.  Кто-то считал, что это, без сомнения, «Битлз», но были и такие, кто больше фанател от «Роллингов». Один из моих знакомых очень точно назвал обе группы «правой» и «левой» рукой рок-музыки. Не могу не вспомнить, что кое-где поклонники обеих групп вступали в жесткое столкновение друг с другом, причём иногда это было не только на словах. Что касается меня, то “Битлз”, конечно, были ближе - они были более романтичны и лиричны. К тому же, каждый из квартета пел и сочинял, что делало их песни полифоничными и разноплановыми. В «Роллингах» вокалист Мик Джаггер казался явно выраженным лидером и ярким фронтменом. Почти все хиты группы  были написаны только дуэтом Джаггер - Ричардс, что отражалось на общем стиле группы.
«Роллинг стоунз», на мой взгляд, в текстах и музыке были более резкими и, если хотите, более эротичными. Их классические хиты "Satisfaction”(«Удовлетворение») и "Brown suger" («Коричневый сахар») даже в отсутствие знания английского языка давали пищу для юношеской фантазии по полной программе.
       

      И вот передо мной мемуары Кита Ричардса под названием «Жизнь», выпущенные на русском языке издательством АСТ в 2019 году - толстенная книга (почти 800 страниц) с приличным набором редких фото... Мемуары одного из лучших рок - гитаристов всех времён и народов, идола целого поколения ( возможно, не одного).
Мне и раньше говорили, что книга читается взахлёб. Подтверждаю - для тех, кто в теме, оторваться практически невозможно. Книга точно передаёт образ ее автора - раздолбайство, пьянство, девки, мат и наркота. Кстати, мата и слэнга довольно много, поэтому на книге есть соответствующее предупреждение и в магазине она завёрнута в целлофан.
Я далёк от мысли, что Кит писал ее сам в буквальном смысле этого слова. Конечно, помощь журналиста Джеймса Фокса ощущается. В итоге, сделано всё очень профессионально.
Мемуары Кита Ричардса - это красочно и смачно описанные отдельные периоды его жизни, семейные дела, концерты, альбомы, путешествия. Все это пропитано специфическим юмором и знаменитой иронией и самоиронией  Кита.
Конечно, те, кто следит за долгой карьерой «Роллингов» с особым напряжением ждали подробностей в непростых отношениях лидеров группы - Джаггера и Ричардса. И они их получили! Пересказывать всё не стану, отошлю к книге. Но одну цитату не удержусь привести:

« В 1983 году мы были процветающим предприятием. Нарисовался контракт на серию дисков с фирмой CBS при участии их президента на двадцать с чем-то миллионов долларов. Чего я не знал ещё довольно долго, так это того, что довеском к контракту Мик договорился с CBS на три сольных диска  за сколько-то миллионов - и никому в группе не сказал ни слова.
Да будь ты хоть кто, но садиться на хвост контракту Rolling Stones - так дела не делаются! А Мик не постеснялся. Это было полное неуважение к группе. И лучше бы я узнал об этом до, а не после. Меня просто трясло. Мы не для того выстраивали этот бэнд, чтобы бросать друг другу такие подлянки за спиной»

Кит категорически не понимал Мика во многих творческих и нетворческих вопросах и особенно недоумевал, когда тот принял присвоение ему рыцарского звания:
«Принимать такие почести - только ронять своё достоинство. Это называется наградой, но нас уже наградили выше крыши. Публика нас наградила. Согласиться принять награду от системы, которая хотела упечь тебя в тюрьму ни за что?”

Любопытно было узнать, как описывает Кит своего коллегу по группе Вуда, тем более, что музыканты нечасто обсуждают друг друга у всех на виду:

« Ронни Вуд появился в моей жизни по- серьезному в конце 1973 года. Я его знал как гитариста “Faces”, причём классного гитариста...У Ронни очень круто получилось нас сплотить. Он стал для нас глотком свежего воздуха. Мы, конечно, знали, что он мух не ловит, что сыграет всё как надо, но решающим фактором приглашения его в группу были прущий энтузиазм и способность уживаться с кем угодно. Если усадить Ронни на место, отключить его мозг от всех раздражителей, просто собрать его в точку, он сумеет подлаживаться как никто другой... Он по- настоящему любит музыку. Чистосердечно, по- детски, без всяких предвзятостей. Плюс оказалось, что он идеально приспособлен к старинному типу гитарного плетения, когда ритм- с соло-гитарой не отделить на слух - стиль, который мы выработали с Брайаном, изначальный фундамент роллинговского звучания. В общем, Ронни поехал с нами в тур по США 1975 года, хотя не был ещё официально членом группы»

    Что меня поразило в книге из того, что не знал до этого? Пожалуй, то, как Кит рассказывает о трагичном моменте в своей жизни - травму головы и операцию с трепанацией черепа, когда смерть была совсем рядом:

« ...В общем, доктор Лоу вернулся через несколько часов со своим шотландским анестезиологом Найджелом. И мне взбрело в голову, что в таком положении самый понт будет сказать: «Найджел, меня отключить - надо сильно постараться. Меня ещё никто не смог вырубить.» Он говорит: «Внимание, начинаю!» И через несколько секунд меня всё, можно выносить.
Прошло два с половиной часа, и я проснулся в самых прекрасных чувствах.
Говорю: « Ребята, а не пора ли уже приступать?». А Лоу отвечает: « Всё , дружище, дело сделано.» Оказывается, он вскрыл мне череп, высосал все сгустки крови и приладил обратно вырезанный кусок, как шапочку, шестью титановыми штырьками, которые должны были ее держать. Я чувствовал себя нормально, когда проснулся, только обнаружил, что весь в трубках. Одна была прикреплена к концу члена, одна торчала отсюда, другая оттуда. Лоу говорит: «Это морфийная капельница»

       Весьма трогательно в книге всё, что связано с родителями Кита, особенно с отцом и необычной судьбой его праха.
В книге много ярких воспоминаний, связанных с тем, как воспринимают Кита те или иные коллеги знаменитого музыканта, политики и простые люди.
Вот, например, как описывается реакция людей на вышеупомянутую операцию на черепе:
«Первая строчка из письма Тони Блэра (премьер-министр Великобритании в то время) звучала так: «Дорогой Кит, вы всегда были одним из моих героев...» Это что, Англия в руках человека, у которого я герой!? Это ж ужас какой-то!. Пришло даже письмо от мэра Торонто. Я вообще получил интересное представление о моих будущих некрологах, общую идею, что меня ждёт после смерти»
 
      Конечно, в книге Ричарса много того, что доказывает, что «Роллинг Стоунз» давно стали частью крупного шоу-бизнеса со всеми своими атрибутами. Мне, например, не понравилось ( и это сильно бросается в глаза) , сколь большое внимание уделено разнообразным наркотикам и то, каким образом все это описывается, и как просто, оказывается, от них отказаться при сильном желании. В реальной жизни все намного печальнее и трагичнее, чем описывается в книге.
Хотелось бы больше подробностей сочинения отдельных альбомов. Таких деталей, например, как в случае с историей мега-хита «Anybody seen my baby?»:

« В авторы «Anybody seen my baby?» мы дополнительно вписали Кей Ди Лэнг и её соавтора. А дело было так. Моя дочка Энджела с подружкой гостили в «Редлендсе», и я поставил им диск, а они начали петь на эту вещь что-то совершенно другое. Им послышалась «Constant Craving» Кей Ди Лэнг. То есть ,косяк отловили Энджела с подружкой! А альбом должен уже выходить через неделю! Так что, пришлось мне звонить Руперту и всем нашим суперадвокатам. Я сказал: « Проверьте это сейчас же, а то нас по судам затаскают". И через сутки звонят с подтверждением: точно ты был прав. Пришлось добавлять Кей Ди Лэнг в авторы.».

       В конце своей книги, подводя некоторые итоги своей уникальной карьеры, Ричардс делится с читателями мыслями о том, что для него значит музыка и зачем он продолжает заниматься творчеством:

«Мне уже можно почивать на лаврах. Я достаточно наследил за свою историю, и мне остаётся жить и наблюдать, как с этим разбирается кто-то новый. Но когда про меня говорят, что «отошёл от дел»... Ребята, я отойду от дел, когда помру. Некоторые жалуются, что мы уже старики. Вот если бы мы были чёрными и нас звали Каунт Бейси или Дюк Эллингтон, все бы только твердили - «давай, давай!»  Получается, белым рок-н-рольщикам в нашем возрасте таким заниматься не положено. Но я делаю то, что делаю, не просто, чтобы выпускать пластинки и зашибать деньгу. Я здесь, чтобы что-то сказать, чтобы коснуться других людей, иногда отчаянно завывая : « Вам знакомо это чувство?»

Что ж, книга Ричардса оказалась похожей на песни «Роллинг Стоунз» - нервной, непричёсанной,отчаянной, сумбурной  и откровенной. Жаль только , что у нас «Жизнь» вышла лишь через восемь лет после издания в Англии.
Поклонникам группы читать обязательно.
Остальным - просто рекомендую.



Февраль 2019

Меломанам рекомендую мою недавнюю беседу с лидером группы "Пикник" Эдмундом Шклярским - http://www.proza.ru/2019/01/09/1053


Рецензии
Человеку 75, а он всё
на гитарке наяривает!
Музыкантище.

Сергей Фомин 2   17.02.2019 15:33     Заявить о нарушении
Согласен.)
Спасибо за отклик!

Сергей Горцев   21.02.2019 11:05   Заявить о нарушении