Как устроен понятийный аппарат?

       Чтобы не вводить читателя в заблуждение, в самом начале этого произведения сделаю оговорку по поводу того, что на сегодняшний день никто не знает достаточно хорошо, как устроен механизм, формирующий сознание и понятие. Много существует умозрительных предположений и исследований самых разных научных направлений, но обобщающей теории нет. Умозрение – умение видеть умом – доступно не каждому человеку, поскольку уже предполагает способность к глубокому мышлению. Мышление же – ассоциативный процесс, где сцепленные между собой понятия овладевают вниманием не единовременно – все сразу, а последовательно, следуя одно за другим.

       Я хочу поделиться с читателем простой умозрительной схемой возникновения понятийного аппарата в мозге человека, которая кое-что объясняет, но далеко не всё. Классиками марксизма-ленинизма давно обозначен путь познания. Оно осуществляется отражением действительности в сознании, обобщением этого отражения и переходом к практической деятельности. С такой научной логикой не поспоришь. Однако же в жизни конкретного человека все эти движения происходят одновременно. Только что родившийся малыш осваивает окружающий его мир сразу и действием, и формированием ассоциативных связей (понятий), и непосредственным восприятием (ощущением) его.

       Понятно, что сознание и мышление, образуются на материальной основе – безусловных и условных рефлексах. Об этом говорил академик И.П. Павлов. Следовательно, и сознание, и мышление – материальные феномены. Но не надо передёргивать, полагая, что сама мысль материальна. Будучи материальным феноменом, сознание нематериально. Мозг не выделяет мысль как поджелудочная железа пищеварительные ферменты. С таким архаичным представлением о мышлении человечество разделалось раз и навсегда, хотя некоторые чудаковатые люди продолжают в это верить.

       Мною предлагается простая умозрительная (но не спекулятивная) схема механизма образования понятий. С момента начала новой жизни, благодаря очень сильному эмоциональному, иному контакту матери и её ребёнка, сразу формируется абстрактный (отвлечённый) уровень восприятия (понимания) окружающего мира. Это по аналогии можно сравнить с форматированием жёсткого диска компьютера и выстраиванием файловой системы, где каждое понятие подвергается первичному кодированию, то есть обозначению. Можно представить себе и другую аналогию на примере строительства сот пчёлами для предстоящего мёдосбора. Пусть читатель сохранит в себе некоторый уровень критичности по отношению к тому, о чём я говорю. Всякая аналогия хороша тем, что проста и понятна, но и опасна, поскольку рискованна.

       Так вот, каждая первичная ячейка, сформированная в раннем периоде жизни, далее, в течение всей жизни человека, продолжает наполняться конкретным содержанием (мёдом или пергой). Понятия не даются человеку раз и навсегда, они развиваются, как живые сущности. Происходит «восхождение абстрактного в конкретное». Понятия уточняются, усложняются и упрощаются одновременно. С развитием каждого понятия отшлифовывается одна из граней драгоценного камня – алмаза, с последующим превращением его в бриллиант. Это трудоёмкая и длительная работа самосовершенствования в течение всей нашей жизни. Формирование понятийного аппарата – это анализ и синтез сложных понятий, то есть диалектический метод мышления. Понять, значит, уметь выразить в понятиях (проф. Попов М.В.).


Рецензии