Десять лет детства 3

             Наше новое пристанище – это весьма большой дом с подсобным хозяйством и просторным угодьем, и никаких тебе заборов! В нескольких метрах от дома вдоль дороги проходила довольно-таки глубокая по моим меркам, но не широкая канава с вялотекущим летом ручейком, Внизу, поперёк ручья лежало поваленное дерево, на котором я любила сидеть, опустив босые ноги в воду. Канава почти как средневековый ров, через который перекинут – о  нет, не подъёмный мост – всего лишь узкий дощатый мосток–настил. Позже отец всё-таки сделал забор из штакетника с запирающейся калиткой, чтобы наша живность, которую не замедлили завести, не выходила по мостку на дорогу.
    Лето. Позади первоклассные перипетии, научившие меня читать. И что тут началось! Записавшись в библиотеку, я читала всё подряд: от сказок в стихах до сказок разных народов, а также зачитывалась популярными книгами о войне, о юных героях, испытывая восторг от чтения. Смешно, я читала даже учебники старшей сестры Любы, перешедшей в чётвёртый класс,  по родной речи, географии, истории. И хотя она не разрешала трогать её книги, я всё-таки тайком брала и с упоением читала, спрятавшись на сеновале. 

          Летнее раздолье пахнет ягодой и морем. Каждый день бегаю на речку, совсем не маленькую, какая была в Зоне. Речка притягивала как магнит, а ежедневное «айда на речку!» звучало как пароль. Для меня, уже умеющей плавать, купание было основной забавой. Ещё мы, детвора, любили съезжать на пятой точке с покатого глинистого берега прямо в речку, предварительно побрызгав нашу горку водой для скользкости. Вы только представьте, какой потешный вид был у нас, ещё не имеющих купальников, одетых во что попало – в панталоны или рейтузы до колен, сплошь измазанные глиной. Та ещё видуха! Ох, и доставалось мне от мамы за извазюканные штанишки, а я лишь улыбалась в ответ.
    О, моя улыбка – это отдельный разговор.  Мильчья улыбка – так о ней отзывались мои сестрёнки, а мама порой откровенничала то с одной, то с другой знакомой: когда кто-то из дочек набедокурит, не признаваясь в содеянном, я пытаюсь наказать  всех подряд, но стоит только замахнуться ремнём на улыбающуюся Люду,  так  вся охота наказывать моментально пропадает. Сестрёнки потом этим частенько пользовались и все озорства на меня спихивали, уверенные, что Людку всё равно не накажут из-за мильчьей улыбки, которая уже тогда, видимо, олицетворяла мою здоровую, жизнерадостную сущность и в дальнейшем нередко выручала при различных жизненных коллизиях.
   
          Во второй половине июля первой из множества сахалинских ягод поспевала морошка – моя любимая солнечная ягода. Понемножку от морошки можно солнечною стать. В обе стороны дорожки не янтарные ли брошки на ладошках у листа?.. 
    Как только ягода созрела, мама взяла меня с собой в лес, оставив старшую дочь за хозяйку, пока отец на работе. Лишний раз побродить по лесу было счастьем для меня. Не зная усталости, я полдня шастала по болотным кочкам, с завидным рвением отыскивая самые крупные жёлто-оранжевые ягоды, не забывая и в рот отправить. Набрав полное ведро и лукошко, мы, довольные, возвращались домой. Детства яркая картинка зарисована навек: ягод полная корзинка, проторённая тропинка и домой счастливый бег!

          Лето летом, а для родителей – постоянная забота приготовить детей, пока ещё двоих, к школе. Помню, мне купили классные ботинки коричневого цвета. Уж как я, радостная,  носилась с ними! Десяток раз примеряла, любовалась, не хотела расставаться. Вышла даже во двор в них, хотя жарко было. По привычке меня потянуло посидеть на поваленном дереве, болтая ногами в ручье, хотя воды в нём  мало было, больше грязи. Я, недолго думая, сняла ботинки, чтобы не испачкать, и оставила наверху, а сама спустилась к воде и... заигралась. Через некоторое время мама позвала обедать, и я, босоногая – привычное дело, помчалась домой. Только ближе к вечеру вспомнила про обновку и поспешила забрать. К моему великому горю, ботинок не было в помине,  и вообще, я не узнавала нашей канавы, Весь берег сплошь был завален кучами грязи. Первая мысль – украли! – быстро сменилась другой обречённой догадкой: завалили! Оказывается, пока я находилась дома, рабочий на экскаваторе прочистил ручей канавы, вываливая наверх всю грязь, и мои замечательные ботинки, оказались погребёнными под грязевой толщей. Кроме этого, лежащее поперёк ручья моё дерево куда-то исчезло! Осознавая всю трагедию, я горько заплакала…
    Когда отец пришёл с работы, мама рассказала мою плачевную историю. Отец позвал меня.
    – Давай показывай место, где ты оставила ботинки.
    Я, притихшая как никогда, поплелась показывать. Папка, прихватив лопату, пошёл следом. Знали бы вы, сколько грязи отец тогда перелопатил! И всё-таки нашёл ботинки – чумазые и мокрые...

Продолжение следует...
http://www.proza.ru/2019/02/19/1870


Рецензии
Понемножку от морошки можно солнечною стать. В обе стороны дорожки не янтарные ли брошки на ладошках у листа?.. вот - беру к себе - для ребят ... учить эмоции передавать - отличная чисто и скороговорочка - речевочка ... прелесть

Ольга Соколова 7   25.02.2020 23:05     Заявить о нарушении
Представляете, после Сахалина я больше не видела и не кушала морошку,
ибо жила потом в тёплых краях...
С благодарностью,

Людмила Комарова Сабирова   26.02.2020 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.