Ловкость слов и поворот России к мистике

 
Когда перестройка повернулась к  России   своей самой тёмной стороной, вдруг вспомнили о солнце русской поэзии:  А.С.Пушкин был поставлен  даже  в один ряд с А.Невским, которого тоже звали солнцем.
В прежние века звание поэта ценилось  высоко. Например, А.Некрасов, писал: 
«..Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан».  Как бы утверждая, что поэт выше гражданина.
Е.Евтушенко поднял планку ещё выше:
 «Поэт в России – больше, чем поэт».
А что может быть выше поэта? Пророк? 
          Между тем, события в стране развиваются так, что понять их логику людям становится всё труднее.
Им, как и некоторым поэтам, хочется   «во всём дойти до самой сути».
Но  не хватает алгебры, чтобы поверить всю дисгармонию перестроечных новшеств и бед:
уму непостижимо, как могла страна  в каких-то  двух шагах от развитого социализма так упасть, что долго не могла встать даже  на колени… 
             И вдруг, как конница из засады войска А.Невского или гиперзвуковые ракеты из доклада В.Путина Федеральному собранию,  появились подзабытые строчки Ф.Тютчева:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

-  И гора с плеч?  Неужели нашлось направление поискам  национальной идеи?
Верить в звезду пленительного счастья призывали и раньше. Но ещё никто не осмеливался сказать, что Россию нельзя понять умом, потому что не существует меры измерения её достоинств...
В народе есть довольно стойкое поверье, что даже гадалки по линиям руки говорят правду. А тут целый поэт говорит такие приятные загадочные слова...
И кто же заподозрит тут только ловкость слов...
          Сегодня слова бывшего тайного советника царя Николая 1, словно, получили статус  гимна и символа веры…
Их процитировал президент Франции Жак Ширак при вручении ему Государственной премии РФ  в области гуманитарной деятельности.
Их  повторял  В.Путин, в обоснование того, что «У нас свой собственный путь…».
  Эти строки Тютчев написал  после тяжёлого разочарования от поражения России в Крымской войне. 
Раньше он выполнял  высочайшее поручение создавать позитивный образ России:  надо было доказать, что она не «жандарм Европы»,   не «тюремщик декабристов». не душитель своего народа.
Попытки  России  читать нравоучения  другим, не решая собственные внутренние проблемы, воспринимались Европой  как  лицемерие и коварство. 
Тютчев пытался её переубедить. А  всем западникам и либералам, мечтающим породниться с Европой, писал:
«Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы».
Позднее Ф.Достоевсий в статье «Зачем нам Азия»  подтверждал это мнение:
«…Европа нас готова хвалить, по головке гладить, но своими нас не признает, презирает нас втайне и явно, считает низшими себя как людей, как породу»,
У  царской политики принуждения соседей к сожительству с Россией были оппоненты и в самой России:
  «И зачем нам туда, и чего нам далась эта Азия, сколько денег истрачено, тогда как у нас голод, дифтерит, нет школ, и проч. и проч.»
 Достоевский им отвечал:   
«В Европе мы были приживальщики и рабы, а в Азию явимся господами. В Европе мы были татарами, а в Азии и мы европейцы. Миссия  наша цивилизаторская в Азии подкупит наш дух и увлечет нас туда, только бы началось движение».
                …Подкупила. «Движение»  не кончается и до сих пор.
 «Цивилизаторская миссия»  19 века далась России относительно малой кровью своих солдат.
Жертвы мирного населения  противника  упоминаются как обычные и неизбежные в подобных войнах.
Понять умом  эту политику  можно: все так делали…
К тому же, в прессе той эпохи появилось заявление  одного из  английских политиков: «Надо вырвать клыки у медведя…».
Под впечатлением таких нападок  Тютчев писал :

«…Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье…»

Но вот стихи Тютчева  о Николае1, написанные под впечатлением от поражения России в Крымской войне и запрещения на 15 лет иметь Черноморский флот:
«Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей».

            Тютчев  обвиняет  царя во лжи!? 
В чём же обман и лицедейство?
 Не в том ли, что для «цивилизаторской миссии» у России не было ни материальных сил, ни морального права?
Известно, что перед Крымской войной довольствие на одного солдата в Русской армии было в 3 раза меньше, чем в других армиях Европы.
Россия была единственной страной, в которой солдаты служили по 20 лет.
На тысячу населения в России было  больше солдат, чем в любой армии Европы.
Может быть, обольщение этой миссией было прикрытием обыкновенного государственного  разбоя, которое одни называют  приращением земель,  другие  - колонизацией, а третьи – упреждением врага на дальних подступах? 
Но не Англии же было отдавать…
«О, они бы добрались до всего, до металлов и минералов, до бесчисленных залежей каменного угля, — всё бы нашли, всё бы разыскали, и материал, и как его употребить» - писал об англичанах Достоевский.

                Как бы в противовес словам Тютчева об особенной стати России, в последнее время стала популярной фраза о патриотизме, как прибежище негодяев.
«Особенная стать» в умелых руках легко может оказаться ничуть не лучше, чем «превосходство расы» или «ответственность за судьбы мира»…
Нам  это, допустим, не грозит.
Нам это пока только обещает некий «особый путь», концом которого может быть, например,  попадание в рай.

Опасность или вред упования на «особенную стать России» отмечал ещё  в начале 20 века М.Горький в статье «О мещанстве»:
 «В эти дни, когда рыцари бились насмерть со змеем, мещанство в стихах и прозе доказывало, что „Умом Россию не понять“».
Разоблачая и  мещанство и лесть о самобытности народа,
он возражал утверждению, что   «Влияние Запада может только испортить, разрушить кроткую, мягкую душу и прочие редкие качества народа-богоносца, воспитанные в нем порками на конюшнях, сплошной неграмотностью и другими идеальными условиями русской самобытности».
В другой статье, «Две души», он подтверждает свою мысль:
«…на Западе люди творят историю, а мы все еще сочиняем скверные анекдоты...
Мы слишком долго, почти до половины XIX века, воспитывались на догматах, а не на фактах, на внушении, а не на свободном изучении явлений бытия».

Пафосу Тютчева,  обольщающего  особенной статью России,  М.Горький противопоставил пафос преобразования и разоблачения мифа о «народе-богоносце».
А он тоже иногда подводит:   много позже Горький  напишет о «рыцарях»  Октябрьской революции: ... я смотрю на эти аресты как на варварство, … и заявляю…, что Советская власть вызывает у меня враждебное отношение к ней».

Сегодня М.Горький только за одно  проявление симпатий к «влиянию Запада»  не попал бы в струю политики.
 А вот Ф.Тютчев за несколько строчек стал больше, чем поэтом.
Но народ уже отчасти раскусил  хитрую науку его обольщения, всё чаще поминая   фразу:
«Если заговорили о патриотизме, значит, собираются что-то украсть»
Поэты – люди    впечатлительные, увлекающиеся…
А тех, кто из них делает больше, чем поэтов, надо обуздывать «алгеброй»  здравого смысла.
 И помнить не только того Тютчева, который воспел «особенную стать», но и того, кто увидел  в политике  ложь, пустые призраки и лицедейство.   
«Поворот к мистике и романтическим фантазиям – это поворот к застою, направленный, в конце концов, против молодой демократии, которую хотят отравить и обессилить» - так, словами из статьи «Две души», возможно, возразил бы М.Горький всем, кто сегодня пытается льстить России стихами об  её  «особенной стати».


Рецензии
Много чего хорошего, цитирую:

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

И, прямо скажем не очень хорошего, Вы написали: «И вдруг, как конница из засады войска Александра Невского или гиперзвуковые ракеты из доклада Путина Федеральному собранию, появились подзабытые строчки Ф.Тютчева, написанные под впечатлением от поражения России в Крымской войне, и запрещения на 15 лет иметь Черноморский флот:

«Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей».

Другими словами поэтом Тютчевым, написаны слова, в которых он обвиняет царя во лжи, подлости, обмане и лицедействе! И это, как и Вы утверждаете, чистая, правда! Так как, действительно, поэт в России – больше, чем поэт! «А что может быть выше поэта в России»? Вопрошаете Вы? И сами же на этот вопрос отвечаете: «Пророк»?

Так что слова: «Не Богу ты служил и не России! Служил лишь суете своей. И все дела твои, и добрые и злые, – всё было ложь в тебе, всё призраки пустые! Ты был не царь, а лицедей». Это были, как свидетельствует том числе и сама История, - слова Пророка!

Тогда как Ваш конкретный вывод, Ваши слезливые, простите, причитания в защиту царя, выглядят по меньшей степени недальновидными рассуждениями. Являются благими пожеланиями, которыми, как известно, выстлана дорога сами знаете куда?! Если запамятовали, я напомню: "Благими, не подкрепленными делами пожеланиями, выстлана дорога в АД"! Выстлана дорога в АД, куда все мы, вместе с не подкрепленными делами, авантюристической политикой ВВП, и катимся!

С уважением и благодарностью к Вашему искреннему, надеюсь желанию, что бы у нас было. Причем: «Не как всегда»?! А что бы у нас хоть на этот раз, все было хорошо.

Для этого и надо всего ничего, а именно признать как истину в последней инстанции:

• Во-первых! В войне нет, а потому и не бывает победителей!
• А во-вторых! Если ты хочешь что бы к тебе потянулись люди, сделай хорошо, но только не у посторонних людей, не у соседей, а у себя дома!

И тогда люди к тебе потянутся! И отблагодарят так, как ты того в действительности заслуживаешь. С уважением,

Дмитрий Тальковский   17.02.2019 17:40     Заявить о нарушении
Текст Вы мой передёрнули непозволительно, надеюсь, по нечаянности: от перестановки мест его слагаемых сумма меняется.
Но в итоге, критикуя меня, Вы повторили все мои главные выводы.
Пытался понять , где Вы у меня нашли "слезливые... причитания в защиту царя". И не мог. Потому что нет ничего подобного.
А с Вашим мнением об авантюристической политике ВВП согласен.



Геннадий Гаврилов   17.02.2019 22:52   Заявить о нарушении
Глубокоуважаемый Геннадий Гаврилов! Давайте только без эмоций. Не мне надеюсь одному, читая Ваши рассуждения о войне и мире, справедливости и расчетливости, показалось, что в войне, как оказывается, нет ничего предосудительного. Подумаешь? У них есть, а у меня нет. Это несправедливо! И вот, начиная с самого младенчества, одна орда головорезов, включая позже так называемую Римскую империю, готовится к покорению остального так называемого нецивилизованного Мира! А точнее, как нам теперь только всем надеюсь, становиться понятно, готовится к его уничтожению. Вот все, против чего я выступаю в своей рецензии. С надеждой, что бы у нас хоть на этот раз, все было хорошо.

Для этого и надо всего ничего, а именно признать как истину в последней инстанции:

• Во-первых! В войне нет, а потому и не бывает победителей!
• А во-вторых! Если ты хочешь что бы к тебе потянулись люди, сделай хорошо, но только не у посторонних людей, не у соседей, а у себя дома!

И тогда люди к нам потянутся! И отблагодарят так, как мы того в действительности заслуживаем. С уважением,

Дмитрий Тальковский   18.02.2019 15:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.