Масленица. Старинные забавы

 
 

  Деревня крепка своими традициями исстари. И это очень хорошо, когда из поколения в поколение они передаются. Ведь из людей современного поколения мало кто помнит традиции села, уклад его жизни. А это жизнь, насыщенная своею историей, здесь и повседневные будни,  и праздники, которые, как правило, совпадают с религиозными днями. Такие  как Покров день, когда крестьянин завершил осенне-полевые работы, связанные с  уборкой  урожая,  или Масленица, предвещающая  начало весны. Эти праздники на селе проводят дружно и весело. В эту пору проходят свадьбы с предшествующим им сватовством, деревенские игры, как лапта и другие. На Масленицу, сейчас это называют проводы зимы, проходили кулачные бои. Это когда село делилось пополам, и мужское население шло стенка на стенку.

***
 
  В начале шестидесятых годов, живя у деда в селе, мне довелось принимать косвенное участие в таком зрелище. На Масленицу бабы деревенские с вечера заводят тесто для блинов, и всю неделю село угощается блинами. В первый день масленицы для потехи детворы по указанию управляющего  утром запрягают в санки резвых лошадей и катают по селу детищек. На дугу подвешивают колокольчики, цветными лентами обматывают оглобли, вплетают их и в гривы лошадей, и мчатся одна за другой лошади с санками по селу, забитые детворой. А ближе к обеду посреди улицы сжигают соломенное чучело. Ну а уж потом проходили кулачные бои, но на побоище оно не походило. И много людей, особенно старшего возраста и дети наблюдали за этим со стороны. 

 Накануне, как всегда перед началом от каждой стороны противника собирались у клуба представители. Оговаривались условия боя, хотя они и были традиционны. Назначалось время, кто мог участвовать, подростков из стенки убирали.  А также соблюдение негласных правил: биться можно голыми кулаками, чтоб в руке не было никаких твердых предметов, типа «свинчатки». Лежачего бить запрещалась, пока он не поднимется. Ногами также нельзя было ударять соперника, также как и ударять человека из- подтишка. Биться можно было один на один и до первой крови. Определялась условная линия, до которой противник мог отступать. После чего бой останавливался.

***
 
Это было на масленичной неделе, вечером в пятницу прибежал мой дядя и сообщил о завтрашнем кулачном бое. Будет биться наша сторона улицы с курмышенской (Курмыш,  так называлась одна часть улицы) около «рулька», это небольшой овраг, который разделял село на две половины.

 Дяде моему было в ту пору лет наверно лет 17-18. Я помогал ему приготовить несколько факелов. На ночь факела замочили в солярке в бидоне. Потом подошли и его друзья: Витька Лесонкин, Васька и еще двое парней. Они обговорили между собой, кто с кем будет стоять  в стенке.

  А на следующий день в субботу ближе к вечеру, у рулька стали собираться противники. По команде стенки двинулись навстречу друг другу. Мы пацаны, стояли в стороне и подсвечивали факелами. Бой шел с переменным успехом, сначала ватага курмыщенских ребят начала теснить парней с нашей половины, а потом молодые мужики решили помочь парням. И вскоре парни с курмышенской стороны отступили, и уже перевес полный оказался на нашей стороне. Бой заканчивался и лишь только разгоряченные еще бились парами, но и их вскоре разняли. Были и разбитые носы, у некоторых светились фингалы, но как, ни странно, злобы ни у кого не было. Правда еще наверно с неделю по вечерам у клуба молодежь между собой выясняли отношения, но это уже привычное дело для села.


 P. S.  Картинка взята из интернета.


Рецензии
Евгений, спасибо, что напомнили про такие интересные традиции! Действительно, веселился народ, отдыхал.Очень понравилось как подробно, ярко делитесь своими впечатлениями.

Виктория Романюк   04.06.2023 15:49     Заявить о нарушении
Виктория! Вы хорошо подметили про наши народные традиции. Благодаря им народ хранит свою историю. Удачи Вам, с уважением Евгений

Евгений Кошелев   05.06.2023 18:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.