Десять лет детства 4

          Вольготно и сытно жилось нам в Дальнем по сравнению с прежними местами проживания. В нашем беспокойном хозяйстве водились куры, гуси, поросята и даже корова. Молоком, сметаной, яйцами, да и курятиной-гусятиной были обеспечены. По-моему, мама готовила даже варенец. В сенях была кладовка, в которой хранились продукты. В огороде возле дома росла различная зелень, а за околицей – поле картошки, которую мы с мамой посадили после того, как отец вскопал. Надо заметить, мама всегда брала меня в помощницы, когда в делах требовалась физическая сила и сноровка. А в лесах - ягодно-грибное изобилие. Не ленись - собирай!
 
          В любые праздники, в дни рождения стол ломился от разнообразных рыбных блюд, начиная с консервов, копчёной кеты, красной икры до холодца и горячих пельменей из горбуши или лосося, любимых всей нашей семьёй. Между прочим, на острове была популярна и корейская кухня. Нам, детям, не давали, конечно, острых салатов, но вкуснятиной из дрожжевого теста с мясной и рисовой начинкой, приготовленной на пару, иногда потчевали. Жаль, не помню названия кушанья, что-то вроде мант.
    При всём разнообразии еды мы, дети, любили таскать хлеб, особенно – корочки, слегка посыпанные солью и сбрызнутые подсолнечным маслом или посыпанные сахаром, смоченным водой. А самым главным хлебным лакомством были своеобразные тосты, приготовленные удивительным способом. Когда мама топила печку, мы ставили тяжёлый чугунный утюг на  раскалённую поверхность, предварительно помытую, и сильно нагревали. Затем клали на печь тонкий ломоть хлеба, а сверху придавливали горячим утюгом. Минута – и вкуснейший, поджаренный с обеих сторон хлебушек готов! Чтобы приготовить такое лакомство, даже очередь занимали.

          Как все ребятишки, мы любили подвижные игры: догонялки, прятки, классики, чехарду, качели… Заигрывались дотемна, особенно в казаки-разбойники, для которых потёмки как раз то, что надо. Вот где было всеобщее веселье с визгом и писком,  с радостью побед.  Положительные эмоции били ключом. Даже проигравшие мало огорчались, уверенные, что в следующий раз непременно выиграют.
    В то лето я освоила ещё одну игру – в карты.  Как-то субботним вечером родители и соседка играли в дурака, а я сидела рядом и с интересом наблюдала за игрой. В какой-то момент поняла вдруг смысл всей игры. Мне тоже захотелось присоединиться к играющим, но стеснялась сказать. Уж и так и сяк ёрзала, переполненная желанием. В конце концов, не выдержала и напросилась. Взрослые великодушно позволили, раздав карты и мне. Поразительно, в первый раз я в дураках не осталась, чему была неимоверно рада: научилась! Играя следующий кон, оказалось, что один нюанс игры я всё-таки не уловила. Когда покрыла карту, думая, что крою козырем, мама, сидевшая рядом, воскликнула:
    – Люда, неправильно покрыла!
    – Как неправильно? Ведь козыри – крести! – удивилась я.
    – Козырями крести были в прошлом кону, а сейчас козыри – пики! В каждом кону при раздаче карт открывается новый козырь. Смотри внимательней.
    Больше ошибок я не делала. В дальнейшем родители сами звали меня составить им компанию, а спустя некоторое время я научила играть в карты и сестёр. Надо сказать, что отец любил играть в шахматы, но в доме напарника не было, и он всё пытался научить меня, но тщетно. Эта игра показалась мне скучной, долго длящейся, а я была непоседливой, как говорила мама, непосидячей. 

          В конце августа наша семья отметила моё восьмилетие. Восемь лет назад на сахалинском выстриге, в сто травный пряный гвалт возможность мною выстрадать он матери давал. Конечно, родители с великой надеждой ожидали сына, а на свет появилась…вторая дочь! Земля играет в ладушки с природой. Летний пир. Меня в руках у матушки встречал прекрасный мир! К слову сказать, я сполна заменила им сына в работах на приусадебном участке, ибо росла выносливой, расторопной, трудолюбивой…
    Через пять дней в школу, для меня и Любы – новую. Всё лето я продолжала читать, порой допоздна. Несомненно, для меня  книги – увлекательно-познавательные миры, всевозможные приключения и настоящие друзья. К ним тянуло ежедневно, ежечасно. Если не на речке, не в лесу за сбором ягод, значит – за книгой! Кстати, начала поспевать брусника на открытых местах, на солнцепёке. Мы с мамой один раз уже сходили за ягодой, а заодно и грибов набрали: подосиновиков, подберёзовиков да маслят. Сбор грибов и ягод – моё излюбленное занятие. Попадалась и голубика, но где мы обычно ходили, изредка. За ней надо идти дальше в леса. Брусники, как всегда, полным полно по лесам и косогорам, но оптимальный срок для сбора – середина сентября. К этому времени созревает и клюква на болотах. Брусника и клюква – бесценный кладезь витаминов, как любила говорить мама.

Продолжение следует...
http://www.proza.ru/2019/02/25/93


Рецензии
вашим воспоминаниям цены нет .. все скачаю - внучке читать дам .. она уже научилась читать книгу за книгой .. большое спасибо вам ...

Ольга Соколова 7   25.02.2020 23:10     Заявить о нарушении
Ольга, Вам спасибо за интерес к моему творчеству!
Как здорово, когда встречаешь людей, которым небезразличны мои воспоминания!
Родственные души...

Людмила Комарова Сабирова   26.02.2020 11:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.