Глава 4. Нянька-мама

Когда Марии исполнилось восемь лет, в семье появился еще малыш. Это был крупный бутуз, весивший около пяти килограмм. Он был не совсем здоровым ребенком, в результате трудных родов: его вытаскивали щипцами. Вопрос тогда стоял между сохранением жизни матери или ребенка. Отец выбрал жизнь жены. Немало на долю матери пришлось тревог и волнений с этим ребенком в детские годы, а затем далее во взрослой его жизни.

Самому младшенькому  часто доставалось от неопытных нянек. Однажды Мария, когда матери не было дома, попыталась братика достать из коляски и успокоить, чтобы он не плакал, но так как ребенок был крупным, а восьмилетняя девочка худенькая, то она не удержала его на руках. Ребенок выпал и ударился головой, на которой образовалась большая шишка.

Пришла мать. Молча взяла ребенка и ничего не сказала дочери.  Девочке было горько и обидно, ведь она хотела сделать, как лучше. Пусть бы мама на нее накричала, а та не стала с ней разговаривать. У девочки ком в горле стоял от всего этого. Это было самое тяжелое наказание для детей.

Часто случалось так, что старшие дети, заигравшись, забывали младшего брата вовремя снять с горшка, а потом были проблемы: у ребенка выпадала прямая кишка. Вот тогда дети бежали за отцом. Благо, что завод был недалеко. Отец решал эту проблему, а дети остро чувствовали в то время свою вину.

Мария была нянькой для младшего брата, все свое свободное время проводила с ним. Она пела ему колыбельные песни, называла его Алешей. Хотя в последствие, его назвали Вовой, Владимиром в честь Ленина, так захотели ее брат с сестрой. Мария была с братишкой, возилась с ним одна несколько дней, так как долго никак не могли отучить его от материнской груди. Девочка уже в то время понимала свою ответственность, что она старшая и должна помогать матери. Родители могли на нее положиться. В семье ее называли полным именем Мария.

Девочке же, как и прочим детям, хотелось поиграть, побегать с другими детьми. Удалось осуществить ей это уже после того, когда малыш немного подрос и ему купили трехколесный велосипед, на котором он катался. Девочка в это время общалась с подружками. Однако младший брат так привык к сестре, что и впоследствии, ни с кем кроме нее не хотел оставаться. Звал ее мамой, все ходил за ней по пятам, даже тогда, когда она стала уже взрослой девушкой. Для нее же он как был,  так и остался, несмотря на годы, ее сынком.

Жизнь в ту пору была интересна и наполнена различными событиями. С каждым днем менялось все вокруг. Строились благоустроенные дома. Люди из бараков переселялись в новые квартиры. До чего же весело справлялись новоселья! Много пели, танцевали, смеялись и шутили. Жили все еще трудно, затрачивая на все  большие усилия. Однако у всех была вера в себя, в других людей, в свое светлое будущее. Усилия этих людей были не напрасны, все заметнее были изменения в их жизни. Все менялось к лучшему. И люди являлись строителями своей лучшей жизни.

Семья Марии также в скором времени получила трехкомнатную квартиру на четвертом верхнем этаже. Дети были довольны тем, что у них была своя детская комната. Часто по вечерам, они усаживались на широкий подоконник и наблюдали из окна за зажигающими огнями вечернего города. Напротив их окна проходила дорога, по которой устремлялись вдаль автомобили, автобусы. Это было завораживающее зрелище! Квартира всем очень нравилась, вот только плата за нее была очень велика, тем более для такой многодетной семьи.

 Квартира находилась в центре этого небольшого городка, недалеко от железнодорожного вокзала. Рядом открыли большой обувной магазин, в который девчонки часто бегали смотреть на обувь. У Марии тогда уже закралась мысль о том, чтобы быть продавцом и продавать красивую обувь. За углом находилась аптека, где дети покупали себе гематоген, вкуснее которого ничего не было на свете. Через дорогу находился хлебный магазин, на вывески которого были три буквы: «НАН», это означало хлеб по-казахски, на том  магазине, где продавали молоко, также видны были три буквы: «СУТ» – молоко.

Напротив дома была школа, в которой учились дети после переезда из барака. Два класса девочка закончила в одной школе, а затем еще два класса в этой. Замечательно было то, что в школах на перерыве всем детям бесплатно давали молоко, к которому дети покупали себе булочку или пирожок. Но чаще всего пирожки и булочки доставались младшенькому братику, который был всеобщим любимцем. В школе преподавали казахский язык. Мария даже сходила на одно занятие, некоторые слова она до сих пор помнит. Ей трудно давалось написание букв, поэтому дальше она не посещала эти занятия, которые были обязательным предметом для лиц этой национальности. В школе учились дети различных национальностей.

Родители были спокойны за Марию, так как училась она хорошо и с удовольствием. А потому и на собрание родителей как-то однажды Маруся, так ее звали в классе этой школы, чтобы не ругали учителя за отсутствие родителей, пошла сама. Родители были заняты. Мама работала на заводе. Работа была непростой и тяжелой на открытом воздухе, так что непогода, жара и морозы все приходилось на долю матери. После работы дома ее ждали четверо детей, которых надо было досмотреть, накормить.


Напротив школы построили стадион, где проходили футбольные матчи, которые можно было смотреть прямо с балкона квартиры.

Трехкомнатная квартира отапливалась в титане дровами, которые расходовали экономно. Тепло не доходило из ванной до всех комнат квартиры. Особенно это ощущалось в  зимние дни. Морозы давали о себе знать. С помощью этого титана подогревалась вода в ванной. Раз в неделю родители устраивали для всех банный день.

 Для обогрева в сильные морозы комнаты, где находились дети, родители поставили электрическую духовку. Однажды младшего брата дети, играя, нечаянно толкнули на горячую духовку. Как же малыш кричал, ведь ожог пришелся на область живота! Мать долга лечила ребенка, прикладывая к обожженному месту мазь. Детям было жаль любимого младшенького брата, остро чувствовали его боль и свою вину за происшедшее.

В общем, матери хватало проблем с детьми. Вторая девочка не хотела учиться, не слушала родителей, была упряма. Мать ее часто наказывала тем, что ставила в угол на крупу. Ждала, что девочка раскается в своем поведении и попросит у матери прощения. Однако та, могла всю ночь простоять в углу, не шла кушать. В общем, поступала так, что мать еще себя чувствовала виноватой и часто плакала от своего бессилия. Затем как-то заметили, что девочка во время наказания, разгребла крупу  вокруг коленок и стоит, как ни в чем бывало. Родители долго смеялись по этому поводу и больше не применяли  это наказание.

 
Часто дети, проголодавшись, делали себе «тюрю». Брали большую миску, наливали воды, сыпали туда сахар, крошили хлеб, перемешивали – блюдо готово. Садились кружком возле стола, брали ложки и кто быстрее.  Слаще и вкуснее этого не было на свете. Мать для них покупала не молоко, во всем экономили, а отгон от него – пахту, которую дети пили.  Блины поливались не сливочным, а подсолнечным маслом и посыпались сахаром.
Зимой очень много делали домашних пельменей, все дети и взрослые участвовали в их лепке, а затем выставляли на мороз. Холодильников тогда еще не было, все продукты, благодаря морозам, хранились за окном.

Мария услышала как-то, что кто-то зовет со двора своих детей кушать голубцы. Не зная, что это за блюдо и из чего его готовят, девочка представила голубей. Ей так жалко было этих птичек. Она не могла никак понять:
 - Как люди могут их есть, этих красивых и беззащитных птичек?

В эти годы  душа девочки устремлялась навстречу всему новому, непознанному. Сердце ее было распахнуто с любовью и для любви не только своих родных, но и всего окружающего ее мира.

Несмотря ни на что, это было поистине прекрасное время!Дни детей были заполнены радостью и весельем, любовью и заботой их родителей. Им было хорошо всем вместе!

Через все годы пронесли свои теплые обоюдные чувства нежности и любви нянька-мама  и ее брат-сынок.


Рецензии
"Девочке же, как и прочим детям, хотелось поиграть, побегать с другими детьми. Удалось осуществить ей это уже после того, когда малыш немного подрос и ему купили трехколесный велосипед, на котором он катался. Девочка в это время общалась с подружками. Однако младший брат так привык к сестре, что и впоследствии, ни с кем кроме нее не хотел оставаться. Звал ее мамой, все ходил за ней по пятам, даже тогда, когда она стала уже взрослой девушкой. Для нее же он как был, так и остался, несмотря на годы, ее сынком." - наверное, такова судьба всех старших сестёр, Мария!
Мой младший сын старшую сестрёнку зовёт "моя вторая мамочка". :)
Конечно, приходится часто поступаться своими интересами ради того, чтобы помочь семье. Но это же прекрасно! Это учит человека думать и заботиться не только о себе!
И всё же чувствую, как сквозит меж строк, ваша обида за тяжёлое детство. Отпустите её, всё что с нами происходит дано для чего-то. В испытаниях и трудностях, в трудах, мы воспитываем в себе силу волю, характера, духа...
Желаю Вам всем сердцем удачи!

Натали Бизанс   02.05.2019 12:56     Заявить о нарушении
Нет обид, не считаю свое детство тяжелым, Наташа. Это было прекрасное время!!!Мне нравилось возиться с братишкой. Я таким образом чувствовала себя взрослой, помощницей матери - это для меня тогда было важно...Мы, все дети, очень любили младшего брата. Может только сквозит горечь утраты: самого младшенького нашего уже нет с нами...

Мария Лашкунова   03.05.2019 22:58   Заявить о нарушении
Наверное, Мария, может это я и почувствовала, оттого стало так горько при прочтении...
Терять любымых, дорогих, так больно... И это навсегда.

Натали Бизанс   03.05.2019 23:58   Заявить о нарушении
Простите за опечатку, не перечитала...

Натали Бизанс   03.05.2019 23:59   Заявить о нарушении
БлагоДарю, Натали, за замечания. Немного подправила текст. При повторном чтении увидела незаконченность мысли...С признательностью, Мария.

Мария Лашкунова   04.05.2019 23:50   Заявить о нарушении