Плохорошо. Гл. 2

                Побег.

           «…От себя не убегай - никуда не денешься!..»
                Из песни  «Любовь-кольцо».

   Я на завод устроиться не смог, не было вакантных мест, поэтому,  первые  три месяца после службы в армии, проработал охранником в охранном агентстве «Витязь» - стоя в дверях торгового центра «Каскад» с рацией на груди и наблюдая, как бы чего не «спёрли» посетители магазина.
   Денег платили немного, работа меня не устраивала, а тут ещё эта любовь к жене моего друга, которая мешала мне нормально существовать в этом городе, и решил уехать из города, куда-нибудь подальше.
  «С глаз долой – из сердца вон», так я думал, приняв это судьбоносное для  меня решение.       
  Моя пятнадцатилетняя сестра Ленка, раньше всех поняла причину, почему её любимый брат хочет уехать из города, и «по секрету», рассказала об этом матери.
   Мама, как бы случайно затеяла со мной разговор, о том, что не порядочно и даже подло, заглядываться на чужую жену, да ещё к тому же жену своего лучшего друга.
   - Никита, это же входит в кодекс мужской чести, пойми! Она его жена, любит его, а он её, поэтому, ты должен найти в себе силы, и выбросить Ксению из голо-вы. Не спорю, девушка она красивая, видная, но чужая…
   - Мам, ну как я её выброшу из головы? Как? Если я  о ней день и ночь думаю, и она мне почти каждую ночь снится.
  -  Блажь всё это сынок. Даже в Писании сказано: не возжелай жены ближнего своего. Я недавно мать Юрину встретила  - Марину. Она сказала, что они оформляют им  ипотеку и скоро покупают Юре однокомнатную квартиру на улице Островского в новом доме.
     Видишь, у них всё хорошо, так что не вмешивайся в их жизнь, Христом Богом тебя прошу!
   Я тогда дал матери слово, что выкину Ксюшу из головы, но так и не смог это-го сделать.
     Ещё учась в колледже, я получил права на управление автомобилем, в армии служил водителем мощного автомобиля Урал-375, подвозящего боеприпасы к самолётам.
  И, прочитав в газете объявление, что нужны водители в газодобывающую компанию, расположенную в городе Новый Уренгой, позвонил туда. Меня с радостью приняли, и я ничего, никому, не сказав,  тайно уехал туда.   
   Ездил на грузовом «КамаЗе» от одной буровой вышки до другой, спал, где по-пало, чаще всего в кабине своей машины, писал, матери и отцу письма, звонил по телефону, но за три года в свой родной город так и приехал, предпочитая, два раза отдыхать в Сочи, у моря.
     Все эти годы, я старался забыть о Ксении, и кажется, мне это удавалось. У меня были отношения с двумя женщинами, но это было не серьёзно.
   20 июня 2015 года мне неожиданно на сотовый телефон позвонил отец, и сказал, что мама заболела, что-то с сердцем и её срочно положили в кардиологическое отделение городской больницы.
   Я тут же пошёл к начальнику автокомбината Анатолию Петровичу Сухову, всё рассказал ему, взял отпуск без сохранения содержания и вылетел домой.         
   Из аэропорта, я сразу поехал в больницу к матери, очень переживая за неё. Лечащий врач, видя моё волнение, успокоил меня, сказав, что это был приступ, они его купировали и теперь у Лидии Фёдоровны всё нормально.
    Мама встретила меня со слезами, очень обрадовалась моему приезду и даже упрекнула:
   - Сынок, ну разве для того, чтобы нам встретиться, мне обязательно нужно было в больницу попасть, а?
   - Мам, я очень виноват перед Вами, и перед тобой и перед папой. Но ты же знаешь причину того, что я эти три года сюда не приезжал. Это всё из-за Ксении.
    Мать тогда внимательно посмотрела на меня, взяла мою руку и тихо спросила:
 - Всё ещё любишь её?         
 - Люблю мам. И никак не могу забыть.
 - А у неё беда сынок. Они с Юрой попали в аварию. Говорили, что он пьяный сел за руль, когда они ехали из-за города, шёл дождь, он разогнал машину, и на повороте не справился с управлением. Сам отделался переломом ключицы и царапинами на лице, а Ксения повредила позвоночник и теперь сидит в коляске.
   - И когда это произошло?
   - Полгода тому назад.
   - И  почему ты мне об этом не написала?
    - Ну, ты же в своих письмах и во время телефонных разговоров никогда о ней не спрашивал, и о себе не рассказывал особо, вот я и подумала, что ты там возможно себе девушку нашёл…
   - Да никого я не нашёл мама, наверное я однолюб, как папа.
  - Мам и что с ней стало дальше и где она сейчас? – с волнением в голосе спросил я, и моё сердце учащённо забилось от волнения.
   - Сначала она почти месяц лежала во второй городской больнице в травматологи-ческом отделении, потом Юра привёз её домой, и даже купил ей инвалидную коляску, потому что она теперь не может ходить.
   - Совсем? – наивно поинтересовался я.
   - Совсем. У неё ноги не работают. И как только она оказалась дома, и врачи поставили ей неутешительный диагноз, написав, что она может остаться инвалидом на всю жизнь,  у них сразу начались скандалы.
   Юрий стал поздно приходить домой, упрекать её в том, что она сидит дома и  ничего не пытается делать по дому, даже обед и ужин приготовить не может. В общем, пошло-поехало.
  Потом он пожаловался матери, что ему ещё молодому мужику, не нравится такая жизнь, потому что придётся теперь всю жизнь  жить с инвалидом и выносить за ней горшки.
    Ксения узнала об этом, позвонила своей матери в Тулу, рассказала о своей беде и попросила забрать её отсюда. Но мать, категорически отказалась.
  Она сказала, что была категорически против того, чтобы Ксения выходила замуж за солдата, но она её не послушала. И теперь, пусть её муж о ней заботится. «А не захочет, подавай на него в суд!»
   Сказала, что у неё теперь своя жизнь, она встретила достойного человека и родила ему дочь. Поэтому просит извинения.
    После разговора с матерью, Ксения хотела покончить жизнь самоубийством, наглоталась каких-то таблеток, но её спасла соседка и вызвала скорую помощь.
    - Мама, а откуда ты знаешь все эти подробности?
    - Мне сама Ксения рассказала.
    - Сама?
    - Да, сама. Я случайно узнала, что она в больнице, как раз в этой, где я сейчас лежу, и приехала к ней. Она мне всё и рассказала, что у них с Юркой…
   - Мам, ну что ты мне всё это рассказываешь? Сейчас она где?
   - Где, где? У нас дома. В одной комнате с Леной проживает и постоянно тре-нируется, чтобы ноги совсем не атрофировались, упорная девушка.
   - Да, она же художественной гимнастикой занималась. Юрка говорил, что она даже кандидатом в мастера спорта была.
   - А Юрка твой, за  эти четыре месяца, что она у нас живёт, ни разу к нам не заглянул, и даже не поинтересовался, как она себя чувствует.
   - Целых четыре месяца? Ну почему ты мне об этом не написала или не сказала по телефону, я бы сразу прилетел. Ведь ты же знаешь, как я к ней относился?
   - Ксюша запретила. Сказала, что не хочет, чтобы ты видел её в инвалидной коляске. Но девушка она действительно замечательная сынок, в такую красавицу и умницу нельзя не влюбиться. Поэтому я и взяла её к себе, в надежде, что ты ко-гда-нибудь вернёшься сюда домой.
    Сейчас у меня всё хорошо, но я рада, что папа позвонил тебе, и ты приехал. Ты надолго?
   - На неделю, а там видно будет.
   - Ну, вот и хорошо. Завтра с 11-ти до 13-ти сюда пускают посетителей, принеси мне несколько яблок и вишнёвого сока, хорошо? А то папа опять в рейсе.
    А теперь ступай домой, я уже по твоим глазам вижу, что ты очень хочешь Ксению увидеть! Беги!
    Я засмеялся от догадливости мамы, поцеловал её и выскочил их палаты.
   Когда я позвонил в дверь нашей квартиры, мне открыла Ксения, сидевшая в инвалидной коляске.  Она немного похудела, но была всё такая же красивая и повзрослевшая.
   Она смутилась, увидев меня, покраснела, и тихо сказала:
 - Здравствуй Никита. А  я вот тут   у вас временно живу. Ты когда прилетел? У Лидии Фёдоровны был?
   - Здравствуй Ксюша! Очень рад тебя видеть. Я прямо с самолёта поехал к маме в больницу, поговорил с врачом, потом с ней самой. Ей уже лучше,  кризис миновал, опасности для жизни нет, и на завтра она просила принести ей яблок и сока.         
 - Это очень хорошо, а то я за неё очень волновалась. Давай, проходи, раздевай-ся. Ты, наверное, голодный, сейчас будем чай пить, - и она быстро работая рука-ми, покатила коляску на кухню.
    У меня от этой картины чуть не разорвалось сердце, потому что я помнил ту Ксюшу, весело бегающую босиком по траве вдоль берега и мешающую ему с Юркой ловить рыбу. Помнил, как она демонстрировала нам «шпагат» и некоторые упражнения из художественной гимнастики. Вспомнил, с каким восторгом смотрел на неё Юрка, и гордился ей.
    А теперь вот эта коляска!
   И ещё стоя на пороге нашей квартиры, я сказал сам себе, что это сама судьба послала Ксюшу к нам в дом, и я буду за неё бороться и поставлю её на ноги, чего бы мне это не стоило.
 Слава Богу, что денег я на этом севере заработал достаточно и теперь должен их пустить в дело, чтобы вылечить  любимую девушку.
    Мы мирно пили чай, разговаривали с Ксюшей, а я всё никак не мог на неё на-смотреться. Наконец она не выдержала:
 - Никита, ну что ты на меня уставился, как баран на новые ворота. Ты сейчас своим взглядом дырки во мне просверлишь, я стесняюсь. Что не ожидал меня такой увидеть? Не нравлюсь?       
   - Не ожидал. Но ты мне ещё больше нравишься, и я думаю, мы вдвоём с тобой, тебя вылечим и поставим на ноги.
   - Да и заведующий отделением травматологии, где я лежала, Роман Ильич Кудрявцев, который недавно меня осматривал, сказал, что шанс восстановиться после аварии у меня есть, маленький, но есть.
  - Вот и хорошо. Я завтра, после посещения мамы зайду к нему, и поговорю о том, что нужно сделать для твоего лечения. И никаких возражений, теперь ты будешь слушать только меня. Я буду ругаться, кричать на тебя, мучить разными упражнениями, но ты должна будешь терпеть. Как? Согласна? – и я с улыбкой посмотрел ей в глаза.         
 - Согласна. А то одной мне трудно, хотя Лена мне постоянно помогает, но она не может пропускать занятия в университете, сам понимаешь.
   - Понимаю. Значит, я возьму это дело на себя. Слетаю в Новый Уренгой, напишу заявление на отпуск, я в этом году его ещё не использовал, а ты пока будешь продолжать тренировки сама. Я всё понятно излагаю?
   - Да, коню, понятно! – засмеялась Ксения, вспомнив мою любимую поговорку.
    В это время открылась входная дверь, и в комнату влетела Лена. Увидев её, я на секунду опешил. Три года тому назад, она была молоденькой смешливой девчонкой, боящейся темноты и чертей, а сейчас это была красивая, очень похожая на отца девушка на выданье.      
   - Господи, Никита! – бросилась она ко мне, крепко обняла и поцеловала в щёку.
 - Как же я рада, что ты приехал! А мы тебя давно ждали, - и она лукаво посмотре-ла на Ксению, которая тут же опустила вниз глаза.          
  - Как ты? Как дела? Не женился случайно? Там на севере говорят ненки и якутки очень красивые, - и она весело рассмеялась, обняв меня за плечи.
    - Ленка, как ты выросла! Я тебя едва узнал, как ты изменилась, похорошела, подросла, и теперь выглядишь, как настоящая леди.
   - Ну, ты скажешь тоже, леди!.. Вот Ксюша у нас настоящая леди. Вот встанет она на ноги, начнёт ходить, и ты сам всё увидишь.
   - Да, ладно тебе Ленка, - засмущалась Ксения, я пока леди-инвалид, и когда встану на ноги, никто сказать не может.
   - Почему не может? Я могу сказать, что через месяц-полтора, ты встанешь на ноги, и начнёшь ходить, и я тебе, как и обещал, в этом помогу.
  - Как поможешь, брат, ты же там, на северах трудишься, и к нам носу не кажешь? И приехал только потому, что мама тяжело заболела. Кстати я была у неё, и она такая счастливая, что впервые за три года тебя, дурака. увидела. Может у неё и сердце заболело от того, что тебя долго не было, а?
   - Да, я виноват, конечно, и повинился перед мамой. Зато теперь буду часто дома бывать. Полечу в Новый Уренгой, возьму отпуск, получу отпускные, и прилечу сюда лечить Ксюшу и маму. Папу, я думаю, лечить не надо, раз он по-прежнему летает. Поняла сестрёнка?      
Господи, как же я рад, что я дома, и вижу вас всех. Папа сказал, когда из рейса вернётся?
   - Да, завтра вечером. Он в Санкт-Петербург полетел.
 - Ну и хорошо, значит завтра вечером, и устроим праздник, по случаю возвращения блудного сына домой. А сегодня вечером, девочки, вы накормите меня ужином, а я расскажу вам про север,  про Ямал, как там живут и работают люди. Согласны? И про местных девушек тоже.
   И девочки конечно согласились.
 После сытного ужина, я рассказал им о севере.
 - «Сесть поесть» там не говорят. Ис-пользуют паллиативную форму «почаёвничать». В меню - отварная оленина, рыбный супчик, чай с баранками. Спиртного - ни-ни! У северных народов с ним особые отношения, вовсе не дружественные. И это надо учитывать, если не хотите схлопотать  по шее от хозяйки…
Кстати, устанавливать чум - сугубо женская обязанность. Странно, не правда ли?
 Тут в однодневном походе палатку-то замучаешься ставить, а тут пятиметровое сооружение с тяжеленным меховым покрытием!.. Как им это удаётся? Я сначала сам не понимал.
   Да почти элементарно. Оказывается, тысячелетняя история чума всё отшлифовала. Сначала на снег укладывают несколько специальных жердей, оструганных и тщательно высушенных.
Затем поверх кладут нюки, полотнища из оленьих шкур. Для зимнего чума используют двойные нюки - мехом внутрь и наружу.
  К будущей вершине привязывают верёвку и, навалившись гуртом, ставят всё сооружение вертикально. После чего расставляют основавшиеся жерди по периметру (ровно 36 штук), кладут доски на пол и ставят посередине железную печку с трубой. И жилище почти готово.
  Слева от входа будет женская половина, справа - мужская. А рядом с печкой у приземистого столика гостиная, - она же обеденная зона.
И надо сказать, по своему в чуме уютно. Когда тепло и пахнет вкусной едой. После разговоров про житьё-бытьё и обильного угощения, неизбежно тянет в сон.
Можно не церемониться и даже не раздеваться,а просто привалиться к стеночке и уйти куда-нибудь мыслями в далёкое-предалёкое прошлое,где люди жили вот так же просто,без телевизоров и фейсбуков.
 И были,может быть,чуточку добрее и человечнее.
  Есть  у местных народов и замечательный праздник  - День оленевода.
   Проводится с начала марта и до середины апреля.
  Праздник День оленевода проводится в первую очередь, конечно, для тундрового населения, ведущего традиционный образ жизни.
  В этот день чествуются люди, которые остались верны своим предкам и продолжают жить в тундре, в своих чумах и круглый год переезжают с одного пастбища на другое вместе со своими семьями и оленьими стадами.
  Олень - это смысл жизни для жителя тундры. От него он получает всё: и пищу, и жилище.
  Традиционный чум шьётся из  оленьих шкур, и одежду (малицы, ягушки, кисы), и средство передвижения, и деньги, которые выручают за мясо, шкуры, рога. Чем больше у оленевода оленей, тем он считается богаче.
   На День оленевода традиционно приезжает большое количество тундрового населения, ведь часто они встречаются друг с другом только раз в год, именно на празднике.
  В праздник День оленевода, кроме награждения и чествования лучших оленеводов, проводятся культурные и спортивные мероприятия.
Культурная часть праздника включает в себя следующие виды: конкурс женской одежды, конкурс детской одежды, конкурс мужских поясов, конкурс на лучшую оленью упряжку.
  Спортивная часть праздника включает в себя метание тынзяна (аркана) на хорей (деревянный шест), прыжки через нарты, перетягивание палки, национальная борьба, гонки на оленьих упряжках, гонки на снегоходах.
   История Дня оленевода, как мне рас-сказывали, началась ещё в 30-х годах в период коллективизации, когда объединялись частные оленеводческие хозяйства.
  Два самых крупных из них – Казымское и Саранпаульское – начали проводить на своих территориях специальные олимпиады, на которые приезжали лучшие оленеводы.
   Впоследствии эти олимпиады стали ежегодными и превратились в замечательный национальный праздник – День оленевода.
  С тех пор прошло много времени. Сегодня дети оленеводов, бывших участников олимпиад, приезжают на праздник, выигрывают в гонках и получают ценные призы.
  День оленевода – это, в первую очередь, профессиональный праздник. Однако на мероприятие приезжают целы-ми семьями как из соседних поселений и районов, так и с самых отдаленных территорий.
   Часто на празднике возникают интересные знакомства и даже зарождаются новые семьи.
  Например, молодые победители соревнований сразу же становятся реальными кандидатами в женихи.
   У девушек также проходят свои «отборы», например, в конкурсе на лучшее блюдо.
 Получается, День оленевода помогает создавать новые этнические семьи. Ягушка – это, яркая, суконная одежда женщин, расшитая орнаментом и тесьмой.
    Летний вариант шьют из сукна и украшают песцовым мехом, зимнюю - из оленьего меха.
  Причём, орнаменты у каждой семьи  отличаются от традиционных орнаментов и нитей из оленьих жил, которыми пользуются женщины.    
    На Севере стараются придерживаться традиций. Например, если девушка на Ямале собирается замуж, ей нужно пошить пять меховых ягушек: рабочую, повседневную, нарядную - и для мужа, и для гостя. 
  И ещё  все северные народы, твёрдо уверены, что чум охраняют женские духи.
 Есть там ещё один праздник, называется он Медвежий или Медвежьи игрища- Пупи Хот.
  Традиции, связанные с медвежьим праздником находят отголоски в различных культурах. Культ медведя, как старшего брата, или сына Бога почитался у многих народов.
  До наших дней, традиции медвежьего праздника в том виде, в котором проводили испокон веков, сохранилась лишь у обских угров. Праздник не привязан к календарной дате.
   Он может проходить как один раз в несколько лет, так и каждый год (как Медведь решит). Как и у многих народов, все праздники проводятся на растущую луну. 
   Место проведения, родовое поселение, того, кто (или где) совершил – ритуал убийства медведя.
  Ведь в традиции ханты и ненцев нет понятия охоты на медведя.
  Хозяина леса могут убить лишь в том случае, если он несёт реальную угрозу человеку.
  Именно этого «Хозяина» праздника обнаружили в этой самой деревне. Пришел и жил несколько дней, пока не подъел хозяйские припасы на зиму, тем самым создав опасность для жителей. Сам обряд «Медвежьи игрища» проводится от 3-4-х до 4-5-ти дней.
  В первом случае, если это самка медведя, во втором, если  самец. Шкуру медведя складывают определенным образом в жертвенную  позу ( когда голова находится между лап, в одной плоскости).
   Глаза и нос закрывают монетами или берестой, чтобы хозяин не чуял присутствия человека. Сверху накидывают платком.
   Рядом с «Хозяином» в течение всех дней праздника сидит специально избранный человек, в его обязанности входит делать зарубки на деревянном колышке - фиксируя количество спетых песен на обряде  за все дни.
 - Как интересно? И ты это всё видел, как же я тебе завидую Никита. А что они едят, кроме оленины? Хлеб едят? – наивно поинтересовалась Лена, внимательно слушая  мой рассказ.
   - Многие думают, что здесь, на севере нечего есть, одни снега и дикие звери, нет фаст-фуда и ресторанов, но жители Крайнего Севера смогут удивить каждого.
  Если они сумели выжить в таких суровых условиях, значит ели что-то очень полезное и, наверное, вкусное. У них крепкий иммунитет, никакого авитаминоза и проблем с кожей, не говоря уже о психическом здоровье.
    Понятно, что магазинов в тундре маловато, да и огород не заведешь, поэтому в рацион обычно входили продукты, которые можно поймать, собрать или заколоть. Ну, во-первых, рыба.
  Рыбу чаще всего вообще не готовят, а едят в сыром виде, замораживая её и  потом строгая тонкими ломтиками. Иногда, её кидают в золу или солят.
   Но самый надежный способ приготовления - это сушка. И долго хранится, и делать ничего не нужно, и полезна.
  А рыбы в северных водоемах хватает: лосось, семга, хариус, омуль, форель, в общем, самая дорогая и вкусная.
Теперь мясо. Мясные продукты, производят,  конечно же, из оленя.
  Едят всё, и рога, и копыта, и мозги и даже пьют свежую кровь, ещё теплую (особый деликатес).
 Традиционно сырое мясо ничем не приправляют, а просто обмакивают в свежей крови,  это так называемое, парное блюдо.
 Иногда парную кровь смешивали с оленьим молоком  - это вообще убойный коктейль.
  Но олениной народы Крайнего Севера не ограничиваются, в ход идут туши морских котиков, моржей, всех кого удавалось подстрелить.
  Из мяса также делают строганину, то есть, просто оставляют на морозе, а потом нарезают и едят.
Первых блюд в таком меню у них почти нет, да и специальной посуды, чтобы готовить на огне супы, негде взять.
   В ход обычно идут камни, на которые можно было положить продукт и сунуть  его в угли.
Для создания шедевров кулинарии часто используются северные ягоды, их добавляют везде и едят так, вприкуску. А вот грибов северяне никогда не заготавливали и не ели, хотя в тундре их везде полно.
     Отдельно хочу рассказать про праздничные блюда.
Конечно, на праздники они всегда готовят что-то интересное, например, тушу оленя или тюленя.
  Животное нужно было придушить, чтобы не повредить шкуру, закинуть в болото на несколько месяцев и засыпать камнями. По истечении срока, деликатес готов!
   Только неприспособленному туристу таким блюдом можно отравиться, лучше не рисковать,  говорят вкусно.   Но я не пробовал.
  Оленье мясо пробовал, строганину из рыбы  ел, и в чуме несколько раз ночевал по работе.
А туша тюленя, фаршированная северными птицами (чистиками), и оставленная под прессом на год - это вообще для этих народов на самый большой праздник.
   А на десерт - мороженое! Только не совсем обычное - сало тюленя или моржа взбивают с добавлением северных ягод (морошки, клюквы).
  Я его видел, но даже не пробовал, побоялся.
  Вот так живут эти мужественные, трудолюбивые и добрые люди.
 - Да, здорово. Я читала в книгах и журналах про их быт и обычаи, но не верила, пока из твоих уст не услышала правду. Очень интересно, особенно учитывая, что зима там суровая, и морозы достигают пятидесяти градусов.
  Спасибо тебе за рассказ, а сейчас извини, уже поздно, и я немного устала, и пойду спать, - сказала Ксения,и Лена тут же, без лишних слов покатила её коляску в их «девичью» комнату.
   Пробыв неделю с родными, я с Юркой встречаться, не захотел, он тоже не пришёл к нам, ну и пусть! Мне сейчас было не до него.
    Я встретился с Романом Ильичом Кудрявцевым, и он, несмотря на занятость, целый час рассказывал мне о том, как можно и нужно поставить Ксению Колесову на ноги и порекомендовал недорогую  массажистку.
     Потом я улетел в Новый Уренгой, всё откровенно рассказал своему начальнику, и он подписал моё заявление на отпуск, который с отгулами составлял сорок суток.
   И ещё через пять дней, я снова был дома у родителей, и снова тонул, в Ксюшиных печальных глазах.   


Рецензии
Читаю с интересом. Хорошо пишете.
Удачи Вам!

Мила Суркова   18.04.2019 17:31     Заявить о нарушении
Спасибо за посещение. Валерий Ростин.

Валерий Ростин   21.04.2019 15:05   Заявить о нарушении