Глава 7. Техникум

По совету отца Мария подала документы в Гомельский дорожно-строительный техникум на специальность промышленное и гражданское строительство. Об этой специальности девушка мало чего знала и понимала, кем же она станет после окончания техникума. Отец привез Марию в город, которого девушка боялась, как и всего того, что его окружает. Боязнь дорог, машин, людей нескоро прошла у нее. Подали документы. На выбранную отцом специальность был очень большой конкурс: шесть человек на место, тем более набиралась всего одна группа из тридцати человек. В приемной  им посоветовали подать документы на дорожное строительство, так как там меньше конкурс и больше набиралось групп по этой специальности.    Девушка, может быть, и последовала этому совету, однако отец очень хотел и был уверен, что  дочь поступит именно на это отделение, не дал переписывать заявление.  Мария втайне надеялась, что провалит  экзамены или же не пройдет по конкурсу. Вот тогда она сможет окончить десять классов.

Прекрасные знания девушка получила  в школе по русскому языку и математике, несмотря на то, что жила в районе. Преподаватели очень любили свою работу, увлечены были ею и старались донести знания до каждого из учащихся. Вели дополнительные занятия после уроков с отстающими детьми, факультативные занятия до начала уроков, давали учебный материал в доступной образной форме. Эту методику Мария позже успешно использовала в занятиях со своими детьми, так она как бы реализовывала себя в педагогике.  Дополнительно девушка занималась на факультативе по математике, где более успешным ученикам давали знания повышенной сложности.  Не удивительно, что видя преданность учителей своему делу, ученица хотела последовать их примеру, идя тем же путем. Мария мысленно  каждый раз посылала благодарность учителям за  дарованные ей знания, помогающие ей на протяжении всей жизни.

Благодаря этим знаниям, полученным в школе, девушка сдала экзамены без подготовительных курсов и поступила в техникум. Как же рад этому был отец! Он гордился тем, что Мария становилась, таким образом, как бы продолжателем его профессии - строителя. Отец в то время работал прорабом на стройке.  Его знания мастера-десятника и опыт давали фору любому инженеру, получившему высшее образование.

 С сентября месяца Мария приступила к занятиям. Общежитие ей не дали, так как места в нем освобождались в марте месяце. Три с половиной года шло обучение в техникуме. Здание техникума находилось в центре города, а потому не просто было там найти съемную квартиру. Наконец отцу удалось уговорить одну женщину, которая поселила Марию к себе в комнату. Уроки там готовить было невозможно, так как к хозяйке часто приходили соседки в комнату. Запомнилось то, что хозяйка была уже в пенсионном возрасте и под своей кроватью держала ночной горшок. В другой комнате у нее жили две девушки педагогического училища, которые часто смеялись и пели песни. Мария подружилась с ними. Ей интересны были их учебные книги. Очень завидовала  она тому, что они учатся на учителей. Однако и в мыслях девушки не было того, чтобы что-то поменять или изменить в своей жизни. Только после окончания учебы в техникуме, она узнала о том, что можно было в то время перевестись на  нравившуюся ей специальность. Или же, в крайнем случае, на следующий год поступить в педагогическое училище.

За год  учебы Мария сменила две квартиры и пожила в общежитии техникума. Пришлось и померзнуть на улице, так как хозяйки часто не было дома, она не оставляла ей ключи, и поголодать, так как негде было хранить продукты. В то время Марии часто хотелось кушать, благо то, что она впоследствии стала обедать в столовой техникума.  В общежитии также не все складывалось гладко. В комнату поселили четверо с нею  однокурсниц. Некоторые из девочек пытались заставить Марию курить, но она не поддавалась на прививание ей вредных привычек.  Девочки стали высказывать претензии по поводу того, что она не привозит из дому продукты. А что она могла привезти? Коровы у них, в отличие от соседок по комнате,  не было.  Все остальное она могла купить и в городе. Девушка отделилась от всех, стала питаться отдельно, часто ездила домой, даже и среди недели. Соседок все  это раздражало.
 Как-то ей было высказано:

- Приезжает  с маленькой сумочкой, а нам приходится тащить с собой из дома огромные сумки с продуктами.
- Слишком уж ты заносчива. Ходишь везде с высоко поднятой головой, невесть, что из себя представляешь.

Второй курс учебы Мария уже жила с родителями. В 1971 году семья переехала жить в Гомель. Мать и на этот раз поступила благоразумно, уговорив отца на переезд, оперируя тем, что и  остальным детям нужно будет где-то учиться, ей не было работы, да и сам отец уже в то время работал в Гомеле. На покупку дома были одолжены деньги. Экономили во всем.

Мать часто сердито говорила:
- Я еще молодая женщина, а приходится всю зиму ходить в рабочей телогрейке.– На нее она надевала плащ. В таком виде эта молодая сорокалетняя женщина через весь город ездила на работу.

Марии было очень жаль свою мамочку, сердце сжималось в груди от ее слов. Но не  в ее силах было что-то изменить. Девушка училась и всю стипендию отдавала матери.  Сама ходила всю осень и зиму в одном осеннем пальто. Девчонки из группы, в которой она училась, красовались в зимних пальто с меховым воротником. Над ней смеялась подруга, что даже зонтик у нее приобретен из уцененного магазина, не говоря о других вещах. Марии это было неприятно слышать. В буфете эта подруга часто покупала для себя и Марии что-нибудь из еды. Девушка, молча все съедала, не хотелось ей и в этом чувствовать свою ущербность, да к тому же она  была голодна. Сама мать поощряла то, что дочка хоть что-то есть. Давала Марии деньги, которые та на следующий день отдавала подруге за еду.

 В  мечтах матери было одеть себя и своих девчушек в натуральные шубки и пуховые платки. Попозже для младшей дочки она купит шубку, для себя и дочек теплые пуховые косынки. Все это так грело материнское сердце. Пока же дети были рады тому, что мать для них приносила из столовой, где она работала.  Особенно вкусными были пирожки. Нелегко было прокормить четверых детей, тем более, когда экономишь,  ведь необходимо было срочно отдавать долг. Мария была безмерно счастлива тогда, когда рассчитавшись уже с долгами, они втроем: отец, мать и она в магазине выбирали для матери пальто. Радость за маму переполняла все естество девушки. Как же молода и красива была ее мамочка в такие моменты!

Девушка любила бывать с матерью. Часто ездила к маме на работу,  вечерами помогала ей мыть посуду, полы. Однажды  Мария посмотрела фильм «Прощание с Петербургом», в котором рассказывалось о жизни и творчестве Иоганна Штрауса. Фильм очень понравился девушке. Красота природы   и музыка как бы слились в нем воедино. Продолжительное время Мария была под впечатлением этого фильма. Прекрасная музыка звучала в ней, находя отклик в ее душе. Особенный восторг вызвал этот фильм ещё тем, что девушка его смотрела с мамой. Та разделяла ее чувства, наслаждалась восторгом и радостью дочери, выражая ей любовь свою и нежность.   

Учиться  в техникуме Марии вначале было сложно. Трудности большие были с черчением, которое в школе у Марии не преподавали, так как не было учителя. Теперь пробелы в этом предмете давали о себе знать, строительное черчение было непростым. Так как Мария хорошо училась в школе, то с остальными предметами у нее особых проблем не было. Постепенно все налаживалось и входило в свой ритм.

Их группу три года подряд с осени отправляли на уборку картошки. Эти поездки очень сплотили и сблизили ребят из группы, в которой было 20 девчонок и 11 парней. Впервые столько девчонок было в этой группе! В колхозе  весело проводились вечера после работы. Пели песни под гитару, танцевали, играли в игры. Любимой игрой была – «ручеек». Смешно сказать, но какие они были тогда еще дети. Да и о чем тут было говорить, если им было по 14-15 лет. Эти поездки оставили неизгладимое впечатление в памяти всех ребят из группы.

Годы учебы прошли, как одно мгновение. Практики следовали одна за другой. При прохождении производственной практики Мария работала на строительстве дома, пробовала  свои силы в работе каменщиком. Там она заработала первые свои деньги, за которые ей купили зимнее пальто с лисьим воротником. Девушка была этому очень рада.

 Прошло распределение всех однокурсников  на работу.  Мечтали о распределении по всему союзу. А тут распределение в основном по Гомельской области. Из предоставленных мест  не было ничего подходящего, куда хотелось бы поехать.

Ребята говорили между собой:
-  Сравнивая предыдущие годы, это самое плохое распределение. Это же только подумать 26 рабочих мест!

- Ради чего нужно было учиться четыре года в техникуме? Чтобы потом пойти работать рабочим?

Было обидно и досадно, ничто никого не радовало. Надежда была только  на то, что  выпускникам  должны предоставить в течение шести месяцев работу по специальности.
Мария взяла себе рабочее место в поселке, где она ранее жила. Все-таки не в какую-то глушь ехать, места и люди ей знакомы. Может ей посчастливится, и с работой все наладится наилучшим образом. Подруга остается в Гомеле. Родные ее позаботились об этом.

Сданы  экзамены, прошла защита дипломных проектов. Защита начиналась с 25 февраля. Маша, так ее уже называли в техникуме, не могла и предположить ранее, что такими усилиями и кривизной души ей дастся дипломный проект! Очень, очень много пришлось пролить ей слёз, недосыпать по ночам, нервничать. Руководитель проекта долго не подписывал  дипломный проект и не давал заключение на него. Маша не могла понять причину – что не так? Затем ей подсказали, что он от нее ждет. Отец купил и передал ей бутылку коньяка. Девушка все не решалась на это действо.

 - Ведь так не может быть. На нее за это накричат и выгонят из техникума.

Оставались последние дни защиты. Надо было срочно что-то делать. Другого выхода из этой ситуации не было. Мария не смогла сама решиться на этот шаг. Договорилась с девчонкой из группы, которой тоже нужны были подсказки по проекту. Пошли вдвоем к этому преподавателю.   Однокурсница отдала ему бутылку с коньяком. Маша напряглась, ожидая того, что сейчас последует за этим. Удивилась тому, что преподаватель спокойно взял и поставил бутылку в шкаф, как ни в чем бывало. Затем сказал о том, когда он сможет уделить им свое время. Девушка была поражена и ошеломлена таким поступком преподавателя.

Однако время уже было упущено. Защиту Марии поставили в последний день - 28 февраля. Времени на подготовку не было. Рецензия и заключение по проекту у нее были на 4 балла. Руководитель проекта был удивлен, что без его подписи девушка сумела получить рецензию по своему проекту в конструкторском бюро. А что ей оставалось делать, если он ей ни в чем не помогал. На самой защите, Маша обнаружила, что забыла дома очки, растерялась, не собралась вовремя с мыслями. В итоге за защиту проекта она получила 3 балла. Особо девушка не расстраивалась по этому поводу.  Была рада тому, что все ее переживания позади. Ведь она уже даже и не надеялась, что защитится когда-нибудь.  Долгое время Мария не могла прийти в себя. Всё не верилось, что  остались позади все ее тревоги и переживания.

Как бы там ни было, но через все потрясения  девушка обретала жизненный опыт, раскрывала по-иному саму жизнь и себя в ней. Так весь дипломный проект от начала до конца она делала сама. В их же группе многим, в том числе и ее подруге за деньги был сделан дипломный проект в конструкторском бюро. А потому он был красиво и точно выполнен на кульмане. За этими ребятами оставалась пояснительная записка. Таким образом, у них было предостаточно времени и сил по  подготовке к самой защите. Мария долго не могла понять того, почему ей руководитель не подписывает проект. Не знала она тогда о взятках и о прочих вещах выполнения дипломных проектов. Для нее это было потрясением! Оказывается многие студенты, как могли, использовали все возможное и невозможное для выполнения и для защиты дипломного проекта. Она не могла мириться с такими вещами, все  ее естество протестовала против таких методов. И то, что ей также пришлось уступить в последний момент, оставило неизгладимый след в душе девушки.

- Как же так? Почему так происходит? Разве так можно? - Позже она услышала, что руководитель ее дипломного проекта был избит студентами за вымогательство. Все это наводило на ту мысль, что безнаказанно такие вещи в жизни не проходят. В этом мире все разумно и упорядоченно, а потому радует.

Вначале марта был выпускной в техникуме, на котором всем вручили дипломы. Марии ещё директор вручил свидетельство общественного библиотекаря, для неё это было сюрпризом. Ведь на курсы она сходила только пару раз и не более. Может это и не лишнее, в жизни всё пригодится. Как позднее жизнь показала, этот документ пригодился.  Мария его предоставила при устройстве на работу в библиотеку.

Все девчонки из группы были нарядно одеты. Подруга была в красивом платье из парчи. У Маши было не менее красивое белое гипюровое платье, которое очень ей нравилось, новые белые туфли. Мама постаралась, чтобы ее дочь на выпускном вечере выглядела не хуже других. Они долго ездили по магазинам, пока не выбрали нарядное платье. Всем выпускникам отдали  альбомы с фотографиями. Многие из выпускников в тот день ушли гулять в ресторан, поэтому и ребята из их группы быстро разошлись по домам.

На следующий день всей группой отмечали выпускной вечер со своей классной руководительницей Лидией Ильиничной в ресторане «Гомель». Мария была впервые в ресторане. Ранее о ресторанах у девушки было предвзятое мнение, точно также о людях, посещающих их. Ей было внушено то, что в ресторан ходят только девушки легкомысленные, не заботящиеся о своей нравственности и репутации. Соответственно к ним там и такое отношение со стороны парней. Раз девушка пришла в ресторан, значит можно не церемониться и соответственно неуважительно относиться к ней. К себе подобного отношения Мария ни в коем разе не могла допустить.

На этот раз ей все в ресторане очень понравилось. Однокурсники весело провели там свой выпускной. Много пели, смеялись, танцевали все танцы, даже и  шейк. Все было замечательно! После ресторана ребята из группы, взявшись за руки, с песнями пошли по проспекту Ленина.  Остановили такси для Лидии Ильиничны. Она уехала, а однокурсники с шутками и смехом пошли в центральный парк. Было холодно и морозно, как-никак март месяц. Несмотря на позднее время, в парке откуда-то зазвучала музыка. Ребята в восторге от всего этого, взявшись за руки,  закружились в стремительном танце. Это было так чудесно и весело! Завораживало все: музыка, снег, иней на деревьях, мерцание огней в фонарях. Это было незабываемое зрелище в безлюдном парке среди ночи!

На следующий день расставались с однокурсницами, которые жили в общежитии. Посадили их на поезд. Как-то не верилось еще, что все, учеба закончилась, все разъедутся по своим домам. Неизвестно когда еще придется увидеться. У всех оставался месяц  отпуска до начала работы. Впереди их ждала взрослая, самостоятельная, трудовая жизнь.


Рецензии
Всё в жизни для чего-то нам дано!
Все мы проходим через этапы сложные и непростые,
как учимся преодолевать трудности!
У Вашей героини есть любовь к своей семье! И это главное!
Желаю Вам всем сердцем не знать больше бед!
Принимать с радостью каждый день!
Быть наполненной верой и надеждой!
С теплом души и благодарностью,


Натали Бизанс   21.05.2019 14:25     Заявить о нарушении
Благодарю, Наташа, за пожелания и за отклик. С теплом сердца, Мария.

Мария Лашкунова   21.05.2019 17:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.