первая германия 1991 год

ЖИВУТ ЖЕ СВОЛОЧИ!
20 дней в Германии путёвые заметки
Вояж по маршруту Берлин-Потсдам-Дрезден-Лейпциг-Ваймар-Айзенах- ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ВИЛЬКОММСТВУЙТЕ (Восточная Германия)
1.1.Гостеприимный вокзал или Берлин – город контрастов\
1.2.Мадонна и Цвингер (Дрезден)
1.3. В роли Троянского коня (Лейпциг)
1.4. 3 дня в Тюрингии
АЛЛЕС   О КЕЙ (Западная Германия)
2.1. Большой город Вальдкаппель
2.2. Пасынок подземного города (Ганновер)
2.3. Чюс  (Бремен)
2.4. На родине гамбургеров.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Я ФРГ чуть не всю обошел
И жизнь хороша и жить хорошо
Им!

Какой бы ни была заочная моральная подготовка, но первые слова любого из нас, оказавшегося ТАМ будут именно эти. В Берлине даже на окраинах нет жилых первых этажей – все забито магазинчиками, товары из которых, выпирая наружу, выживают прохожих с тротуаров. К вечеру от постоянного равнения то налево, то направо ломило шею. Бросилась в глаза ненормальная дешевизна всяких тропических фруктов, по 1 марке за кг  Что с большинством из них делать я не имел ни малейшего понятия, хотя покупать не стал по более прозаической причине. В первом же универсаме я просто заблудился. Но хватит о грустном!
   Итак, приземлился я в Шенефельде (красивое поле), правда что в нем такого шеного так и не понял, а вот погода была почти летняя, 15-то октября! В подошедшем поезде С-бана (то бишь электрички)  резанула глаза тотальная размалеванность таких в обще-то аккуратненьких вагончиков. Петроглифы 20 века содержания «здесь был Ханс» а больше просто каляки-маляки делались фломастерами различной толщины. Впрочем, проблема молодежного вандализма остра во всей Германии.  Почему-то поначалу всех скромно одетых из немцев я принимал за своих и все заговаривал с ними по-русски. Да и меня, несмотря на одеяние, они тоже принимали за своего, даже спрашивали, бывало, как куда проехать, на что я им вежливо отвечал: «Гитлер капут.»
   Хотя знакомых у меня в Берлине было около 10, но на поверку, один из них переехал, другой жил в коммуналке, третий, одаривший ни с того, ни сего посылкой жратвы на 10 кг, всем, вплоть до пива! Даже на порог не пустил, только объяснив как добраться до очередного друга. А этот друг по указанному адресу, оказывается, вовсе и не жил. Какой же, спрашивается, святой дух со мною до этого переписывался? Его соседи посоветовали ночевать на вокзале Лихтенберг, только там и был зал ожидания. Температура в нем была почти уличная. Только что дождь не капал. А так-то почти нигде на вокзалах в ФРг нет залов ожидания! Напялив на себя сразу все что было я лег почивать на одну из ребристых деревянных лавочек. К утру моей спине передался  полностью рельеф этого «ложа». Немцев вполне приличного вида, в красивых фирменных спальных мешках,  брошенных прямо на грязный пол спало  здесь немало. В голове у меня все смешалось и звучал отрывок из «Обыкновенного чуда». «И даже кляйненькую нить нихт в состоянии цербрихть...»
    Разъезжая по родной стране спать приходилось  порой и в более экзотических, мягко говоря, условиях, но это всегда имело место летом... Так что с утра поехал на другой конец города Шпандау, к самому надежному человеку, неосторожно написавшему мне что-то типа «вот будете у нас на Колыме – обязательно заходите». Вот и накаркал!
   У немцев не принято номеровать квартиры – все по фамилиям. А здесь никаких табличек не было, прочесав 2этажный дом я удалился несолоно хлебавши. Потом в переписке выяснилось, что нужно было пройти через садик во дворе в другой одноэтажный домик, который, оказывается,  входил в этот на правах автономии.
    О ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯХ Я был глубоко возмущен, когда пройдя через весь Берлин не нашел в нем ни одной мемориальной музей-квартиры В.И.Ленина. История сформировала в городе 2 центра. Восточный – Александерплатц и улица Унтер дер Линден (под вязами) западный – Курфюрстендам. Унтер ден Линден выводит от Алекса к Музейному острову, главный козырь которого Пергамон. Его коллеги Шлимана стянули у греков в 1920 годы. Заканчивается она Бранденбургскими воротами. Там я встретил наших, правда, радости от этого особой не испытал. С этого блошиного рынка русские вытеснили даже турок и вьетнамцев, торгуя уже и кусками берлинской стены. Интересно, если сложить обратно все ее осколки во сколько раз увеличится ее длина? Где была стена – асфальтовая дорога, даже следов не осталось.  Рейхстаг без купола и не узнать, внутри –музей. Неподалеку от Ку-дам Зоологический музей. Принципиальное отличие от наших – все экспонаты живые. Над террариумом перекинут мостик, с которого посетители взирали на буржуазно-ленивых аллигаторов. Наглость их покоя меня разозлила и одному из них хорошенько влетело в глаз пфеннигом, а он хоть бы хны. Жаль было монетку, но лезть за ней я, однако, не решился. Там же, у Геденккирхе сбираеются всякие неформалы. Еще в западной части есть замок Шарлотенбург с картинной галерейкой.
   Потсдам, столица земли Бранденбург – это Сан-Суси, несколько симпатичных дворцов с принадлежностями, но с Петергофом ни в какое сравнение не идет. Полукругом у одного из дворцов стояли статуи на метровых постаментах. Один из них был свободен, на нем я и сфотографировался, для пущей античности налепив куда положено вместо фигового листа кленовый.
   С уже ставшего родным Лихтенберга вечером 18го переехал в Дрезден, заплатив за 2 класс 22 марки. С первым у него разница в отсутствии под головой белых салфеток. Все поезда в ФРГ кроме международных сидячие, вроде нашей АВРОРЫ. Всегда полупустые вагоны делятся на «для курящих» и «для некурящих». Растрогали до глубины души в этих вагонах туалеты. Мало того, что всегда чистые и с туалетной бумагой с жд символикой, так еще и с бумажными полотенцами. Очень приятно там проводить время!

1.2.Как непривычны после наших просторов немецкие расстояния! Если перевести масштабы ФРГ на наши, то путь Берлин-Дрезден тоже,  что у нас Москва-Ереван. А тут не успеешь перепробовать сигареты у соседней по купе,  для приличия пытаясь  угостить их «Космосом», как уже приехали.
   Прождав трамвая около часа добрался до места только в 11м часу. И т.к. семейство герра Шульце на днях уехавшего в командировку о моем существовании не знало, то пустили они меня только после долгих переговоров, обнаружив у него наконец письма из СССР и не найдя мне места в гостинице, за которое они сами решительно хотели заплатить. На радостях я прямо с порога обвалил на них имевшиеся на такой случай сувениры. Если немцы принимают... то принимают. Гость становится предметом тщательного, точно дозированного внимания. Днем Шульцы поручили меня Хайнрику, моему сверстнику, студенту медуниверситета, с ним вместе я ознакомился со всем, чем славна столица Саксонии. А оба вечера за долгими ужинами я добросовестно удовлетворял их интерес к нашей стране. Определенно что живой, да еще и говорящий русский был для них прелюбопытнейшим экспонатом, даже динозавр вызвал бы меньше интереса. Из нашего быта их больше всего поразила мизерность квартплаты. За свой 2этажный 5 комнатный дом. ГДЕ ОНИ ДИВУТ ВПЯТЕРОМ ПЛАТЯТ ПО 1000 в месяц. А меня у них – отсутствие центрального отопления, ровно как и в других домах бывшей ГДР. Топят в основном каменным углем. Сервировке стола немцы уделяют большое внимание, т.к. на завтрак и ужин у них приняты бутерброды, то перед каждым едоком  кладется деревянная  дощечка для разрезки булочек, свой ножик, вилочка и т.д. Подали что-то в вазочке. Похожее на каменную  соль – это сахар специально для чая. Что я сразу заклеймил буржуазным извращением, насмешив всю семью. Они никак не могли поверить, что у нас нет проблем произношений и жители из разных областей легко общаются между собой. – А украинское произношение? – не унимались они. Кстати, нам это «произношение» понять легче, чем немцам из разных областей друг друга. Берлинское произношение характерно жесткими окончаниями – вместо ВАС(что) ВАТ, вместо ИХ (я) Ик. Саксонское, как они поэтично выразились – шипящее как пенный морской прибой. Вместо ИХ (ИШЬ) и т.д. Я , правда, остался при мнении, что это шипении змеи, побывшей у советского дантиста.
   Исторический центр города – Старый рынок.  А так как в рынок, оказывается, можно входить и без барахолок, то площадь пустует. Укором истории руины церкви – в таком виде был весь город после американской бомбардировки в феврале 1945. Набережная Эльбы с  Оперным театром, дворцом Цвингер, несколькими храмами. У Дрезденской галереи болезнь с нашими музеями общая – большая часть в фондах. Но и экспозиция впечатляет. Приевшаяся п репродукциям в школьных учебниках Сикстинская мадонна «живьем» выглядит совершенно иначе.  Удачный размер – 3х5 метров, в ином масштабе она бы уже так не смотрелась. Интересен транспортный музей со старыми автомобилями, паровозами, аэропланами. Утром 20 Хайнрик с братом отвез меня на «реношке» на вокзал, напоследок почти насильно подарил 50 марок на дорогу. От остальных многочисленных подарков семьи профессора медицины мне к своей чести удалось отвертеться.

 1.3. В РОЛИ ТРОЯНСКОГО КОНЯ (Лейпциг)
    Я уже привык, что в ФРГ чище , чем у нас не потому что меньше сорят, а в следствие превосходства в живой силе и технике при мусороуборке. А поначалу тот факт, что немцы во всяких укромных местах-кустах как обычные люди не ограничиваются оправлением только малых физиологических потребностей был настоящим откровением. Уборщицы в Германии почему-то почти все мужского пола, в самом расцвете сил и далеко не одни «лимитчики». В каждом городе у них свои детали униформы. Пехота на вокзалах и платформах пасется с долгорукими совками и шваброобразными метелками, охотясь в своем боуновском движении за каждой спичинкой. Ходят стайками, стаями, целями стадами – никакого прохода нет от этих дворников! Бросишь что-нибудь на землю, они – раз это в совок и смотрят благодарно-просяще: нет ли у Вас еще немного мусора? Из-за моего фантика от ириски «Буратино» вообще чуть было драку не устроили!
    Баварский вокзал в Лейпциге был крупнейшим в старой Германии. Внутри его обратили на себя внимание несколько застекленных железнодорожных макетов (масштаб 1:87) площадью 2 кв м каждый. Бросишь полмарки – и ты на несколько минут полноправный диспетчер. А если диагноз «железнодорожник с детства» - можешь инвестировать в щеку автомата всю звякающую наличность. В дальнейшем такие макеты не встречались разве что на полустанках. А привокзальная площадь с трамвайным узлом на 20-30 маршрутов поразила застратостью – слой мусора был буквально по щиколотку.
   С ночлегом началась было «берлинская история», но все же к 20 часам один давний знакомый все-таки появился дома и непредусмотрительно радушно запустил к себе. Я тоже что-то сразу расслабился, раздарив ему и его семье водки-матрешки. Он посадил меня на диван в гостиной, расположившись по другие стороны столика со своей женой. Предложил имбиз (перекус) из нескольких бутербродов задав на о жидкой части трапезы банальный немецкий вопрос: «Чай или кофе?». На мой слух это звучало также идиотски, будто в Москве пытаешься узнать как пройти и тебя сразу переспрашивают: «А Вы москвич?» Так и подмывает ответить: «Нет, запорожец!» Но я решил закосить под «вашего буржуинского» и попросил пиво, чем несколько удивил. Позже пришлось убедиться, что представлять немцев, не признающих за столом ничего кроме пива с колбасой также глупо, как им представлять нас коротающими свой досуг исключительно игрой на балалайке под развесистым клюквенным деревом. Со своим тщетнославным стремлением представить знания их я языка лучше чем на самом деле я по ходу диалога вскоре сел в ба-а-льшую галошу, т.к. подобно Остапу Бендеру, выложившему за 5 минут, все что он когда-либо слышал о мехах, с предельной скоростью затараторил что-то об особенностях их произношений, процитировав то, что слышал в Дрездене и прочее требующееся от себя. Недостающим словам, которые знал только на русском на лету придавал немецкую окраску. Как сказать что отсутствие прически – тоже прическа и я всегда  такой лохматый? Лохматый моментально перевел как «лохматиш», и т.д. Они глотали это не морщась, баварцев понимать куда сложнее. Постепенно они перестали подбирать из своего рациона наиболее известные слова, т.к. я еще мог делать вид, что все понимаю и по мере надобности одобряюще «якать» («я» по немецки  «да») и покачивать головой в нужные стороны и отпали от «хорошего немецкого» вглубь родного диалекта.
Вспомнили, что я иностранец уже потом, вглядевшись в мои расширенные глаза и отчетливо обаранившееся выражение морды лица. Время приближалось 23 и вдруг исподволь стала нарастать неопределенность в главном для меня вопросе, который уже было посчитал решенным. С простодушием, как высшей формой проявления наглости, я нежно похлопал их диван и заявил, что лучшего места для ночлега мне и не надо. То что с ними произошло в драматургии называется немой сценой.
А самолет летел, колеса терлися,
А мы не ждали вас, а вы приперлися!
Тут-то и поняло троянцы что за коня сами втащили к себе. Я был бы и сам непрочь куда-нибудь уйти, но некуда. Заплати я за самый дешевый номер в гостинице 80 марок – дальше ехать будет уже не на что. Пришлось и им это понять.
   Пристроили меня в детскую, на кровать 7летнего сына, а его взяли в спальню на 2местую тахту. А диван так и остался только для того чтобы сидеть. Очень по-немецки. На работу ему было рано, так что встали к 5. Все музеи, а точнее оба, во втором по величине городе Саксонии  (они в этой земле сосуществуют с Дрезденом как в России наш город с Москвой)в понедельник были закрыты, во второй половине дня за 13 марок переехал в Эрфурт, столицу земли Тюрингия.

1.4. ТРИ ДНЯ В ТЮРИНГИИ
1.4.1  ГОРОД НЕНАПИСАННЫХ ГЕРОЕВ.
Эрфурт понравился больше всех, даже полюбился. На это были и объективные причины: погода хорошая, город маленький и уютный (всего 200 000 жителей) пройти его вдоль и поперек можно за час. В отличие от многих немецких городов здесь сохранили старую архитектуру даже в жилых застройках. Прием был радушный, ибо здесь жил пригласивший меня немец. О моей приезде в его семье знали заранее, поэтому то, что он вернулся с работы вечером позже, чем я объявился у него дома недоразумений не вызвало.
    Главе семейства с типичной немецкой фамилией Мюллер было 37 лет, в 4комнатной квартире с ним жили жена, сын 15 лет и 12летняя дочь, а также теша. Шестым членом семьи являлось домашнее животное называемое «кэтце», на вид очень похожее на кошку. Этой дымчато-серой хвостатой подружке было уделено целых 2 альбома фотографий. Понаснимали их за те полгода, которые она живет в доме. Глядя на изумительные по цвету, но часто смазанные или не в фокусе снимки с более чем любительской компоновкой в кадре я с усмешкой думал, что мне такого количества изображений не удостоиться и за всю жизнь. Герр Мюллер работал программистом, получая на руки 2300, его жена на полставки машинисткой за 1000 в месяц, то тем не мене за год немецкого единства они приобрели за 20000 новенькую «тойоту» на которой в следующий вечер покатали по окрестностям города. Стоит ли говорить, что в ФРГ даже проселочные дороги гладкие как зеркало! Принимали Мюллеры по домашнему, в отличие от Дрездена здесь я себя чувствовал обычным гостем а не экзотическим десертом. Можно было впервые за поездку расслабиться.
   Мюллер-младший уже успел объездить полдюжины стран и только пару городов у себя на Родине. Для немцев, причем всех возрастов, такой расклад туристских маршрутов типичный. Так что по окончании вояжа я мог считать что знаю Германию лучше большинства ее жителей.
   Меня устроили в гостиной на раскладной диван, из которого на ночь получалась 2спальная кровать. Мюллер показал мне она раскладывается на одной половине, я стал раскладывать вторую по образу и подобию, на что тот усмехнулся и спросил: «Герр Кондратьев еще кого-то ждет?» А герр Кондратьев просто малость тормознул. Это была единственная шутка, которую я услышал за все время поездки. Не сказал бы что у немцев нет чувства юмора – но выдать свой перл им не свойственно.
    Как символ нашего города – контуры Петропавловки, так Эрфурта – контуры Собора и Северинкирхе.  Строения впечатляют как по декору, так и габаритам – чтобы вписать их в кадр пришлось сместиться на другой край центральной площади. На ней торговали какие-то вьетнамцеобразные существа, в частности, ножиками на кнопках по 5 марок. Я было прельстился, но когда поднес его к краю коробки и нажал кнопку, пружина от удара о картон сломалась. Благо торговец ничего не понял, а то бы на всю площадь разнеслось его злобное мяуканье. Музейчик в Эрфурте оказался немногим лучше краеведческого из райцентра, экспозиция которого встречает зубом неандертальца и фотографией Ленина.

1.4.2  ВЕЙМАР  (21.10.1991)
Закончил в полудню прогулку по Эрфурту сделал вылазку в Ваймар, находящийся в 30 минутах езды на поезде. Он в 4 раза меньше Эрфурта, но имеет 2 достопримечательности: летний домик Гете и картинную галерею. Экспозиция в основном из средневековых картин и икон, крупнейшее в ФРГ собрание Лукаса Кранаха-младшего (1515-1586) и 2 Дюрера. Альбрехт Дюрер  (1471-1528) сыграл в немецкой живописи такую же роль, как Пушкин в русской поэзии. Его работы были живее и современнее, чем у Кранаха, он вдохнул чувства и колорит жизни в религиозно-холодное до него изобразительное искусство.
   У замка раскинулся Ильм-парк, в глубине которого стоял домик Гете, на первый взгляд похожий на голубятню.: маленький, 2этажный. Входной билет стоил 4 марки (в галерею всего 2!). Мал золотник, да дорог.
    Представители советской литературы в один голос восхищались демократичностью устройства дачи-музея Чехова в Ялте. Ах, как будто он только отлучился! А зайти там было модно только на пятачок, обтянутый веревочками, дабы случайно гость не сел на диван обождать возвращения хозяина. Здесь – все на доверии к посетителям и на скамейку, идущую по диагонали от встроенного в угол столика (любимое место работы поэта) никто а-ля Гете как в седло не садился.
   Экскурсия закончилась. Поезд на Эрфурт моментально разогнался. Не знаю, проходят ли их будущие железнодорожные инженеры САПР и динамику вагонов, но читать можно без всякого вреда для зрения. В окне мелькали деревья, так похожие на наши, строгие очертания аккуратно убранных немецких полей, на которых явно не запахивали капусту назло «шефам» из города.

22.10.1991
Наметил набег в Айзенах, к замку Вартбург, решив попробовать для экономии транспортных расходов в дальнейшем автостоп. Расстояние в 50 км для репетиции как раз. С погодой не повезло – с утра занудил дождь. Проторчав зазря на шоссе около часа понял, что уже достаточно вымок, чтобы вернуться восвояси. За весь день возлегая на диване утрудил себя лишь просмотром каталога Отто и выбором маршрута вторжения в Западную Германию. Из двух южных земель база была лишь в Штутгарте и то весьма сомнительная. Кроме того, денег на проезд могло бы не хватить. В общем решил, что пора в отход на север.

1.4.3  ИДИ НА Х В АЙЗЕНАХ (23.10.1991)
Преимущество немецких железнодорожных билетов – годность на несколько дней, при переезде их пункта А в пункт Б можно задержаться на в одном или нескольких промежуточных пунктах. Чем я и воспользовался. Конечная цель – Вальдкаппель, а промежуточная «непокорный» Айзенах.
   Замок на окраине города, на поросшей лесом горе.  К ней по шоссе от подножья ходили поезда Пионербана – состав в несколько вагончиков с паровозообразным тягачом – по сути маршрутка. На стоянке выжидали клиентов такси – несколько «вартбургов».  Их как раз делают в Айзенахе. С плакатом на каждом «в Вартбург на Вартбурге». Я предпочел подняться по лесной тропинке. День был туманный, а замок и вовсе был затянут седой дымкой, что ему, кстати, очень идет.
   Собрав группу парень лет 30 начал экскурсию. С каким акцентом он говорил – не знаю, но трансформировать в нормальный немецкий его увлекательный рассказ я был не в силах. Во втором зале попросил его говорить помедленнее. Он же, узнав откуда я, пока группа перетекала из зала в зал, сбегал куда-то и принес мне проспект «Экскурсия по дворцу» на русском, изданный еще в ГДР и, опередив мое возможное замешательство, сказал: «Бесплатно».  Стало ясно, что замок был основан 1067 году Людвигом Прыгунов, а Палас, по которому нас водили, построили столетием позже. С 1777 в замке неоднократно бывал Гете , ему принадлежала идея устроить здесь музей. Вартбург всю свою историю был одним из культурных центров Германии. Статус музея получил в 1890 и с тех пор его посетило 30 млн туристов.
   Экскурсия закончилась. Туристы, выходя по одному через дверь, выражали признательность экскурсоводу монетами от 1 до 5 марок. Примечательно с каким достоинством это делалось. Он стоял чуть справа от выходящих и все желающие могли сунуть ему в левый карман джинсов или в полусжатые в кулак пальцы левой руки, некоторые отделывались устными благодарностями, что тоже воспринималось нормально. Заметив меня,  он как бы невзначай деликатно отвернулся в сторону. На будущее решил чтобы недорого поддерживать свой престиж – давать на чай нашими монетами. Кстати, нынешняя пятирублевка по размеру почти совпадает с их 1 маркой...

2 Аллес О кэй (западная Германия)
2.1 Большой город Вальдкаппель
С билетом до него вышло как в анекдоте: бандит требует от машиниста метро угнать поезд в Копенгаген. Машинист сразу соглашается: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – Копенгаген.» Кассир на вокзале в Эрфурте замерил линейкой расстояние по карте и назвал цену за билет. А от ближайшей к  нему станции оказалось 25 км... Вскоре на шоссе один трейлер сам остановился и водитель-турок, принявший меня поначалу за своего, пригласил в кабину. «В Вальдкаппель?». Он кивнул. Но после первого же поворота не в ту сторону я его переспросил. «Да все о кэй, однако – ответил он – в Мюнхен едем.» Я срочно попросил остановить.
   Следующей попуткой стал рейсовый автобус на Вальдкаппель. Но расслабляться было рано – оказывается Вальдкаппелями назывались все населенные пункты в радиусе 15 км. «Вот какой у нас большой город» - гордо улыбался водитель. Дабы доехать за спасибо всю дорогу выжимал из себя анекдоты, ком в состоянии был перевести на немецкий. Выходил я из автобуса под аккомпанемент всех русских слов, которые знал водитель: «До свидания водка Горбачев перестройка» Весьма символичное у него получилось сочетание. Впрочем и у нас в глубинке любой может поприветствовать не хуже: «Хенде хох, Гитлер капут, ауфвидерзеен.» Дома никого не было. К полуночи удумал ночевать на ступеньках черного хода – дверь туда не закрывалась. Но к дому кто-то подошел и навстречу хозяевам вылез какой-то тип, представившийся их русским знакомым.
   Немец без хобби – не немец, герра Нессера я знал по переписке как ярого приверженца нового международного языка ИДО, которому он даже пытался научить меня, суля за это материальное поощрение. Он удивился только тому, что я такой молодой, все остальное принял как должное, места в его 2этажном доме хватило бы и на несколько гостей. При том, что в ФРГ принять спать только на кроватях, а на диванах только сидеть. И он, и его жжена были раннепенсионного возраста, детей не имели (иначе бы показали фото). Выяснилось, что его работа – малый бизнес. Тема у нас модная, посему стоит рассказать как это выглядит в ФРГ.
    Если посмотреть на них 4 страницы обложки любого каталога, то виден белый прямоугольник – его фирма-производитель оставляет для адресного штампа своих спецпродавцов. Ими могут быть как крупные организации, так и отдельные люди, имеющие свои магазинчики или занимающиеся рассыльной торговлей. Мой немец, живя в глуши, занимался как раз последним. От цен в каталогах продавцы в зависимости от опта получают от фирмы скидку в 25-50%. В основном рассыльной торговле подвергаются игрушки и модели. По количеству моделистов на душу населения немцы вообще безнадежно обогнали весь мир. Любовь к технике – основная черта их национального характера. Рабочий кабинет его выглядел неофициально, но имел всю полагающуюся оргтехнику. Чтобы показать как работает факс он потормошил какого-то делового партнера в США и заодно свершил с ним какую-то сделку. Спустились в гостиную, где между бульоном и соком Нессеры стали закладывать в письма к клиентам брошюры своих ценников. Я взялся им помогать, но когда по русской привычке стал заклеивать конверты языком – они остолбенели... Заклеивать их вообще было не нужно, оказывается в ФРГ дешевле отправлять письма в открытом виде. Тут уже мои глаза изменили свою геометрическую форму. А по ТВ после рекламы, на время которой хозяева отключили пультом звук, пошел немецкий политический юмор. Я понимал все, что говорит ведущий, но что это смешно – только по реакции в студии и смешкам моих немцев. Такова была национальная специфика! «В Бундестаге эпидемия – создавать комиссии  как кому помочь. Все ищут, ищут... Тоже мне, искательство!» Надо было смеяться над последним словом!..
   Утром они накормили меня немецким блюдом «Мюсли». Смесь невареных круп, орехов и яблок. Из вежливости мне пришлось это есть с благодарной улыбкой. Видимо я переиграл, т.к. они предложили мне добавки – «Вы – молодой, вам кушать надо.» «Но не такую  же гадость!» подумал я и отперся руками и ногами, сославшись на сытость. На одном из трех микроавтобусов (все, кстати в таком состоянии, что впору перегонять в СНГ) подбросили пару километров в направлении станции. Им нужно было лишь на почту.
   Отчасти пешком, отчасти на попутках до станции добрался часа за 2, но тут выяснилось, что на Ганновер поезда идут от другой станции, тоже Эшвеги, в 7 км отсюда. Вышел обратно на шоссе. Остановился «опель» и водитель сам спросил: «Куда тебе надо?» У нас в таком случае, если бы деньги карман не тянули, то есть в любом я бы отказался и сам бы добрел. Но в ФРГ даже частникам платить не принято. Извозом там заниматься никому в голову не пришло – зачем? Ведь есть такси. Я это знал и потому впорхнув салон сразу сказал куда мне надо. Шофер был курящим и из благодарности я угостил его «космосом». Поблагодарив, после нескольких затяжек он заметил, что «это» плохо тянется. «Ишь, буржуй – ласково подумал я – сигареты ему наши не нравятся, а попотчевать бы тебя после вашей салями нашими онежскими сосисками!
Итак, до следуюшей части «Дворник не с улицы Пестеля» автор оставляет своего героя, т.е. себя, с билетом до Ганновера в зальце ожидания нужной Эшвеги.

2.1.2 Дворник не с улицы Пестеля  (24.10.91)
В поезде провел эксперимент над соседкой по купе – дал ей посмотреть нашу 25рублевку, спросив: «Что это?». Девушка попалась сообразительная, осмотрев ее со всех возможных сторон  ответила: «вероятно «гельдшайне». Стоит пояснить, что в немецком деньги вообще называются «гельд», бумажные «гельдшайне», а «шайзе» на русском значит г...)На что я заметил, это ваши – гельдшайне, а это гельдшайзе.» Эта игра слов немцами потом воспринималась как анекдот. Вспоминая свои шутки на немецком сначала сам удивился – шайзе присутствовало везде. Хотя вообще-то у них это едва ли не единственное не совсем литературное слово, а у нас их – целый арсенал, да еще обилие суффиксов оставляет неограниченную свободу творчества, хотя слова вроде изначально всего 4...
    Нортхайм. По нашим понятиям – образцовый поселок городского типа. Здешнего знакомого зовут Норберт, у него жена, ребенок, работает дворником. Рассказывал, что прежде работал стрелочником, но эта работа ему больше нравится: должен трудиться по 30 часов в неделю, но для наведения порядка вокруг дома, который они обслуживает достаточно помахать метлой по часу в день. Для приличия шляется с метлой вокруг дома еще часок-другой. Зарплата 3000, но после налогов, медстраховки и квартплаты на руки 1900, чего вполне хватает.
   Угостив пивом, повез на своем «опеле-омега»показывать город, хотя проехать получилось метров 200. Центр – пешеходная зона, так во многих городах ФРГ. Лучше Бродского про Нортхайм не скажешь.

Осенний вечер в скромном городке,
Гордящемся присутствием на карте.
........
Уставшее от собственных причуд
Пространство как бы скидывает бремя
Величья, ограничиваясь тут
Чертами главной улицы...
И т.д. рекомендую первоисточник.

Завел в кафе, присовокупив, не стесняйся, заказывай. Немецкое гостеприимство. Он взял себе какие-то котлетки с картошкой, я же попросил пол цыпленка. Он еле заметно поморщился. Немецкое гостеприимство имеет рациональные пределы. Чай-кофе был им к трапезе упущен, я понял что это в гостеприимство не входит. Так как ночевать он к себе не приглашал, то вскоре я попросил отвести меня на вокзал, что  он с облегчением и сделал.

2.2.ПАСЫНОК ПОДЗЕМНОГО ГОРОДА (24-26.10.91)
Ганновер – столица земли Нижняя Саксония( 500 000 жителей), выделяется среди себе подобных больших городов только «хорошим немецким», т.е. правильным произношением, кроме как здесь на нем говорят только дикторы телевидения. Есть десяток памятников архитектуры, разбросанных в радиусе километра от вокзала. Вряд ли Петербург стал красивейшим городом мира, если из старого города оставить только Петропавловку, Адмиралтейство да Казанский с Исаакием, а остальные здания заменить подобием строения №4 на Литейном. Представили? Так что теперь ясно как выглядит Ганновер. Вообще зодческих талантов в немецких городах, как правило, хватает на Собор, Ратушу и пару церквей.
   Впечатлил ЖД вокзал – этаж на уровне земли и 2 подземных, переходящих в северной части в кавалькаду эскалаторов Крёпека, узловой станции линий метро, а также главной площади, места молодежных тусовок. Лабиринты и аппендиксы ларьков, кафешек, пивных – настоящий подземный город. Главное достоинство вокзала – наличие теплого зала ожидания, более комфортное место у меня для диких ночевок было только в аэропорту Гамбурга.
    Коротая там второй долгий вечер показалось, что рядом кто-то говорит по русски. Чтобы не ошибиться спросил: «Который час?» Разговорились, сумку я оставил на своем стуле, изредка поглядывая за ней. Один из двух мужчин был казахским немцем, в ФРГ почти год, другой – русский, несколько месяцев как иммигрировал. Платит с женой половину пособия по безработице (1200 каждому) за квартиру и живет вполне прилично, 10 месяцев, выделяемых на изучение языка на бесплатных курсах у него еще не истекли. Что меня удивило – ностальгия их не мучает. И тут, в очередное раз глянув на свое сидение онемел – сумки не было. Длинный тощий, хипповато-наркоманского вида немец  направлялся с ней к выходу. Догнал его в 2 пряжка и отняв сумку огласил помещение бессвязной матерщиной. Немецкий из головы вылетел. Одному из моих новых знакомых, подоспевшему на разборку фриц оправдывался  - мол думал ничья. Я понимал его ответы, но крыл их по нашему. С нескольких концов зала донеслось на русском: «Да сдай ты его в полицию.» Наших оказалось более, чем достаточно, да еще и группа поляков. Сумку я с тех пор их рук не выпускал, а то за поездку в этом плане расслабился.
   Они продолжили: был рядом с Гамбургом городок, постепенно образовалась там турецкая колония, немцы потихоньку оттуда ушли. А теперь туда прибывают русские и уже турки его спешно покидают...Для экономии взял билет Ганновер-Гамбург, благо дорога к нему поначалу была попутна к Бремену. Так я сберег марок 30.

2.3.ЧЮС (26.10.91)
Кратким, как это западногерманское приветствие, которым как встречают, так и провожают, было свидание с Бременом. День стоял  солнечный и впечатления  портить было нечему – ночевать я здесь не собирался. Галерея слабая даже по немецким меркам и держалась рекламой картины Пикассо «Сильветте». Рядом с ней – ратушная площадь, где якобы некогда выступали бременские музыканты, у самой ратуши стоял им маленький памятник. На площади развернулась ярмарка, а за вокзалом и вовсе большой луна-парк. Туда уже не пошел – надо было засветло успеть в Гамбург.
   Чуть поезд тронулся как уже появился кондуктор (по немецки «шафнер», за назначение я их называл «штрафнерами»). Посмотрев на мой билет сказал: «Не все в порядке – из Ганновера в Гамбург есть  прямая дорога.» На что услышал мое миролюбивое блеянье: «Моя Ганновер человек киоск спросить, он отвечать – езжать, пересадка Бремен.» Глянув на мою премило-идиотскую мину строгое должностное лицо только рукой махнуло, даже не прокомпостировав билет. Случай небывалый!

НА РОДИНЕ ГАМБУРГЕРОВ  (27.10-3.11.1991)
У соседа по купе узнал как доехать до Енса, моего гамбургского знакомого. За пребывание в ФРГ я уже наслушался всяких диалектов, но попутчик говорил особенно странно – Р твердое, Г раскатистое, похожее на Х.
- С каким акцентом говорите?
- С русским.
- Оно и видно – сказал я уже по русски.
- Я тоже сразу догадался, что ты русский, в ФРГ такие куртки не продаются. (Дождевик у меня и в самом деле был фасона «убожество лесное».)
   Он родом с Украины, на постоянке в ФРг уже 19 лет, немецкий выучить толком так и не соизволил, даже мне резанула слух масса ошибок в его речи. Про артикли вообще понятия не имел. Сразу похвастался, что имеет жену-малайку и ауди-80.
- Когда с друзьями выпью пару банок пива – за руль не сажусь. А когда бутылку водки – все равно потом ничего не помню.
Госполи – думаю – как наш человек может у них деградировать – поллитра на двоих-троих и пьян до беспамятства. У нас это на одного – стартовая доза.
   Как уже догадались читатели Енса дома не было. Больше никого в Гамбурге я не знал. Попробовал заночевать в его парадной на коврике – холодно. Вернулся к полуночи на вокзал. Проголодался жутко, а там все с тройной наценкой. Ситуация как у Галича:
Вот стою я, прямо злой, как Малюта
То мне зыбко в пиджаке, то мне зябко
Хоть дерьмовая – а все же валюта!
Все же тратить исключительно жалко!
Зала ожидания на вокзале нет. Засел в Макдональдсе.
Чтобы официанты не шпыняли пристроился в углу, поставив перед собой чей-то поднос с недоеденными чизбургерами – объелся, мол, отдыхаю. Сытую осоловелость на лице изобразил не без труда. Но к часу ночи ресторан закрылся. Я был даже готов истратить остатки денег на ночевку – должен же Енс в понедельник объявиться, ему в завтра на работу все-таки. Нашел рядом с вокзалом отель попроще. Портье в нем не пахло. Свет зажигается на полминуты и гаснет. Присел на 3 этаже на что-тио мягкое, ткнулся затылком в дверь – главное не холодно. Понес черт кого-то в свои апартаменты. Я привстал, делаю вид, что ключи ищу от своего номера. Сидел я, оказалось, на мешке с цементов, брошенного под дверь сортира. Я бы не менял места, но проходящие в свои номера слишком опасливо на меня поглядывали.
   Гамбург отличается обилием иностранцев – каждый восьмой из постоянных жителей. В городе уйма итальянских пиццерий, которые держат исключительно турки, считающие , видимо, что немцы не в состоянии отличить их от итальянцев. Турки из-за наших уже стали обижаться, когда их называют турками, поэтому остроумные русские переселенцы стали называть их чехами. Турки, кстати, этого так и не поняли до сих пор.
   В такую пиццерию на привокзальной площади я зашел коротать ночь. Мест свободных хватало и хозяева были не против, что я сижу просто так. Когда начинал дремать – тормошили: не спи. За соседним столом двое говорили на таком английском, который я слышал разве что в школе. Зера, зыс ыс. Один – парень чуть старше меня, другой похож на Будулая из фильма «Цыган». Парень с улыбкой сказал мне по-русски: «Привет». Соотечественника звали Сергей, а «Будулая» Николау. Сергей из Казани, этнически полунемец-полутатарин, но русский. По мещанским понятиям у него дома все было: квартира, машина, видео. В Гамбурге был с тургруппой, удрал с теплохода перед самым отплытием налегке. «Я по гороскопу Стрелец, не могу без приключений» - приговаорил он по ходу рассказа – поработаю здесь лет 5, обеспечу себя на всю жизнь, вернусь домой и больше работаь не буду.» Живого румына он тоже видел впервые, тем для бесед  хватило до утра.
ВЫШЕЛ НУНЧЕ МАНИФЕСТ – ОБЪЕДАЙТЕ «КРАСНЫЙ КРЕСТ»
По утрам и вечерам я наведывался к дому Енса, но он так и не появлялся. В среду, потеряв надежду, продал в магазин предназначенную для Енса матрешку-двойник за 10 марок. Дату в ави аблитеах я заменил в агентстве  с 10 на 3 ноября, раньше не получалось. Температура сползала уже ниже нуля, я напялил на себя даже вторую майку. Замерзали лужи. Замерзал я. Таяли только деньги. Кормиться заходил в «Красный крест»с бесящей персонал пунктуальностью : в 10 14 и 18 часов. Своих-то они принимали любезно: одна захотела поболтать нахоляву по междгороду – пожалуйста, другому стало зябко – зашел разжиться шарфиком. Здесь всегда бывали русские, и ожидающие распределения. Распихивали переселенцев исключительно в новые земли, быв. ГДР.
Все разновидности враждующих на Родине югославов как-то жались друг к другу. В 7 вечера заведение закрывалось, ночевать я ездил в аэропорт. На второй вечер полицейские уже не спрашивали у меня документов – знали в лицо. Постояльцев набиралось на ночь несколько человек, кроме меня ни кто не ночевал дважды. Сиденьтя были как у нас в метро, тепло – лучше не придумаешь.
Бутербродов от «Красного креста» не хватало. Купил как-то банку с сосисками и съел вместе с консервантом. Желудок побаливал, но расстройства не было – кишечник был чист, как лениво кружащий над Гамбургом первый снег.
   Общественный транспорт в ФРГ развит слабо – се имеют машины, на мелкие вылазки – велосипеды, стоянки для которых есть повсюду. Гамбург я обследовал вдоль и поперек больше пешком. Пытался где-нибудь подхалтурить – но куда меня могли взять без разрешения на работу, да еще и на несколько дней?
   Основная достопримечательность города – мост через Ельбу (Эльбебрюкке) да еще ратуша. Из городов ФРГ Гамбург занимает наибольшую площадь , также как Берлин и Бремен,  является городом-землей. Уже в километре от центра восточная часть Гамбурга похожа на большую деревню – тихие улочки, одноэтажные домики с садиками. Земля вокруг домиков используется исключительно в декоративных целях. Такого внимания к садикам не уделяют нигде в ФРГ, забота о них доходит до паранойи: лизанные-перелизанные, как лысина пожилого мужчины, тщательно прикрытая зачесанными с висков редкими волосами.
Здесь и различные клумбы, и кустарники, и отполированные куски мрамора, инкрустированные мхами – все это творчество, занимающее едва ли не весь досуг хозяев, дает наглядное представление об их художественном вкусе, или, чаще, об его отсутствии.
   Как мог Репербан снискать себе мировую порнографическую славу? На этой улице пара невзрачных стриптиз-варьете, да пяток секс-шопов. В них соответствующий выбор нижнего белья, игрушек и индивидуальные кабинки. Типа фотоавтоматов – 4 хари за 4 минуты. За монеты 1, 2 или 5 марок можно посмотреть в них ЭТО по ТВ, имеющему, пожалуй определенную антикварную ценность.
   Енс объявился в четверг вечером, чувствовал себя виновато – поехал на «Трабанте»к родителям в быв.ГДР, но мотор забарахлил, поневоле застрял. Енсу на работу в 4 утра, так что с вечера оставил мне запасной ключ. Угощал соками из тропических фруктов о которых я ранее и слыхом не слыхивал: авокадо, маракуйя – других не запомнил. Енс вернулся в двум и повез меня показывать город, который я за дни махрового бродяжничества изучил не хуже его, с тем же успехом он мог меня прогулять по Невскому. Енс категорически одел мня в свои вещи, позволив оставить только полуботинки: я не хочу, чтобы мой русский друг выглядел как бедный черт. Я не возражал, но брать одежду потом в качестве гуманитарной помощи отказался. Заведя в кафе он между делом сказал продавщице «это мой приятель из России», как бы давая ей понять что русские, оказывается, очень похожи на людей. Иной раз и не отличишь.  Закупить продукты Енс заехал в Альди. Раньше немцы называли это сеть дешевых магазинов польско-турецкие. Теперь весь магазин оглашался мужским басом: «Митьку, подь до мэнэ – тут пиво на пьят карбованцив дешевле!» Для меня это была ценная информация на будущее.
   Когда «трабант» не заводился Енс сначала лаского говорил: «Гоу, траби, гоу!» Если это не имело действия разражался экспрессивной тирадой, из которой я разбирал только «пластикшайзе». Да уж, «трабант» - не роскошь, а последний привет от Хонеккера.
   В субботу Енс прихватил меня на фестиваль моделистов-железнодорожников, проходивший в школе на окраине города. Народ туда съехался со всей северо-западной Германии. Клуб из Любека развернул модульный макет длиной 70 метров. Когда отправили в рейс «ориентэкспресс» - включили фонограмму с настоящими паровозными гудками. По стенам – витрины с самоделками. Енс предупредил: «Не делай цап-царап – а то вы, русские, все любите потрогать.»  Поразительно, но наше «цап-царап» известно немцам также как «водка» или «на здоровье».
   В воскресенье ЕНс отвез меня в аэропорт. Ехали через весь город, дорогу показывал я, т.к. Енс без карты ориентировался неуверенно. Парковка у аэропорта бесплатна лишь на час, так что каждый владелец машины выставлял под лобовое стекло совсем механические часы, выводя картонной стрелкой на бумажном циферблате время прибытия.
   В полете стюардессы предлагали за валюту с лотков на колесиках всякую мелочь из «березки». Наши, в отличие от иностранцев, отоваривались только в обратных рейсах, причем активно. Видимо, привыкали, что за границей валюта – это обычные деньги.

Я ФРГ 
             ЧУТЬ НЕ ВСЮ ОБОШЕЛ
И ЖИЗНЬ ХОРОША
                И ЖИТЬ ХОРОШО
ИМ.       (Н.Е. МАЯКОВСКИЙ)

Чего уж тут говорить, если немецкий студент, живя дома на стипендию может прокормиться, одеться и обуться? Для примера в различия в статьях расходов приведу пример своего приятеля из бывшей ГДР, квалифицированного служащего, как раз среднестатистического немца. Если бы он был семейным, имел детей, налогообложение для него было бы мягче. Зарплата 3324 ДМ  после автоматически вычитвемых налогов и медстраховки на счет поступает 2190 из этого за аренду 2комнатной квартиры 410 (приватизировать невыгодно) коммунальные услуги 123. Итого на руки 1657. Для питания дома в месяц хватает 200 марок (для сравнения обед в ресторане 20) . Правда в ФРГ очень дорогая мебель – на хороший диван ушла бы почти вся зарплата.
    Чем выше уровень жизни – тем меньше юмора. У немцев нет своих анекдотов, только редкие шутки: ГДР на немецком ДДР, на русский они это расшифровывали Давай Давай Работай. Популярно у них армянское радио, любят английский юмор.
   Граница между Германиями чувствуется сразу. От быв.ГДР отдает совдепом даже через 3 года после объединения. Новые земли сейчас  - одна большая стройка. Разницу между «оззи» и «веси» начал примечать после второй поездки, и то с трудом. Западные уже не против  разъединиться обратно – не ожидали столько сложностей. У восточный мнение не изменилось – нравится, но с оговорками. В новых землях  высокая безработица – 15%, в старых 3-8%.  А вообще вся ФРГ похожа на огромный часовой механизм. Немцы работают не спеша, но никогда вхолостую. Каждая шестеренка знает свое место и если вращается медленно, то лишь для того , чтобы не сбить с ритма весь механизм. Виды Германии -
Чистенькие приторные открытки, четкая геометрия полей и лесов проецируется на небо, над этой страной даже облака проходят стройными шеренгами.
    Меня удивило в ФРГ обилие алкашей и своих нищих.  Они пишут на картонке Я ГОЛОДЕН и все. Наши – чего только не придумают! Один стоял у аптеки с табличкой НЕ ХВАТАЕТ 50 РУБЛЕЙ НА ЛЕКАРСТВО. Сколько ни подавали – он даже заход в аптеку не симулировал. Полагаю, он с этой табличкой зарабатывал больше, чем дюжие молодчики с шильдами КУПЛЮ $ DM. Другой, тоже трудоспособный собирал на похороны матери ... полгода.В общем, у каждого на картонке – своя  душещипательная история.
   Михаил Ромм в «Обыкновенном фашизме» необоснованно заявил, что толстые ляжки – истинно арийский признак. По части фигурок их девушки не особо уступают нашим, что не сказал бы про мордашки. Но внимание на противоположный пол я обращал только сытым и  отоспавшимся – т.е. довольно редко. По сравнению с нашими у всех западноевропеек один большой плюс – выше культура общения. В знакомстве никогда не отказывают, если обламывают, то деликатнее и позже. И никаких хитрых артподготовок – просто улыбнулся и спросил «как твое имечко?» Какой бы неприступной ни казалась барышня на первый взгляд.
  Несмотря на рациональность немцы тем не менее сентиментальны. Муж и через 10  лет будет сюсюкать – съешь душечка этот кусочек. Русская душа неизменно шире, колоритнее, непредсказуемее. Гостеприимством по сравнению с народами СНГ не блещут. Богатство немцев от рачительности, если не сказать прямо – скупости. На всякие пожертвования идут монеты в 1-2 пфеннига. Изобретательны в напичкивании быта техникой – зубочистки с электроприводом, фотоэлементы в прихожих. Менталитет отражает язык – немецкий как никакой другой удобен для делового общения. После этой поездки впечатление о немцах осталось не лучшее. Исправилось после второй, тщательнее подготовленной. Понял самое главное – в чужой монастырь со своим уставом не суйся. А к немцам даже как-то привык. Они в сущности, забавные и безобидные существа. Да и сервис у них как наркотик – не отвыкнуть.


Рецензии
Вот это мне очень понравилось!
Интересно было почитать, новые знания и эмоции получить!
10+

Анна Мельниченко 2   03.06.2022 23:26     Заявить о нарушении
рад порадовать, как говорится..))

Петр Кондратьев   03.06.2022 23:31   Заявить о нарушении