Туризм в советском захолустье

ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (63)
с фотоиллюстрациями смотрите здесь:
https://blukach.by/post/1386


 Районный центр Лепель в масштабах Беларуси, тем более Советского Союза, иначе как захолустьем не назовёшь. Население 18 тысяч человек. Наиболее перспективное, уважаемое, популярное и социально ориентированное предприятие – районное объединение «Сельхозтехника» с тремя сотнями работников. Самая большая организация – «Райпотребсоюз» с восемью сотнями работающих. Типичная советская глубинка, обречённая навечно затеряться в «необъятной Родине моей» как иголка в стоге сена. Казалось бы: о каком туризме может идти речь в такой глуши? Может, так оно и было везде, но не в лепельской «Сельхозтехнике». Это потому, что там туризмом верховодил я. Почти самозваным образом. А всё потому, что был и до сих пор есть неизлечимо больной на это не совсем нормальное увлечение.

 С детства нравилось мне шататься (по-местному бадзяцца, блукаць) по нехоженым ранее дебрям, болотам, кустарникам, полям, берегам рек… По одной и той же местности идти второй и, тем более, последующие разы было по облому даже пару километров, а по незнакомой местности с удовольствием наматывал до четырёх десятков километров за день. Моё такое увлечение красноречиво иллюстрирует недавний пример. Ехал в большое путешествие. Автобус из Минска в Карпаты отправлялся в 20 часов вечера. Перед тем вознамерился купить на базаре в Ждановичах футляр на новый смартфон. Предполагая, что долго буду искать покупку по многочисленным торговым рядам, выехал из дому утром. Как только добрался в Ждановичи, так сразу и отоварился. Что же делать дальше? Поехать в театр? Прошлый раз так сделал. Смотреть спектакль было интересно, но, что показывали, не запомнил. Зачем  тогда платить деньги за просмотр, если всё равно не буду помнить, что видел? Как же тогда убить полдня? Включил навигатор – до вокзала 11 километров. А пойду-ка я пешком зигзагами, как показывает стрелка прямейший путь через дворы. Так и сделал. И было настолько интересно, что запомнил тот необычный поход на всю жизнь. Вот такое моё жизненное кредо относительно всяческих блужданий с надуманной целью исследования для самооправдания бессмысленности деяния.

 Окрестные турки-борки пройдены в школьные годы. Не оставлены без внимания и бесчисленные полигоны советской армии в восточной Германии – их штурмовал в свободные минуты во время манёвров, которые устраивались еженедельно. С началом семейной жизни стал разъезжать по выехавшим из колхозного рабства родственникам своим и жены, добрался до Ленинграда, Кривого Рога. Истоптал Полесье в околицах Цны Лунинецкого района – родной деревни жены и одноимённой реки. Весь Лепельский район исколесил с удочкой за плечами, придерживаясь принципа: каждый выезд – на новое озеро.

 Во второй половине 70-х меня назначают секретарём комсомольской организации «Сельхозтехники». Хорошего в том мало, но я его нашёл. Ведь теперь, под видом заботы о туристическом отдыхе работников организации, могу устраивать себе путешествия, куда захочу. Конечно, не для себя лично, а вместе со своими коллегами.

 И поехали работники «Сельхозтехники» вместе с жёнами, мужьями, сыновьями и дочками по окрестным достопримечательностям, театрам, музеям Витебска и Минска. Причём принцип выбора был таков: дважды один объект не посещать. Даже в Белгосфилармонии дремали под камерную музыку на первом ряду. Ведь денег на билеты управляющий «Сельхозтехникой» Владимир Корнеевич Галушко не жалел. Он и служебный автобус Курганского автозавода, легендарную «коробочку», давал по первому моему требованию.
 
 Захотел зимой порыбачить в новом месте – вешаю объявление о соревновании по рыбной ловле в предстоящий выходной. Корнеевич выделяет денег на призы столько, сколько попрошу. И стар, и млад битком заполняют «коробочку». Объегоривают друг дружку, запихивая гайки в рот щуке, чтобы больше весила, или неприметно выдавливая икру из брюха соседского окуня, чтобы перед взвешиванием «похудел». А уж если разоблачают мошенника – до драки доходит.

 Каждому участнику соревнований на питание выделялось 1 рубль 20 копеек. А если приписать мёртвых душ – ещё больше получится. В итоге неплохое застолье на льду образуется…

 С понедельника на работе меня начинали осаждать заядлые рыболовы, требуя очередных соревнований в следующий выходной. Народу действительно нравился такой отдых, как и поездки по театрам и музеям. Хотя культурный отдых неофициально именовался поездкой за колбасой, т.е. в Минск за продуктами, поскольку оных в Лепеле не имелось.

 Этим моя комсомольская деятельность и ограничивалась. Вместо ежемесячных комсомольских собраний проводил лишь одно в году – отчётно-выборное. На районный комсомольский субботник комсомольцев было не собрать. Тогда ходил на поклон к управляющему, и он исправно переводил райкому комсомола необходимую сумму, якобы заработанную комсомольцами на субботнике. А я исправно составлял протоколы мифических собраний и субботников.

 Видя такую кипучую деятельность комсорга, райком комсомола предложил мне 20-дневную туристическую путёвку на выбор: в Японию, Францию или Вьетнам. Я даже не размышлял. Моментально предпочёл японскому магнитофону, французским джинсам вьетнамскую экзотику. Вот только заплатить за тур надо было 330 рублей, а это две моих зарплаты.

 Пошёл на поклон к управляющему. Тот сказал, что, согласно положению, мне полагается лишь 60 рублей годовой помощи «в связи с создавшимся в семье тяжёлым материальным положением». Но Владимир Корнеевич понимал, что этого мало, потому предложил моему брату Ваське, работающему слесарем по механизации ферм, также написать заявление на помощь «в связи с предстоящей свадьбой», понятно – мифической, а деньги забрать мне. Оставалось расколоть жену всего лишь на 210 рублей. Это мне далось легко. И в холодном феврале 1980 года я полетел купаться в Южно-Китайском море.
 
 Это Вьетнам заразил меня неизлечимой болезнью, которая именуется туризмом. По выходу на работу от меня этот недуг распространился на весь коллектив «Сельхозтехники». Через пару месяцев на отчётно-выборном собрании инженер по безопасности дорожного движения Валерик Александрович предложил запланировать поездку комсомольцев в Пушкинские Горы, где родился Александр Сергеевич. Я моментально запротоколировал предложение. Летом пошёл с протоколом к управляющему: собрание решило… И он заказывает в автопарке автобус. Комсомольцы и не только совершают трёхсуточный культурный тур. Отдыхают до упаду.
 
 В марте 1981 года районный профсоюз работников сельского хозяйства предложил «Сельхозтехнике» две путёвки по маршруту Владимир – Суздаль – Гусь-Хрустальный. На автобусе по «Золотому кольцу» покатили я и слесарь-умелец Валерик Окулевич.
 
 Туристическая болезнь прогрессирует. Припадки тяги к путешествиям учащаются. И я иду к Владимиру Галушко с предложением организовать на майские праздники 1981 года экскурсию работников во Львов и по Львовской области. Он не против. Но организационные хлопоты возлагает на меня. Материальные расходы берёт на себя. Я заказываю в Минском бюро международного молодёжного туризма «Спутник» крутой на то время автобус «Икарус», и он забирает кучу работников «Сельхозтехники» прямо от конторы организации. Проезд, гостиницу, питание, экскурсионное обслуживание оплачивает «Сельхозтехника». Туристам остаётся тратиться лишь на пропой, покупку сувениров и дефицитной колбасы.
 
 В том же 81-м году каким-то образом мне попадается книга с перечнем всех туров по Советскому Союзу. Из Москвы выписываю себе и жене 15-дневные путёвки на турбазу «Браславские озёра» общей стоимостью 120 рублей. «Сельхозтехника» 60-ю рублями оказывает мне помощь «в связи с создавшимся в семье тяжёлым материальным положением». Прекрасным образом «улучшаем» его в тёплых и рыбных водах озера Дривяты.
 
 Возить людей «за колбасой» в Минск продолжаю. Однако душа просится в каждый отпуск на природу надолго. В 1982-м выписываю из Москвы две 15-дневные путёвки (себе и жене) стоимостью 75 рублей каждая на турбазу «Соколья Гора» за Смоленском. «Сельхозтехника» по-прежнему балует меня ежегодной 60-рублёвой помощью «в связи с создавшимся в семье тяжёлым материальным положением». Отлично отдыхаем на Днепре.
 
 В сентябре 1983-го с троюродным братом Толиком Благодировым выписываем из Москвы 20-дневные путёвки «По Молдавии и Подолью» за 120 рублей каждая. Балдеем по полной.
 
 Уже не упоминаю Прибалтику. Много раз экскурсировался по Латвии, Литве, Ленинграду. Но самым ценным и полезным путешествием считаю поход 1986 года с рюкзаком к истоку Эссы, речки своего детства.
 
 Путешествую до сего времени, хотя мне уже 67 лет. Но более поздние туры не показываю, поскольку они выходит за рамки красной эры. А этим мемуаром хочу показать, как отдыхал в плане туризма усреднённый беларус из беларусской глубинки. Сразу отвечаю, почему считаю себя средним.
 Были туристы и покруче меня – забирались на Кавказ, продирались сквозь сибирскую тайгу, сплавлялись по Западной Двине… Многие довольствовались сидением с удочкой на местных озёрах, маханием лопатой на дачах, хватало и отдыхающих с бокалом пива в столовке на базаре или пивбаре напротив церкви. Вот я и получаюсь в золотой серединке, как и в любом ином вопросе.

 И ещё. Не надо думать, что управляющий «Сельхозтехникой» Галушко мне по блату оказывал материальную помощь при уходе в каждый отпуск. Такую помощь давали всем, кто действительно уезжал культурно отдыхать. Считалось, что болтающимся по Лепельщине она не является необходимостью. А формулировка «в связи с тяжёлым семейным положением» была стандартной, того требовали тогдашние правила.

 И ещё одно «ещё». Не только «Сельхозтехника» разъезжала по турам. Практиковали это и другие богатые предприятия. Частота поездок зависела от заинтересованности ответственного за мероприятие. Кому-то такая нагрузка была серпом по одному месту, а кому-то – манна небесная.

 До сих пор считаю, что по обе стороны усреднённого туриста стоят совершенные антиподы. Это абсолютные не туристы и абсолютные туристы. Они друг друга абсолютно не понимают. Я проиллюстрировал отношение не туристов к туристам в 2018 году администратору привокзальной гостиницы «Экспресс» в Харькове, когда та спросила, командировочный я или турист. Ответ мой был таков: «Дурной турист». Сразу же меня спросили: «Почему дурной?». «Все туристы такие, - ответил я. – Они по дурному протуривают деньги вместо того, чтобы по умному их проедать». Ответ понравился на ресепшен.
 Рассказал про туризм в советской глубинке без его оценки. А плохо или хорошо была поставлена туристическая индустрия у чёрта на куличиках – судить каждому читателю со своей колокольни.


Путешествия по эпохе Застоя воскрешены 26 февраля 2019 года.


Рецензии