Вспоминая маму...

  Часто встаёт перед глазами скромное убранство нашей юрты: чисто, уютно и тепло. Мама приехала с пастьбы овец, покушала. Села, как всегда, в изножье кровати со сложенными на груди руками и пьёт густо заваренный плиточный грузинский чай с молоком. Молчит, задумавшись о чём-то.
  О чём думает женщина, всю жизнь прожившая одна? Вспоминает свою нелёгкую долю сироты, юность, выпавшую на годы войны, тяжёлую чабанскую работу, которую нельзя оставить ни на день?
 Может вспоминает о том, как с 16 лет, объезжала коней, заарканивая приглянувшегося скакуна сразу из табуна. Или вспомнила, как в ту же пору никто из сверстников-парней не мог лучше и больше её поймать тарбаганов в капкан. Как метала зароды душистого сена в жаркое лето и ни один дождь не пробивал, вершенные ею стога. Вспомнила тяжелый труд в годину войны, когда все держалось на плечах женщин и детей. Как возила лунными ночами сено с подругой на санях из Монголии, отбиваясь от голодных волков. Или за пятьдесят километров везли дрова и жерди в любую погоду. Наградили медалью "За доблестный труд в ВОВ".
  Может вспоминает о первой любви? Кто он был, любимый? Сгинул в кровавых жерновах страшной войны, шедшей где-то далеко на западе или позже, на востоке, короткой, но тоже кровопролитной? Может вспоминает, как родила пятерых детей, из которых один умер семи дней отроду. Двух старших, сына-первенца и дочь, забрали себе на воспитание отец с мачехой, у которых не было своих общих. Второго сына они же отдали младшей сестре, у которой был муж, но тоже не было детей. Погиб  сынок в десять лет. Застряла нога в стремени, когда он выпал из седла, собирая табун лошадей: размозжил голову пацану копытом испуганный жеребец. Только младшую дочь оставила ей мачеха, чтобы было к кому прислониться в старости.
  Острая на слово, боялись попадать ей на язык парни и мужики. Пела песни: через 25 лет после смерти мамы, узнала подруга юности её младшую дочь по голосу. А пересмешница была, каких поискать! Один из внуков пошел в неё этим. На язык остра, как мать, старшая дочь.
  Ушла моя мама в мир иной ровно в 50 лет. Я была далеко в Ленинграде после операции на позвоночнике. Мне, самой уже пятидесятилетней женщине, рассказывала родственница, как купила и хранила мама капроновые чулки для дочки. Скоро выпишется из больницы и приедет домой после долгого лечения: молодая же, тоже захочет красиво одеваться. И старушка, наклонив голову, спрашивает у меня, передали ли мне эти чулки.
  Молчаливая со мной, скупая на ласку, не знаю сколько слез в душе пролила мама, пока я лечилась в больнице с восьми лет до семнадцати. Не только тяжкая доля, непосильный труд, но и переживания за детей, переданных в другие руки, болезнь младшей, единственной рядом бывшей кровинки, повлияли, думаю, на скорый уход мамы. Не дождалась мама моего возвращения.
  Когда я лежала в санатории, учась в первом классе, мама приехала навестить меня впервые. Меня разбудили в семь утра: к тебе мать приехала. Она не знала, как ехать на станцию Кука. Приехала в курорт Кука. Кто-то ей там объяснил, куда надо идти и мама пошла в пять утра через лес одна! Каково это было женщине, родившейся и сорок лет прожившей в степи? Был уже ноябрь, ночи длинные, тёмные. Помню, что когда мы  встретились, за окном брезжил рассвет.
  Потом мама приехала зимой и попала в карантин. Постояла она в январскую стужу на улице, глядя на меня через двойные рамы: ни обнять дочку, не услышать её голос.
  За те долгие годы, что я провела в санатории, мама на свидание ко мне потом приезжала раз в год. Отпускали её дочь проведать только во время отпуска в совхозе. Некому было, видимо, за неё овец пасти. К ребятам, которые со мной лежали, родители приезжали, кто подальше - раз в месяц, кто поближе еженедельно.
  Помню и последнюю встречу. Меня увозили в Ленинград на операцию. Поезд отходил в семь утра и мама пришла ко мне в шесть часов. Она тогда уже болела и никак не могла отдышаться от подъема в гору. Помню, какая тонкая кожа была у неё на руках...
  Через восемь месяцев мамы не стало.
  Когда ты не видел человека умершим, не верится, что его нет на свете. У меня долго было ощущение, что мама жива и ждёт меня в нашей чистенькой опрятной юрте, где-то там в аршантуйских степях среди сопок.


Рецензии
Такой интересный обычай передавать детей бездетным родственникам! Как это , с одной стороны, наверное, правильно в тяжёлых условиях жизни народа для сохранения его традиций и самого рода.. Но дети- как они растут? они знают кто их настоящие родители ? И как родителям, как матери отдать навсегда своего ребёнка?Это что-то такое огромное на весах-преобладание заботы о своём народе - всегда выше личного счастья и благополучия. Интересно, сохранился ли и до сих пор этот обычай?
Спасибо вам за рассказ о вашей маме.

Галина Каган   23.07.2019 16:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина! Да, такой обычай у бурят-монголов был всегда. Просили, не имея своих, у родичей, у тех у кого было много детей или жили бедно. Дети, почти всегда знали кровных, общались - роднились. В моем поколении 50-60 еще много отданных, позже уже меньше. Живя среди русских, меняется менталитет у людей. И уже остается обида на отдавших родителей. Мои брат и сестра, хотя и жили лучше меня в детстве, к матери относились плохо, с презрением. Может сказалось воспитание приемной матери, которая была моей маме мачехой и не любила падчерицу. Мама не обижалась на старших детей, виновато молчала перед ними. А я, не зная этого за маму горой стояла и получала с обеих сторон. Но я знаю многих отданных, но не простивших родную мать. В старину так было принято и было в порядке вещей. Внебрачных детей никогда не осуждали и не судили девушек. Были детям рады. Выйдя замуж, девушка могла оставить ребенка родителям, если те захотят. Или с собой взять. Целомудрие, как у русских, от девушки не требовалось. С 60-70-ых годов в Забайкалье повсеместно перестали женщин корить за внебрачных детей. До нулевых годов в детдомах не было детей бурят. И сейчас очень мало, в основе метисы. Если дети осиротеют, их забирают родственники. Сейчас тоже неединичны случаи, когда отдают ребенка бездетным. Прежде, чем взять-отдать ребенка, спрашивают в Дацане: подходит-не подходит. Был у нас парень блондин с голубыми глазами, высокий - русский да русский. Мать типичная бурятка, а отец русский. Родители не хотели зятя русского, заставили дочь отдать ребенка бездетной-безмужней женщине бурятке. Так парень не простил матери, даже не общался с ней.

Ольга Цыденова   29.07.2019 09:39   Заявить о нарушении
спасибо, Ольга, за подробное объяснение. Очевидно, в старину, в тяжёлых климатических условиях и проблемах пропитания, мать думала о выживании в первую очередь своего дитя и отдавала с надеждой на лучшее. И всё равно это я думаю было не просто. Может быть, было связано с тем, что многие женщины( или мужчины) по какой-то причине были бесплодны.И таким образом пытались восстановить некоторое равенство для уверенности в сохранении и продолжении рода. Но это оправдание для взрослых. А как ребёнку пережить? К сожалению, не читала ничего об этом в художественной литературе. Если знаете, подскажите. Ведь это трагедии Шекспировского уровня.
С уважением

Галина Каган   29.07.2019 12:16   Заявить о нарушении
Уважаемая Галина! Я в растерянности, много читала, но не припомню книг о судьбе отданных детей. Придется рассказать, то что я знаю. На днях напишу на своей странице. Заходите, если интересно.

Ольга Цыденова   29.07.2019 17:58   Заявить о нарушении
Об этом, я думаю, можно и роман написать. Вы достаточно знаете, чтобы на основе этого обычая написать роман. Удачи вам Пишите!

Галина Каган   30.07.2019 00:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.