Запоздалый визит
- Ну, чего ты смотришь в окно - все Кольку своего высматриваешь? - мать, как всегда, врасплох застала Иру.
- И вовсе нет – просто так смотрю, - девочка отошла от окна и села за свой стол, чтобы продолжить делать уроки.
- Не понимаю, что ты в нем нашла? - родители Ирины не одобряли эту дружбу, особенно мать.
А Ирина и сама не поняла, когда успела влюбиться в соседского мальчишку – младшего брата своей новой подруги Гали. Николаевы всего года два назад переехали на новое место жительства, став их соседями. Колька учился средне и ничем не увлекался, причем, сдружился с нехорошей уличной компанией. А от этих ребят мог научиться только плохому.
На вид он ей нравился: симпатичный, несколько худощавый, с черными волнистыми волосами. Приходя в гости к подруге, Ирина всегда заставала ее брата, который иногда вступал с ними в игры. Вскоре он стал заигрывать с нею, провожать до дому. Оказалось, что они одногодки, только он оставался на второй год из-за болезни, поэтому учился в шестом классе, а она в седьмом.
Как-то раз он вызвался провожать ее домой, и по дороге обмолвился, что она ему нравится и женится на ней, когда они станут взрослыми, и у них будет сын. Такой план на их будущее удивил и позабавил её, но она ответила согласием, сказав, что надо еще и дочку, и он согласно ответил: "Ладно, пусть будет еще и дочка".
Ирина часто потом вспоминала этот разговор и не знала, как к нему относиться: то ли в шутку, то ли всерьез. Никто его за язык не тянул, но ведь сказал, и это запало в её сердце, как злачное зерно в плодородную землю.
Учились они в одной школе, но никогда не подходили друг к другу, и никто не знал, что они дружат меж собой. Шло время. Дети взрослели, но дружба их на каком-то этапе перестала развиваться так, как следовало ожидать. В последний раз провожая ее до дому, он обмолвился: "Хорошая ты девочка, но..." - он не стал договаривать, что имел в виду под этим "но", а она не стала выспрашивать.
"Но" так "но". Кто любит по-настоящему, тот любит без всяких "но", как будто в нем самом нет никаких этих самых "но", - размышляла она потом над его словами. Николай будто забыл про то обещание, которое давал ей. Он стал гулять с другими девочками, стал намного хуже учиться, пропускать занятия. Ирина молча переживала его охлаждение к ней. К ним она уже не ходила, так как его сестра училась в училище в другом городе и жила там в общежитии.
Однажды в школе к ней подошла его классная руководительница и, зная, что они недалеко живут друг от друга, попросила передать его матери записку с просьбой явиться в школу. Ирина не могла отказать учительнице, тем более, что Колька запустил учебу и накачка от матери будет ему только на пользу.
Дня через три он догнал Ирину по дороге домой и спросил, не она ли передала матери записку. Ирина призналась, что, да, это она сделала и ничуть об этом не жалеет, потому что ему надо учиться, а не гулять и школу не пропускать.
Но в ответ она получила то, чего не ожидала. Он зло бросил ей в лицо оскорбительное, матерное, слово, значения которого она не знала, но знала, что оно нехорошее. Этим словом он необдуманно разом перечеркнул всё - всё их милое прошлое, замахнувшись на будущее. Сказал, что плюнул в душу, повернулся и быстро, не оглядываясь, потопал в сторону дома.
Девушка молча проглотила это оскорбление, а про себя подумала: "Этого я никогда тебе не прощу!» От того милого мальчика, что говорил о своих будущих планах с ней, не осталось ничего. Он связался с дурной компанией, гулял с легко доступными девочками, и как это не ударил её, хотя было такое ощущение, что руки у него чесались. Но сдержался, и то хорошо. Подождав, когда он подальше уйдет, она продолжила свой путь домой.
***
Еле закончив восемь классов, Николай поступил в училище на тракториста, а Ирина, закончив десятилетку, поступила в индустриальный техникум. Привыкшая со школы добросовестно учиться, она с интересом окунулась в новые для нее науки. Все ей было интересно. И вообще, для себя она установила высокую планку: получить высшее образование. Так что, после техникума она собиралась обязательно продолжить учебу в институте.
В техникуме, где она училась, имелся большой контингент парней, но и девушек училось немало. У нее появились подруги, с которыми она имела связь и после окончания учебного заведения. Мало-помалу она стала забывать о Николаеве, и чувства к нему постепенно угасали, как угасает лампадка, в которой заканчивалось масло.
В учебе и новых впечатлениях прошел год и наступил октябрь - месяц золотой осени и осеннего призыва в армию. И вот тогда-то Ирина получила приглашение на проводы Николая в армию. Это явилось для неё большой неожиданностью. Значит, он о ней не забыл, подумала она. За два года у Ирины притупилась обида на полученное от него оскорбление, и она приняла это приглашение.
Людей на проводы явилось немало. Небольшая площадь квартиры еле вмещала количество пришедших гостей. Но то, что она увидела, стало последней каплей ее любви к нему. Рядом с собой Николай посадил бывшую свою одноклассницу Таньку Кривошеину, которая прославилась своим легким поведением. На саму Ирину он, как бы, особого внимания не обратил, только кивнул, здороваясь издалека.
«Вот ты и сделал свой выбор!» - с горечью подумала она, сразу почувствовав себя здесь лишней. Немного посидев для приличия, она выскользнула из квартиры и чуть ли не побежала домой, но по дороге ее догнал двоюродный брат Николая Александр. Остановив ее за руку, он проговорил на одном дыхании:
- Я знаю, что ты – бывшая Колькина девушка... Ну и дур-рак!.. У меня глаза на лоб полезли, когда он привел эту "мамзель" и еще посадил рядом с собой. И мать удивилась не меньше меня, а он только отмахнулся, мол, это его дело, кого рядом сажать. Ир, да плюнь ты на него! Я знаю, что ты – девушка честная, и мне давно нравишься. Чем я плох для тебя? Давай встречаться! Я еще покажу ему, кого он бросил.
- Не знаю даже, - она растерялась от неожиданного предложения.
- Давай завтра встретимся у кинотеатра в два часа.
- Ну, давай, - кивнула головой, и на том они расстались.
Никуда она назавтра не пошла. Дома, поразмыслив и посоветовавшись с матерью, отказалась от этой затеи. Сашка этот, мало того, что старше на шесть-семь лет, был еще тот бабник, о любовных «подвигах» которого она хорошо наслышана от Галки. Да и не нравился он ей никогда.
***
На втором курсе Ирина заметила симпатичного парня с сияющими голубыми глазами. Этот парень часто с улыбкой посматривал на нее. На вечере, посвященном Великому Октябрю, они познакомились. Звали его Виктор Туманов, и учился он на третьем курсе. Они стали часто видеться на переменах; иногда достаточно было им перекинуться парой фраз или махнуть рукой издалека, если спешили по делам. Вот так Виктор стал проникать в сердце Ирины, постепенно вытесняя остатки старых чувств.
Прошел еще год напряженной учебы в техникуме. Отношения их набирали силу и грозили вылиться в очень серьезные. Так оно и случилось. На третьем курсе Виктор сделал ей предложение, и Ирина ответила согласием. После этого она решилась познакомить его с родителями. Мать, узнав, что дочь замуж собралась – сразу в слезы, а отец воспринял весть спокойно и протянул будущему зятю руку.
Веселую свадьбу сыграли зимой. Осенью у них родился сын, а через два года – дочь. Однажды по ранней весне в одно из воскресений Ирина занималась детьми. Покормив грудью полугодовалую дочурку, она уложила ее спать в детскую кроватку. Виктор во дворе занимался уборкой накануне выпавшего снега.
Вдруг послышался лай собаки, а минут через пять зашел муж и как-то сухо проговорил, тщательно скрывая свое волнение:
- Там к тебе пришли.
- Кто? - посмотрела она на него.
- Николай, твой бывший сосед. Просит разрешения поговорить, - мужу было известно про первую любовь жены, и он, разумеется, не обрадовался этому визиту.
- Николай? – молодая женщина посмотрела в окно, но ни тени смущения, никакого волнения внутри себя при виде его, как это бывало в дни юности, уже не чувствовала, а только любопытство и удивление.
– Да, это он. Ну пусть зайдет, раз пришел, - спокойно проговорила она.
Виктор вышел, а спустя минуту порог дома переступил человек, который был ее первой любовью, по которому страдала и молча переживала все его выходки и обиды в течение долгого времени. Только теперь все чувства, что имела к нему, давно остыли, отсырели и покрылись плесенью. Теперь это просто знакомый, бывший соседский парень.
- Здравствуй, Ира, - он внимательно стал ее разглядывать. А поглядеть было на что. Ирина в свои двадцать три года выглядела очень привлекательной без всякой косметики. В замужестве она еще больше похорошела, расцвела.
- Здравствуй, Коля! - она улыбнулась гостю, проявляя милые ямочки на щеках. - Рада тебя видеть! Раздевайся, проходи в комнату, присаживайся.
Пройдя в гостиную, Николай заметил, что мало в ней изменилось с тех давних пор, когда он тут бывал: та же мебель, та же расстановка, только прибавились детская кроватка да коляска. Все тот же диван, на котором они, будучи мальчиком и девочкой сидели рядом и по-детски приставали друг к другу.
- Вот так и живем, - она опередила его немой вопрос. - Как видишь, все по-старому, но нас пока устраивает. А ты как? Какими судьбами тут оказался? Просто так решил наведаться, или как?
- Не просто так пришел: поговорить хочу.
- Ну, говори!- ей было интересно знать, зачем он пришел через пять лет. За это время он внешне несильно изменился: такой же худой, только лицо стало жестче, взрослее; щеки еще больше впали. Никакого волнения и сильного биения сердца этот молодой мужчина в ней уже не вызывал.
- Ира, зачем ты поспешила замуж выйти? Почему не дождалась меня из армии? - спросил он сразу, без какого-либо вступления. Вопрос прозвучал довольно некорректно, будто он не знал причины и решил прикинуться перед ней этаким несчастным брошенным влюбленным, но Ирина решила ответить на него.
- А разве у нас с тобой была договоренность, чтобы я тебя ждала? Ты ушел, ничего мне не говоря, ничего не обещав. Ведь ни одного письма от тебя не получила, ни одной весточки. У тебя были другие девочки. Что я могла подумать про тебя? Только о том, что все прошло, все забыто. Не в моих правилах за кем-то бегать, навязываться. Как я могла ждать того, кто про меня забыл? Время прошло, и я тебя разлюбила. Теперь люблю другого, мужа своего. У нас двое детей – сын и дочка.
- Брось его, еще не поздно начать сначала! – не отступал он. – Знаю, что дурак был, не давал о себе вестей. Я так же люблю тебя, и детей твоих приму.
- Нет, Коля, – покачала она головой, – Слишком поздно ты пришел. Я мужа люблю, понимаешь? И ради тебя его не брошу, не надейся! Останемся друзьями, как говорится.
Ирина много чего могла ему сказать, но не сказала. Да и к чему ворошить прошлое, если она ничего не собиралась менять? Перед ней сидел человек, который стал ей совершенно чужд, к которому чувства просто-напросто умерли, и что там было воскрешать, и для чего? Просто человек из прошлого.
Когда Николай ушел, как говорят, не солоно хлебавший, Виктор, испытывая волнение и ревность, спросил ее, зачем он приходил.
- Хотел вернуть меня, - усмехнулась она.
- А ты что?
- Сказала, что это уже невозможно, - она с нежностью обняла его и чмокнула в щеку.
Свидетельство о публикации №219022701583
Большая редкость, когда девочка и мальчик могут пронести свою любовь до
совершеннолетия. Героиня рассказа правильно поступила, главное, она вышла замуж
по любви, а не назло ему. Ответственная девушка, родила двоих детей и
чувствует себя счастливой.
Я заканчиваю писать повесть:"Женское счастье", продолжение рассказа:"Разорванное
счастье".
С уважение к Вам- Княгиня Лимич Людмила
Мила14 19.02.2025 16:53 Заявить о нарушении
С уважением и теплом,
Людмила Каштанова 20.02.2025 11:23 Заявить о нарушении