Родители Зощенко. Могилы на Смоленском кладбище

Самые пронзительные моменты главной книги Зощенко, «Перед восходом солнца», посвящены похоронам его родителей.

1907 год:
 «Я первый раз на кладбище <…> Я стараюсь не смотреть на покойников, которые лежат на шести катафалках <…> Отец <…> Вот уже все подходят, целуют.
 Затаив дыхание, я подхожу. Чуть касаюсь губами его мертвой руки. Выбегаю из церкви.
 Гроб несут на руках художники - папины товарищи. Впереди на маленькой бархатной подушке несут орден, который папа получил за свою картину "Отъезд Суворова" <…> Поют певчие. Гроб опускают в яму. Мама кричит. Яму засыпают. Все кончено».

1920 год:

 «Деревянные сани на деревянных полозьях. На санях стоит некрашеный гроб. Впрягшись в веревку, я везу эти сани на кладбище. За санями идут мои сестры и мой маленький брат.
 <…>  У ворот множество таких саней с гробами. Привычных колесниц и лошадей под сетками нет. Вероятно, лошади съедены, как и съедена их пища - овес.
 Гроб несут в церковь. Я остаюсь на улице. Я сажусь на ступеньках храма. И сижу рядом с нищими. Я сам нищий. У меня нет ничего впереди. И я ничего не хочу. У меня нет никаких желаний. Мне только жалко мою мать.
 Гроб снова выносят из церкви. И я снова везу сани в дальнюю аллею. Там могила моего отца, который умер четырнадцать лет назад. Рядом с этой могилой вырыта новая. Я приподнимаю крышку гроба и целую мертвую руку матери».


И как было не начать искать следы Зощенко в Петербурге именно с поиска этих могил на Смоленском кладбище?

Я в студенческие годы жила недалеко от этого старого заброшенного кладбища. Захоронений на нём тогда не производилось. Оно было обнесено со стороны проезжей части дощатым забором, в разных местах которого, как водится, были выломаны доски. Студенты, за отсутствием поблизости каких либо парков и скверов, совершали  по его аллеям утренние или вечерние оздоровительные пробежки.

Часовня Ксении Петербургской тогда ещё не была восстановлена. Кажется, её здание числилось за какой-то мастерской, но запомнилась оно постоянно  заколоченными окнами. Студентки, в трудных любовных ситуациях или перед сложным экзаменом тайком ходили к Ксении, оставляя записочки-мольбы о помощи в щелях между этими досками. О том, что именно на этом кладбище похоронены родители Зощенко, я узнала только в 80-е годы. А в студенчестве, знала лишь то, что там была похоронена няня Пушкина и что были первоначальные могилы Блока и Шевченко.

Узнав о том, что на Смоленском кладбище находятся могилы родителей Зощенко, я, конечно, решила их разыскать. В музее писателя мне не смогли помочь в моём стремлении узнать место их расположения, и я сама отправилась на поиски.
 
Окрестности кладбища с тех пор, когда я жила в этом районе, сильно изменились, улицы переименовались. Кладбище стало действующим, появилось в престижных местах (возле Смоленской церкви и восстановленной часовни Ксении Петербургской) много новых шикарных захоронений.

Была восстановлена могила Л.А. Чарской – кумира дореволюционного юного поколения, почему-то нещадно гнобимая советским писательством в 20-е годы. Кажется, в день её похорон, в марте 1937 года, у её могилы стояли только М.Зощенко и его жена.
 
Состояние старых захоронений на кладбище многократно ухудшилось. В 90-е вандалы и воры тут разгулялись! Говорят, одним грузинским дельцом даже был организован целый промысел по поставке в Грузию мраморных плит с этого кладбища. Поразило меня огромное число безымянных могил, покосившихся  крестов, разрушившихся могильных плит без имен и табличек, ржавые ограждения и всё это заросло травой в половину человеческого роста…

Поняв бесперспективность моей затеи «ходить и искать», я отправилась в дирекцию кладбища.

Здесь мне улыбнулась удача: места искомых мной захоронений нашлись в бумагах. И мне их показали. Мне очень стыдно, но имя того молодого и отзывчивого руководителя, который помог в этих поисках, стерлось из памяти.
Первоначальное впечатление от состояния этих могил почти заглушило радость от факта их обнаружения. Несмотря на то, что они находились у самого края главной аллеи, они точно так же как и другие скрывались в зарослях высокой травы. Через пару дней работниками кладбища  трава была выкошена и захоронение приведено в относительный порядок.
 
Выяснилось так же, что к родственникам Зощенко дирекция многократно обращалась по поводу сохранности могил, но отклика не получила.

С того времени в каждый свой приезд в Петербург  я посещала эти могилы. И видела, как постепенно они всё более разрушаются.

Наконец, в 2017 году я застала совсем уж удручающую картину и разослала эти фотографии и письма с просьбой вмешаться в ситуацию во все известные мне питерские инстанции, имеющие возможность как-то повлиять на это положение (включая союз писателей).  Сама я мало что могла сделать, поскольку давно не являюсь гражданкой России.

Редактор популярной питерской газеты вроде бы заинтересовался вопросом, обещал дать статью в помощь. И напечатал… через 1.5 месяца. А следом получил гневную отповедь, следующего содержания: «Прочитал статью от. 08. 12.2017 "К своим, на Васильевский...." Был возмущен. Почему надо верить гражданке Латвии, а не пойти на могилы и убедиться самому?????? Высылаю фото могил родителей М.М. Зощенко от 20 октября 2017. Реставрация проедена МПИКЦ "Белое дело", работающим на кладбище с 1997 года и восстановившим более 2500 могил, и ООО "Собор". Надо писать опровержение. Ждем публикации».

Вообще-то последние фотографии этих давно разрушающихся могил были сделаны мною 27 и 31 октября 2017 года. И 20 октября 2017 года они никак не могли иметь того отреставрированного вида, что на прилагавшейся фотографии. И опавшие листья (на фото) вокруг отреставрированных могил имеют уже не октябрьский вид (как на моих): а похоже это на конец ноября - начало декабря. Последнее фото в представленном ряду фотографий сделано 11 декабря, как видим: снежок выпал, а розочки-то на могилах (положенные реставраторами) не завяли, что вряд ли возможно было бы за время, прошедшее от 20 октября!

А ведь дело-то было сделано хорошее!

 У самих ли членов этой организации «дошла очередь» по реставрации или повлияло на процесс одно их моих обращений в разные организации города – особого значения не имеет. Редактору газеты я пообещала, что сама напишу в негодующую организацию и вышлю им многолетние фотографии процесса разрушения, извинюсь за недоразумение и поблагодарю за их работу. Что и выполнила. Хотя лично мне казалось, что достаточно было всем вместе порадоваться благополучному разрешению проблемы и ограничиться благодарностью за проделанное в той же газете. Своё «Опровержение» в газете 15 декабря 2017 года они получили.

Вопрос был исчерпан, но «осадочек», как говорится, остался…

Захоронение теперь находится в приличном состоянии. 8 января 2018 года на могиле была совершена Панихида по случаю 110-летия со дня смерти отца писателя (по инициативе организаций произведших реставрацию).

Если быть точным, это конечно была не реставрация могил, а их новое оформление. Рядом с этими могилами была в 1923 году похоронена Тамара Зощенко, сестра писателя. Какие-то следы её могилы рядом с родительскими  до «реконструкции» ещё сохранялись. Теперь их конечно нет.

На этом кладбище похоронено огромное количество родных Зощенко: его дед - Иосиф Никифорович Сурин, его бабушка - Дарья Васильевна  и все их дети. Похоронен на Смоленском кладбище и второй муж бабушки Зощенко, академик-мозаичист Павел Семенович Васильев и его родные. Но все эти могилы давно утрачены…
               
                ***

С продолжением моих публикаций по теме Зощенко можно познакомиться  тут:

http://www.proza.ru/2019/02/20/2039
http://www.proza.ru/2019/02/22/28
http://www.proza.ru/2019/02/25/1987
http://www.proza.ru/2019/04/05/1467
http://www.proza.ru/2019/04/13/444
http://www.proza.ru/2019/12/30/134


Рецензии
Ну, Зощенко лучше всякого памятника увековечил фамилию. Светлая память родителям.

Людмила Гладкая   06.02.2020 19:11     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы.

Елена Ромашова   06.02.2020 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.