Серьга в ухе - знак доблести

На перроне станции Кемь среди немногочисленных пассажиров ожидали прибытия фирменного поезда Мурманск-Москва  две подружки. Накануне вечером они приплыли на двухпалубном теплоходе "Василий Косяков" с Большого Соловецкого острова, переночевали в гостинице посёлка Рабочеостровск и  уже в десять утра на автобусе приехали  к поезду.

Станция небольшая, поэтому стоянка поезда планировалась всего три минуты, и уже не молодые женщины высматривали мужчин покрепче, готовых поднять их тяжелые чемоданы в вагон.

Поезд подкатил минута в минуту, они почти угадали с расположением, чуть пробежали по платформе к своему купейному. На ступеньках увидели молодого парня, вышедшего покурить. Он им и помог. Поезд тронулся. Женщины бросили прощальный взгляд на кирпичное здание станции в лучах утреннего солнца, и прошли в середину вагона.
В дверях своего купе увидели все того же рослого,приветливого паренька-помощника. Рамиз оказался их соседом и попутчиком до Москвы. Он ехал в отпуск домой в Баку  из Мурманска , где проходил контрактную службу на подводной лодке.
Находчивая Кира сразу попросила его перекочевать с нижней полки на верхнюю, а сама удобно расположилась внизу. Вторую нижнюю полку заняла Мила. Четвёртый  пассажир  отсутствовал , хотя вещи были на месте. Словоохотливый Рамиз сообщил, что сосед  ушёл в ресторан и должен вот-вот вернуться.

Поезд набрал скорость, и за окном замелькали северные  пейзажи. В середине июля погода в этих широтах была совсем не жаркая, всего плюс 10-15 градусов. На небе висели тучки, готовые брызнуть в любую минуты.

Только расположились на местах, познакомились, как дверь неожиданно распахнулась и на пороге появился  коренастый, широкий в плечах мужчина с белозубой улыбкой на симпатичном лице и  и серебрянкой серьгой в левом ухе. С его появлением купе наполнилось легким запахом алкоголя и дорогой сигары. Дамы так и ахнули. Они никак не ожидали, что окажутся в такой любопытной компании.  Мужчине такое общество тоже явно понравилось, хотя он немного растерялся и переводил взгляд с Киры на Милу. Разговор быстро завязался.

Оказалось, что подружки возвращались из недельного тура по Соловкам, а точнее они проживали на Большом Соловецком и выезжали с экскурсиями на другие острова архипелага.
Цели поездки у них были абсолютно разные.
Кира мечтала очутиться в святых местх, побывать на службах в церквях и храмах, помолиться старым иконам, покаяться и причаститься. У неё было много вопросов к священникам и не меньше просьб к Богу. Она переживала сложный период , искала помощи, а душа хотела покоя. Кроме того, она давно знала , что на острове в ссылке был её дед по отцовской линии, и,  возможно, в архивах она найдёт сведения о нем.
Мила поехала за компанию. Она ещё комсомолкой в восьмидесятые побывала на Соловках по профсоюзной путевке, только тогда маршрут был другим: самолетом из Москвы в Архангельск, а дальше теплоходом по Белому морю до острова. Яркие воспоминания юности снова позвали в дорогу. Она хорошо помнила увиденное впервые  в октябре над морем северное сияние. Вспоминала усталость от пешего похода на двенадцать км по чавкающим кочкам к Секирной горе. И конечно шестибальный шторм, когда огромный, четырехпалубный теплоход раскачивало на волнах,  и его захлёстывали пенящие волны. Всю ночь судно болтало в море , он не мог причалить к берегу, а многие пассажиры испытали морскую болезнь на своей шкуре. Такие передряги сложно забыть даже спустя тридцать лет.
Перед поездкой она заново изучила историю Соловков, его  достопримечательности, уникальную природу и отравилась в путь ещё раз увидеть все это, но уже    взрослыми глазами.

Они были очень разные, эти подруги, но что-то крепко-накрепко связывало их многие годы.
Кира отличалась легким, веселым, даже игривым нравом, любила покрасоваться в центре внимания,  и в то же время была хитра, практична и легко лавировала в любой ситуации.
Мила  другая: серьезная, честная, прямолинейная, и одновременно не по годам  наивно-доверчивая и даже восторженная.

Двадцатичетырехлетний Рамиз без умолку  трещал о доме, семье - он не видел их целый год, соскучился, вёз подарки. Рассказывал об Азербайджане, показывал фотографии строгой, чернобровой красавицы, с которой переписывался и мечтал на ней жениться.
Сергей оказался и прост, и по-крестьянски лукав одновременно. Он внимательно выслушал  попутчиков, впечатления которых били  через край . И только потом начал неспешно с достоинством отвечать на вопросы.

Кира с иронией послушала Рамиза, бросила пару колких фраз Сергею . Она быстро разобралась кто есть кто, потеряла интерес к мужчинам, отобедала, отвернулась к стенке и уснула.
Мила же, почти с открытым ртом, увлеченно слушала и расспрашивала Сергея о его рыбацкой судьбе.

Мужчина , увидев благодарного слушателя, постепенно забыл о сдержанности и изливал душу как на исповеди. После долгих трёх месяцев в море в мужском коллективе внимание женщины было ему крайне приятно.

Сначала он поведал о серьге в ухе, которая вызывала её любопытство. Как оказалось, она является знаком доблести моряка после пересечения им экватора или мыса Горн, где всегда стоит штормовая погода. Серьга - привилегия, как считают моряки она оберегает от потери зрения и ревматизма, а во времена пиратства и возможного кораблекрушения была гарантией продать её и прожить, или в случае гибели  быть захороненным по-человечески. И ещё она даёт право на бесплатную кружку алкоголя и право сидеть в приморском кабаке нога на ногу или положив на стол.

Сергей ходит в море больше 20 лет, работает сейчас Мурманскрыбпроме на судне - морском борте МБ" Цимлянск". Он рыбак, что по понятиям дважды моряк. Считает себя элитой потому, что его должность на корабле матрос-палубник , то есть работает в службе добычи. В Мурманске их ещё называют тралмейстерами. Многие считают эту работу самой тяжёлой и неблагодарной, но она ему нравится. Он ходил в кругосветку по морям и океанам, заходил в иностранные порты, рыбачил в тёплых и холодных водах. Последнее время " рыбалка " проходила на севере в Баренцевом море. Сейчас после вахты он едет на месяц домой к жене и взрослой дочери во Владимир.

Обычная , казалось бы, работа? Или романтичная в своём роде? Миле не верилось, что это просто ежедневная и трудная работа , она пыталась узнать тонкости. И она оказалась права. Сергей выложил ей как на духу историю, которая приключилась в прошлом году.

Во время выборки трала лопнула стропа,  и Сергея смыло волной в бушующее море. Дело было осенью, сильно штормило, судно кидало и накрывало водой. Он оказался в ледяной воде за бортом. Холод, страх, отчаяние - вот что он пережил в одно мгновение. Один из матросов в свете прожекторов почти сразу заметил его голову, которая то поднималась, то исчезала под водой. Он дико заорал: "Человек за бортом!"  Его товарищи-палубники сначала засуетились в панике, бросили  спасательный круг, но он не смог за него ухватиться и начал в бессилии отставать от судна. Тогда к борту прицепили шлюпку, в неё спустились два матроса и поплыли к потерпевшему. К счастью, он оказался в  нескольких метрах, товарищи его подхватили, вытащили из воды, шлюпку подтащили лебедкой к борту и подняли на палубу.
В воде Сергей пробыл пять-десять минут, но тело он уже не чувствовал, замёрз, практически заледенел. На ногах он не стоял. Его отнесли в каюту, растерли, укутали и залили в рот разбавленный спирт. Дальше им занялся медик. Здоровье и закалка не подвели, буквально через пару-тройку дней он снова трудился наравне со всеми.
О таких говорят " родился в сорочке"! 

О происшествии в порт не сообщили! Ведь произошло грубейшее нарушение техники безопасности, и весь экипаж, начиная от капитана, мог быть наказан.

Мила слушала Сергея, и память возвращала её в картинам холодного, неспокойного моря, по которому они уже поплавали в своём туре. С каждой фразой рассказчик превращался из обычного мужчины-рыбака в героя из книг и фильмов. Сколько в нем силы, мужества и простоты! Разве много таких? И можно ли встретить такого героя на улице в привычной жизни?

Стучали колеса, за окном темнело, романтика витала в воздухе.

Решили на ближайшей станции в Карелии выйти и перрон закупить рыбы и сувениров в подарок родным. Тут Сергей , как знаток , был первым консультантом . Он повёл Милу и Рамиза вдоль торгового ряда. Глаза разбегались: ерш вяленый, палтус, скумбрия, форель, сельдь, треска, семга, сиг, корюшка, навага, мойва, камбала, пикша, зубатка, сайда, морской окунь и тут же лососевые - горбуша, кета, кижуч. В таком  изобилии мог разобраться только бывалый рыбак Сергей. Богат русский север рыбой!!
Ещё понравились интересные поделки из дерева: купили разделочные доски с выжженными на них изображениями глухаря и медведя.
И конечно же по ведерку черники. Тут продавцы устроили настоящий аукцион - у кого собрана чище ,  победил конечно самый щедрый-не жадный.

Веселая компания вернулась в поезд с провизией от местных кулинаров, пришедших к  поезду. Распаковали свои запасы и поужинали вместе уже в купе под разговоры  о Севере, Соловках и Мурманске  до глубокой ночи.

Утром проснулись в отличном настроении, обстановка в купе установилась дружеская и доверительная. Замелькали березки, лучи  солнца  ярко били в глаза, становилось по-летнему жарко. Скоро Москва. Мила и Сергей стояли у распахнутого окна в коридоре напротив купе и не могли наговориться. Расставаться явно не хотелось. Кира с ироничной улыбкой поглядывала на эту парочку, но в разговор , на удивление, не вмешивалась.

Они  обменялись емэйлами, на всякий случай. Пожелали друг другу здоровья, удачи и семь футов под килем.

Поезд резко затормозил,  и пассажиры высыпали на перрон Белорусского вокзала. Вот в толпе мелькнула и скрылась бескозырка высокого Рамиза, Сергей улыбнулся на прощание своей ослепительной, добродушной улыбкой, сверкнула серьга, и женщины потеряли из вида своих попутчиков . Приключения закончились. Сказочные Соловки остались только в памяти и на фото.

Время неумолимо стирало яркость впечатлений и испытанных чувств. Лишь, когда , как правило, на праздничном столе появлялась икра или  рыба, Мила всегда вспоминала Сергея и ощущала холодные брызги неукротимого  моря.

А спустя несколько месяцев, под Новый год, на её электронный почтовый ящик пришла открытка-поздравление с фотографией лихого  рыбака-моряка машущего рукой с борта "Цимлянск" . Сердце Милы радостно забилось...


Рецензии
Интересный рассказ. Но не акцентировано на зарождающихся чувствах Милы, что так хотелось бы. А вот удачливый морской волк описан здорово.
Всего Вам самого доброго.

Олег Русаков   01.03.2019 21:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег, за анализ.
Скорее всего чувств у героини и не было,
Но восхищение мужественным мужчиной абсолютно точно да.
Акцент хотелось сделать именно на герое и происшествии на корабле.
Рада, что вы это оценили.
Заходите в гости.
Всех благ.

Людмила Дутко   02.03.2019 02:42   Заявить о нарушении