Эдип. Взгляд на основе имеющихся фактов

 Навеяно восторгами С. Алексашенко и А. Минкина на "Эхо Москвы" по поводу постановки Туминасом «Эдипа» или несколько слов в защиту Диогена.

       Жил-был один человек, назовем его N. Он больше всего любил своё государство и народ этой страны. Упорным трудом он возглавил эту страну и сделал много хорошего для большинства жителей этой страны. Но боги не благоволили ему, и под давлением непреодолимых обстоятельств N вынужден был отравиться вместе со своей любимой женщиной и никто не знает где его могила.

       Как вам такой сюжет? Ни одна слеза прольётся над бедным N, если не знать, что за N скрывается Гитлер, а не какой-нибудь гуманист, вроде Данко.

       Вот так и Эдип… если вырвать его из контекста событий, то воплей по его несчастной судьбе будет море, но те, кто знает историю Эдипа и отца его Лая, считают их злоключения закономерными. Порок, преступления и глупость должны быть наказуемы  и в этом мифе они наказаны.

      Софокл писал свою трагедию во времена не весьма отдаленные от времени действия трагедии. Ему не нужно было объяснять зрителям, что Лай не был образцом добродетели. Ни кто иной, как он, царь Фив, похитил и растлил сына Пелопа, титана, между прочим, дяди Зевса, бога второго поколения, давшего название Пелопонесу. Не потому ли у Лая долго не было детей, что он не был увлечён женой, как этого требует процесс деторождения, а отвлекался на мальчиков божественного и обычного происхождения. Вряд ли умному человеку придёт на ум советоваться о детях с Аполлоном, родственником к тому же, оскорбленного им, Пелопа. Трудно от бога ждать беспристрастности, особенно в те мифологические времена, когда боги активно вмешивались в жизнь простых смертных. Но вряд ли Аполлон – покровитель муз, врачевания и так далее, мог посоветовать Лаю что-либо низкое и подлое*. Диоген ещё указывал, что смертным трудно понять язык богов. Но как бы то ни было, Лай понял, как смог понять, и, родив Эдипа, вдвоем с Иокастой совершили преступление покушения на его убийство. Заботами пастухов Эдип остался жив, попал в Коринф, в бездетную семью царя  Полиба и Миропы, которые воспитали его как родного, но скрыли от Эдипа тайну его появления у них.

    Червь сомнения в своём происхождении точил Эдипа, да и слухи, наверное, до него доходили. Не хватило ума просто спросить у Полиба и Миропы, а под действием генов глупого отца пошёл, конечно же, к… Аполлону. Много чему покровительствовал Аполлон, но вряд ли и глупости. Мог ли даже бог предположить, что Эдип не вернётся в Коринф поговорить с родителями, дав связать себя предварительно, например, а помчится совсем в другую сторону. Мало того, на протяжении всех лет пребывания царём в Фивах, Эдип не написал письма, не послал посыльного к тем, кого он считал своими родителями, не сообщил причины своего ухода. Представляете муки Полиба и Миропы? И за что они им были подвергнуты?.. Лаю же… именно в этот самый день пришло на ум узнать у Аполлона, а жив ли его сын? Всё ли существует опасность быть им убитым? Те же, кто ходят к оракулу могут и встретиться. Что и произошло. Но встретились они не как положено двум странникам, а ровно в меру своего развития, то есть стали делить дорогу. Эдипа Лай ткнул копьем в голову, а Эдип поубивал всех, кроме одного, благоразумно скрывшегося, и спокойно пошёл в Фивы, то есть туда, откуда со 100% вероятностью прибыли его жертвы. На входе он быстренько разгадал загадку Сфинкса, по мнению Диогена самую примитивную, что лишний раз свидетельствует о недалёком уме Лая, так как Сфинкс долго терроризировал Фивы, а Лай даже не пытался найти на него управу или был со Сфинксом в сговоре. Жители Фив не особенно ценили царя Лая, так как, не учинив никакого следствия, быстренько провозгласили Эдипа царём, видно из соображения, что хуже Лая всё равно не будет, и в придачу к трону дали Эдипу в жены престарелую, не менее 50 лет, царицу. Иокаста наконец-то начала жить полноценной половой жизнью с человеком, которому не требовались наставления Аполлона в этом вопросе, и родила четверых детей.

          Временное процветание Фив вполне объяснимо – город избавился от угрожающей близости Сфинкса и его рэкета или таможенных сборов, а Эдип, увлечённый примеркой на себя царских атрибутов, до времени просто не вмешивался в экономику, тем более что лучший способ развития экономики, это не мешать ей развиваться. Соседи-недоброжелатели же… ещё не знали, что Фивы лишились Сфинкса, слишком впечатлительного, при его профессии, бандита, то есть защитника и покровителя, говоря по-современному – «крыши» и не притязали на излишки прогрессирующей экономики Фив.

       Увы, дело управления городом-государством заключается не только в ношении короны, расшитых одежд и выпячивании груди – царю должно заниматься массой очень скучных, но необходимых дел. Это не теперь неудачи в управлении вверенным объектом научились списывать на происки недоброжелателей, тогда люди были не глупее, просто всю ответственность возлагали на безропотных богов. Эпидемии возникают от нерадивого управления городом и государством, а боги здесь величина весьма опосредованная, да и нет бога ответственного за водопровод, канализацию, саночистку, вывоз и утилизацию ТБО. То есть, дурное управление и привело к дурным результатам, к эпидемии. 20 лет спустя учинили-таки следствие и неопровержимо вычислили виновного. Вообще-то очень замысловатый детективный приём выяснения виновности руководителя в упущениях на объекте, ну да они книг Марининой не читали, что с них взять? Впрочем, надо, наверное, отдать должное и деликатности, и изощрённости тех, кто хотел избавления Фив от Эдипа и всех сопутствующих ему бед. Тересий призывал Эдипа помалкивать о том, что именно он виновник всех бед – как будто у кого-то были сомнения. Послушай он Тересия наедине, то они нашли бы, наверное, способ Эдипу удалиться с честью, передав управление легитимно в более надёжные и умелые руки. Но всё провели громогласно в самой дурной традиции. Иокаста, спокойно перенесшая и смерть сына, и смерть мужа, дала слабину и повесилась, да и много ли ей оставалось в её-то минимум 70? Диоген не понимал, а я даже не пытаюсь понять, зачем Эдип выколол себе глаза. Единственно, наверное, для того, чтобы сделать жизнь своих сестер-дочерей совсем невыносимой – итак будущего нет, а тут еще води и обихаживай слепого нестарого, крепкого отца – причину своих несчастий, бог знает сколько времени.

         Немаловажный факт, что Эдип ждал известия о смерти Полиба, дабы убедиться, что пророчество Аполлона не сбылось. То есть, смерть Полиба, человека, которому он просто на просто обязан жизнью, Эдипу нужна была для того, чтобы убедиться, что это не он убил его. Не слишком сложно? И Эдип не бросился в Коринф, чтобы пролить сыновнюю слезу над прахом отца, погоревать вместе с Миропой, а тихо радовался, что пророчество не сбылось и он не отцеубийца.

         И что же, Эдип избавил Фивы от бед? Увы, он их только приумножил, ещё и семь государств навалилось на бедные Фивы, лишенные не столько царского управления, сколько покровительства Сфинкса. Сфинкс, на мой взгляд,  больше покровительствовал, чем досаждал Фивам. Если Лай спокойно ездил к оракулу и возвращался в Фивы, то значит, Сфинкс убивал не каждого встречного.

         Проклятые Эдипом за преступления Лая, Иокасты и свои… Полиник и Этеокл поубивали друг друга. Антигона повесилась, а Исмена как-то канула в небытие, а у Мимнерма была убита Тидеем. Гемон, жених Антигоны, покончил  с собой. Креонт, отец Гемона и дядя Антигоны, был безутешен – все его дети погибли, не оставив потомства. Так прервалось два рода, а если считать Полиба, то три.

      Если кто-то из истории Лая - Эдипа делает вывод, что их невзлюбили боги и всячески им мешали, то я могу только позавидовать изощрённости их ума. На мой же взгляд… последствия преступлений отцов всегда падут на детей, а вот смогут ли дети их расхлебать – Бог весть.

      Стоит также поразмыслить, может Эдип не объект, а только орудие мести себе, Лаю и Иокасте за совершённые ими преступления? Если и присутствует в этом мифе рок, то это и есть сам Эдип. Лучший вывод, который можно сделать из мифа об Эдипе, «На Бога, в этом случае Аполлона, надейся, а сам не плошай».

      Совершенно не понимаю, почему в случае с Эдипом победила точка зрения А. Боннара, а не Диогена, почти современника Эдипа. Наверное, знакомство с Софоклом произошло через прекрасную аудиокнигу с послесловием А. Боннара, мнение же Диогена… прошло мимо внимания почитателей Эдипа, как, к сожалению, и многие из его наставлений.

      Я слышал, что И. Смоктуновский играл Гамлета, не прочитав его предварительно, но режиссёр был явно знатоком Шекспира. Вот бы и современные гении серьёзнее подходили бы к наследию Софокла и античности. Исказить смысл мифа и трагедии до противоположного, заставить сочувствовать подлецам и негодяям… в этом ли предназначение искусства? или это и есть т.н. «новое прочтение»? Зачем закономерный итог преступлений преподносить как вселенскую трагедию и несправедливость богов и судьбы? Хвалить порок и хвалить хвалящих порок… читайте лучше I Псалом.

_____________________

*и здесь я абсолютно солидарен с Диогеном.


Рецензии