Из жизни неоднородностей теория всеобщего ПУКа

В русском языке есть прекрасное слово: Однородность.
Одно с Родом, тем, из чего все родилось. Что можно сказать об Однородности?
Да ничего! Однородность не познаваема и не определяема, поскольку нет познающего и нет познаваемого (Лао-Цзы даже придумал специальный термин - Дао).

А вот дальше становится интересно!
Неоднородность - уже жизнь. Простейшая неоднородность - дуальность (Свет - Тьма, Ян - Инь, 1 - 0). С появлением простейшей неоднородности возникает все!
Информация, энергия, материя (и как их описания пространство и время, характеризующие динамику неоднородности). Любая часть неоднородности отличается по качеству, имеет границу, способна совершить работу и может быть определена относительно другой части.
То есть является Неоднородной Динамической Системой (далее НДС)
Дальнейшее усложнение системы неоднородностей приводит в тому, что внутри каждой из частей возникает образ того, с чем эта часть соприкасается, образ иного. Лучше всего это в символической и визуальной форме показано в символе Тай-Цзи (белая и черная рыбки в круге имеют внутри точку противоположного цвета).

И тут мы подходим к понятию сознание!
Сознание не есть нечто оторванное от всего и предшествующее всему. Сознание - это процесс отражения воспринимаемого формой в виде образа. Простейшая аналогия - камера фотоаппарата. Камера "воспринимает" внешнее изображение и запечатлевает его в виде образа на пленке.
Тело человека - та же камера, воспринимающая иное посредством органов чувств (обоняние, осязание, зрение, вкус, слух) и запечатлевающее возникшие образы на носителе этого же тела в виде нейронных связей мозга.

Основа Я любой ДС и есть этот процесс перевода результатов восприятия иного в образы и наоборот. Поскольку это процесс, то вполне естественно, что корневое я никак не может быть обнаружено, что становится причиной утверждений о его пустотности. Фиксируется только переход от разрыва процесса сознания (глубокий сон без сновидений или потеря сознания) к его возобновлению.

Ситуация еще более усложняется, когда у НДС наряду с образом иного возникает образ себя. Это называется: самоосознанием.
Каждая НДС имеет свои характерные особенности, свой спектр перцепции все мы сталкивались с людьми, имеющими ограниченные способности - слепота, глухота и пр. Кроме того НДС может меняться, на то она и динамическая. Слепой может прозреть, глухой обрести слух.
Эти особенности и их изменения отражаются в образе себя.

Следует заметить, что человек, пока мало знает о природе образов. Современная наука с достаточной степенью достоверности установила, что образы кодируются нейронными связями в мозге. Однако, она пока никак не описывает ту среду, в которой образы существуют вне мозга и законы, которым эта среда подчиняется.
Меж тем человек создан "по образу и по подобию". И наш мозг оперирует определенной субстанцией точно так же, как руки глиной, из которой горшечник лепит посуду. Только процесс этот намного менее устойчив и слабо контролируется человеком, что придает ему хаотичный характер.

Далее к образу себя присоединяются разного рода модели интерпретации воспринимаемого. Тут следует обратить внимание, на достаточно распространенное заблуждение относительно понятия "информация", как неких сведений, возникающих в голове человека. Это не верно! Информацией является любая неоднородность. Будучи воспринятой НДС через спектр перцепции, информация интерпретируется тем или иным образом.
Так роза в горшке на окне дальтонику покажется просто зеленым растением (суженный спектр перцепции), кто-то решит, что хозяин квартиры - цветовод, а для русского разведчика это сигнал провала явки. Информация одна и та же - горшок с цветком на подоконнике, спектр перцепции и интерпретации разные.

Говоря о системах интерпретации информации человеком, можно выделить два основных уровня.
Первый - фоновый. Это настроение, общий окрас воспринимаемого. Сюда относятся разного рода депрессии, параноидальные состояния, состояния повышенного оптимизма, спокойствия, вселенской любви, слияния с миром и пр.Иными словами: психо-эмоциональный фон.
Второй - непосредственно смысловой уровень интерпретации, когда воспринимаемому присваивается та или иная трактовка, которая выбирается из накопленного багажа интерпретационных моделей.
Как правило фоновое настроение играет роль первичного фильтра, который задает последующий спектр смысловых моделей.
Так одна и та же ситуация может интерпретироваться субъектом по-разному в зависимости от его настроения.

Само по себе существование сложных НДС, а по простому "жизнь" не самодостаточна. Для ее поддержания требуются определенные условия. И, соответственно, любая НДС заинтересована в сохранении и улучшении этих условий.
Таким образом основной целью существования НДС становится Постоянное Улучшение Комфорта (далее ПУК).
Из изложенного выше становится понятно, что ПУК разными НДС может реализовываться по-разному. Одни НДС будут преобразовывать иное, адаптируя его под собственные потребности, другие будут менять доступный спектр перцепции, интерпретационный фон или модели.
Простейший пример. Вам докучают комары в комнате.
Изменить иное будет означать уничтожить насекомых.
Изменить спектр перцепции - перестать слышать гудение и ощущать укусы, погрузившись в медитацию, при которой тело становится малочувствительным.
Изменить фон - стать настолько радостным или увлеченным чем-то, что просто перестанешь замечать раздражающий фактор (например, на пике сексуального возбуждения вряд ли кто-то почувствует комара, который сел на голую задницу).
Изменить саму модель оценки ситуации - например,христианин может терпеть укусы насекомых, поскольку так он заботится о других формах жизни и искупает страданиями свои грехи.
Каждый из способов - суть ПУК, достигаемый различными методами.

Однако, результат процесса сознания может оказаться соединён с образом я НДС, а может и не быть соединён с ним.
В первом случае мы говорим об «осознании». Следует заметить, что НДС человек сознаёт намного больше, нежели осознает. Подтверждением этому служат многочисленные случаи, когда под гипнозом человек вспоминает огромное количество деталей события, в котором он принимал участие, и которые были не доступны его памяти в обычном состоянии. Кроме того есть редкие люди, которые помнят все. То есть реально всё без исключений. Кстати, эта способность их может изрядно тяготить.
Поскольку возможность осознания человеком всего потока впечатлений ограничена, то образ я используется как опора для управления вниманием, то есть каналом присоединения результатов сознания к собственно образу я, этот процесс мы называем «вниманием».
Становится понятным, почему люди с частично разрушенным или плохо сформированным я не способны к долгой концентрации (старики, дети). Отсутствие устойчивого образа себя не позволяет им качественно управлять вниманием.

Исходя из сказанного, можно выделить три пути развития и, соответственно, реализации ПУКа.
Первый - путь изменения воспринимаемого. В целом, человечество движется преимущественно этим путем, создавая различные технологии, выявляя новые закономерности, уничтожая мешающее, в том числе и представителей собственного вида. Расширение непосредственно спектра перцепции тоже весьма интересный путь, но сложный, ибо обостренное восприятие хоть и несет человеку дополнительные сведения о мире, тем не менее может оказаться весьма неприятным. Достаточно представить, что испытывает человек с острым нюхом, оказавшись в кабине лифта с работниками службы водоканала, накануне отметившими выходной активным возлиянием, выкурившими по сигаретке, и только что окончившими работы по чистке канализации.. Для осуществления ПУКа перцепция должна быть хорошо произвольно управляема. Без управления индивидуум может оказаться заложником своих способностей.

Второй - изменение интерпретационного психо-эмоционального фона. Практически все религии нацелены именно на это. Действительно, если человек пребывает в состоянии равностной любви ко всему им воспринимаемому или в состоянии абсолютного спокойствия, либо принимает все происходящее как лучшее, посланное ему Богом, то его ум выбирает соответствующие этому состоянию смысловые интерпретации. Однако, НДС человек - весьма изменчивая система и удерживать некий психо-эмоциональный фон постоянно удается весьма не многим.

Ну и третий уровень - непосредственно смысловые интерпретации. С ним обычно работают различные психо-терапевты, предлагая пациентам, оперевшись на ту или иную смысловую трактовку события, обрести равновесие. Думаю, каждый из нас сталкивался в жизни с ситуациями, когда мы обнаруживали, что смысл событий или поведения других людей носил совершенно иной характер, нежели мы себе предполагали. В целом метод может быть достаточно эффективен для обретения системой равновесия.


Рецензии
В общем, никакого "всеобщего ПУКа" не существует. Любопытная статья.

*Однако, она пока никак не описывает ту среду, в которой образы существуют вне мозга и законы, которым эта среда подчиняется.*
Академическая, в смысле, наука. В ДЭИРе, помнится, как раз очень хорошо была описана "среда вне мозга".

Вита Дельвенто   04.03.2019 02:12     Заявить о нарушении
Ничего не понял.

Александр Семенов 4   04.03.2019 21:20   Заявить о нарушении