Любимый учитель

Ниже помещён отрывок из воспоминаний док. биол. наук Ривы Шендеровой о её учителе В.Н. Сорока-Росинском - прототипе Викниксора из книги "Республика ШКИД"
Рива училась у него в школе  с 5-го по 7-ой класс после войны, стала любимой ученицей и навещала Виктора Николаевича вплоть до его смерти осенью 1960 года.

Наши беседы (уже после окончания Ривой школы) становились все откровеннее.
 Об отечественной истории. Россия, несмотря на все, что в ней можно назвать прекрасным, по сравнению с Европой — глубоко отсталая страна. Ивана IV Грозного Виктор Николаевич считал исчадием ада, опричнину — кровавой сатанинской выдумкой. Сталин и его окружение — точное повторение Ивана Васильевича с верными опричниками. Обратил мое внимание на пьесу “Великий Государь” (автора не помню), которая шла в нашей Александринке с участием самых блестящих актеров долгие годы при жизни Сталина и была навсегда убрана из репертуара после ХХ съезда.
Говорил, что “Союз Михаила Архангела” и “Союз русского народа” — позорные организации погромщиков и убийц, официально поддержанные в начале ХХ века “насквозь прогнившей властью”. Считал Николая II одним из главных виновников тех катаклизмов, которые сотрясали нашу страну. 
Он считал, что “объединительная” идея монархии — “самодержавие, православие и народность” — полностью перенесена в нашу жизнь: генеральный секретарь правит, как самодержец; партийные идеи и щупальца опутали все стороны жизни, как прежде — Православная церковь (характеристики, отчеты беспартийных на партбюро и тому подобные прелести нашей жизни — это те же справки от приходского священника о постах, посещениях храма и благонамеренности, без которых нельзя было обвенчаться или получить должность в государственном учреждении). Наконец, народность. Это безликая масса, одобряющая все решения батюшки-царя. Была и осталась. Даже мощи свои завели для поклонения — Мавзолей с его набальзамированными обитателями. 
Виктор Николаевич вспоминал о своих родителях. Отец — украинец, дворянин по рождению, по бедности пошел вольноопределяющимся. Начал службу солдатом, потом закончил юнкерское училище, постепенно дотянул до подполковника. Мать — дочь священника на Черниговщине, женщина образованная и твердого характера. Это она настояла на том, чтобы единственный сын, мечтавший о карьере военного (Суворов — любимый герой), получил образование в лучшем в те годы университете России — Санкт-Петербургском.
И вот в 1901 году он поступил на историческое отделение историко-филологического факультета, собирался написать историю суворовских войн. Но уже в четвертом семестре увлекся совершенно новой и в России и в Европе наукой — экспериментальной психологией. В 1903 году поставил удачные опыты в этой области под руководством молодого, только что вернувшегося из Европы приват-доцента Н. О. Лосского. Эксперименты оказались столь значительными, что студент получил императорскую стипендию и освобождение от платы за обучение.
К моменту окончания Университета подготовил свою первую публикацию страниц на пятьдесят. Познакомился и близко сошелся с академиком Бехтеревым и его любимым учеником профессором А. Ф. Лазурским. Под их руководством овладел педагогикой и педологией (наукой о ребенке) и с 1908 года начал преподавать. Преподавал философию, историю, географию, работал в хороших гимназиях Санкт-Петербурга — во Введенской, Ларинской, а с 1913 года — в только что открывшейся элитной Стрельнинской гимназии. Награды и чины шли с положенной скоростью. Кстати, учитель сказал мне, что был награжден медалью “За спасение погибающих”, но где и как отличился, не уточнял.

Воспоминания Ривы Шендоровой (род.1936) были опубликованы в журнале «Звезда» за 2008 г.Nr.3 Полностью с ними можно познакомиться ЖЗ журнала


Рецензии
Мои поздравления с праздником 8 марта!
=
О хороших людях - хорошо!

С уважением

Рыскин Борис   08.03.2019 16:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис.
Когда Виктор Николаевич стал плохо видеть, он ушёл на пенсию. Но продолжал дома работать. Из школы тоже к нему присылали слабых учеников, и он их подтягивал до троек. А я с одной Миланой справиться не могу. К счастью, сегодня ко мне на занятия по тайши пришла учительница из спец. школы. Она меня проинформировала, как здесь поступают с такими детьми. Попробую выбить для девочки возможность посещения спец. терапевта.

Маргарита Школьниксон-Смишко   08.03.2019 20:38   Заявить о нарушении