Златовласый царь

    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был златовласый царь. Звали его Иван. Он был молод. Родители у него умерли, и был царь круглым сиротой. Царь Иван был статный, красивый, с удивительными золотыми волосами. Они так сверкали, что всё кругом освещали. Когда царь Иван на белом коне проезжал по своему царству, все им любовались и радовались, что у них такой царь. Простые девушки
были в него тайно влюблены, а заморские царевны и королевны мечтали выйти за него замуж. Они посылали к златовласому царю своих послов. Послы привозили с собой портреты своих царевен, королевен и просились на приём.
   Пришёл во дворец златовласого царя посол с юга.
   – Что привело тебя ко мне? – спросил царь.
   Посол поклонился, показал царю портрет южной красавицы и сказал:
   – Ваша мудрость и красота известны во всём мире. Нет никого прекраснее Вас. Я принёс Вам весть о том, что в нашей далёкой стране подросла и расцвела дочь султана сказочной красоты. Она стройнее пальмы и прекраснее цветка лотоса. Все мудрецы считают, что только Вы можете осчастливить нашу красавицу браком. Нигде на белом свете не будет пары красивее Вашей.
   – Что делает ваша красавица?
   – То, что и положено делать красавице: она целыми днями любуется собой в зеркале и слушает похвалы своей божественной красоте.
   – Спасибо за приятное известие, – поблагодарил царь Иван посла и отпустил.

   Пришёл к царю посол из далёкой западной страны.
   – Великий государь, – сказал посол. – Дочь моего короля молода и прекрасна. В приданое наш король даёт гору золота! Женившись на ней, Вы будете самым богатым государем на свете!
   – Зачем мне богатство? Зачем мне золото? Мои золотые волосы сверкают так, что всё кругом становится золотым от их блеска. Золото счастье не приносит, – ответил царь и отпустил посла.
   
   Пришёл к царю посол из большой восточной страны.
   – Великий из великих, прекраснейший из прекраснейших, мудрейший из мудрейших, краса небес, краса мира, божественный и несравненный!
   – Довольно! Довольно! Переходите к делу, – прервал его льстивую речь царь Иван.
   – Как будет угодно Вашему Величеству, – согласился посол. – У императора моей огромной страны есть прекрасная дочь. В приданое дочери император даёт половину своего несметного войска. Женившись на дочери нашего императора, Вы завоюете весь мир!
   – Зачем мне завоёвывать мир? – ответил послу царь Иван. – Я езжу по всей земле, дарю всем свет, тепло и радость. Если завоюю мир, то покорённые народы будут ненавидеть меня. Какое в этом счастье?
 
   Много послов приезжало к царю. Многое они ему обещали, но ничто не прельщало царя Ивана. Ни на одной из царевен-королевен не захотел он жениться.

   Поехал как-то царь на охоту. Погнался за убегающим оленем и выехал к незнакомой маленькой деревушке. Забежал олень прямо во двор крайнего дома и спрятался в хлеву.
   Соскочил царь с коня, вошёл во двор, а навстречу ему вышла девушка в простом крестьянском платье.
   – Зачем Вы приехали, государь? – спросила она.
   – Я преследовал оленя, а он забежал в этот двор, – ответил царь.
   – Вы хотите его убить?
   – Да! Он будет прекрасной добычей.
   – Вы голодны? – спросила девушка. – Вам нужно его мясо?
   – Нет. Я сыт. Мне нужны его рога. Ими украшу свою комнату. Они будут напоминать мне об удачной охоте, – объяснил царь Иван.
   – Нет. Они будут напоминать о Вашей жестокости, – возразила незнакомая крестьянская девушка. – Олени каждую весну сбрасывают рога. Если Вам нужны рога, то я подарю Вам такие же.
   Царь не знал, что ответить. Никто никогда не смел возражать ему. А девушка пошла в дом и через минуту вышла с большими красивыми рогами.
   – Возьмите, государь. Пусть они напоминают Вам о красоте благородного оленя.
   – Кто ты, смелая девушка? – спросил царь.
   – Я не смелая, – опустив голову, ответила девушка. – Вы меня смущаете. Ваши золотые волосы меня просто ослепляют. – Прощайте, государь.
   Она повернулась и ушла в дом.

   Царь вернулся с охоты.
   – Вы убили оленя? – спросили его дружинники.
   – Я добыл рога, – ответил царь Иван.
   Он был задумчив и долго ни с кем не разговаривал.

   В другой раз поехал царь на охоту. Подкрался к прекрасному белому лебедю на лесном озере и ранил его стрелой. Но лебедь нашёл в себе силы и улетел. Кровь падала с его пораненного крыла. По её каплям на траве царь пошёл за раненой
птицей. Неожиданно он опять вышел к знакомой маленькой деревушке. У крайнего дома на завалинке сидела та же крестьянская девушка. Она перевязывала крыло раненого лебедя.
   Царь подъехал к ней и спрыгнул с коня.
   – Кто ты, незнакомка? – спросил царь. – Ты опять спасаешь мою добычу.
   – Моё имя так же просто, как земля или трава.

                А зовут меня Наташа,
                То есть вся природа наша.
                Не спасаю я добычу,
                А спасаю чудо-птицу.
                Что Вам нужно от неё?
                Пух в подушку иль перо?

   – Ничего не нужно. Подушки и пуховые перины у меня есть. А пишу я гусиными перьями. Я просто охочусь, развлекаюсь, – объяснил царь.
   – Плохое у Вас развлечение – прекрасное убивать.
   – А ты чем занимаешься? – поинтересовался царь.
   – Я ухаживаю за деревьями в саду и помогаю всему живому, – ответила девушка.
   Она взяла на руки лебедя и направилась в дом.
   – Постой, красавица! Что же ты так быстро уходишь?
   – У меня много дел, государь. Да и не привычно для меня с царём разговаривать.

   Ушла девица, а царь ещё долго стоял у дома, вспоминая её
слова.
   Подъехали дружинники и спросили, настиг ли он лебедя.
   – Нет, – ответил царь.

   В третий раз поехал златовласый царь на охоту. Увидел медведя, прицелился, но не пустил стрелу. Пожалел зверя. Увидел орла, прицелился, но не захотел убивать гордую птицу.Увидел бобра, но вспомнил о бобрятах и не стал убивать их отца.
   – Что же Вы не охотитесь, государь? – спросили его дружинники.
   – Зачем убивать красоту на земле? Я посмотрел на сильного зверя, полюбовался прекрасным полётом орла, подивился на трудолюбие бобров, построивших большую плотину. Разве не принесло мне это радость?
   Подивились на такой ответ дружинники, ничего не ответили. Тем временем все они выехали из леса и опять оказались около всё той же маленькой деревушки. Царь подъехал к крайнему дому, сошёл с коня и постучал. На крыльцо вышла знакомая девушка.
   – Что привело Вас ко мне?
   – Судьба, – задумчиво ответил царь.
   – Опять охотились?
   – Нет. После наших встреч я перестал убивать зверей и птиц. Ты указала мне на красоту природы. Теперь я вижу её и ищу повсюду.
   – Нашли? – недоверчиво спросила девушка.
   – Нашёл. Ты – та, которую я полюбил.
                Можно ль в дом войти, напиться,
                Отцу с мамой поклониться?

                – Воду вынесу сама,
                А живу я здесь одна.
                Нет родителей моих,
                Сердцу милых, дорогих.
             
                – Что ж. Судьба. Мне очень жаль, –
                Ей ответил государь.
               
                Во дворец он возвратился,
                Образам перекрестился,
                Старцев трёх к себе позвал
                И совет с ними держал.

                Обсудили и решили
                К девице сватов послать,
                Её мненье разузнать.

                К ночи старцы в храм пошли,
                Благословенье принесли.
                Подождали воскресенья
                И отбросили сомненья.

                Утром Богу помолились
                И в дорогу снарядились.
                Молча ехали весь путь,
                Чтобы счастье не спугнуть.

                Как приехали на место
                И нашли там дом невесты,
                Старцы первыми пошли,
                На крыльцо все три взошли.

                Косяка рукой коснулись,
                Улыбнулись, встрепенулись,
                В дверь тихонько постучали
                И Наташеньку позвали:

                «Выйди, дева, на крыльцо,
                Покажи купцам лицо».

                Вышла дева из сеней
                И спросила без затей:

                "Что купцам богатым надо?
                Ведь живу я не богато.
                Дорогого не куплю,
                А продать – не уступлю».

                Отвечали ей сваты:
                «Не простые мы купцы.
                Ничего не продаём,
                Слово царское несём».

                «Что ж за слово?
                Говорите, меня долго не томите».

                « Предлагает тебе царь,
                Наш великий государь,
                От него дары принять
                И просил не отказать».

                «Что ж, тогда входите
                И за стол скорей садитесь.
                Отдохнуть уж вам пора.
                Долго шли ведь, господа».

                Согласились с ней, вошли.
                Молча сели за столы.
                Огляделись. Беднота.
                Но повсюду чистота.

                Пред девицей молодой,
                Пред крестьянкою простой
                Положили старцы злато,
                Пожелали жить богато.

                Развернули перед ней
                Ткань с восточных кораблей.
                Положили перстенёк,
                С камнем, будто огонёк

                Старцам дева поклонилась,
                Покраснела и смутилась:
               
                «За дары благодарю –
                Передайте так царю.
                А возьму лишь перстенёк,
                За красивый огонёк.
               
                Ваше мне не надо злато,
                Я своим трудом богата.
                В парче некуда ходить,
                Я привыкла скромно жить».

                С тем сваты и возвратились.
                И царю тот час открылись:
                «Перстень дева приняла,
                Знать, согласие дала».

                Ожидать долго не стали,
                Сговорились, обвенчали.
                После свадьбы во дворце
                Стало так, как при отце.

                Молодые жили дружно,
                Делали, что было нужно.

                Царь владенья обходил,
                За народом всем следил.

                А жена его, Наташа,
                С мужем стала ещё краше.
                Дома все дела вела,
                Пополнела, расцвела.

                Царь её боготворил,
                Во всём слушал и любил.
                Отдыхал не на охоте,
                На природе у реки,
                Где святые родники.

                Вместе миром любовались
                И с животными встречались.
                Кому надо, помогали,
                Иногда и баловали.

                В царстве жизнь пошла на славу,
                Все трудились на державу.
                Весь народ царя хвалил.
                Бог любовь благословил.

                Славно и сейчас живут.
                Приезжайте! Гостей ждут.


Сказка опубликована в сборнике "Добрые сказки" в 2017 году.


Рецензии
Спасибо, Евгений Викторович!
Прочитала с удовольствием !

С улыбкой,

Наталья Макарова 4   28.02.2021 14:37     Заявить о нарушении
Очень рад, что Вам сказка понравилась! Надеюсь, что и другие сказки Вас заинересуют.

Евгений Шиков 47   28.02.2021 15:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.