Первый танк

                Первый танк. Рассказ моего отца Шикова Виктора Ивановича.

     Ожидали наступление немцев. Мне было приказано подготовиться и подбить танк. Старослужащие рассказали, как это сделать.

     Из прутьев лозы сплёл плотную квадратную сетку шириной немного более моих плеч. Ночью выполз в нейтральную полосу, прихватив с собой плащ-палатку и винтовку. Выбрал место и осторожно, чтобы не засыпать землёй траву, лёжа, сапёрной лопаткой вырезал пласт дерна по размеру своей плетёной сетки. Уложил дёрн на сетку с одной стороны, а с другой стороны расстелил плащ-палатку.  Стал копать узкую вертикальную яму. Всю землю аккуратно складывал на плащ-палатку. Когда земли на плащ-палатке набралось достаточно много, оттащил её к нашей траншее и ссыпал на бруствер. Опять отполз к своей яме и продолжил работу. Немцы через определённые промежутки времени пускали ракеты, освещая нейтральную полосу. Я замирал, прижимаясь к земле.
     Сначала копать было легко и удобно. Когда доставать лопатой землю из ямы стало трудно, пришлось залезть в неё. Вытаскивать грунт стало очень неудобно, но расширять яму было нельзя. Она должна была оставаться узкой, иначе при прохождении танка стенки рухнут, и я буду похоронен заживо. Работать приходилось очень интенсивно. Надо было закончить к рассвету, а летние ночи короткие, да ещё немцы прерывают работу своими осветительными ракетами.
     Землю оттаскивал к своей траншее много раз. Лишь перед рассветом яма была вырыта в мой полный рост и даже немного глубже. При последнем оттаскивании земли взял с собой две бутылки с горючей смесью. На рассвете встал в яму, поставил рядом винтовку,  сделал небольшую нишу сбоку в своей яме и поставил туда бутылки. Насколько мог, поправил траву вокруг и дерном на сетке закрыл яму сверху.
     Теперь надо было ждать. Стоять долго трудно, а силы надо было беречь. За ночь и так устал очень сильно. Постоял, потом присел на корточки. Временами вставал, переминался с ноги на ногу и опять приседал. Ждал немецкой атаки.
     Наконец началась двухчасовая артиллерийская подготовка. Как только она прекратилась, стрельба, и шум танковых моторов возвестили о начале немецкой атаки.  Осторожно приподнял дёрн на сетке и посмотрел. Прямо на меня двигался танк. Следом за ним шли автоматчики. Всё шло так, как и было задумано. Я опустил маскировочный дёрн и напряжённо ждал приближения танка. Сердце бешено билось. Лязг гусениц указал, что танк совсем рядом. Гибели от танка я не боялся. Даже если гусеница ляжет прямо на мой окопчик, то стенки не обвалятся, так как окопчик узкий. Смертельную опасность представляли идущие за танком автоматчики. Но о них нельзя было думать. Задача была в том, чтобы пропустить танк, а потом бросить сзади на раскалённый мотор танка бутылки с зажигательной смесью. В висках стучало.
     Танк прогрохотал совсем рядом. Я откинул маскировочный дёрн и бросил одну за другой две бутылки. Попал! Танк загорелся. Теперь надо было спасаться самому. Выскочил из своего окопчика и быстро пополз к своим. Выскочивших из танка немцев наши убили. Пули свистели отовсюду. Немцы стреляли, наши стреляли по автоматчикам. Обогнув танк, я пополз к своим впереди танка. Теперь немецкий танк защищал меня от немецких пуль.
     Удалось!  Дополз до своей траншеи и счастливым свалился в неё. Отряхнулся и встал. Волнение было сильное. Оно мешало метко стрелять. Взял себя в руки, спокойно стал брать на мушку наступающих немцев и плавно нажимать на курок. Фашисты падали.

      На нашем участке подбили ещё несколько танков. Немецкая атака была отбита. Командир разведроты сказал мне спасибо.


Рецензии
Такие яркие воспоминания у Вашего отца, потому что он испытал все эти ужасы битвы на себе. Я читала и содрагалась. От страха. Трудно сейчас представить, что такое можно пережить, подбить танк и уцелеть.
Как же справедливо, что Ваш отец прошёл войну и остался жив. Вот это доблесть ! Идти в бой и думать не о себе, а выполнять приказ-подбить танк! Вечная слава и память Виктору Ивановичу Шикову!

Татьяна Евсюкова   17.07.2021 08:12     Заявить о нарушении
Обычно за подбитый танк давали орден Красной Звезды, а отец получил только устное спасибо. А орден Красной Звезды получил потом за то, что с двумя бойцами прошёл в тыл к немцам. Они перебили небольшую охрану военного обоза и вывели обоз к нашим.

Евгений Шиков 47   17.07.2021 11:05   Заявить о нарушении
А сколько прожил Виктор Иванович? Где он работал после войны? Сколько у него детей?

Татьяна Евсюкова   17.07.2021 12:00   Заявить о нарушении
Виктор Иванович Шиков прожил 68 лет. После войны его не отпустили из Армии. Долго служил. Потом вышел из-за болезни раньше времени на воинскую пенсию. Она была всего 96 рублей, так как не дослужил. Затем стал журналистом. Писал о великих музыкантах, певцах и певицах. Издал 4 книги о них.

Евгений Шиков 47   17.07.2021 12:38   Заявить о нарушении
У Виктора Ивановича осталось двое детей. Это я и моя сестра.

Евгений Шиков 47   17.07.2021 12:40   Заявить о нарушении
Пожил мало. Сказались на здоровье тяжкие годы лихолетья. Какой интересный у Вас папа, Евений Викторович. Играл ли он на музыкальных инструментах, может, у него было музыкальное образование? Написать четыре книги!!! Это огромный труд.

Татьяна Евсюкова   17.07.2021 13:21   Заявить о нарушении
На музыкальных инструментах не играл. Писал о войне немного. Во время войны попал в разведку вместе с писателем Казакевичем. По повести Казакевича снят фильм "Звезда". Там эпизод с первым пленным языком папа помнил хорошо. Только в фильме разведчики схватили немца, который шёл из госпиталя. На самом деле немец был просто пьян.
В романе Казакевича прототипом майора Берестова был мой отец. И фамилию Казакевич придумал, чтобы подчеркнуть деревенское происхождение папы.

Евгений Шиков 47   17.07.2021 14:23   Заявить о нарушении
Я читала "Звезду" Казакевича. Теперь появилось желание прочесть её еще. Будет восприниматься по-другому. Найду в библиотеке эту книгу.

Татьяна Евсюкова   17.07.2021 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.