Печорин

        «Многие знания – многие печали». Малые знания – многие беды.
 
     Эта антитеза мне кажется очень хорошим вступлением к статье о центральном персонаже «Героя нашего времени», впрочем, не только этого произведения, но и любого из триады, открывающей школьнику мир великой русской литературы*.  Следует сказать, что я специально употребил термин «центральный персонаж» вместо привычного всем «главный герой» или «главное действующее лицо», поскольку, «герой», как и «действующее лицо», в первую очередь предполагают самоё «действие», а «герой», - всегда человек действия. Точность терминов нужна не только в математике или физике. Вольное обращение с терминами в литературе... очень скользкий путь в неизвестном, но явно не правильном направлении. Первым заблуждением, которое прививается школьникам с первого урока литературы, является именование Чацкого, Онегина или Печорина «главными героями» или «главными действующими лицами». «Действие» полагается, как часть какого-то общего плана деятельности, направленного к какому-то результату. Если же в действиях, трёх перечисленных мною персонажей, вы видите какой-либо план или результат, кроме саморазрушения или вреда окружающим, а не реакцию на какие-то раздражители, то укажите мне на них, пожалуйста. Даже желание Печорина внедриться в высший свет или добиться расположения Мери, не действие, а реакция на принятые в свете правила и курортную скуку. Действие… всегда «вопреки», а не «потому, что».
      Недопустимо ассоциировать Печорина с Лермонтовым, так как автор «Героя нашего времени» предъявляет себя человеком, который едет по делу, которому не безразличны попутчики и всё его окружающее. Потому, хотя бы, что ассоциирование автора с его героем всё равно ничего не даёт ни в понимании автора, ни в понимании героя. Биографичность… вообще придаёт произведению назидательный оттенок, что, на мой взгляд, больше отвлекает, чем концентрирует внимание на суть произведения. «O, my life» в книгах и песнях лично я всегда воспринимаю как «Stop». Если Лермонтов никак не выразил отношения к своему персонажу и это ещё не значит, что он его одобряет. 
     Не исключено, что посчитав назидательный роман** малоэффективным средством, наши классики решили показать братьям по сословию их барство, беспринципность, бесчестие в своих произведениях, как в зеркале. Их ли вина, что они не поняты уже на протяжении почти 200 лет,  барство же, которое они в своих произведениях категорически порицали, а если и не порицали, то живописали довольно-таки неприглядным образом, стало, чуть ли не национальной идеей? 

 Приступая к разбору образа Г.А. Печорина, я расставил произведения М.Ю. Лермонтова в хронологическом порядке, во всяком случае, в таком, в каком он мне представляется. Открывает его «Княгиня Лиговская», которая не входит, в курс школьной программы и, наверное, напрасно, так как эта вступительная часть биографии Печорина даёт представление об образе жизни и действий её «героя» не меньше, а, может быть, и больше, чем остальные части этого повествования.

    Наверное, не случайно, что Г.А. Печорин сразу же представлен нам, как нечто под султаном, несущееся в возке на бешеной скорости***… куда и для чего? В свой кабинет для посиживания в креслах и для покуривания трубки. Обстановка же кабинета «выдавала в нём человека порядочного». В дальнейшем мы убедимся, что кроме обстановки его кабинета ничто и, главное, никто не настаивал на этой его характеристике, даже сам Печорин. В «Княгине Лиговской» Печорин описан как вполне заурядный бездельник, очень мало занятый по службе, который мчится – лишь бы мчаться и не важно, собьёт он кого-нибудь и насмерть ли. Пересказ им этой поездки очень забавляет и его слушателей, таких же пустопорожних болтунов, в арсенале фраз которых, есть непременно про «ум под фуражкой и сердце за шинелью», если судить по их, слушателей****, оживлению. Чувства, мысли и жизни остальных участников его эскапад - Печорина абсолютно не волнуют, а дуэль он считает наилучшим и самым универсальным выходом из любого создавшегося положения. Признать себя неправым? Нет уж, лучше выпороть кучера, а ещё лучше - стреляться!
   Мне трудно сказать, был ли он на самом деле влюблён в Веру, так как выглядел он более осторожным, начинающим ловеласом, чем робким влюблённым или это была обыкновенная даже не ревность, а жадность: «моё, моё и не ваше дело, управлюсь ли я со своим  хозяйством или нет!» С Верой он, вероятно, впервые разыгрывал сцену из какого-то романа «ухода на верную смерть из-за неразделённой любви», но благоразумие Веры или её неприятие мелодрам, вынудили Печорина таки отправиться в поход, по возвращению из коего, он застал Веру уже в новом качестве. Впрочем, замужество Веры его ничуть не смутило: Вера, уже Лиговская, для него, скорее всего, объект для укоров и моральных истязаний, нежели изменившая ему возлюбленная. Компрометация Веры его ничуть не смущает, наоборот, её замужество придаёт дополнительную пикантность общению с ней.   Его соперники, кн. Лиговской (муж Веры) и чиновник Красинский, на которого она имела неосторожность обратить внимание, вызывают в нём негодование и презрение. В последнем случае имеет место охранительный инстинкт, который присутствует во всех рассказах, где имеются дамы, на которых он соблаговолил положить глаз. Но их честь и достоинство он оберегает отнюдь не вообще, а только от посягательства мужчин ниже его по общественному положению. Для него же самого… честь и достоинство женщины, её чувства, не представляют ни малейшей ценности, что и подтверждают все его интрижки.
    Жаль, что мы можем только предполагать, как сложились бы отношения Печорина и Веры, застань он её незамужней. Может, одарил бы презрением, как старую деву, или именно её избрал бы объектом скандала для проникновения в свет?
    Кстати, тот же приём, угрозы поиска смерти от отчаяния неразделённой любви, Печорин применил потом и с Бэлой и, на этот раз, он не пропал втуне.
    Овеянный боевой славой,  Печорин теперь более всего озабочен своей известностью в свете, для этого он выбирает самый простой и незамысловатый приём – скандал, а объектом или инструментом выбирает ни в чём перед ним не провинившуюся, хоть и порезвившуюся уже в свете, Елизавету Николаевну. Печорин, разумеется, читал модную литературу, и почерпнутый оттуда прием «разубеждать, заставить верить» вполне сработал. Следом резкое и демонстративное охлаждение, подмётное письмо и всё отвергнутые Елизаветой Николаевной женихи отмщены, только вот от нас скрыто, насколько широко и в каких именно кругах света стал известен Печорин, но одна из гостиных перед ним закрылась, не исключено, что закроются и некоторые другие.
    Не удивлюсь и не расстроюсь, если своей командировкой на Кавказ Печорин обязан Красинскому – чиновники иногда умеют передвигать бумаги в нужном им направлении, а если это так и было, то я не из первых, кто упрекнёт за это Красинского. В благодарность за его услуги и своего спокойствия ради кн. Лиговской надавил нужные пружины, и с очередной звездочкой на эполетах Печорин отбыл на Кавказ. «Возвышая, удаляй».

    Затем Печорина мы встречаем уже в Тамани. В «Тамани» и «Фаталисте» Печорин представлен смелым до безрассудства искателем приключений и не в меньшей степени фаталистом, чем Вулич, к чему, вероятно, располагало отсутствие женщин одного с ним круга, с кем он мог бы позлословить или поинтриговать, а лучше всего применить уже не раз опробованные приёмы. Но оказалось, что этим ловким и искушённым сердцеедом просто привлекательной женщине из низов довольно легко манипулировать. Ундина вполне могла добиться своей цели, если бы подготовилась, как следует. 

     Расслабленное состояние курортного отдыха не совсем подходит Печорину, что и подтверждает «Княжна Мери». В Пятигорске он, вероятно, был в отпуске или в ожидании нового назначения. Вряд ли он принимал какие-либо лечебные процедуры, а если ему нужно было лечение, то он обязательно и непременно избегал бы медицинских услуг и общества Вернера – врача, для которого недуги его пациентов вовсе не тайна, а только тема для беседы с заинтересованными слушателями. Простак Грушницкий, Вера и княжна Мери создавали необходимый антураж для упражнений Печорина в отработанных уже приемах соблазнения, интриги и скандала.
    Читателю было бы очень интересно и поучительно ознакомиться с тем остроумием Печорина, которое подразумевалось в его беседах с Вернером и Мери. Вряд ли рассказы, которыми он переманил обожателей Мэри к своей скамейке, шли дальше пошлых армейских анекдотов или злословия – блеск своих мыслей Печорин всенепременно воспроизвёл бы в дневнике, не пожалел же он чернил и времени на дословную запись своих и не только мелодекламаций и рассуждений о женской логике.
      Печорин ещё раз подтвердил, что ему нет дела до чести, достоинства и чувств женщин, если они могут стать поводом развлечься, скрасить унылые курортные дни волокитством и темой для своих и чужих пересудов. И что же это за мамаша была у Мери, если она не предостерегла свою дочь от курортных позёров и мелодекламаторов? Так не терпелось сбыть с рук её? Вообще, Мери плохая рекомендация москвичкам той поры, Софья из «Горя от ума» гораздо умнее была.
     Что была Мери для Печорина? Средством развлечься и отвлечься, натянуть нос Грушницкому и как средство замаскировать свои отношения с Верой. Именно так поступают истые дворяне, офицеры и джентльмены?!
      Совершенно не понятно, как дуэль с Грушницким могла угрожать будущности Печорина. Их дуэль и так была секретом полишинеля, никто серьезного расследования проводить не собирался, да и не считалась тогда дуэль чем-то предосудительным*****. К тому же, дальше Кавказа его всё равно  не сослали бы. Впрочем, зачем что-то делать открыто, если это можно сделать якобы тайно, показав при этом всю низость и всё бесчестие всех участников этого действа без изъятия. Легковерные же люди сочли его рыцарем, защищающим честь дамы. Вот уж нимало! Поиграл своей и чужой жизнью, развлёкся. Печорину не хватило фантазии поддержать игру Грушницкого и драгунского капитана до конца. Интересно, как бы стали они выкручиваться, выстрели Печорин из незаряженного пистолета? В этом случае даже в его и Вернера подслушивании не было бы нужды. Представляете сцену «Вот тебе бабушка и Юрьев день»? Посильнее, чем у Гоголя! С подслушиванием, конечно, интереснее и более в духе Печорина, но тоже давало повод дважды постоять под дулом, выслушать объяснения о том, как и, главное, кем был заряжен пистолет, повод вызвать и капитана на дуэль. Вот это скандал! Был бы такой выброс адреналина, а то пришлось мчаться сломя голову за «умчавшейся тройкой вослед», чтобы прийти в себя. Коня жаль, он уж точно пострадал ни за что, а слёзы и зевок над ним не лучшая ему эпитафия.
      Один современный известный поэт и писатель назвал Печорина сверхчеловеком… Играть чужими судьбами и жизнями без малейшей для себя пользы, только для того чтобы из скуки ввергнуться в ещё большую скуку. Несколько десятков страниц его жизнеописания приводят три случая безвинно погибших людей, но следует понимать, что они не единственные. Поменьше бы таких «сверхчеловеков». Печорин не сверхчеловек, он барин – у него нет ни обязанностей, ни обязательств. Им владеет только каприз, только импульс. Моральных или каких-либо ещё ограничителей у Печорина тоже нет – ещё бы, у него же денег не меряно,  три тысячи душ крепостных в трёх губерниях, вот только, своей души нет! А если она и есть, то пребывает в том ещё детском состоянии, когда новую и понравившуюся игрушку надо непременно сломать, чтобы увидеть её внутренность и, ничего не поняв, тут же потерять к ней интерес. 

     Получив назначение в крепость к Максиму Максимычу, Печорин никак не изменил своего отношения ни к службе, ни к людям, подтверждение чему нам и даёт «Бэла». Здесь мы опять видим офицера без определенных обязанностей, не занятого по службе, и если у него есть какой-то оклад жалования, то он ему выплачивается исключительно за вред, наносимый им Родине вообще и воинской службе в частности. Ничто так не развращает солдат, как праздность офицеров.
      Прибегнув к приёмам подкупа и мелодекламации, он овладел Бэлой…Что стало бы с ней, не погибни она от рук Казбича? Его развлечение обошлось в несколько жизней, непримиримую вражду к русским Казбича, которая могла вылиться в несколько дополнительных смертей русских солдат, но какое Печорину до них дело?
     Смех над могилой Бэлы, означал, вероятно, радость от того, что Казбич избавил его от необходимости рано или поздно сделать это самому тем или иным способом.

     Печорин в жизни Максима Максимыча событие эпохальное, а Максим Максимыч  для Печорина так, очередной дядька или лакей, обязанность которых потакать всем его слабостям и причудам, исчезать, когда в них нет нужды, и не сметь ничего просить, а тем более требовать, для себя. Ни одного слова осуждения для Печорина у Максима Максимыча не нашлось, только обида на его холодность, а что он хотел? Если Печорин и мог кого-то уважать, то только того человека, который сумел бы подчинить его себе. Подтверждение ничтожности, по крайней мере, в глазах Печорина, Максима Максимыча, как командира и человека даёт нам глава «Максим Максимыч».

    Правы те, кто записывал Печорина в «лишние люди», но только записывали они его по идеологический мотивам: - дескать, николаевская Россия не давала развернуться печориным и онегиным во всю ширь их интеллектуальных способностей. На самом же деле ни Онегин, ни Печорин ничего, кроме волокитства с неизбежным последующим презрением к объектам волокитства, пренебрежения земными и небесными законами нам не продемонстрировали. Сами не имея чести и достоинства, они не предполагали их и в других, но фанфаронились и тем, и другим. Развращая и ближних, и дальних, печорины всеми силами приближали конец своему барству-благоденствию, которому не видели и не желали конца…

    Может быть я не прав, но идеализировать, а тем более «осверхчеловечивать» Печорина, по меньшей мере, безнравственно, если не преступно.

    «Герой нашего времени» ещё и о том, что физическая храбрость не гарантирует наличие каких-либо в равной степени восхваляемых мужских качеств.

   P.S. Интересно, как совмещаются такие разные описания внешности Г.А. Печорина: «…мы свободно можем пойти за ним и описать его наружность — к несчастию, вовсе не привлекательную; он был небольшого роста, широк в плечах и вообще нескладен; казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению…» в «Княгине Лиговской» (где ему 23 года), «Он был такой тоненький, беленький», «…а молодой русский офицер стройнее их... Он как тополь между ними…» в «Бэле» (ему 25 лет) и «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…» в «Максиме Максимовиче» (30 лет)?
______________
*        «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени».
**       Эраст из “Бедной Лизы», как предтеча и Чацкого, и Онегина, и Печорина .
***      Такая же немыслимая и бессмысленная скорость передвижения была характерна и для Чацкого, и для Онегина.
****   Сии и встречающиеся позднее офицеры, никак не проявляли интереса к наличию ума под женской шляпкой или чего-то за корсажем, кроме того, что скрывала ткань этого корсажа?
***** Ох, и жестоко же пострадали из-за дуэлей Дантес и Мартынов, а Грушницкий, так, из-за предполагаемого его  участия в дуэли, казался дамам много романтичней.


Рецензии
/// Печорин не сверхчеловек, он барин – у него нет ни обязанностей, ни обязательств.///
======================================================================
Часто сталкиваюсь с такой оценкой, как той эпохи, так и её героев. Наши современники, частенько смотрят на них, через призму этакой пролетарской культуры - буржуа, страдающие от безделья. Мне кажется, что это слишком поверхностный взгляд, причём именно пролетарский. Скука и внутренняя опустошённость, Печорина или Онегина не от безделья, а скорее от того, что они не могут найти деятельность, которая принесла бы им удовлетворение. Нет такой деятельности... Эта внутренняя пустота и толкала Печорина на разные похождения, но так же и обжигала его, потому что он страдал не меньше, чем его жертвы.

Я восхищаюсь Печориным!!! Пусть он полон изъянов и пороков, но он – Личность!!! Личность, которая умеет говорить: «Я»!!! Личность, которая не прячется за «МЫ»!!! «Я» - это всегда ответственность. Когда говоришь: «Я», то стоишь, как голый перед всеми. А «Мы» - это всегда удобно. «Мы» - это, как отмазка: я не один такой, посмотри, нас много... всех не накажешь!!! «Мы» - это всегда размытие ответственности, а когда и прямое уклонение от неё. Я проводил много опросов, и всегда всё сводилось к одному

- Кто победил во второй мировой войне?
- Мы победили!!!
- А кто первым летал в Космос?
- Мы летали!!!
- А кто развалили СССР?
- Ельцин и Горбачёв...
- А Революцию кто совершил?
- Как, вы не знаете? Стыдно, батенька мой... Ленин, конечно!

Вот, это зловонное царство «Мы», где нет ответственности за совершённое, а если и есть, то она размыта на всех – всех не накажешь!!!
А Печорин... умеет говорить: «Я»!!! Он не нуждается в удобном одобрении общества, совершая поступок. Он не нуждается в порицании этого общества – сам судит себя!!! И суд его более беспощадный, чем его могло бы судить общество, а значит, он уже превзошёл это общество. Именно это превосходство, так манило к нему женщин. Именно это превосходство, вызывало завистливое презрение к нему Грушницкого и отдаляло от него других.
Да, Печорин грешен... но он дороже моему сердцу, чем сотня правильных и непорочных, объединённых словом «Мы»!!! Раненый орёл, мне дороже стада непорочных овечек.

Онимакрис   07.04.2019 10:26     Заявить о нарушении
Самая распространенная ошибка рецензента... классифицировать автора, как будто он является экспертом, который находится вне критики.
Любой школьный хулиган говорил "Я", но большинство из них ничего не оставили по себе, кроме сломанной парты и собственной жизни, некоторым из них удалось поломать и чужие судьбы.
П судит себя? Он красуется перед собой? Что это за суд без приговора - даже не товарищеский. Он оправдывает себя по всем пунктам пошлостью: "Такова моя участь с самого детства..." Он же не сказал: "Я ТАК РЕШИЛ И Я ТАК СДЕЛАЛ" а давил на жалость. Ницше положил бы ему палец в рот.
Вам только кажется, что Ваши эвфемизмы оправдывают бессмысленность жизней О и П - Вы их подчеркиваете. Их заслуги нет ни в чём - родились богатыми, а то бы жизнь они провели на паперти или в богадельне. Где в их жизни Поступок, который оправдал бы их "Я"?
Спасибо за возражения, но только возражения.
Кстати, где Вы у меня увидели "мы", мне кажется я довольно перпендикулярен к "мы" в своих оценках литер.героев. Разве нет?

Александр Старостин 3   07.04.2019 10:49   Заявить о нарушении
В своей рецензии, я не касался вас лично - это моветон. Я говорил о Печорине и обществе, которое его окружало - дал характеристику и тому, и другому. Мне совершенно не понятно, как вы отнесли мои слова к себе:///Кстати, где Вы у меня увидели "мы"/// А мои опросы - это лишь аналогия.
Мне так же не понятно ///Где в их жизни Поступок, который оправдал бы их "Я"?///
А почему вы решили, что "Я" нуждается в оправдании? Человек разве должен доказывать, что он не верблюд?

Онимакрис   07.04.2019 10:57   Заявить о нарушении
Трагедия Печорина в том, что они ищет и не находит!!! Он не нашёл себя на гражданке - пошёл служить... но и там не может найти того, что ищет. Его авантюры - это поиск!!! Он пытается найти хоть что-то, но не может найти. При этом он понимает, что причиняет людям боль своим поиском, и это мучает его же самого. В конечном итоге, он отказывается от поиска и просто путешествует, чтобы его жизнь превратилась в вечное движение, которое никому не приносит боли.

Онимакрис   07.04.2019 11:07   Заявить о нарушении
" Наши современники, частенько смотрят на них, через призму этакой пролетарской культуры - буржуа, страдающие от безделья. Мне кажется, что это слишком поверхностный взгляд, причём именно пролетарский" - вот Вы меня и определили. На это можно возразить, что школа как раз и учила нас смотреть на Ч, О и П как на непонятых гениев, как на людей, загубленных царизмом, если не лично монархами. Так что позвольте мне вернуть Вам Ваш комплимент.
Тогда чем Вы восхищаетесь в П? я не понимаю, как можно восхищаться личностью в отрыве он его поступков.

Александр Старостин 3   07.04.2019 11:11   Заявить о нарушении
/// Наши современники, частенько смотрят на них, через призму этакой пролетарской культуры ///
Причём здесь вы? Я хотел сказать, что это распространённая точка зрения, причём, этой точке зрения нас учили в школе. Но это и была школа пролетарской культуры!!! После школы прошло много времени, и у меня появились собственные взгляды. А то, что вы узнали себя, в моей характеристике, не говорит о том, что я говорил лично о вас. Это как "на воре шапка горит". Я не обсуждаю авторов - я обсуждаю материал, и говорю о том, что очень многие люди смотрят на Печорина, именно такими глазами.

Онимакрис   07.04.2019 11:21   Заявить о нарушении
Этим "на воре шапка горит" Вы слишком себе льстите.
Мы, очевидно, учились по разным программам. Нас учили восхищаться Печориным и Онегиным, а Вас по пролетарским лекалам.
Вообще, если Вы не хотите оскорбить собеседника, то Вам надо тщательней относиться к нюансам.

Александр Старостин 3   07.04.2019 11:35   Заявить о нарушении
Впрочем, мне то что? Мои аргументы Вы не принимаете и сами свою позицию не аргументируете. Ориентируетесь только на чувства, а против "по милу хорошо" возразить обычно нечего. Ваша предпочтения это Ваши предпочтения и тут не возразишь, но и принимать их - на любителя.
Мне одинаково не дорог ни Грушницкий, ни Печорин - я пытаюсь смотреть на них объективно. То есть, я о зеленом, а Вы о круглом.

Александр Старостин 3   07.04.2019 11:43   Заявить о нарушении
Возможно мы учились по разным программам, но я не давал вам повода переходить на личности. Успехов вам.

Онимакрис   07.04.2019 11:44   Заявить о нарушении
а я и не переходил на личности, а если Вы укажете мне место перехода, то я искренне извинюсь. Вот Вы приписали меня к пролетарской толпе и "буржуа, страдающего от безделья", а мои размышления назвали банальными в самом начале диалога. Если сможете, то приведите ссылки на эти мнения, иначе Ваши утверждения голословны.
Восхищение, указанными персонажами, Вы можете найти на http://www.literaturus.ru
и Вам удачи!

Александр Старостин 3   07.04.2019 11:55   Заявить о нарушении
///Этим "на воре шапка горит" Вы слишком себе льстите.///
=========================================================
Это переход на личности и фамильярность, которой я не люблю - дискуссия окончена.

Онимакрис   07.04.2019 12:00   Заявить о нарушении
Вообще, это Вы меня оскорбили, написав про вора и его шапку, и если Вы этого не понимаете, то нам действительно незачем общаться.

Александр Старостин 3   07.04.2019 14:22   Заявить о нарушении
Извините, но я не люблю выяснять отношения. Ещё раз повторюсь - в моей рецензии нет ни слова о вас. Дискуссию, в личную плоскость, перевели именно вы.

Онимакрис   07.04.2019 15:19   Заявить о нарушении
Позвольте сказать пару слов. В ту пору, когда я учился (1974-75), да и позже Онегиным и Печориным восхищаться не призывали. "Лишние люди" - это в оправдание их грехов и слабостей (а виной - да, царизм!) Чацкого в "лишние" не включали: он "и один в поле воин", он знает, что делать. (Реальные декабристы знали ли?) Только в связи с этим вспоминается, что "болтун - находка для шпиона". Простите за вторжение!

Михаил Струнников   09.04.2019 19:40   Заявить о нарушении
Согласен, Михаил. Через них судили царизм - вот до чего царизм довёл умных образованных людей.

Онимакрис   09.04.2019 20:33   Заявить о нарушении
Уважаемые оппоненты! Мне казалось, я достаточно убедительно показал на основании самой комедии, что ума в Чацком не больно-то много. Приведите примеры его ума и я сниму все, что о нем написал. Лодырей душил и царизм и социализм, а умные и талантливые как-то пробивались.

Александр Старостин 3   10.04.2019 06:23   Заявить о нарушении
Уважаемый Онимакрис! Если Вы считаете, что в Вашей рецензии нет ни слова обо мне, то Вы не можете понять того, что сами же и написали. Если о Вашем сочинении кто-то напишет: "Часто сталкиваюсь с такой оценкой, как той эпохи, так и её героев. Наши современники, частенько смотрят на них, через призму этакой пролетарской культуры - буржуа, страдающие от безделья. Мне кажется, что это слишком поверхностный взгляд, причём именно пролетарский.", вряд ли Вы воспримите это как комплимент.
Вообще, предпочтения и аргументы - разного поля ягоды. Я пытаюсь оперировать вторыми, Вы возражаете на основании первых.
Увы, дискуссии не получилось. Примите... и прочее.

Александр Старостин 3   10.04.2019 06:30   Заявить о нарушении
Да, причём здесь комплимент? Есть взгляд, который я критикую. Вы видите разницу, между критикой взгляда и критикой личности, которая этот взгляд озвучила? В итоге, я критиковал ваш взгляд и не более, а вы критиковали МЕНЯ!!! Если вы не видите разницы, то я сожалею.

Онимакрис   10.04.2019 08:57   Заявить о нарушении
Да не критиковал я ВАС! Пример, пожалуйста. Вы иносказательно назвали меня банальным, но не приводите ссылок, где высказывается подобный моему взгляд.
Кстати, женщин к Печорину могли манить 3 000 душ крепостных и три имения в трех губерниях.

Александр Старостин 3   10.04.2019 09:12   Заявить о нарушении
Я уже приводил вам примеры, смотрите выше.

Онимакрис   10.04.2019 09:24   Заявить о нарушении
Княжна Мери, кстати, была побогаче чем он.

Онимакрис   10.04.2019 09:26   Заявить о нарушении
Мне нужны не примеры, а ссылки.

Княгиня(!), не княжна, Лиговская была богата, а то, что она богаче Печорина - ссылку, пожалуйста. Вообще, богатство - понятие относительное. Состояние же
родителей Печорина конкретно. Некто Цымбаева считает Чацкого с его 300 душ богатым и что?

Александр Старостин 3   10.04.2019 10:43   Заявить о нарушении
Вы литератор или математик? Я их рубли считать не собираюсь, чтобы понять, что материального мотива у них не было.

Онимакрис   10.04.2019 11:37   Заявить о нарушении
Одно другому не мешает. Но я оперирую фактами и мне нет дела до производительности труда и урожайности в имениях Печорина.

Никто за другого поручится не может, да и за себя не каждый. Опять же Вы утверждали, что она богаче, а это предположение. Состояние же Печориных - факт. Исключать вообще ничего нельзя, даже самое дурное, и наша жизнь тому подтверждение.

Александр Старостин 3   10.04.2019 12:04   Заявить о нарушении
Какая-то странная дискуссия... Какими фактами вы оперируете? В вашей статье нет ни одной цитаты, подтверждающей вашу позицию. Вы просто изложили свой взгляд, на который имеете полное право. Но у меня другие взгляды, и я их тоже изложил. Что не так? Я что, на кафедре литературы диссертацию защищаю? Я изложил своё видение: хотите соглашайтесь, не хотите - не соглашайтесь.

Онимакрис   10.04.2019 12:30   Заявить о нарушении
Цитат нет потому, что я писал для людей знакомых с текстами не понаслышке.

Александр Старостин 3   20.04.2019 13:56   Заявить о нарушении
Намекаете на то, что я не читал текст? Напротив, Печорин мне дорог потому, что я видел в нём себя и я взахлёб читал о нём. А вы видите в нём "чужого", поэтому относитесь по-другому. Но мне кажется, что я понимаю его лучше... Хочу обратить внимание на тот факт, что я не был избалованным буржуйским ребёнком, имеющим всё. Но меня так же преследовала эта опустошённость и скука. А стало быть, это состояние не зависит от социальной принадлежности.

Онимакрис   21.04.2019 09:05   Заявить о нарушении
Уверен, что мы принадлежали к одному соц. слою, а я в 12 лет лишился отца, он умер от рака. Баловство - это уж точно не про меня. В период изучения П был мне интересен, а с годами я стал смотреть на него объективнее. Вполне допускаю, что П может вызывать желание подражать ему в парнях 15-16 и чуть более лет, но почему его обращение с М должно нравиться девушкам, мне совершенно не понятно, вряд ли они хотят, чтобы с ними обращались, как с вещью, а школа им это навязывала.
Я не хотел бы иметь такого, как П другом, впрочем этого и быль бы не могло, т.к. у меня с ним нет ничего общего. Он мне интересен, как типаж, как продукт Лермонтова и не более того.
С наилучшими...

Александр Старостин 3   21.04.2019 09:45   Заявить о нарушении
Позвольте ещё раз сказать. Прекрасно помню фразу из учебника литературы, по которому учился: "Общество сделало Печорина нравственным калекой". Общество, конечно, всегда виновато. Но нравственный калека - что, "всем ребятам пример"? И Онегина не записывали в декабристы. Тем более этого не делал Белинский - хотя бы по цензурным соображениям. Декабристом назначили Чацкого - с подачи Герцена.

Михаил Струнников   21.04.2019 10:09   Заявить о нарушении
Если верить Лермонтову, то это самое общество осуждало его за то, что он вывел П героем их времени.
Отчетливо помню фразу учителя: "О был бы среди декабристов", но происхождением этой фразы не интересовался, т.к. О был совершенно до лампады, как и прочим. "Декабрист", кстати, можно произносить и в не позитивном ключе, я, например, не в восторге от этой компании - в своих вотчинах надо было делать рай на земле, а не замахиваться на всю Россию, ничего толком о ней не зная и не умея делать ничего
мирного мирным способом.
А уж из Ч декабрист, как из "собачьего хвоста сито"

Александр Старостин 3   21.04.2019 10:59   Заявить о нарушении
///Прекрасно помню фразу из учебника литературы, по которому учился: "Общество сделало Печорина нравственным калекой". ///
==================================================================================
Я думаю, что это лишь коммунистическая пропаганда - я уже писал, что через Печорина, Система судила царизм. Мол, Печорин не виноват, а виновата Система.Что касается остального, то вы судите Печорина по действиям, а я уже давно этого не делаю. Действие - ничто!!! Разве мы осуждаем человека, наступившего на ногу в автобусе? Нам больно, но мы не судим, потому что знаем, что это не умышленно. Вот это и есть корень моего суда - умысел!!! А в Печорине, я его не вижу...
Он писал в своём дневнике:" Зачем?!!! Зачем я добиваюсь женщин, которые мне не нужны? Зачем..." Он сам не понимал природы своих действий. Вот, если бы им двигала страсть, желание обладать женщиной, похоть... я бы его осудил. Но, нет!!! Не это им двигало!!! Думаю, что вы слишком увлеклись его поступками и потеряли из виду, его же размышления о своих же поступках.
Я не вижу в его действиях злого умысла...

Онимакрис   21.04.2019 11:35   Заявить о нарушении
... но доброго умысла ещё меньше. Без ответа на "зачем" действие... это просто инерция, дань моде не более. Зачем мы носили брюки-клёш, а потом от них отказались ради прямых?

Александр Старостин 3   21.04.2019 12:59   Заявить о нарушении
А обязательно должен быть добрый? В этом и разница между Печориным и остальными, что люди отдают дань моде, не задумываясь: а зачем? А Печорин думает и хочет найти ответы. В этом и его проблема, что он мечется и ищет, но не может найти того, что стало бы по-настоящему интересным или дорогим для него. Масса людей просто живут, ходят в гости, чем-то живут... а он так не может. Ему нужны ответы - зачем? Поэтому он и пускается в разного рода авантюры - для него это поиск, для ответа на вопрос. Но он не находит ответа и понимает, что люди страдают от его поиска, что ему же самому, так же причиняет страдания. А поскольку он страдает не меньше, чем те с кем он общается, то вопрос, кто из них жертва, весьма относителен.

Онимакрис   21.04.2019 15:00   Заявить о нарушении
Вряд ли он ищет ответа - он довольно лениво прокручивает одну и ту же шарманку. Этот круг он уже проезжал не первый раз и его вполне устраивает эта езда - это он и называет интеллектуальной жизнью. В "Княгине Лиговской" он действует вполне осмысленно и ничтоже сумняшеся. А в "Бэле" ему достаточно было заниматься служебными обязанностями и жизнь обрела бы смысл - не он первый: у некоторых декабристов тоже завихрения были пока не оказались в Сибири при реальном деле.

Александр Старостин 3   21.04.2019 16:49   Заявить о нарушении
По-вашему, нужно оказаться на каторге, чтобы понять смысл жизни? Не обижайтесь, но это и есть пролетарское мировоззрение - кувалду тебе в руки, и сразу всё поймёшь... или за токарный станок. Нет, поверьте мне, это не помогает. И с кувалдой я был и за станком стоял...

Онимакрис   21.04.2019 17:38   Заявить о нарушении
а мне помогло. Бог не наделил меня талантом, но занимаясь делом, я становился далеко не самым худшим в нём специалистом, так было по крайней мере три раза. Кому-то даётся стезя сразу, а кому-то постепенно, но только если он не бежит от обязанностей и обязательств.
А пролетарское сознание здесь не при чём. За этим высказыванием пролетарии скрывали свое непонимание значения умственного труда, по этому их и на бунт легко удалось поднять: дескать, подумаешь, заводы есть, фабрики есть, мы трудимся, а эти "ходют тут в чистом и гребут наши деньжищи".
Опять же, не все декабристы, а только те, которые осознали свою ответственность перед народом и стали заниматься его образованием, те, которым было что передавать. Кого и чему мог научить Печорин? "Награды получать и весело пожить" - не совсем дворянское предназначение.

Александр Старостин 3   22.04.2019 06:20   Заявить о нарушении
Я, безусловно, рад за вас. Но, вам помогло не потому что вы заставили себя или пересилили, а потому что дано было. Один человек, может всю жизнь восхищаться восходами и закатами, а другой, полюбуется три раза, а потом скажет:" И в чём смысл? Это происходит каждый день... Какой смысл восхищаться восходом, если вечером наступит закат.... а потом снова восход.... и снова закат...
Это состояние невозможно пересилить - невозможно заставить себя любоваться восходом или закатом. Это либо дано, либо - нет. Поэтому и существуют люди с жаждой жизни и люди отрешённые от жизни. Это просто данность и нет смысла говорить, что одно лучше другого - просто так есть.

Онимакрис   22.04.2019 10:43   Заявить о нарушении
тем, кто не может изменить себя, можно только посочувствовать, но и говорить о каких-то скрытых в них талантах, тоже не приходится.

Александр Старостин 3   22.04.2019 11:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.