Патефон

             Патефон. Воспоминания моего отца Шикова Виктора Ивановича

       Этот патефон прошёл всю войну. В 41-м он стоял в Красном уголке какой-то пограничной заставы в Белоруссии. Отступая, его взял с собой безвестный лейтенант. Вскоре его убило, и патефон перешёл в другие руки. Шли тяжёлые бои, офицеры погибали, и патефон переходил от одного к другому. При отступлении с собой берут только самое необходимое. Брали оружие и этот патефон как часть мирной жизни, как воспоминание о доме, о семье. Пластинки разбивались, и вскоре осталась только одна, но и она приносила радость бойцам. Одно время патефоном владел Эммануил Генрихович Казакевич. Позднее, уже став знаменитым писателем, он описал этот патефон в своём романе. Казакевич был моим другом. Мы вместе ходили в свою первую разведку, рассказ о которой Эммануил Генрихович включил в свою знаменитую повесть «Звезда». Там только один эпизод изменён. Первый немец, которого мы взяли, был просто пьяным, а  Казакевич написал, что он шёл из госпиталя. Мы тогда ещё подумали: «Как просто! Перешли линию фронта и поймали пьяного немца!»
       Когда Казакевича ранило, патефон перешёл ко мне.
       Когда меня переводили из Германии в Москву, друзья советовали бросить старый, ободранный патефон с ручкой, перемотанной толстым шнуром, который использовали наши связисты при прокладывании линий связи. Все говорили:
       - Зачем он тебе? Кругом много новых патефонов. Зачем тащить это старьё?
       - Нет, ребята. Этот патефон не бросили в самые трудные дни отступления в 41 году. С ним связаны мои воспоминания. И он хранит память о многих погибших бойцах.


       Примечание Е. В. Шикова.
       Этот патефон я помню с детства. Иногда папа доставал его и ставил старую польскую пластинку. Игла скользила, и сквозь шорох помех лились чарующие звуки итальянского танго в исполнении польского певца. Мы все замолкали, а папа задумчиво смотрел в окно, вспоминая тяжёлые военные годы и ту радость, которую дарила волшебная музыка опалённым войной душам.
       Когда к нам в гости в Калинин (Тверь) приезжал Э. Г. Казакевич, они вместе слушали старую пластинку и вспоминали тяжёлые годы войны.
 


Рецензии
Трогательно.

Татьяна Евсюкова   12.07.2021 11:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.