Суета сует

"Хотели, как лучше, получилось, как всегда"
Виктор Степанович Черномырдин -
политический деятель времен перестройки

У каждого в детстве, наверное, была своя любимая книжка. У меня это - сказка "Городок в табакерке" В.Ф.Одоевского.

Папенька показывает маленькому Мише удивительную табакерку. Миша любуется изображенным на крышке городком и удивляется, откуда там музыка. Папенька открывает крышку, показывая мальчику устройство табакерки, и предлагает самому догадаться, как возникает музыка. "Только пружинку не трогай", - предупреждает он.

Разглядывая загадочное устройство, Миша засыпает и чудесным образом попадает в сказочный городок. Здесь выглянувшее из-за золотых деревьев солнышко освещает красивые башенки и маленькие домики. Миша знакомится с мальчиком-колокольчиком и видит множество таких же мальчиков разного роста, которые на разные голоса весело звенят "динь-динь-динь". "Как им, наверное, радостно и хорошо живется!" - думает Миша. Но, оказывается, это вовсе не так: колокольчики звенят не по своей воле, а лишь потому, что их ударяют дядьки-молоточки. А потом выясняется, что и дядьки-молоточки не по своему желанию так поступают. Их заставляет Валик-надзиратель, унизанный крючками. Когда Валик поворачивается, крючок зацепляет молоточек, и тот, опускаясь, ударяет по  колокольчику. Наивный Миша просит Надзирателя не ворочаться, не трогать молоточки, а в ответ слышит: "Я надзиратель добрый, и не я здесь главный. Меня Царевна-пружинка все время в бок толкает и заставляет ворочаться". И Миша отправляется к Царевне-пружинке.

В этом месте, зная, чем кончится сказка, я шепчу Мише: "Не иди туда, не трогай Пружинку!" Но Миша не слышит меня, он думает, что все может исправить к лучшему. Тут уж я не выдерживаю. Вслед за Пружинкой твержу: "Глупый ты мальчик!  На всё смотришь и ничего не видишь! Как же ты не понимаешь, если бы пружинка не толкала валик, он бы не вертелся;  если бы валик не вертелся, молоточки бы не стучали, а если бы молоточки не стучали, то колокольчики бы не звенели и музыки не было!" Не слушал Миша. Тронул Пружинку. Все испортил. Музыка в табакерке умолкла, солнышко погасло, домики сломались. Как жалко было мне тогда погубленный волшебный мир в табакерке, а больше всего Мишу. Мальчик-то был хороший, и намерения самые благие имел, а что натворил!?

Вспоминая сказку, я часто думаю: "Как же мы порой бываем похожи на этого неразумного мальчика, когда грубо вторгаемся в мир, "придуманный не нами". Из добрых побуждений стараемся его усовершенствовать, сделать так, чтоб были "и волки сыты, и овцы целы". А что получаем? 

Мы всегда стремимся к пользе и выгоде. Казалось бы, что в этом плохого?
Хорошо бы государство такое построить, чтобы всем было полезно и выгодно. Об этом мечтали многие. В 18 веке этот принцип выдвинул английский философ Бентам, а В.Ф. Одоевский описал город, построенный на такой основе. "Город без имени" назвал он свой рассказ.

 "Польза будет нашим единственным законом" решила группа людей, воодушевленных Бентамом, и отправилась на необитаемый остров строить новое справедливое и счастливое общество. Управлять им поручили самым умным - философам и ученым. Руководствуясь принципом пользы, они отбросили все лишнее:  поэзию, романтику, шутки, - все, что мешало делу. И первое, что случилось (это меня особенно поразило): мамы перестали петь колыбельные своим детям. А сейчас поют ли? Но это так, к слову.

Новый город возводился быстро. Каждый старался получить для себя как можно больше пользы, поэтому не ленился, а трудился в поте лица. Город процветал, промышленность развивалась. Начали торговать с соседними островами. Чтобы получить побольше выгоды, стали повышать цены на свои товары и перекрывать доступ к чужим. Исключительно ради пользы стали совершать подкупы и даже военные нападения. В результате население соседних островов разорилось и было порабощено, а Бентамия (так назвали свой город первые жители) стала сильным и мощным государством.

Но тут начались разногласия внутри страны. Одним городам было выгодно торговать с иноземцами, а другим -  воевать. Мирно решить этот вопрос не смогли, и государство раскололось на две части. Потом одним городам надо было рыть каналы, а другим - строить дороги. Компромисса не нашли. В результате и каналы засорились, и дороги не достроились. Фабрики и заводы остановились.

Вдобавок, бедняки захватили рудник. Им было выгоднее брать уголь даром, чем платить владельцам, которым, в свою очередь, было выгодно поднять цену. Примеру этих бедняков последовали другие. Начались вражда и кровопролития. В стране наступил хаос.

Во всех бедах обвинили, конечно, правительство. "Не нужны нам философы и ученые, - заявили купцы, - мы торгуем и получаем прибыль. Мы приносим больше пользы".

И стали править страной купцы, а ученых изгнали. Все, что не приносило прибыли, объявили бесполезным. Прекратились научные разработки, не развивалась промышленность. Закрылись библиотеки. Для чтения оставили лишь журнал "Прейскурант". Обман, подлог, воровство, вражда еще больше усилились. Как небесная кара за злодеяния и за то, что не послушали пророка, пришедшего образумить народ, разразилась страшная гроза, разрушившая часть городов и погубившая много жителей. Жизнь стала еще хуже.

Тогда выступили ремесленники и сказали: "Мы производим материальные ценности. Мы - самые главные".

И стали править страной ремесленники. При новом правительстве исчезла торговля. Рынки наводнились всевозможными нужными и ненужными изделиями, но сбыта их не было: дороги перепутались, и никто не знал, куда что ввозить и откуда что вывозить. Деньги стали редкостью. Людские страдания только увеличились.

Тут на смену ремесленникам пришли землепашцы. "Мы выращиваем хлеб. Мы -  самые главные", - утверждали они и изгнали из страны всех, кто не трудился на земле. Изгнанные и гонимые голодом люди стали грабить дома землепашцев, за кусок хлеба убивали друг друга. Напуганные землепашцы все хуже обрабатывали землю, и она перестала плодоносить. Поля опустели, а оставшиеся жители подались в лес, чтобы там хоть как-то прокормиться, и совсем одичали. Страна исчезла, а некогда прекрасный город превратился в руины.

И оказалось это все - суета сует, и, как сказал мудрец, что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было.




 


Рецензии
"Принципы" вечной цивилизации принёс нам Иисус Христос. А мы его распяли и продолжаем бодрый поход по одним и тем же граблям... Откуда возьмется что-то иное? :)

Спасибо, про Пружинку это здорово Вы вспомнили...
=Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.=

Посмотрите: Мир сей обречён. http://proza.ru/2018/09/09/828
Благословений нам.

Ваня Сталкер   08.03.2019 10:56     Заявить о нарушении