Русская литература - как литература малой народнос

Русская литература - как литература малой народности
march 9th, 14:53
Почему я всегда, когда меня спрашивают, как я отношусь к русской литературе, говорю, что русская литература очень бедная?

Объясняю: всё дело в высокой негибкости отбора текстов. "Негибкость отбора" означает, что над литературой в России исторически сложился институт литературных начальников, по совместительству добровольных цензоров, которые в силу политических причин сосредоточены в подавляющем большинстве в двух мегаполисах - СПб и Москве.

Эти начальники представляют собой редакторов московских издательских монополистов и московский круг так называемых "литературных экспертов" (это явление известно также под расхожим названием "литературная мафия"), которые, судя по стилю их работ, почти полностью вышли из низовой московской и питерской журналистики, московского "литинститута"* и различных столичных "литературных курсов", а в последние годы также из соцсетей.

В результате такой системы в пласте издаваемой литературы постоянно всплывает литпродукция московских и петербургских авторов, многие из которых обладают каким-то еще - не литературным - статусом. Так устроены мозги журналистов из мегаполиса: они мыслят литературу, как рубрики в столичной газете. В такой газете есть рубрика "знаменитости" (тексты, написанные знаменитыми личностями), есть рубрика "на злобу дня" (тексты, отражающие актуальные события современности), есть рубрика "столичные новости" (тексты, где описываемые события происходят в столице), есть рубрика "новости из регионов" (литература провинциальных авторов) и тд. Думаю, что все со мной согласятся, что в столичной газете рубрика "новости из регионов" будет занимать, ну, примерно 10-15% всего печатного объема. Больше просто не нужно - ну какой столичный житель, или даже провинциал с амбициями, мечтающий жить в столичном тренде, захочет пристально знакомиться с жизнью каких-то незначительных замкадышей?

Из этого чрезвычайно замкнутого на "центр" расклада мы получаем выборку лит.работ на площади, заселяемой, по данным википедии, 12 млн (Москва) и 5 млн (С-Петербург) человек. То есть, 90% всей русской литературы укладываются в условную "страну" с населением в 17 млн человек. Это небольшая страна, по численности населения находящаяся где-то между Боливией и Нидерландами (по данным той же вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/)
Ну а если мы накинем еще пару миллионов, приходящихся на отбор провинциальных авторов (те самые 10-15% рубрики "новости из региона"), то в этом случае мы, чем черт не шутит, догоним даже Сенегал и Румынию.

Ни Боливия, ни Нидерланды, ни Сенегал, ни Румыния не являются великими литературными державами. Я вполне допускаю, что когда-нибудь они перегонят в этом отношении всю планету, но пока их успехи довольно скромны, хотя бы чисто в силу природной невеликости этих стран; и соответственно, где-то на их уровне маячит сейчас современная русская литература, плоды которой собираются на идентичной по количеству авторов площадке. Масштаб этих литератур, конечно, превышает масштаб литератур малых народностей. Их литературы - региональные литературы. Я сознательно упомянула "малые народности" в названии данной статьи, чтобы поострее обозначить проблему и спустить с неба на землю сторонников некоего особого "превосходства" российской культуры над культурами других стран. Но факт остается фактом: на мировом уровне российская литература крайне местечкова, региональна, провинциальна, малоинтересна. И она будет оставаться такой, пока условия существования людей на данной территории не будут заменены более справедливыми правилами, пока не будут упразднены притязания на монополию культуры со стороны отдельных привилегированных слоев населения.
-----------
* Литинститут - редкостное и единичное по своим качествам заведение. Курсы креативного письма (creative writing), разумеется, есть при каждом приличном американском вузе и колледже, но только в России умудрились сузить и монополизировать это явление до пределов МКАД. По сути, весь российский литпроцесс сознательно выстроен так, что для его обслуживания с лихвой хватает выпускников Литинститута и связанных с ним кругов, - что и происходит в реальности.


Рецензии
Да, провинция в России дала мало авторов, вдобавок, крайне незначительных - Толстой, Чехов, Лесков, Есенин, Маяковский и многих других. Кстати, даже Анненский был родом из Вологды.Конечно, были москвичи вроде Пушкина или Достоевского. Потрясающе мало дала провинция в советское время - Шолохов и Распутин, Айтматов и Астафьев.

Впрочем, сам подход напоминает классические штампы украинской пропаганды. Неважно, что Шолохов увеличивает численность населения на площади проживания писателей за счет Ростовской области, Есенин - Рязанской, Распутин - Иркутской. Население Англии на момент расцвета великой английской литературы было порядка 30 млн. Диккенс писал для страны в 22 млн. человек, если отсечь не участвующие в литературном процессе графства Англии, то будет ещё меньше. Означает ли это, что Англия не великая литературная держава, а Украина с 55 млн. населения - великая?

Алексей Богословский   09.06.2019 11:02     Заявить о нарушении
Ну конечно. Из той перспективы, где детали принципиально неважны, совершенно безразлично, что Толстой был родовитый аристократ и Москва была ему вторым домом, Анненский - с пяти лет жил в СПб, у Чехова литературная деятельность началась с сотрудничества с московской прессой (да и сам тоже - с 19 лет в Москве), Лесков в 29 лет тоже переместился в столицу, Есенин был конъюнктурный выдвиженец-из-народа, как и все последующие "деревенщики" и "представители малых культур" (не худо бы еще уточнить, печатались ли когда-нибудь вообще их тексты в провинциальных издательствах).
Ваш беглый ракурс на викторианскую Англию вообще не выдерживает критики. Если вы кроме Диккенса не знаете никого другого из английских писателей, и тем более, писателей-не лондонцев, то это ваши проблемы, а не мои и тем более, не проблемы английской литературы.

Алла Мелентьева   09.06.2019 13:00   Заявить о нарушении
Ну и Украина тут вообще не причем. У украинских авторов есть проблемы, но они другого порядка, с другой спецификой. Если б вы только знали, как вы мне надоели, воинствующие мещане, лезущие везде пересказывать все штампы, которые они узнали из телевизора!

Алла Мелентьева   09.06.2019 13:04   Заявить о нарушении
Украина здесь ещё как причем. Всё-таки всё ваше сердце с такими как Порошенко и Зеленский. А так осмелюсь заметить вам, Великая дама, что для читателей я намного большая величина, чем вы, несмотря на всякие хвалы о вас с Украины.

Алексей Богословский   09.06.2019 14:19   Заявить о нарушении
Как забавно: какой-то никому не известный Андрей Богословский из Москвы приписывает мне вкусы и предпочтения и пытается распоряжаться моим сердцем, и видимо, печенью, почками и другими частями организма ))

Алла Мелентьева   09.06.2019 15:58   Заявить о нарушении